Анализ деятельности фирмы и издержек в долгосрочном периоде
1. Изокосты.
2. Выбор факторов производства для заданного объёма продукции с минимальными затратами.
3. Издержки производства в долгосрочном периоде.
4. Различные типы кривых LATС. Естественная монополия.
1. Какие утверждения являются верными и какие – неверными:
а) В долгосрочном периоде фирма изменяет величину всех используемых ресурсов, не меняя технологию производства;
б) Определяя оптимальное сочетание труда и капитала, фирма стремится достичь, определенного объема продукции с минимальными затратами;
в) Определяя оптимальное сочетание труда и капитала, фирма стремится достичь при заданной величине затрат максимума продукции;
г) Если фирма увеличивает затраты на ресурсына 10%, а объем производства возрастает на 14%, то наблюдается отрицательный эффект масштаба;
д) Специализация (разделение труда) может привести к положительному эффекту масштаба;
е) Долгосрочные ATC снижаются, когда долгосрочные МС меньше, чем LATC;
ж) Изокоста – это прямая линия, каждая точка которой показывает, какое сочетание труда и капитала обеспечивает одинаковый объем продукции.
2. Любая точка, находящаяся либо на изокванте, либо на изокосте, означает:
а) количество производимого продукта;
б) объем продукта в денежной выражении;
в) комбинацию физических объемов ресурсов;
г) сумму издержек.
3. Если в стране имеется больше рабочей силы,чем капитала, тогда вероятно, что в этой стране:
а) предельный продукт капитала будет меньше, чем предельный продукт;
б) цена на рабочую силу будет выше, чемцена капитала;
в) производство будет неэффективное;
г) трудоёмкие продукты будут производиться при меньших издержках, чем
их могут производить капиталоемкие страны.
4. Взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом выпускаемой продукции выражается при помощи:
а) кривой общего объема выпуска продукции;
б) кривой общих затрат;
в) производственной функции;
г) кривой производственных возможностей.
5. Пусть общие издержки фирмы на приобретение ресурсов (ТС) = 90 руб. Цена единицы труда = 15 руб., а единицы капитала – 10 руб.
а) исходя из формулы общих издержек, проведите на графике линию изокосты;
б) составьте уравнение изокосты относительно “К”;
в) какие могут быть сочетания труда и капитала на линии изокосты, если оперировать только целыми числами?
6. Фирма может затратить на покупку факторов производства 240 руб., при цене единицы капитала 20 руб., а единицы труда – 30 руб.
а) составьте уравнение изокосты относительно “К”;
б) проведите на графике линию изокосты при ТС = 240 руб.;
в) на этом же графике покажите линию изокосты при повышении цены единицы труда до 40 руб.
г) на основании нового уравнения изокосты при ТС = 240 определите соотношение между капиталом и трудом, если капитал сократить на 2 единицы по сравнению с возможным.
7. Предположим, что зарплата составляет 10 руб. в час, а цена капитала (например, арендная плата за работу машин) составляет 20 руб. в час. Фирма может выделить на покупку ресурсов 8000 руб.
а) покажите на графике линию изокосты, располагая объём ч/часов на горизонтальной оси, а машино-часы – на вертикальной оси;
б) определите угол наклона изокосты различными способами;
в) составьте уравнение изокосты;
г) покажите на графике новую линию изокосты, если при прочих равных условиях фирма увеличит затраты на ресурсы до 10000 руб.;
д) покажите линию изокосты при ТС = 8000, если зарплата повысится в 2 раза;
е) покажите линию изокосты при ТС = 8000, если цена капитала сократится в 2 раза.
8. Если фирма сводит к минимуму издержки для заданного объёма продукции и МРL = 5, МРК = 15 и цена единицы капитала = 300 руб., то цена рабочей силы должна быть:
а) 900, б) 400, в) 100 руб.?
9. На графике представлена карта изоквант с первоначальной изокостой АВ и новой изокостой АС. Фирма предполагает максимизировать прибыль и направляет 500 долл. на покупку ресурсов.
