Маркировка, упаковка, хранение кожаной обуви

На каждую пару обуви наносят маркировку четкими, печатными буквами и цифрами, легко различимыми и не­больших размеров. На каждую полупару обуви наносят обозначения: товарный знак предприятия-изготовителя, код, номер модели, размер, полноту, дату выпуска, сорт, номер стандарта. Размер и полноту обуви указывают на подошве, в геленочной части.

Кожаную обувь упаковывают в коробки из картона так, чтобы носок одной полупары прилегал к пяточной части другой. Между полупарами прокладывают мягкую бумагу. Легкую обувь заворачивают в бумагу или пакет. Коробки, пакеты с обувью укладывают в ящики. На ко­робки и пакеты наносят маркировочные данные: товар­ный знак предприятия, артикул, фасон, номер стандарта, местонахождение предприятия-изготовителя. Аналогич­ные обозначения наносят на каждый ящик или коробку, также указывают номер ящика. Дату упаковки, количест­во пар обуви и вес брутто.

Обувь хранят при температуре от 8 до 16 °С и относи­тельной влажности воздуха 50-70 % .

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите топографические участки шкуры крупного рогатого скота.

2. Какие виды дубления вы знаете?

3. Назовите детали верха сапога, ботинка.

4. Какие вы знаете методы крепления подошвы обуви?

5. По каким признакам классифицируют ассортимент кожаной обуви?

6. Охарактеризуйте требования к качеству обуви.

7. В каком случае покупатель имеет право на обмен обуви?

Резиновая обувь

Резиновая обувь защищает ноги человека от влаги, хо­лода и других воздействий. Ее изготавливают из резины однородной или модифицированной сополимерами. К ре­зиновой обуви относят обувь из пластмасс, а также обувь резинотекстильную.

Для производства резиновой обуви применяют резино­вые смеси, текстильные материалы, резинотекстильные смеси, лаки, резиновые клеи, поливинилхлорид, полиуре­тан микропористый, отделочные материалы.

Для отделки резиновой обуви используют блочки, крючки, кнопки, пуговицы, тесьму, шнурки, нитки, ап­пликации, обсоюзки.

Производство резиновой обуви. Клеевой метод. На ко­лодках последовательно собирают сначала внутренние де­тали обуви, затем промежуточные и наружные. Получен­ную обувь покрывают лаком, вулканизируют, снимают с колодки, комплектуют парами, сортируют, маркируют и упаковывают. Обувь клеевого метода легкая, гибкая, стенки обуви тонкие.

Метод штампования. Обувь изготовляют в специаль­ных пресс-формах. Штампованная обувь более тонкостен­ная, жесткая, тяжелая, имеет следы от пресс-формы.

Метод формования. На сердечник-колодку надевают заготовку, накладывают предварительно разогретые на­ружные детали обуви, затем формуют и вулканизируют. Обувь имеет следы от пресс-формы, но более эластичная и тонкостенная. Этим методом вырабатывается производ­ственная обувь и обувь спортивного назначения.

Метод жидкого формования. Этим методом изготовля­ют сапоги, сапожки из полиуретана. Обувь имеет повы­шенную теплозащитность.

Классификация резиновой обуви. По назначению ре­зиновую обувь подразделяют на бытовую, производствен­ную и спортивную.

По половозрастному признаку резиновая обувь делит­ся на мужскую, женскую, школьную для мальчиков, школьную для девочек, девичью и детскую.

По характеру использования - это обувь, надеваемая поверх другой обуви и надеваемая непосредственно на ногу.

По материалу верха резиновая обувь бывает цельноре­зиновая, резинотекстильная, с верхом из пластмассы.

По цвету - она черная, белая, цветная и многоцветная.

По видам резиновая обувь делится на галоши, сапоги, сапожки, полусапожки, ботинки, полуботинки, туфли.

По отделке - это обувь лакированная и нелакированная.

5* 67

Ассортимент бытовой резиновой обуви.Галоши вы­пускают цельнорезиновыми, из поливинилхлоридного пластизола. Их изготовляют для ношения без верха и для ношения на обуви.

