Общие сведения о швейных товарах
Для изготовления швейных изделий применяют ткани, натуральную и искусственную кожу, меховые полуфабрикаты, нетканые утепляющие материалы (ватин, синтипон и др.), подкладочные материалы, отделочные материалы (лента, тесьма и др.) и различную фурнитуру (пуговицы, пряжки, застежки «молнии», кнопки и т.д.).
Процесс производства швейных товаров состоит из основных этапов: моделирования, конструирования, раскройного процесса, пошива швейных изделий.
Моделирование.Это процесс разработки эталонного образца (модели) изделия. Составляется также техническое описание на модель. В дальнейшем по модели будут изготавливаться изделия на швейных предприятиях.
Рис. 3.1. Силуэты одежды 3* 35 |
Основные элементы в моделировании одежды. Силуэт - плоскостное, однотонное изображение контура изделия. Различают четыре основных силуэта (рис. 3.1).
Силуэт должен подчеркивать стройность фигуры или сглаживать недостатки ее.
Пропорция в одежде - это соотношение отдельных частей изделия. От пропорций зависит правильность композиции.
Ритм в одежде - повторение элементов одежды, одинаковых по размеру, форме, цвету, например, карманов.
Фасон изделия - детальная разработка основы модели. Форма одежды может быть строгая (классическая), спортивная и «фантази».
Одежда классической формы характеризуется строгостью, минимумом деталей. Декоративная отделка почти отсутствует. Линии, формы просты и лаконичны.
Одежда спортивного стиля характеризуется разнообразием покроя рукавов, наличием карманов (чаще накладных), клапанов, пояса, кокетки.
«Фантази» присуще большое разнообразие форм, отделок, сложный покрой. Деталей много, детали могут быть асимметричны.
Конструирование - разработка технических чертежей по данной модели, изготовление и проверка лекал. Конструкция определяет качество посадки изделия по
фигуре.
Раскройный процесс. Подобранные ткани настилаются на закройных столах, производится раскладка и обмеловка лекал. По контурным линиям делается
раскрой.
Пошив швейных изделий состоит из трех основных этапов: соединения деталей, влажно-тепловой обработки, заключительно-отделочных операций.
В швейном производстве применяют ниточный, клеевой, сварочный способы соединения деталей.
Основные размерные признаки. Фигура взрослого человека характеризуется тремя основными параметрами:
♦ ростом (длина тела человека от пола до верхушечной
части головы, см);
♦ размером одежды (определяется обхватом груди по выступающим точкам, см);
♦ полнотой (определяется обхватом талии для мужчин и обхватом бедер с учетом выступа живота для женщин, для детей обхватом талии, см).
Между смежными ростами, размерами и полнотой установлены интервалы, которые равны интервалу безразличия (промежуток, где разница между смежными параметрами не ощущается потребителем). Интервалы безразличия для производства одежды составляют: по росту -6 см, обхвату груди и бедер - 4 см, обхвату талии - 6 см и 3 см для детей).
Установлено 6 ростов для взрослых, 12 - для школьников и подростков и 8 - для дошкольного и ясельного возраста.
Размерные показатели швейных изделий указываются на товарных ярлыках в определенном порядке: рост - обхват груди - обхват бедер.
Группировка одежды по конструкции. В зависимости от характера опорной поверхности на фигуре и степени покрытия тела человека одежда делится на пять групп:
1. Плечевая одежда - опирается на плечевой пояс фигуры, покрывает туловище, руки, шею. К ней относятся: пальто, полупальто, куртки, пиджаки, жакеты, джемперы, свитеры, комбинезоны, платья, верхние сорочки, халаты и др.
2. Поясная одежда - опирается на тазобедренный пояс, покрывает полностью или частично нижнюю часть туловища и ноги (брюки, шорты, юбки, рейтузы, плавки, панталоны, трусы).
3. Головные уборы - швейные изделия, покрывающие голову (шапки, кепи, шлемы, береты и др.).
4. Чулочно-носочные изделия - чулки, носки, гетры, колготки.
5. Перчаточные изделия - швейные изделия, надеваемые на тело и покрывающие нижнюю часть руки (варежки, перчатки, рукавицы).
Рис. 3.2. Детали пиджака: 1 - полочка и спинка; 2 - рукав; 3 - воротник, подборт, клапан; 4 - внутренние части детали
\
Рис. 3.3. Детали брюк: / - откосок; 2 - пояс; 3 - шлевки; 4 -боковой карман в рамку; 5 - накладной карман; 6 - гульфик; 7 - передняя половинка брюк; 8 - боковой шов; 9 - шаговый шов; 10 - задняя половинка брюк; 11 -манжета
Детали одежды. Деталь одежды - часть швейного изделия определенной формы, изготовленная из материала. Все детали подразделяются на детали верха, отделки, подкладки, прокладки (рис. 3.2).