Ответьте на вопросы:
а) Какова первоначальная цена капитала? б) Какова первоначальная цена труда? в) Какова новая цена капитала? г) В какой точке фирма первоначально находится в состоянии равновесия? д) Какова новая точка равновесия? е) Напишите уравнения для изокосты АВ и для изокосты АС. ж) Каковы относительные значения МРК и МРL в точке “b”? Почему? |
з) Каковы относительные значения МРК и МРL в точке “а”? Почему?
и) Может ли фирма находиться в точке “с”? В каком случае точка “с” окажется достижимой?
к) Определите наклон линий АВ и АС.
л) Как можно выразить наклон изокванты Q = 100 в точке “а”?
10. На графике линия изокосты наказывает многие доступные фирме сочетания капитала и труда, а изокванты показывают возможные объемы выпуска продукции. Будет ли отношение "затраты-выпуск" оптимальным:
а) если фирма выпускает объём продукции, лежащий ниже линии изокосты АВ? б) если фирма находится в точках F и H? в) если фирма находится в точках C и D? г) если фирма находится в точке Е? д) Правильное или нет утверждение: «Если некоторая изокванта пересекает линию изокосты в двух точках, то все между ними точки изокванты будут более предпочтительными для фирмы»? |
е) Правильное или нет утверждение:
«Если кривая изокванты имеет только одну общую точку с линией изокосты, то данная точка соответствует наиболее оптимальному набору факторов производства»?
11. Допустим, что. единица труда стоит 150 руб.,МРL = 6 шт. Единица капитала стоит 100 руб., а МРК = 12 шт.
а) если фирма откажется от двух единиц труда, то, сохраняя прежний объем продукции:
1. На сколько должен увеличиться капитал?
2. Какая будет экономия общих издержек?
б) С уменьшением труда на 2 единицы МРL повысится до 12 шт., а с увеличением капитала МРК понизится до 8 штук изделий. Следует ли фирмеи дальше проводить замещение труда капиталом?
12. По данным графика определите в точках “а”, “в” и “с” изокванты Q = 100 техническую норму замещения капитала трудом. Кроме того, цена единицы труда = 15 pyб., а цена единицы капитала = 10 руб.
Для какой из указанных точек относятся следующие утверждения: 1. MRTS фирмы равна рыночной норме замещения; 2. Фирма готова отдать за дополнительную единицу труда меньше единиц капитала, чем этого требует рынок; 3. Фирма готова отдать за дополнительную единицу труда больше единиц капитала, чем этого требует рынок; 4. Для экономии затрат фирма будет стремиться замещать капитал трудом; 5. Стремиться замещать труд капиталом. |
13. Кривая долгосрочных средних издержек является:
а) только понижающейся кривой;
б) дугообразной кривой, что обусловлено законом убывающей отдачи;
в) дугообразной кривой, что обусловлено эффектом масштаба.
14. При указанном типе кривой долгосрочных средних издержек:
а) в пределах отрезка x1 x2 все фирмы одинаково эффективны и одинаковы по объему производства;
б) минимума АТС может достигнуть лишь небольшое число промышленных гигантов;
в) минимум АТС достигается при относительно малом объеме производства,
поэтому в отрасли существуют лишь мелкие предприятия и они эффективнее средних и крупных;
г) в пределах отрезка x1 x2 все предприятия одинаково эффективны, но их размеры различны.
15. Какому виду эффекта масштаба производства соответствуют следующие графики долговременных общих затрат (LTC):
Зная общее правило взаимосвязи предельных издержек (MС) с общими средними издержками (АС) начертите под графиками а), б) и с) графики, характеризующие положение кривых LMC и LAC (долговременных).
16. Изменение масштаба производства и эффект масштаба характеризует следующий график:
В соответствии с этими данными покажите на отдельном графике расположение кривых долговременных предельных (LMC) и средних (LАС) издержек производства.
17. Какое из утверждений является верным?
а) краткосрочные издержки предполагают постоянный размер капитала, в то время как долговременные издержки включают все возможные уровни использования капитала;
б) краткосрочные издержки никогда не могут быть меньше, чем долгосрочные;
в) долгосрочные продельные издержки никогда не пересекают долгосрочные средние издержки, пока присутствует возрастающий эффект масштаба;
г) все вышеизложенное верно.
13. Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции
1. Характерные черты совершенной конкуренции.
2. Определение цены и объема производства.
3. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
1. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде представляет собой:
а) часть кривой средних переменных издержек, лежащую ниже кривой предельных издержек;
б) кривую предельных издержек, лежащую выше кривой средних переменных издержек;
в) часть кривой предельных издержек, лежащую выше кривой средних издержек
г) кривую предельных издержек.
2. Если фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, сократит предложение своей продукции, то это:
а) приведет к снижению рыночной цены продукта;
б) не окажет никакого влияния на рынок;
в) приведет к росту рыночной цены продукта;
г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукта.
3. Из перечисленных условий к рынку совершенной конкуренции относится:
а) незначительное влияние со стороны фирмы на цены;
б) фирма – единственный производитель данного товара на рынке;
в) единственному продавцу противостоит единственный покупатель;
г) кривая спроса имеет отрицательный наклон.
4. Что представляет собой линия спроса для фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции?
а) прямую, совпадающую с линией цены;
б) прямую с отрицательным наклоном;
в) прямую, параллельную оси ординат;
г) кривую совпадающую с линией МС.
5. Понятие «совершенно конкурентная фирма» подразумевает, что…
а) … фирма борется со своими конкурентами, снижая цену;
б) … фирма не в состоянии конкурировать с другими фирмами;
в) … фирма занимает доминирующее положение в отрасли;
г) … это фирма, которая не оказывает влияние на формирование рыночной цены.
6. При выполнении какого условия конкурентная фирма получает максимальную прибыль?
а) общий доход принимает максимальное значение;
б) средние общие затраты равны предельному доходу;
в) предельные затраты равны цене;
г) средние общие затраты равны цене.
7. При какой ситуации фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции готова прекратить работу?
а) цена равна минимальным средним переменным затратам;
б) когда цена равна минимальным средним общим затратам;
в) когда цена постоянно падает;
г) P=MC.
8. Спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен функцией QD = 55 – P, а предложение QS = 2 Р – 5. Если у фирмы функция совокупных издержек ТС = 20 – 4 q – 0,5 q2, то при каких цене и объёме фирма максимизирует прибыль?
9. Допустим в совершенно конкурентной отрасли 20 однотипных фирм с постоянными в долгосрочном периоде издержками. Предельные издержки для краткосрочного и долгосрочного периодов одинаковы у всех фирм и задаются уравнением МС = q2 – 12 q + 36? Где q – выпуск фирмы. Если рыночный спрос для обеих периодов задан уравнением Р = 189 – Q, а средние издержки производства фирм минимизируются в краткосрочном периоде – при выпуске q = 8 и долгосрочном – выпуске q = 9 единиц.
Находится ли данная отрасль в состоянии долгосрочного равновесия? К каким результатам приведет проникновение на рынок фирм, которые предложат продукции по 5 тыс. руб. за единицу?
14. Производство и ценообразование в условиях монополии
1. Характерные черты чистой монополии.
2. Определение цены и объема производства.
3. Картель и монополия, владеющая несколькими предприятиями.
4. Ценовая дискриминация.
1. BEPHO/HEBЕРHO:
а) монополия всегда выбирает объем выпуска, который соответствует неэластичной части кривой спроса;
б) монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению о конкурентной отраслью;
в) монополия может увеличить общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках;
г) если монополист максимизирует прибыль, то он не обеспечивает равенства предельного дохода и предельных издержек;
д) монополия, как и рынок совершенной конкуренции, редко встречается в современной экономике;
е) монополия и конкурентная фирмы максимизируют прибыль, выбирая объем выпуска в соответствии с правилом МС = Р;
ж) монополист будет производить и продавать дополнительный объём продукции, если MR больше МС;
з) в долгосрочном равновесии монополия получает максимум прибыли, когда предельный доход максимален;
и) любая ценовая дискриминация незаконна;
к) совершенная ценовая дискриминация ведется на неэластичном отрезке кривой спроса.
2. В отличие от конкурентной фирмы монополист:
а) Может назначить любую цену на свой продукт;
б) Максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и АТС;
в) Может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене
г) При данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;
д) Сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.