Ботинки - клееные, формовые, цельнорезиновые и с текстильным верхом.

Сапоги вырабатывают цельнорезиновые, из поливинил­хлоридного пластика. Они могут быть лакированные и не­лакированные.

Сапожки, полусапожки могут быть с застежкой и без нее, разной высоты.

Туфли бывают цельнорезиновые, резинотекстильные или из поливинилхлорида пластиката.

Выпускают туфли волейбольные, кроссовые, футболь­ные, гимнастические и др.

Требования к качеству резиновой обуви, маркировка.Резиновая обувь должна соответствовать требованиям стандарта. Готовая обувь должна быть водонепроницае­мой; соответствовать размерам; должна быть мягкой, лег­кой, эластичной. Не допускаются пороки, ухудшающие внешний вид, механические повреждения, выступания серы, расслаивание облицовочных деталей. Сапоги, са­пожки формовые и спортивную обувь на сорта не делят, остальные виды обуви в зависимости от наличия пороков бывают 1-го и 2-го сортов.

Маркировка резиновой обуви содержит товарный знак предприятия-изготовителя, дату изготовления, артикул, размер, сорт, номер стандарта.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие материалы применяются в производстве рези новой обуви?

2. Назовите основные способы изготовления резиновой

обуви.

3. Охарактеризуйте ассортимент резиновой обуви.

4. Какие пороки не допускаются в резиновой обуви?

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

Стеклянные бытовые товары

К стеклянным бытовым товарам относятся различные виды посуды, художественно-декоративных и прочих из­делий, изготовленных из стекла и используемых в быту.

Потребительские свойства стеклянных бытовых това­ров.Полезность изделий из стекла для потребителей опре­деляется, прежде всего, их соответствием функциональ­ным, эргономическим, эстетическим, коммерческим тре­бованиям и надежностью в эксплуатации.

Основные функции стеклянной посуды состоят в спо­собности «принимать», сохранять и «отдавать» пищу и напитки. Выполнение этих функций зависит как от конструктивного решения изделия, так и от вида стекла (функциональные свойства).

Эргономические свойства предусматривают макси­мальное удобство в пользовании изделиями и их гигие­ничность.

Надежность - сложное комплексное свойство, харак­теризуемое долговечностью и сохраняемостью стеклян­ной посуды.

Производство стеклоизделий.Стекло - искусственный силикат, полученный при остывании стеклообразующих веществ. Производство стекла включает этап подготовки сырья и варку стекломассы при температуре около 1500°С. Основными сырьевыми материалами являются кварцевый песок, известняк, сода и другие минеральные вещества. После расплавления смеси компонентов и охлаждения об­разуется твердый материал, составными частями которого являются оксиды кремния, натрия, кальция.

Для изготовления посуды и художественно-декоратив­ных изделий применяются силикатные стекла, которые по особенностям состава подразделяются на бессвинцо­вые (обыкновенные, хрустальные), ситалловое и бороси-ликатное.

Обыкновенное стекло имеет небольшую плотность, твердость, термостойкость, хорошую химическую стой­кость и прозрачность.





Хрустальное стекло содержит 18-24 и более весовых частей оксида свинца. Оно имеет повышенную массу, блеск, плотность, прозрачность, лучепреломляемость, но меньшую термическую стойкость. При ударе о край изде­лия из хрусталя оно издает длительное мелодичное зву­чание.

Ситалловое стекло - полупрозрачное или непрозрач­ное, молочно-белого цвета, высокой механической проч­ности и термической стойкости.

Боросиликатное - желтовато-зеленоватого цвета, вы­сокой термической и химической стойкости.

Ассортимент стеклянных изделий.Ассортимент под­разделяют по функциональному назначению; виду стек­ла; цвету; способу формования; способам украшения; раз­мерам; видам.

Стеклянную посуду по назначению подразделяют на столовую и хозяйственную.

Столовую посуду по функциональному назначению подразделяют: на посуду для принятия пищи и напитков; для подачи пищи и напитков; прочую посуду.

По виду стекла посуда делится на обыкновенную, хрустальную, ситалловую.