К деталям верха относятся:
♦ у плечевой одежды - полочка, спинка, рукава, ворот
ник, карманы; для платьев - лиф (перед, спинка), рукава,
воротник;
♦ у поясной - передняя и задняя половинка брюк, по
лотнища юбок, откосок, гульфик, пояс, шлевки (для про
ведения и удержания пояса) (рис. 3.3).
Ассортимент швейных товаров
Пальтовые изделия.Основными видами их являются: пальто, полупальто, куртки, плащи, накидки, плащ-пальто, бушлат.
Пальто - вид распашной одежды с застежкой спереди, с длинными рукавами и воротником.
Пальто могут быть прилегающего, полуприлегающего, прямого и свободного силуэтов, а по форме - спортивными, строгими и «фантази». Пальто изготовляют однобортными и двубортными, с внешней и внутренней застежкой.
Зимние пальто изготовляют из чистошерстяных и полушерстяных тканей, дублированных материалов. Подкладка может быть навесной (пришитой), отлетной и пристегивающейся вместе с ватином.
Демисезонные пальто по конструкции аналогичны зимним. Их изготовляют из более легких тканей, натуральных и искусственных кож.
Внесезонные пальто - объемные стеганые изделия из тканей с водонепроницаемой или водоотталкивающей пропиткой, на синтетическом утеплителе.
Летние пальто шьют из легких тканей. Как правило, они однобортные, с подкладкой или без нее.
Полупальто в отличие от пальто выпускают меньшей длины (укороченные пальто). Ассортимент их аналогичен пальто.
Куртки отличаются длиной и спортивным стилем. Их шьют прямого или полуприлегающего силуэта. Низ курток оформляют притачным поясом, эластичной тесьмой или продернутым шнуром. Застежка может быть на пуговицах, кнопках и «молнии».
Плащи имеют такую же схему конструкции, как и пальто. Их шьют из тканей сводонепроницаемой или водоотталкивающей пропиткой и пленочных материалов.
Накидки являются разновидностью плаща, но не имеют рукавов.
Костюмно-платьевые изделия.К данным изделиям относятся костюмы, пиджаки, жакеты, блузы, жилеты, платья, халаты, блузки, сорочки верхние, юбки, брюки, комбинезоны.
Рис. 3.4. Фасоны костюмов
Костюмы - комплектная одежда, состоящая из двух
(костюм-двойка), трех (костюм-тройка) и более предметов
(рис. 3.4). х
Костюмы-двойки мужские состоят из пиджака и брюк; женские - из жакета, юбки или брюк; костюмы-тройки дополнены жилетом - одеждой без рукавов и воротника, с застежкой спереди. В костюмах для подростков и детских пиджак или жакет может быть заменен курткой или блузкой.
Пиджаки - мужская и мальчиковая одежда, с длинными рукавами, разрезом от верха до низа, с застежкой. Различают пиджаки одно- и двубортные, прилегающего и полуприлегающего силуэтов.
Разновидностями пиджака являются блейзер, фрак, смокинг.
Жакеты по конструкции напоминают мужские пиджаки. По половозрастному назначению они могут быть женскими и детскими.
Блузы - одежда свободного силуэта, надеваемая навыпуск, с рукавами и разрезом до конца стана или до линии груди.
Платья - вид одежды женщин и девочек, объединяющий в одно целое плечевое (лиф) и поясное (юбку) изделия (рис. 3.5). По покрою они бывают цельнокроеными и отрезными по линии талии, по силуэту - прилегающими и полуприлегающими, прямыми и свободными. Их шьют с рукавами, воротниками или без них. Различают платья повседневные (деловые), домашние (несложных фасонов) и нарядные (разнообразных фасонов). Платье-костюм,
Рис. 3.5. Фасоны женских платьев
платье-пальто, платье-халат, платье-рубашка, сарафан -все это разновидности платья.
Халаты - домашние платья с разрезом спереди до низа, с застежкой или без нее. Нарядные халаты свободного силуэта для утреннего и вечернего туалета называют пеньюарами.
Рис. 3.6. Фасоны женских блузок |
Блузки - плечевые изделия, по характеру оформления похожи на лиф отрезного платья. Их шьют с воротником, рукавами, карманами или без них. Спинка и лиф могут иметь кокетку, складки, защипы. Блузки отделывают вышивкой, кружевами, жабо (рис. 3.6).