3. В отличие от конкурентной фирмы одно-ценовая (простая) монополия стремится:
а) максимизировать прибыль;
б) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше;
в) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса;
г) выбирать такой объем выпуска, при котором MR = Р;
д) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.
4. Монополист продал 10 единиц товара по 100 руб., а продажа 11 единиц вызовет снижение цены до 99 руб. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 единиц равен:
а) 100 руб. б) 99 руб. в) 89 руб. г) 99 руб. д) 1089 руб.
5. Если предельный доход соответствует уравнению MR = 100 – 10 Q, то каким будет уравнение соответствующей кривой спроса:
а) Р = 100 – 5Q;
б) Р = 50 – 10Q;
в) P = 100 – 20Q;
г) Р = 50 – 50Q.
6. Какое утверждение будет справедливым для одно-ценовой монополии, которая действует на кривой спроса Р = 75 – 50Q в точке, где цена равна 37,5 руб.?
а) Фирма определенно не должна понижать свою цену;
б) Фирма определенно должна понизить цену;
в) Если предельные издержки равны нулю, фирма должна поднять цену;
г) Ни одно утверждение нельзя сказать с определенностью.
7. Если кривая долгосрочных МС ниже кривой МR в точке выпуска продукции для монополиста, максимизирующего прибыль, то фирма имеет:
а) слишком большой размер предприятия;
б) слишком маленький размер предприятия;
в) недостаточные знания о размере предприятия, пока монополист не узнает краткосрочные МС;
г) недостаточные знания о размере предприятия, пока монополист не узнает кривую спроса.
8. Кривая спроса монополиста выражается уравнением Р = 100 – 2Q, а кривая совокупных издержек ТС = 640 + 20 Q. Определите:
а) уравнение предельного дохода и предельных издержек;
б) объем продукции, обеспечивающий максимум прибыли;
в) цену, обеспечивающую максимум прибыли;
г) величину АТС, в точке равновесия цены и количества товара;
д) прибыль на единицу товара и сумму прибыли;
е) составьте график кривых спроса, MR, МС, АТС и заштрихуйте прямоугольник, обозначающий сумму прибыли.
9. Одно-ценовая монополия имеет кривую спроса с постоянным наклоном, равным – 5. Отрезок прямой, соединяющий точки на кривой спроса и на горизонтальной оси графика, равен 50. Если монополист снизит цену на 5 единиц, то можно быть уверенным, что:
а) продажи увеличатся на 5 единиц;
б) предельный доход увеличится на 5 единиц;
в) предельный доход будет меньше, чем раньше.
10. На основе данных графика ответьте на следующие вопросы:
а) Одно-ценовая монополия, снижая цену с 61 руб. до 60 рублей, должна иметь предельные издержки: 60 руб.; 39 pyб.; 21 руб.; 0 руб.
б) Если монополист проведет совершенную ценовую дискриминацию, а МС = 40 руб. и будут неизменными, то сколько будет продано товара для получения максимума прибыли? 40 ед.; 30 ед.; 60 ед.
в) Если предельные издержки = 0, а общие издержки = 1000 руб., то какой будет сумма прибыли монополиста: 2500; 0; 9000; 1500.
11. Фирма решила разработать ценовую стратегию, которая обеспечила бы максимизацию прибыли. Исходные данные фирмы: уравнение кривой спроса на товар: Р = 4,00 – 0,02 Q, уравнение предельных издержек: МС = 0,25 + 0,005 Q. При TFС = 25 уравнение общих издержек фирмы ТС = 25 + 0,25 Q + 0,0025 Q2.
а) составьте уравнение предельного дохода;
б) составьте график кривых спроса, MR и МС;
в) определите равновесные Р и Q;
г) исходя из уравнения ТС = 25 + 0,25 Q + 0,0025 Q2, определите сумму прибыли фирмы;
д) определите АТС и прибыль на единицу продукции;
е) Если фирма сможет вести совершенную ценовую дискриминацию, то какими будут объем выпуска ________ и сумма прибыли _______ ?
12. Кривая спроса на товар монополиста выражается уравнением Р = 100 – Q. Предельные издержки будут неизменными и равны 20 руб. ТFС = 500.