По цвету стекла различают посуду бесцветную и из цветного стекла (белого, черного, цветного). Стекла окра­шивают путем введения в стекломассу соединений раз­личных металлов (золота, кобальта, цинка и др.).

По способу формования выделяют выдувную, прессо­ванную, моллированную посуду.

У выдувной посуды толщина стенок небольшая (до 2 мм), сложная конфигурация изделий, отсутствуют сле­ды от формы. Выдувная посуда разнообразна по видам, форме, имеет хороший блеск и прозрачность, относитель­но высокую термостойкость, украшения различной слож­ности.

Прессованная посуда имеет несложную, слегка кони­ческую форму, толстые стенки, большую массу. Наруж­ная поверхность изделий бывает часто с рельефным ри­сунком, полученным от пресс-формы. Эта посуда дешевле выдувной и менее стойкая к нагреванию и охлаждению.

Моллированием вырабатывают изделия из заготовки стекла, нагретой до температуры размягчения, путем при­гибания под действием собственной массы или с помощью прессующего устройства.

Маркировка, упаковка, хранение кожаной обуви - student2.ru

15 16 17 18 19

Рис. 6.1. Украшения стеклянных изделий: / - матовая лента; 2-4 - номерная шлифовка; 5, 6 - простое травление; 7,8 -пантографическое травление; 9 - художественное травление; 10, 11 - грави­ровка; 12 - широкая прямая грань; 13 - живопись; 14 - украшение стеклян­ной тканью; 15-19 - алмазная грань

Украшения наносят в процессе формования или на го­товые изделия. В процессе формования наносят цветные нити, шнуры и полосы, пятна, пузырьки и украшение «под мрамор», стеклоткань, стекловолокно.

Готовые изделия украшают шлифовкой, гравировкой, матированием, травлением, живописью, деколью, шел-кографией, фотопечатью и др. (рис. 6.1).

Шлифовка - узоры по поверхности изделий из стекла бесцветного или с нацветом, полученные с помощью шли­фовальных кругов.

Гравировка - матовые неглубокие рисунки раститель­ного характера с тонкой проработкой деталей.

Матирование - матовый узор различной сложности на изделиях из бесцветного и нацветного стекла, полученный пестроструйной обработкой поверхности через трафареты.

Травление основано на разрушении стекла плавиковой кислотой.

Живопись - рисунок в виде полосок (усик - до 1 мм, от­водка - от 1-3, лента - 4-10 мм), орнамента или темати­ческого сюжета.

Деколь - многоцветный рисунок, нанесенный на изде­лия из обыкновенного стекла с помощью переводных кар­тинок.

Шелкография - одно- или многоцветный рисунок с ви­димыми точками и рельефным контуром.

Фотопечать - фотографическое изображение на изделии.

Прессованная и прессовыдувная посуда имеет неслож­ные рельефные украшения, полученные при формовании от поверхности пресс-формы.

Прессованная посуда из хрусталя может иметь дора­ботку граней шлифованием.

Размер для полых изделий определяется по вмести­мости, для плоских круглых - по диаметру (мм), для плос­ких овальных - по длине (мм), для ваз, применяемых для сервировки стола, - по высоте и диаметру (мм).

Посуду для принятия пищи и напитков вырабатывают следующих видов: рюмки разных фасонов и вместимости; бокалы; бокальчики; фужеры; кружки; стаканы; салат­ники; тарелки.

Блюда, вазы, графины, кувшины, масленки, селедочни­цы, сахарницы, молочники, чайницы относятся к посуде для подачи и кратковременного хранения пищи и напитков.

В подгруппу прочих изделий включены вазы для цве­тов, лимоновыжималки, сигаретницы, стаканы для сал­феток, пудреницы, пепельницы.

Хозяйственную стеклянную посуду по назначению подразделяют на две подгруппы:

I - для хранения и консервирования пищевых продуктов;

II - для приготовления пищи.

I подгруппу вырабатывают машинным выдуванием и прессованием из обыкновенного бесцветного или окра­шенного стекла, без украшений. Это - банки для варенья, молока, солений, домашнего консервирования, бутыли хозяйственные, термосы и колбы к ним.

