Практическая ситуация № 15 «У Вас продается славянский шкаф?»
Необходимо выстроить прогноз продаж продукции на декабрь, используя метод прогнозирования «экспоненциальное сглаживание» на основе информации о предшествующих периодах.
Информация о спросе на продукцию
Месяц | Продажи, тыс. шт. | |
прогноз | факт | |
январь | ||
февраль | ||
март | ||
апрель |
Окончание таблицы
май | ||
июнь | ||
июль | ||
август | ||
сентябрь | ||
октябрь | ||
ноябрь | ||
декабрь | ? |
Задание
Требуется определить:
1) размер константы сглаживания;
2) прогноз продаж на декабрь.
Практическая ситуация № 16 «Вот такое у нас лето, сынок…»
По мнению руководителя туристической компании «Лотос», продающей путевки на курорт «Шмаковка», спрос на путевки связан с индексом погодных условий, даваемых Приморским бюро погоды. Когда погода была наиболее дождливой за последние пять лет (и индекс был низким), продажи путевок были низки.
Информация о продажах и индексе погодных условий
Продажи, шт. (у) | Индекс погоды, (х) |
Задание
Сделайте прогноз продаж путевок на следующий период, если синоптики присваивают новому сезону индекс 7.
Практическая ситуация № 17 «Море, чайки, белый песок...»
По мнению управляющего магазином «Чудодей», где продается крем от загара, спрос на крем связан с индексом погодных условий, даваемых Приморским бюро погоды. Когда погода была наиболее солнечной за последние пять лет (и индекс был высоким), продажи крема были высоки.
Информация о продажах и индексе погодных условий
Продажи, шт. (у) | Индекс погоды, (х) |
Задание
Сделайте прогноз продаж крема на следующий период, если синоптики присваивают новому сезону индекс 5.
Тема 5. Теория очередей в производственном менеджменте
Обобщение
Очереди являются важной частью мирового операционного менеджмента. Модель, иллюстрируемая одноканальной, однофазной системой и распределением Пуассона появления заявок и экспоненциальным временем обслуживания (А), многоканальная модель (В), модель с постоянным временем обслуживания (С), модель с ограниченным размером источника (D). Все четыре модели связаны с распределением заявок по принципу Пуассона, дисциплиной обслуживания FIFO и с однофазным сервисом. Типичными операционными характеристиками рассматривают среднее время ожидания в очереди и в системе, среднее число заявок в очереди и в системе, время простоя и коэффициент использования системы.
Краткое содержание темы
Сфера услуг и сфера производства нуждаются в хорошо отлаженном менеджменте. Значимость сферы услуг в экономике непрерывно растет. По данным статистики доля работ по услугам в ВВП превышает долю производства товаров и эта тенденция наблюдается во всех индустриально развитых странах.
Услуга понимается как выполнение каких-либо работ или действий исполнителем по заданию заказчика (клиента). В этом случае имеются два действующих лица: исполнитель услуги и заказчик услуги.
Заказчиками услуг могут быть как физические лица (граждане), так и организации (предприятия). Исполнителями услуг могут быть: предприятия, сервисные компании, фирмы малого бизнеса, индивидуальные предприниматели, а также учреждения здравоохранения, культуры, науки, образования, финансов, права и другие.
Говоря о сервисе, необходимо отметить, что чаще всего речь идет о возмездных услугах, т.е. таких, исполнение которых оплачивается заказчиком исполнителю. Отношения между исполнителем и заказчиком регулируются договором возмездного оказания услуг (ст. 779 Гражданского кодекса РФ).
В существующей хозяйственной практике можно наблюдать исключительное разнообразие услуг. Среди них услуги связи, транспорта, ремонта, медицинские, аудиторские, исследовательские, консультационные, информационные, коммунально-бытовые, торговые, туристические, образовательные и другие. Отдельные виды услуг, такие как строительный и бытовой подряд, научно-исследовательские работы, перевозка грузов, банковские услуги, нотариальные услуги, хранение вещей, социальные услуги гражданам, страхование, доверительное управление имуществом и некоторые другие, регулируются специальными положениями Гражданского кодекса и соответствующими законами.