а) Составьте график положения фирмы на рынке;
б) Какой будет экономическая прибыль фирмы?
в) Если фирма максимизирует прибыль, то какие чистые убытки обществу приносит стратегия фирмы?
г) Если налог на прибыль составляет 25%, то какими будут: цена __________, объем выпуска ___________, чистая прибыль ____________.
д) Если бы фирма смогла провести совершенную ценовую дискриминацию, то какими были бы:
– выпуск продукции ________________
– прибыль фирмы ________________
13. В двух таблицах показаны зависимость общих издержек предприятия от выпуска продукции и зависимость объема спроса от цены товара:
Предположим, что данная фирма является монополией.
Рассматривая цену спроса как функцию от объёма:
Объём выпуска (шт.) | Общие издержки (руб.) | Цена (руб.) | Величина спроса (шт.) | |
а) изобразите на графике кривые спроса, предельного дохода, предельных издержек и средних общих издержек;
б) определите:
– объём выпуска ___________
– цену фирмы ___________
– сумму прибыли ___________
в) Каким образом ответы на вопросы в пункте б) можно получить с помощью таблицы, составленной по исходным данным?
14. Кривая спроса монополии может быть выражена как Р = 3000 – 100 Q. Монополия имеет общие постоянные издержки ТFС = 1000 руб. и предельные издержки МС = 200 руб.
а) каким будет уравнение общих издержек?
б) предельных издержек?
в) совокупного дохода (выручки от реализации)?
г) предельного дохода?
д) каким будет выпуск продукции при максимизации прибыли?
15. Следующие два уравнения – это уравнения кривых спроса для полетов деловых людей и отдыхающих (отпускников) на самолете:
Предельные издержки авиакомпании на одного пассажира равны 20 долл.
Если фирма максимизирует прибыль, то
– какую цену нужно брать с каждого пассажира?
– сколько раз за некоторое время полетит бизнесмен и отдыхающий?
16. Нарисуйте график поведения монополии при долгосрочном равновесии. Покажите кривые спроса,MR, МС, LAC, LMC, прибыль на единицу продукции и совокупную прибыль.
17. Гонорары писателей являются процентами с выручки от продажи книг. В этой связи экономисты отмечают, что при цене, которая максимизирует прибыль издателей, писатели получают меньший гонорар, чем следовало бы.
Покажите справедливость вывода экономистов с помощью графика.
18. Монополист максимизирует прибыль, когда:
а) совокупный доход (выручка) максимизирован;
б) наклон кривой совокупного дохода равен наклону кривой общих издержек;
в) средние издержки минимальны;
г) все вышесказанное верно.
19. Если монополия максимизирует прибыль и имеет несколько заводов с одинаковыми восходящими кривыми предельных издержек, то:
а) не имеет значения, какой завод производит первые 100 партий продукции, но монополия не должна использовать другие заводы;
б) не имеет значения, как распределяется выпуск продукции между заводами;
в) производство должно быть распределено поровну между заводами;
г) монополия будет выпускать столько продукции, сколько следовало бы, если бы заводы были конкурентными фирмами и работали как совершенные конкуренты.
20. Единственная фирма установила монопольную власть над всей ранее конкурентной отраслью. В результате кривая долгосрочного предложения отрасли(LRSS) становится кривой долгосрочных предельных издержек монополии (LMCM), а кривая краткосрочного предложения отрасли (SRSS) –кривой краткосрочных МС монополии (SMCМ). Эта ситуация изображена на рисунке:
а) Какие параметры цены и отраслевого выпуска были присущи для условий совершенной конкуренции?
б) Какую цену и величину выпуска выберет монополия на краткосрочный период?
в) При каких параметрах цены и объема выпуска монополия максимизирует прибыль в долгосрочном периоде?
г) Каков размер этой долгосрочной прибыли?
15. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции
1. Характерные черты монополистической конкуренции.
2. Определение цены и объема производства.
3. Модель, учитывающая затраты на транспорт и затраты времени.
4. Неценовая конкуренция.
1. Какое из условий не связано с монополистической конкуренцией:
а) индивидуализация продукции;
б) реклама;
в) назначение цены;
г) максимизация прибыли.