Посуду II подгруппы вырабатывают прессованием из термостойких боросиликатных закаленных стекол. Ее ис­пользуют для приготовления пищи на нагревательных приборах. Это - кастрюли с ручками и крышками, сково­родки, жаровни, формы для запекания, кофейники и др.

Качество стеклянной посуды. Изделия по форме, вмес­тимости, размерам, видам украшений, подбору и количе­ству предметов в комплекте должны соответствовать об­разцам-эталонам и техническим описаниям.

Изделия должны быть изготовлены из обесцвеченной прозрачной стекломассы, у хрусталя допускается слабый го­лубой оттенок, хорошо отожжены, иметь гладкую поверх­ность, хорошо оплавленные или отшлифованные края и дно.

Посуда должна быть устойчивой на горизонтальной по­верхности, безопасной. Украшения должны быть выпол­нены аккуратно, краски и позолота прочно закреплены.

В посуде не допускаются пороки - посечки, осыпь края, пузыри замутненные и продавливающиеся, прилеп стекла, щербины и сколы, недопрессовка, заусенцы цара­пающие, продутость стекла и т.д. независимо от размера и места расположения.

Маркировка изделий из стекла. Маркировку изделий наносят на бумажную этикетку, которую наклеивают не­посредственно на изделие или в процессе выработки. Мар­кировку потребительской тары, групповой упаковки из бумаги и транспортной тары наносят на бумажную эти­кетку или штампом.

Маркировка в процессе выработки должна содержать то­варный знак или наименование предприятия-изготовителя.

В маркировке потребительской тары и групповой упа­ковки из бумаги указывают следующие данные: товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя; наименование изделий; артикул; количество изделий в единице упаковки; номер контролера и упаковщика; обо­значение стандарта.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите сырье для изготовления стекла.

2. Назовите ассортимент стеклянной посуды.

3. Охарактеризуйте виды украшений стеклянной посуды.

4. Каковы отличительные признаки хозяйственной посу-

ды из стекла?

5. Какие дефекты не допускаются в стеклянных изделиях?





Керамические бытовые товары

Керамическими бытовыми товарами называются из­делия культурно-бытового назначения, выработанные из глинистых материалов с различными минеральными до­бавками и обожженные до камневидного состояния. Кера­мика - один из самых древних искусственных материалов.

К керамическим бытовым товарам относятся изделия, непосредственно используемые в домашнем хозяйстве, а также художественно-декоративные изделия.

Потребительские свойства керамических бытовых то­варов.Потребительские свойства бытовых керамических товаров обусловлены природой и свойствами керамики, уровнем проектирования и производственного исполнения.

Основная функция керамической посуды состоит в спо­собности «принимать», сохранять и «отдавать» помещен­ные в нее пищу и напитки.

Функциональные свойства - рациональность и соот­ветствие формы, размеров и конструкции изделия своему назначению.

Эргономические свойства керамической посуды обус­ловлены ее гигиеничностью и удобством пользования. Гигие­ничность определяется безвредностью и малой загрязняе-мостью изделий. Это обеспечивается отсутствием токсич­ных выделений применяемыми глазурями или красками.

Эстетические свойства характеризуются композици­онной целостностью, рациональностью формы и информа­ционной выразительностью. Особенность изделий из кера­мики состоит в том, что их формы и объемы пластичны, час­то напоминают формы предметов, окружающих человека в природе и в быту, а это соответствует современному стилю.

Свойства надежности по своей структуре соответ­ствуют аналогичным свойствам посуды из стекла. Ремон­топригодность и безотказность для керамических изделий нехарактерны, а их долговечность проявляется через фи­зическую и моральную износостойкость.

К основным материалам для производствакерами­ческих товаров относятся глина, каолин (глиноподобный материал белого цвета), отощающие материалы (кварце­вый песок), глазури.

Производство керамики состоит из следующих операций:

♦ подготовки массы и глазури;

♦ формования изделий;

♦ сушки;

♦ предварительного обжига;

♦ глазурования;

♦ политого обжига;

♦ декорирования.