Услуги можно подразделить на виды по нескольким признакам:
• В зависимости от объекта или продукта услуги, которые, в свою очередь, подразделяются на материальные и нематериальные.
Материальные услуги предполагают наличие материального объекта, на который направлена данная услуга. Например, к материальным услугам относят ремонт техники, зданий, коммуникаций и других вещей, по техническому обслуживанию машин (автосервис), по перевозке и хранению грузов, по обработке материалов и деталей, по вывозу мусора, уборке помещений и др.
К материальным услугам относят также особый вид сервиса – это коммерческий сервис, который должно выполнять каждое производственное предприятие, т.е. предоставлять покупателям комплекс услуг, связанных с продажей и последующей эксплуатацией своей продукции (предпродажное, гарантийное и послегарантийное обслуживание).
Нематериальные услуги – услуги, требуемые в процессе жизнедеятельности людей и функционирования предприятий. Большинство этих услуг являются социальными услугами, так как они направлены на человека и призваны обеспечить его потребности: медицинские, юридические, образовательные, санитарно-гигиенические, услуги по питанию, культурному отдыху и др. К нематериальным относят услуги по связи, деловому и правовому консультированию, аудиту предприятий, оценке имущества и др.
• По месту исполнения услуги подразделяются на:
1) услуги, исполняемые по месту нахождения исполнителя – например, ремонт техники на ремонтном предприятии, хранение на специальном охраняемом складе (платные стоянки автомобилей), обработка деталей специальными технологиями на специализированном заводе и т.д.;
2) услуги, исполняемые по месту нахождения заказчика – например, ремонт зданий и помещений заказчика, наладка и пуск оборудования, ремонт оборудования на месте его применения, питание персонала в заводской столовой, специальные услуги работникам по месту их работы и т.д.
• По периодичности выполнения услуги подразделяются на:
1) разовые услуги, выполняемые по единичным заказам;
2) периодически исполняемые, повторяющиеся услуги – например, периодический ремонт, ежегодный аудит и т.д.;
3) непрерывно исполняемые услуги (услуги по связи, питанию работников, уборке помещений, электро-, газо- и теплоснабжение и т.п.).
• По степени участия заказчика в процессе исполнения услуги можно выделить:
1) услуги, выполнение которых требуют непосредственного участия или присутствия заказчика (медицинские и другие социальные услуги);
2) услуги, выполнение которых не требуют непосредственного участия или присутствия заказчика (большинство материальных услуг);
3) услуги, при выполнении которых требуется периодическое, краткосрочное присутствие заказчика;
4) деятельность по оказанию услуг называется обслуживанием (сервисом).
Услуги в виде выполняемых работ по договору с заказчиком обладают рядом особенностей. Эти особенности должны быть оговорены в договоре на услуги.
Отметим основные характеристики услуг, исполняемых по договору с заказчиком:
1) услуга должна содержать точный и полный состав выполняемых работ. Заказчик будет оплачивать только этот состав работ. На дополнительные работы потребуется дополнительное соглашение;
2) должен быть сформулирован конечный результат услуги. Например, если заказывается ремонт машины, то должно быть известно, каким требованиям должна отвечать отремонтированная машина;
3) услуга характеризуется качеством ее исполнения. Например, для информационных услуг – это качество и достоверность информации, для медицинских услуг – качество лечения, для услуг по рекламе – эффективность рекламы и т.д.;
4) услуга характеризуется сроком исполнения. Для многих видов услуг при планировании можно наметить лишь примерные сроки.
От объемности, сложности, качества и сроков услуги зависит стоимость (цена) услуги. Кроме того, на стоимость влияет конъюнктура на рынке данного вида услуг.
В изучаемой дисциплине основное внимание уделяется тем услугам, которые заказывают, а также исполняют как промышленные, так и сервисные компании.
Практическая ситуация № 18 «Вода, вода, кругом вода …»
Работник автомобильной мойки «24 часа» способен обслуживать три автомобиля в час (20 минут на 1 автомобиль). Клиенты появляются в среднем по два человека в час. Клиенты обслуживаются по правилу FIFS.
Вопросы, задания
1. Опишите параметры сервисной системы и оцените ее эффективность.
2. Какова вероятность, что в сервисной системе находится больше чем два клиента?
3. Что можно порекомендовать владельцу бизнеса?