2. Если общие издержки производства ТС = TFC + МС Q = 50 + Q, то:
а) АТС будут постоянные при росте выпуска продукции;
б) АТС будут увеличиваться при росте выпуска продукции;
в) АТС будут снижаться при росте выпуска продукции;
г) АТС будут снижаться при сокращения выпуска и повышаться при росте выпуска продукции.
3. Если каждый товар имел бы только одну качественную характеристику, которая имела бы значение для покупателя, то модель монополистической конкуренции:
а) больше походила бы на модель чистой монополии;
б) больше походила бы на модель совершенной конкуренции;
в) предсказывала бы, что АТС были бы выше, чем у товаров со многими характеристиками.
4. Верно/неверно:
а) на рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции;
б) при монополистической конкуренции отраслевой выпуск товарной группы обеспечивается достаточно большим количеством фирм;
в) на рынках с монополистической конкуренцией не достигается эффективное использование ресурсов;
г) в отраслях с монополистической конкуренцией объем выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции;
д) при несовершенной конкуренции производители могут оказывать влияние на рыночную цену, что обусловлено снижающейся кривой спроса на товар;
е) в условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль;
ж) чем больше число конкурентов в отрасли, тем неэластичнее кривая спроса на продукт данной фирмы;
з) Чем меньше степень дифференциации продукта, тем выше эластичность спроса на продукт данной фирмы.
5. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
а) выпускаются однородные товары;
б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;
в) выпускаются дифференцированные товары;
г) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
6. На рисунке представлена фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции:
а) При каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль?
б) По какой цене фирма будет продавать данный объем продукции?
в) Будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль? Если да, то какова величина прибыли?
г) Как может измениться ситуация на долгосрочном временном интервале? Опишите.
7. На рисунке представлена фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции:
а) Фирма допустит ошибку, если установит цену, равную 0Р, потому что:
1. При этой цене MR выше МС;
2. Эта цена выше уровня цены, при которой фирма может получить максимум прибыли;
3. Объем выпуска, соответствующий этой цене, меньше того объема, при котором прибыль максимальная;
4. Все предыдущие ответы верны;
5. Верны только ответы 1 и 2.
б) Если фирма выберет объем выпуска 0Q, то:
1. На рынке возникнут новые производители товаров;
2. Фирма будет получать экономическую прибыль;
3. Фирма установит цену 0Р;
4. Все предыдущие ответы верны;
5. Верны только ответы 1 и 2.
8. Фирма выпускает прохладительный напиток, отличающийся от конкурентных налитков вкусом и большей мерой натуральных добавок. На графике показано краткосрочное равновесие фирмы, максимизирующей прибыль:
а) чему равна прибыль с единицы товара _____________ и от общего объема продаж ____________; б) могут ли фирмы отрасли извлекать большую прибыль, чем нормальная прибыль? в) сможет ли данная фирма поднять цену своего напитка без падения объема продаж до нуля и почему? г) как может измениться ситуация для данной фирмы в долгосрочном периоде и почему? |
9. Фирма, рассматриваемая в задаче №8, оказалась в условиях, когда при цене товара в 1,5 руб. экономическая прибыль равна 0, хотя МС при выпуске 3000 литров напитка значительно ниже 1,5 pyб. AТС минимальны при выпуске 4500 литров в месяц.
В соответствии с графиком объясните:
а) В чем причина несовпадения между АТС и МС?
б) Чем является разность между количеством товара, равного 4500 литров, и количеством 3000 литров, выпускаемом в долгосрочном периоде?
в) Чему равна избыточная мощность, которая в долгосрочном плане равновесия не используется фирмой?
г) Что означает избыточная мощность при монополистической конкуренции?
д) Почему экономия ресурсов, которая должна обеспечивать снижение АТС, несовместима с дифференциацией продукта?