Отличительные признаки фарфора и фаянса. Плот­ность фарфоровых изделий больше плотности фаянсовых, так как черепок у фарфора спекшийся, а у фаянса - порис­тый. Черепок фарфора белого цвета с голубоватым оттен­ком, у фаянса - белый с желтоватым, сероватым оттенком.

При ударе о край фарфоровые изделия издают продол­жительный высокий звук, фаянс — глухой и короткий. Твердость глазури фарфора выше в 3,5 раза, чем у фаянса.

Глазурь фарфора более химически стойкая к действию щелочей, кислот, чем глазурь фаянса. Край или ножка у фарфора часто не заглазурованы, изделия из фаянса пол­ностью заглазурованы.

Майоликовые изделия имеют рельефные украшения, часто покрываются одно- или многоцветной глазурью. Черепок майолики пористый, по составу и свойствам близок к фаянсу.

Украшение керамических изделий. Керамические из­делия декорируют керамическими красками, люстрами, препаратами золота, серебра (рис. 6.2).

Маркировка, упаковка, хранение кожаной обуви - student2.ru

Рис. 6.2. Украшение керамических изделий. Рисунки: 1 ■- сплошные; 2 - раскидные с большим букетом; 3 раскидные; 4 борто вые; 5 букетом; 6 - бортовые с букетом





Маркировка, упаковка, хранение кожаной обуви - student2.ru Маркировка, упаковка, хранение кожаной обуви - student2.ru Керамические краски наносят кистью (живопись) и по­лумеханизированным способом (трафарет, штамп). Усик, отводка, лента - полосы, которые наносят золотом или краской (усик - 1 мм, отводка - 1-3, лента - более 3 мм).

Живопись - рисунок, выполненный вручную красками или золотом. Характеризуется наличием (мазков) следов кисти.

Крытъе - изделия покрывают краской. Крытье бывает сплошное, полукрытье, нисходящее. Крытье сплошное -все изделие покрывается равномерно краской; полу­крытье - поверхность изделия закрашена полоской шири­ной до 20 мм и более. При нисходящем крытье делают по­степенный переход от сплошного слоя краски на нет.

Печать - графический, преимущественно однокрасоч­ный рисунок. Печатный рисунок контурный, состоящий из мелких штрихов, черточек.

Трафарет - рисунок наносят с помощью пульверизато­ра через трафарет.

Отличительные особенности трафарета: части рисунка одного цвета отделены друг от друга, края рисунка четко очерчены.

Штамп - однокрасочный рисунок, повторяющийся на изделии; наносят его с помощью резинового штампа краской или золотом.

Декалькомания (деколь) - однокрасочный или много­красочный рисунок; наносится на изделия с помощью пе­реводных картинок.

Шелкография - в данном случае краска продавливает­ся через сетчатые трафареты. Рисунки получаются яр­кие, рельефные, разной сложности, хорошо видны штри­хи и точки.

Фотокерамика ~ украшение в виде портретов, пейза­жей, перенесенное с фотопластинок.

Арабеска - узкий бортовой орнамент краской или золо­том, нанесенный от руки.

Блики - рельефные мазки бесцветной краской для под­черкивания светлых деталей рисунка.

В зависимости от характера расположения на изделиях рисунки подразделяют на букет, раскидные, бортовые, сплошные.

Фасоны фарфоровой и фаянсовой посуды определяют так же, как и фасоны стеклянной посуды. Фасоны посуды часто обозначают номерами или специальными названия­ми («Лотос», «Восточный»).

Ассортимент бытовых керамических товаров. Фарфо­ровые изделия подразделяются: по форме - на плоские (фарфоровая посуда глубиной не более 25 мм, измеренной от самой нижней точки до горизонтальной плоскости, проходящей через точку перелива) и полые (фарфоровая посуда глубиной более 25 мм, измеренной от самой ниж­ней точки до горизонтальной плоскости, проходящей че­рез точку перелива); по размерам— на мелкие (диаметром или длиной менее 175 мм, вместимостью менее 250 см), средние (диаметром или длиной от 175 до 500 мм, вмести­мостью от 250 до 600 см) и крупные (диаметром или дли­ной более 250 мм, вместимостью более 600 см); по толщи­не черепка - на обычные и тонкостенные. Изделия для на­питков взависимости от вместимости подразделяются на мелкие и крупные.

