Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти, а также органами законодательной власти.
Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ.
Управление безопасностью труда осуществляется управляющими органами нескольких уровней:
• федеральным,
• отраслевым,
• региональным,
• предприятий.
Такое разделение функций и обязанностей следует признать оптимальным для решения управленческих задач.
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.
В настоящее время основным органом управления охраной труда является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России).
Миздравсоцразвития России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в области безопасности (охраны) труда, которые закреплены за другими службами.
Важнейшим органом управления безопасностью труда является служба охраны труда предприятия, которая осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, и организует работу по улучшению условий и охране труда на предприятии.
Служба охраны труда входит в структуру предприятия, организации или учреждения как одна из основных производственно-технических служб.
При создании службы охраны труда учитывают сферу деятельности предприятия и количество работников. Так, на предприятиях с численностью работников 50 и более человек, работодатель создает службу охраны и труда. На предприятии с количеством работников менее 50 человек функции службы охраны труда могут выполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку. На предприятии, с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение требований законодательства.
Для нормального функционирования системы управления охраной труда на предприятии (СУОПП) на каждом предприятии приказом распределяют функции по реализации задач управления охраной труда между руководящими и исполнительными функциональными службами и структурами подразделениями предприятия.
В управлении охраной труда, кроме штатных должностных лиц и структурных подразделений, участвует также и комиссия по вопросам охраны труда, созданная решением трудового коллектива и профсоюзной организации, а также уполномоченные трудовых коллективов структурных подразделений предприятий.
Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов.
Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль
В настоящее время основными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда, являются следующие службы (федеральные надзоры):
• Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Минздравсоцразвития Росиии;
В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.
• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор);
Подразделениями этой службы осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил.
• Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);
• Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), подчиняющаяся непосредственно Правительству РФ;
• На Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.
• Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
• Государственный надзор за исполнением трудового законодательства и иных правовых актов, расследование несчастных случаев на производстве в установленном порядке может осуществлять Прокуратура Российской Федерации.
Решение по результатам прокурорских расследований принимают органы судебной власти (суды).
Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.
Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии – инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.