10. Два графика демонстрируют положение двух фирм на рынке монополистической конкуренции. Используя данную информацию, определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:
а) Фирма В оперирует на долгосрочном временном интервале;
б) Фирма А максимизирует общий доход при объеме выпуска продукции q1;
в) Фирма А оперирует на долгосрочном временном интервале;
г) Фирма А несет экономические убытки;
д) Точка “d” лежит на эластичном участке кривой спроса фирмы А;
е) Точка “a” лежит на эластичном участке кривой спроса фирмы В;
ж) Фирма В максимизирует чистый выигрыш общества при объеме q1;
з) Фирма А максимизирует прибыль при объемеq1;
и) Обе фирмы оперируют на избыточных производственных мощностях;
к) Фирма А будет получать экономическую прибыль независимо от того, на каком временном интервале она функционирует.
11. Верно/неверно каждое следующее утверждение для монополистической конкуренции? Обоснуйте кратко свою позицию.
а) Поскольку цена долгосрочного равновесия превышает минимум LАС, постольку монопольно конкурентные фирмы получают в долгосрочном равновесии экономические прибыли;
б) Цена долгосрочного равновесия превышает LАС у монопольно конкурентной фирмы, которая занимается рекламой;
в) Реклама не в состоянии постоянно увеличивать экономические прибыли у монопольно конкурентных фирм;
г) По мере того, как в долгосрочном плане новые фирмы вступают в отрасль с монополистической конкуренцией, фирмы, уже работающие в отрасли, имеют тенденцию к снижению своих цен и объемов выпуска.
12. Поселок расположен вокруг большого озера окружностью 10 км. На противоположных сторонах озера расположены кафе Марии и Федора, так что расстояние между кафе будет ровно 5 км в любую сторону.
На один км приходится 10 человек. Каждый житель покупает 3 бутерброда в день в одном из двух кафе, расходуя на поездку в кафе 20 копеек на один км и стремится свести к минимуму свои общие издержки. Предельные издержки 1 бутерброда являются неизменными и составляют 70 копеек в том и другом кафе.
а) Какое расстояние житель поселка совершает в среднем вокруг озера, чтобы купить бутерброды?
б) Какое расстояние будет самым длинным для покупателя при поездке туда и обратно?
в) Если Мария и Федор берут 1 руб. за бутерброд, то сколько бутербродов продаст каждый, учитывая приведенные выше условия?
г) Если Мария назначит цену 1,4 руб., а Федор удерживает цену в 1 руб., то сколько бутербродов продаст каждый?
д) Покажите на графике кривую спроса для Марии, предполагая, что спрос линейный и что есть две точки на кривой спроса, указанные выше в вопросах 3 и 4;
е) Имея уравнение спроса и МС, приведенные выше, каким должен бытъ у
Марии объем продукции, максимизирующий прибыль, если предположить, что Федор сохраняет цену в 1 руб. (округлите число бутербродов)?
ж) Какую цену должна назначить Мария, чтобы максимизировать прибыль (округлите число копеек)?
13. Ресторан В расположен в центре, так что расстояние от него до противоположных ресторанов А и С равно по 10 км. На 1 км приходится по одному клиенту, а затраты на поездку в ресторан стоят 1 руб. за километр.
Каждый ресторан готовит одинаковую порцию еды, а каждый клиент съедает по одной порции в день, стремясь минимизировать расходы на поездку и покупку еды.
В ресторане А порция обеда продается по 10 руб., в ресторане В – по 14 руб., а в ресторане С – по 12 руб.
Сколько клиентов ежедневно будет обслуживаться в ресторане В, если клиентам безразлично, с точки зрения качества блюд, в каком ресторане обедать? а) 10 человек; б) 8 человек; в) 4 человека, г) 3 человека.
14. При монополистической конкуренции согласно модели размещения продавцов в пространстве доля транспортных издержек в сумме общих затрат покупателей возрастает:
а) когда имеется больше равномерно расположенных торговых предприятий;
б) когда имеется меньше равномерно расположенных торговых предприятий;
в) когда расстояние между торговыми точками уменьшается;
г) когда уменьшаются транспортные издержки на 1 км. пути.
16. Производство и ценообразование в условиях олигополии
1. Характерные черты олигополии.
2. Определение цены и объема производства.
3. Модели ценообразования в условиях олигополии.
1. Больше всего соответствует условиям олигополии рынок…
а) автомобилей;
б) зерна;
в) верхней женской одежды;
г) акций фирм.