Фарфоровая и фаянсовая посуда в зависимости от выполняемой функцииподразделяется на три подгруппы: для принятия пищи и напитков; для подачи и кратковре­менного хранения пищи и напитков; изделия для кухни.

По назначению посуду делят на чайную, кофейную, столовую, десертную и др. По комплектности различают посуду штучную, парную (чашка с блюдцем) и комплект­ную (наборы изделий чайных, кофейных и столовых сер­визов и гарнитуров, подарочных наборов). Наборы вклю­чают изделия одного вида или изделия различных наиме­нований. Гарнитуры полнее сервизов по видам изделий.

К посуде для принятия пищи и напитков относят блюдца, чашки, бокалы, кружки, тарелки, миски, стака­ны, пиалы, салатники однопорционные и др.

К посуде для подачи и кратковременного хранения пи щи и напитков относят блюда, вазы для супа, бульона, компота, варенья и фруктов, сливочники, чайники, ко­фейники, кувшины, масленки, селедочницы, сахарницы, графины, конфетницы, перечницы, солонки, хлебницы.

К кухонным изделиям относят бочонки, доски для сы­ра, полоскательницы и т.д.

Полуфарфоровую посуду выпускают в небольшом ко­личестве в основном в виде полых штучных изделий для подачи и кратковременного хранения пищи и напитков, а также наборов (для воды и т.д.). Изделия обычно покры­вают белой и цветной глазурью, украшают подглазурным крытьем и росписью красками. Многие изделия имеют гофрированную рельефную поверхность.





Майоликовую посуду классифицируют по назначе­нию, комплектности, видам, фасонам и размерам анало­гично фарфоровой и фаянсовой.

Гончарную посуду по назначению делят на посуду для варки и подогрева пищи (горшки, крынки для молока); для хранения и подачи пищи и напитков (миски, кувши­ны, кружки, масленки, банки для хранения и др.); для цветов (горшки цветочные, кашпо, вазы).

Качество керамических товаров.Керамическая посу­да, поступающая в торговлю, по форме, декоративному решению, размерам, толщине черепка, составу массы, подбору и количеству предметов в комплекте должна со­ответствовать образцам-эталонам. Состав массы черепка и качество изготовления изделий должны обеспечивать установленные стандартом цвет, пористость, водопогло-щаемость, прочность и термостойкость. Черепок должен быть белым, равномерно покрытым глазурью. Количество допустимых пороков ограничивается. Качество кера­мической посуды проверяют в соответствии с требо­ваниями НД. Фарфоровая, фаянсовая и майоликовая посуда классифицируется на два сорта.

Маркировка, упаковка керамических изделий.На дне фарфоровых, фаянсовых изделий с оборотной стороны несмываемой краской наносят товарный знак предприя­тия-изготовителя, сорт. Товарный знак обозначают услов­ным символом, буквами или пишут наименование пред­приятия. Клеймо красного цвета ставят на изделия 1-го сорта, синего - на изделия 2-го сорта.

Керамические изделия упаковывают в пачки, коробки; чашки - по 4 или по 6 штук упаковывают вместе с блюд­цами в одну пачку, предварительно перекладывая бума­гой или завернув изделие в бумагу через одно.

Несколько пачек с изделиями прокладывают бумагой, стружкой и заворачивают в пакет. На пакете маркируют обозначение: наименование изделий, предприятия-изго­товителя, его товарный знак, дату упаковки, номер стан­дарта, номер упаковщика, сорт, группу разделки.

Хранить керамические изделия следует в сухих, отап­ливаемых помещениях на стеллажах.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие материалы применяют в производстве керами-

ческих изделий?

2. Из каких операций состоит производство керамиче­
ских изделий?

3. Каковы отличительные особенности фарфора и фаянса?

4. Назовите украшения керамических изделии.

5. На какие группы подразделяют керамические изделия?

6. Какие требования предъявляются к качеству керами-

ческих товаров?

7. Назовите методы маркировки керамических изделий.

Наши рекомендации