Рис. 3.7. Фасоны мужских сорочек
Рис. 3.10. Фасоны женских юбок
Рис. 3.8. Фасоны сорочек для юношей |
Рис. 3.9. Фасоны воротников: 1,2 - отложной на стойке; 3 - английского стиля; 4 - типа апаш; 5 - хомутиком; 6 - шалевый
Сорочки верхние - вид одежды для мужчин и мальчиков. Их шьют прямого и полуприлегающего силуэтов, с воротниками-стойками и отложными, с длинными йчкороткими рукавами, с манжетами, карманами и без них (рис. 3.7, 3.8,3.9).
Юбки - поясные изделия, состоящие из одного или нескольких полотнищ (рис. 3.10). Их делят на женские и для девочек. Юбки могут быть с разрезом до низа или без него. По силуэту их делят на прямые и конические. Разновидностью юбок являются юбки-брюки.
Брюки относят к поясным изделиям. Они бывают мужскими, женскими, детскими, а по сезонности - летними и зимними. Низ брюк может быть с манжетами или без них. К разновидностям брюк относят шорты, брюки-гольф, галифе, бриджи.
Комбинезоны - куртка и брюки, объединенные в одно целое. Могут быть с капюшонами или без капюшонов.
Бельевые изделия.К бельевым относят изделия, надеваемые на тело, и корсетные изделия. По назначению бельевые изделия подразделяют на бытовые и спортивные; по половозрастному признаку - на мужские, женские, детские; по характеру опоры - на плечевые и поясные.
Бельевые изделия подразделяются также по материалу, видам, ростам, обхвату груди, фасонам, сезонности (осенне-зимние и весенне-летние).
К мужскому белью относят сорочки нижние, их вырабатывают с открытым и закрытым воротом, с застежкой на одну-две пуговицы или без них; пижамы - комплекты для сна, состоящие изкуртки и брюк; трусы, которые вырабатывают из отбеленных, гладкокрашеных или набивных сатинов и бязей; кальсоны - изделия с длинными или короткими ножками с застежкой или без нее; плавки -двойные и одинарные, на шнуровке или на пуговицах.
К женскому белью относят сорочки ночные, комбинации, пижамы, купальные костюмы, трусы.
Сорочки ночные шьют различной длины, с рукавами и без них, из ситца, мадаполама, батиста, вуали, маркизета, фланели. Силуэты сорочек, как правило, прямые или свободные (рис. 3.11).
Комбинации имеют самую разнообразную отделку и форму выреза, полуприлегающий силуэт.
Рис. 3.11. Фасоны ночных сорочек
Пижамы женские отличаются от мужских более разнообразными фасонами и отделками.
Купальные костюмы могут состоять из двух предметов (бюстгальтера и трусов) или одного (объединенные в одно целое бюстгальтер и трусы).
Детское белье для мальчиков и девочек школьного возраста включает те же наименования, что и для взрослых. Основными видами белья для новорожденных, детей ясельного и дошкольного возраста являются распашонки, ползунки, конверты, купальные костюмы, нагрудники, чепчики.
Распашонки представляют собой кофточку с втачными рукавами, регланом или кимоно, с разрезом до конца стана, с завязками из ленты или тесьмы.
Ползунки - изделия в виде полукомбинезонов.
Конверты выпускают с рукавами, капюшоном или без них. Они могут быть одинарными или на подкладке.
Нагрудники - короткие фартуки для новорожденных и детей ясельного возраста, надеваемые на грудь.
Чепчики - головные уборы, состоящие из двух или трех частей, с завязками спереди.
Корсетные изделия подразделяют по материалу, конструкции и степени эластичности, видам, фасонам, размерам.
Основные виды корсетных изделий - бюстгальтеры, корсеты, полукорсеты, грации, полуграции, пояса.
Головные уборы.Их подразделяют на бытовые и спортивные. Бытовые по характеру использования делят на повседневные и нарядные; по виду применяемых материалов - из тканей, фетра, трикотажных полотен, кожи, меха, стружки, соломки и т.д.; по сезонности - зимние, летние, внесезонные; по способу изготовления - шитые, фор-
мованные, клееные и плетеные; по полу и возрасту -мужские, женские, детские; по жесткости - жесткие, полужесткие и мягкие; по размерам (обхват головы по наиболее выпуклым точкам затылка на 1 см выше надбровных дуг и на 1,5 см выше ушных раковин).
Фасоны головных уборов зависят от формы головки, наличия и формы полей, козырька (рис. 3.12). По форме головные уборы делят на строгие, спортивные и «фантази».