2. Олигополия - это рыночная структура, где оперирует…
а) небольшое число конкурирующих фирм;
б) только одна крупная фирма;
в) большое число фирм, производящих однородный продукт;
г) большое число фирм, производящих дифференцированную продукцию.
3. Олигополия в коротком периоде …
а)…удерживает цены на одном и том же уровне;
б)…повышает цены на свои товары;
в)…не изменяет объем выпуска;
г)…объединяется в картель.
4. При какой ситуации фирма, работающая в условиях олигополии готова прекратить работу?
а) когда цена равна минимальным средним общим затратам;
б) когда цена постоянно падает;
в) цена меньше минимальных средних переменных затрат;
г) цена равна предельным издержкам.
4. Фирма ценовой лидер, оценив спрос на свою продукцию установила, что функция предельной выручки от реализации МR = 9 – q . Если функция предельных издержек МС = 1 + q, а кривая предложения остальных фирм отрасли QS = 2 + 2 q, то каким будет отраслевое предложение?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1. Думная Н.Н. Экономическая теория. Кейсы из Российской практики: бакалавриат [Электронный ресурс] / Н.Н. Думная, М.А. Эскиндаров - М.: КноРус, 2009.- Электронная версия книги.
2. Камаев В.Д. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Экономическая теория: учебник для вузов / В.Д. Камаев [и др.]; под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой; Моск.гос.техн.ун-т им. Н.Э.Баумана .— М. : Юрайт, 2006 .— 557с.
3. Липсиц И.В. Экономика (для бакалавров) [Электронный ресурс]/ И.В. Липсиц. – М.: КноРус, 2010.- Электронная версия книги.
4. Мэнкью Н.Г, Принципы экономикс : [учебник] / Н.Г. Мэнкью; пер.с англ.: C. Жильцов [и др.] .— 2-е изд. — М.[и др.] : Питер, 2006 .— 624с.
5. Носова С.С. Экономическая теория [Электронный ресурс]/ С.С. Носова. - М.: КноРус, 2011.- Электронная версия книги.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики : учебник для вузов / Р.М.Нуреев .— 2-е изд.,изм. — М: НОРМА, 2007 .— 576с.
7. Овчинников, В.М. Экономическая теория: учебник / В.Н.Овчинников [и др.];под ред. Н.Г.Кузнецова .— 2-е изд., перераб.и доп. — М.; Ростов-на/Д : МарТ, 2007 .— 528с.
Дополнительная литература
1. Белоцерковский В. И.. Экономика : учеб. пособие кафедры "Мировая экономика" / В. И. Белоцерковский, В. В. Бородин, П. В. Бородин ; ТулГУ, РАЕН .— Тула : Инфра, 2008 .— 212 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов / Е. Ф. Борисов ; Моск. гос. юрид. акад. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008 .— 535 с.
3. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебник для вузов / Г. С. Вечканов .— 2-е изд. — М. [и др.] : Питер, 2010 .— 446 с.
4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Курс лекций и практические занятия : учеб. пособие / Г. М. Гукасьян .— 3-е изд. — М. [и др.] : Питер, 2010 .— 508 с.
5. Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс : учебник для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская .— 5-е изд., стер .— М. : Кнорус, 2011 .— 382 с. с.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р. М. Нуреев .— 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2009 .— 560 с.
7. Макконнелл К.Р, Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник: пер.с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л.Брю .— 14-е изд. — М. : Инфра-М, 2005, — 972с.
8. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс (Essentials of economics): [учебник] / Н. Г. Мэнкью ; пер. с англ. А. Смольского, О. Табеловой.— 4-е изд. — М.[и др.] : Питер, 2009 .— 671 с.
9. Носова, С. С. Экономическая теория: учебник для вузов / С. С. Носова .— 3-е изд., стер. — М. : Кнорус, 2010 .— 792 с.
10. Экономика: учебник для вузов / А. С. Булатов [и др.] ; под ред. А. С. Булатова .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Экономистъ, 2008 .— 832 с.
11. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Р.А.Косовой, Ю.В. Латова; ТулГУ .— 3-е изд. — Тула : Изд-во ТулГУ,