А.А.Волкова, В.Г.Шишкунов, А.О.Хоменко
А.А.Волкова, В.Г.Шишкунов, А.О.Хоменко
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ Безопасность жизнедеятельности
Методические указания
Подготовлено кафедрой «Безопасность жизнедеятельности»
Научный редактор: доц., канд. техн. наук А.О.Хоменко
Методические указания к домашним работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех форм обучения, всех специальностей.
Содержат краткие сведения по основным разделам курса: безопасность производственной деятельности, экологическая безопасность, промышленная безопасность опасных производственных объектов, безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Приведены варианты типовых задач и методические указания для их самостоятельного решения
Екатеринбург
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. …..…3
Общие методические указания по выполнению заданий…………..….3
1. Санитарно-гигиеническая оценка условий труда……………………..…...4
1.1. Производственное освещение ………………………………………..…....4
1.1.1. Задача № 1 Оценка естественной освещенности помещения…….……4
1.2. Защита от шума и вибрации………………………………………….…....6
1.2.1. Задача №2 Расчет глушителя шума……………………………….…....7
1.2.2. Задача №3 Определение уровня звукового давления……………...…8
1.2.3. Задача №4 Расчет и выбор виброизоляторов…………………….…10
1.3. Оздоровление воздушной среды…………………………………………12
1.3.1. Задача №5 Оценка состояния воздушной среды производственного помещения и загрязнения атмосферного воздуха…………………………..12
1.3.2. Задача №6 Расчет воздухообмена общеобменной вентиляции ……15
2. Взрывопожарная безопасность……………………………………….…....17
2.1. Расчет показателей взрывопожарной опасности ………………….…….18
2.1.1. Задача №7 Оценка взрывоопасности помещения……………………18
2.1.2. Задача №8 Оценка последствий взрыва………………………………19
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...25
Таблица П.1. СНиП 23-05-95 (извлечение) Группы административных районов по ресурсам светового климата ……………………………………..23
Таблица П.2 Значения коэффициента светового климата…………….23
Таблица П.3 Предельно-допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот………………………………………………………24
Таблица П.4 Акустические характеристики звукопоглощающих облицовок……………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30
Введение
Программа курса «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает выполнение задач, которые предназначены для углубления знаний выпускника вуза и могут оказаться полезными в практической деятельности будущего специалиста.
Все рассматриваемые в данном предмете производственные факторы присутствуют на большенстве рабочих мест предприятий Российской федерации и могут оказывать вредное или опасное воздействие на жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности.
Федеральный закон №426-ФЗ от 28.12.2013 «О спецальной оценке условий труда» дает работникам предприятия на своих рабочих местах возможность стать активнымиыми участниками процесса идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. В связи с этим компетенция: «Идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере профессиональной деятельности», прописанная в большенстве ФГОС высшего профессионального обоазования, необходима в дальнейшей трудовой деятельности специалиста.
Класс условий труда по факторам трудового процесса и производственным факторам -
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
По источнику излучения светового потока различают естественное, совмещенное (комбинированное)и искусственное освещение.
Помещения с постоянным пребыванием людей согласно СНиП 23.05-95 должны иметь естественное освещение.
Нормативом освещенности от естественного света является коэффициент естественной освещенности (КЕО), который зависит от разряда и подразряда зрительной работы на рабочем месте.
ЗАЩИТА ОТ ШУМА И ВИБРАЦИИ
Слышимый звук (шум)– среднеквадратичные колебания звукового давления относительно атмосферного с частотами от 20 до 20000 Гц и времением усреднения 30…100 милисекунд.
Слуховое воздействие шума – вызывает утомление звукового анализатора, кратковременную или постоянную потерю слуха, ухудшение четкости речи и восприятия звука;
Внеслуховое воздействие шума– вызывает ухудшение показателей переработки информации, снижается темп и ухудшается качество выполняемой работы.
Звуковой анализатор человека обладает Неодинаковая чувствительностью к звуковым колебаниям разной частоты, поэтому при оценке шума принято разбивать весь его диапазон на октавные полосы и для каждой полосы определять уровень звукового давления.
Гигиеническая оценка шума- частотный диапазон разбивают на 9 полос (октав) со среднегеометрическими частотами соответственно: 31,5; 63; 125; 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц, измеряют уровни звукового давления и строят спектр шума.
При гигиенической оценке и нормировании шума в производственном помещении используется показатель – уровень звукового давления LP:
, дБ
где LР – уровень звукового давления, дБ;
Р– звуковое давление в точке измерения, Па;
Р0 – пороговое значение 2×10-5 Па.
ЗДОРОВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
Прямое воздействие вредных веществ– непосредственное влияние на жизнь и здоровье человека, общий рост заболеваемости работников предприятия.
Косвенное воздействие вредных веществ – поражение среды обитания растений и животных, появление дыма, тумана, смога, кислотных дождей.
Предельно допустимая концетрация (ПДК) – max концентрациявредного вещества, которая не оказываетнегативноговоздействия на здоровье человека и на окружающую среду.
Ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ) -определяют расчетным путем по эмпирическим зависимостям, и проверяется на веществах с похожими свойствами, для которых ПДК уже установлены, устанавливаются сроком на 3 года.
Микроклимат – климат рабочего места, нормируются: температура, влажность, скорость движения воздуха и температура окружающих поверхностей.
Теплоощущение человека –зависит от теплообмена с окружающей средой: – нагрев вдыхаемого воздуха,
– испарение влаги с поверхности кожи и легких,
- конвективный обмен и тепловое излучение тела.
Нормативы микроклимата зависят от времени года (теплый, холодный), вида физической нагрузки(легкие, средние или тяжелые физические работы) и типа микроклимата (нагревающий или охлаждающий микроклимат).
А.А.Волкова, В.Г.Шишкунов, А.О.Хоменко
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ Безопасность жизнедеятельности
Методические указания