Рис. 3.12. Фасоны головных уборов: а - мужских шляп: / - фасон «пируэт»; 2 - фасон «витязь»; 3 - фасон «фигаро»;
4 - фасон «нарядная»; 5 - каскетка; 6 - кепи
б - женских шляп: 1 - фасон «ток»; 2 - фасон «гамма»; 3 - берет; 4 берет с
козырьком; 5 - с поднятыми вверх полями; 6 - с опущенными вниз полями; 7 -
с широкими полями и высокой головкой («клеш»)
\
Основные виды головных уборов - шапки, фуражки, кепи, шляпы, береты, пилотки детские, шлемы, капоры, капюшоны.
Шапки женские, мужские, детские - головные уборы из ткани или меха. Меховые шапки различных фасонов имеют свое наименование - ушанка «московская», финка, боярка и др.
Фуражки - головные уборы мужские и для мальчиков с козырьком и широким околышем. Фуражки для мальчиков обычно бывают следующих фасонов: капитанка, бескозырка, жокейка.
Кепи - мягкие головные уборы с козырьком для мужчин и мальчиков. Их шьют из специальных кепочных и одежных тканей и кожи. По сезону носки они делятся на зимние, демисезонные, летние.
Шляпы - головные уборы, состоящие из головки и бортиков (полей). Их выпускают на подкладке или без нее, жесткими, полужесткими и мягкими.
Наиболее распространены фетровые шляпы, с гладкой и ворсовой поверхностью.
Береты - разновидность шляп с округлой головкой и загнутыми внутрь краями.
Шлемы - головные уборы, плотно облегающие голову, с застежкой или завязками под подбородком.
Капоры — головные уборы женские и для девочек, плотно облегающие голову, с завязками под подбородком.
Капюшоны — мягкие головные уборы свободной формы; могут быть самостоятельным изделием или частью пальто, куртки.
Качество швейных товаров
Основными НД, на которых базируются изготовление и оценка качества швейных изделий в торговле, являются стандарты, техническое описание моделей, утвержденные образцы (эталоны) изделий.
Швейные изделия должны соответствовать утвержденным образцам, быть комплектными, чистыми, отутюженными, прочными и удобными в носке, иметь правильную посадку на фигуре, красивый внешний вид, хорошо сохранять форму.
Цвет подкладки и пуговиц должен гармонировать с цветом верха.
Пороки швейных изделий подразделяют на три группы: пороки внешнего вида изделия и его посадки на фигуре; производственно-швейные пороки; пороки внешнего вида материала. Первую группу пороков относят к недопустимым в изделиях 1-го и 2-го сортов. Не допускаются пороки: расхождение полочек, излишний заход одной на другую; натяжение или излишняя посадка лацканов, под-бортов, верхнего воротника; перекосы, заломы, отклонения рукавов вперед или назад и др.
При переводе на пониженный сорт подкладки изделия сорт всего изделия не снижается.
В комплектных изделиях сортность каждого предмета определяют отдельно и устанавливают ее по части комплекта низшего сорта.
Маркировка швейных товаров
Маркируют швейные изделия путем прикрепления товарного ярлыка из картона, плотной бумаги или тканевой ленты. К изделиям верхней одежды, легкому платью, сорочкам верхним мужским и для мальчиков, бельевым шелковым изделиям кроме товарного ярлыка приклеивают еще тканевую ленту с изображением товарного знака.
На товарном ярлыке обозначают следующие реквизиты: товарный знак, наименование и местонахождение предприятия-изготовителя, номер модели, стандарта или ТУ, размер, рост, полноту, код, наименование и артикул ткани, сорт, дату выпуска (месяц и год).
Для упаковки швейных товаров применяется потребительская тара (бумага, полиэтиленовые пакеты).
Головные уборы поступают в продажу в коробках, но мягкие головные уборы (береты, кепи, панамы, шапочки и т.д.) упаковывают в бумагу или полиэтиленовые пакеты.
Хранят швейные изделия в сухих, отапливаемых помещениях при температуре воздуха 10-30 °С в защищенном от прямого солнечного света месте.
а б |
Покупателю предоставляется право обмена швейных изделий по месту покупки в течение 14 дней (не считая дня покупки) либо получения уплаченных за возвращенные изделия денег, если купленные изделия (исключение составляют постельные принадлежности, нательное белье, отдельные предметы женского туалета) не подошли по фасону, форме, размеру, росту, расцветке или по другим причинам.
Контрольные вопросы, и задания
1. Назовите основные материалы для производства швейных изделий.
2. Охарактеризуйте ассортимент швейных изделий по классификационным признакам.
3. Назовите ассортимент бельевых изделий.
4. Назовите ассортимент головных уборов.
5. Как маркируются швейные изделия?
