Проблема выбора оптимального решения

I. Дайте определение следующим категориям и ответьте на вопросы:

1. Назовите основные проблемы экономики и пути их решения.

2. Что выражают альтернативные издержки.

3. Перечислите допущения, которые используются в учебной модели «Кривая производственных возможностей».

4. Какие методы научного исследования использованы в учебной модели "Кривая производственных возможностей"?

5. Каковы альтернативные издержки Вашей учебы в вузе?

6. Структура экономики.

7. Объясните взаимосвязь: безграничные потребности → ограниченные ресурсы → структура экономики.

8. Какие основные отрасли выделяют в структуре современной экономики?

II. Задачи и упражнения:

1. Из перечисленных утверждений выделите: а) позитивные, б) нормативные:

1) Темп инфляции упал почти до нуля.

2) Темп инфляции упал почти до нуля, самое время подтолкнуть экономику к новому этапу развития.

3) Уровень доходов в США выше, чем в России.

4) Американцы счастливее россиян.

Поясните свой ответ.

2. Используя данные таблицы, охарактеризуйте структуру экономики указанных стран в 2000-е гг. Назовите несколько отраслей а) промышленности, б) сферы услуг. Какие факторы воздействуют на изменения структуры экономики?

Отрасли, в % от ВВП США Франция Япония
Сельское хозяйство
Промышленность
Сфера услуг

3.Охарактеризуйте изменения в распределении занятых по отраслям в экономике РФ за 1990-2010 гг. Как изменились абсолютно (млн. чел.) и относительно (в %) численность занятых: а) в промышленности, б) в строительстве, в) в оптовой и розничной торговле и общественном питании? Укажите возможные причины этих изменений.

Отрасли экономики 1990 г. 2010 г.
млн. чел. % млн. чел. %
Всего в экономике, в т.ч. 75,3 65,6
Промышленность 22,8 30,3 14,3 22,7
Сельское хозяйство 9,9 13,2 7,4 12,2
Строительство 9,0 12,0 5,0 7,7
Транспорт, связь 5,8 7,8 5,1 7,8
Оптовая и розничная торговля, общественное питание 5,9 7,8 11,0 16,8
ЖКХ 3,2 4,3 3,2 4,9
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение 4,2 5,6 4,7 7,1
Образование, культура, искусство 7,2 9,6 7,1 11,0
Наука и научное обслуживание 2,8 3,7 1,2 1,9
Финансы, кредит, страхование 0,4 0,5 0,8 1,3
Управление 1,6 4,5 3,0 4,7
Другие отрасли 2,3 3,1 2,3 3,5

4.Охарактеризуйте изменения в распределении занятых по отраслям в экономике США за 1970-2010 гг. Как изменились абсолютно (млн. чел.) и относительно (в %) численность занятых а) в добывающей промышленности, б) в обрабатывающей промышленности, в) в сфере услуг? Укажите возможные причины этих изменений.



Отрасли 1970 г. 2010 г.
млн. чел. % млн. чел. %
Всего Сельское хозяйство Строительство Добывающая пр-ть Обрабатывающая пр-ть Транспорт, коммуникации Сфера услуг Гос. управление 78,7 3,5 4,8 0,5 20,7 5,3 39,3 4,6 4,4 6,1 0,6 26,3 6,7 5,8 135,1 3,1 9,6 0,6 19,0 9,7 87,7 6,1 2,3 7,1 0,4 14,0 7,2 64,9 4,5

Дисконтирование

Для оценки движения финансовых потоков во времени применяют различные формулы финансовой математики, в том числе и расчет приведенной стоимости или метод дисконтированных денежных потоков.

Дисконтирование является обратной операцией расчета сложных процентов. В то время, когда инфляция больше нуля, деньги сегодня стоят дороже чем завтра. Для того чтобы определить сегодняшнюю стоимость денег и применяют дисконтирование денежных потоков.

Сущность расчета заключается в том, что планируемые к получению в будущем деньги перисчитываются в сегодняшнюю стоимость, с учетом количества периодов и ставки дисконтирования, по формуле обратной расчету сложных процентов.

Например, планируемые к получению 1000 рублей через 1 год инвестирования при ставке дисконтирования 15% эквивалентны сегодняшним 869,57 рублям; для планируемых к получению 1000 рублей через 2 года инвестирования при ставке дисконтирования 15% эквивалентны сегодняшним 756,14 рублям; для планируемых к получению 1000 рублей через 3 года инвестирования при ставке дисконтирования 15% эквивалентны сегодняшним 657,52 рублям.

В данном примере величина 869,57 рублей является текущей стоимостью величины 1000 рублей, полученных от инвестиции сроком на 1 год при ставке дисконтирования 15%.

Формула для расчета дисконтированного денежного потока:

FV
PV = Проблема выбора оптимального решения - student2.ru , где
(1 + r)n

FV - будущая стоимость;
PV - текущая стоимость;
r - ставка дисконтирования;
n - количество лет.

Чем дольше срок получения инвестиции и чем выше ставка дисконтирования, тем меньше текущая стоимость.

Задача №1.

Какой необходимо сделать вклад, чтобы через 10 лет получить 12500 рублей, при процентной ставке равной 11,7%?

Рассчитаем дисконтированную стоимость:

PV = 12500 / (1 + 0,117)10 = 4134 рубля.

Ответ. При данных условиях сумма вклада равна 4134 рубля.

Задача №2.

Через сколько лет на счете в банке будет сумма в 5600 рублей, если вложили 3400 рублей при коэффициенте дисконтирования 15,65% годовых?

Преобразуем формулу приведенной стоимости таким образом, чтобы выделить срок вложения денег:

(1 + r)n = PV / FV;

1,1565n = 5600 / 3400 = 1,6471;

n = log 1,1565 1,6471 = 3,43 года.

Ответ. Через 3,43 года на счете в банке будет вышеуказанная сумма.

При расчете числа лет необходимо учитывать, что в формуле подразумевается целое число лет и цифры, рассчитываемые после запятой, имеют приблизительные значения, характеризующие близость к целому значению лет.

Задача №3.

Рассчитайте, при какой учетной ставке ожидаемая к поступлению сумма в 5000$ соответствует текущему значению 2000$, если время дисконтирования 6 лет.

Преобразуем формулу приведенной стоимости таким образом, чтобы выделить учетную ставку:

r = (PV / FV)1/n - 1;

r = (5000 / 2000)1/6 - 1;

r = 0,16499 или 16,499%.

Ответ. При учетной ставке 16,499% будущая стоимость будет соответствовать исходной сумме.

Задача №4. Какую сумму нужно положить на счет в банк, чтобы через 4 года иметь 2000$, при ставке равной 9% годовых.

Рассчитаем приведенную стоимость 2000$ при ставке равной 9% и сроком 4 года:

PV = 2000 / (1 + 0,09)4 = 1416 $.

Ответ. Исходная сумма, необходимая для вклада, равна 1426$.

Наши рекомендации