ТРИКОТАЖНЫЕ ТОВАРЫ
4.1. Структура трикотажных полотен
Трикотаж - гибкое и прочное вязаное полотно или изделие, состоящее из петель, переплетающихся в продольном и поперечном направлениях. Первичным элементом структуры трикотажа является петля, состоящая из остова и соединительной протяжки. Остов состоит из петельных палочек и игольной дуги. Петли могут быть открытыми и закрытыми. В открытых протяжки, соединяющие соседние петли, не пересекаются друг с другом, а в закрытых пересекаются. Открытые петли придают полотну хорошую растяжимость, закрытые - большую формоустой-чивость (рис. 4.1).
Соединяясь друг с другом по горизонтали, петли образуют петельные ряды, по вертикали - петельные столбики.
Для производства трикотажа используют текстильные нити и пряжу различных видов.
Рис. 4.1. Строение трикотажа:
1-4 - остов; 4,5 - соединительные протяжки; 1-4 - петельные палочки остова (а); 2, 3 - игольные дуги остова (б)
Структура трикотажа определяется способом вязания -кулирным (поперечно-вязаным) и основовязаным (продольно-вязаным).
В трикотаже, выработанном кулирным способом, все петли горизонтального ряда могут быть получены из одной нити путем последовательного изгибания и провязы-вания ее в петли; закончив первый ряд петель, нить переходит во второй, третий и т.д., таким образом полотно постепенно наращивается поперечными рядами.
В полотне, произведенном основовязаным способом, петли одного горизонтального ряда вывязываются сразу. Каждая петля образуется своей нитью, поэтому необходима целая система нитей - основа.
Наращивание полотна происходит в продольном направлении путем нанизывания петель друг на друга и образования петельных столбиков.
На лицевой стороне полотен, изготовленных основовязаным способом, заметны наклоны вправо и влево. На изнаночной - из одинарных заметны протяжки петель, которые образуют рисунок в виде елочки, направленной по горизонтали. Спуск петель идет в направлении, обратном вязанию.
Одной из основных характеристик трикотажных полотен являются переплетения. Трикотажные полотна получают разнообразными переплетениями, которые делят на главные, производные и рисунчатые.
4 Зак. 2258
Рис. 4.2. Поперечно-вязаный двусторонний трикотаж: а -
/ - ластик; 2 - интерлок; 3 - изнаночный; 4 - фанг; б - 1 - переплетение
цепочка; 2 - переплетения трико
Главные переплетения имеют элементарные звенья одинаковой формы в виде петель. К ним относятся гладь, ластик, изнаночное, цепочка, трико, атлас (рис. 4.2, 4.3, 4.4).
1 2
Рис. 4.3. Производные переплетения: 1 - сукно; 2 - шарме
Рис. 4.4. Рисунчатые переплетения
Гладь - кулирное переплетение, изнаночная и лицевая сторона в данном случае отличаются. На лицевой стороне - петельные палочки, а на изнанку выходят петельные дуги. Лицевая сторона гладкая и блестящая, а изнанка шероховатая и матовая. Гладь имеет хорошую растяжимость, прочность на разрыв в продольном напряжении. Полотно этого переплетения распускается легко.
К недостатку этого переплетения следует отнести затрудняющую раскрой и пошив изделий закручиваемость на краях.
Ластик - чередование в ряду лицевых и изнаночных петель. Распускаемость полотна переплетения ластик по сравнению с гладью меньше. Такое полотно распускается только в направлении, обратном вязанию; по краям оно не закручивается.
В полотне изнаночного {оборотного) переплетения обе стороны имеют одинаковый внешний вид, похожий на изнаночную сторону полотна пер'еплетения гладь. Трикотаж изнаночного переплетения не закручивается по краям.
В основовязаном переплетении цепочка используется только в комбинации с другими видами переплетений.
Переплетение трико состоит из петель с односторонними, но разнонаправленными протяжками. Трико используют в сочетании с другими видами переплетений.
Полотна производных переплетений образуются на базе главных. Наиболее распространенными являются: трех-игольное трико (сукно), четырехигольное трико (шарме).
Рисунчатые переплетения образуются за счет изменения формы петли, применения дополнительной нити для получения какого-либо эффекта (цветного, утепляющего). Путем изменения формы и размера петель, структур полотна получают трикотаж ажурных, филейных и других переплетений.
Для изготовления трикотажных товаров применяют хлопчатобумажную, льняную, шерстяную, смешанную пряжу, нити из химических волокон.
В соответствии с назначением трикотажные товары подразделяют на верхние, бельевые, чулочно-носочные, перчаточные изделия, головные уборы.