Проблема выбора оптимального решения
I. Дайте определение следующим категориям и ответьте на вопросы:
1. Назовите основные проблемы экономики и пути их решения.
2. Что выражают альтернативные издержки.
3. Перечислите допущения, которые используются в учебной модели «Кривая производственных возможностей».
4. Какие методы научного исследования использованы в учебной модели "Кривая производственных возможностей"?
5. Каковы альтернативные издержки Вашей учебы в вузе?
6. Структура экономики.
7. Объясните взаимосвязь: безграничные потребности → ограниченные ресурсы → структура экономики.
8. Какие основные отрасли выделяют в структуре современной экономики?
II. Задачи и упражнения:
1. Из перечисленных утверждений выделите: а) позитивные, б) нормативные:
1) Темп инфляции упал почти до нуля.
2) Темп инфляции упал почти до нуля, самое время подтолкнуть экономику к новому этапу развития.
3) Уровень доходов в США выше, чем в России.
4) Американцы счастливее россиян.
Поясните свой ответ.
2. Используя данные таблицы, охарактеризуйте структуру экономики указанных стран в 2000-е гг. Назовите несколько отраслей а) промышленности, б) сферы услуг. Какие факторы воздействуют на изменения структуры экономики?
Отрасли, в % от ВВП | США | Франция | Япония |
Сельское хозяйство | |||
Промышленность | |||
Сфера услуг |
3.Охарактеризуйте изменения в распределении занятых по отраслям в экономике РФ за 1990-2010 гг. Как изменились абсолютно (млн. чел.) и относительно (в %) численность занятых: а) в промышленности, б) в строительстве, в) в оптовой и розничной торговле и общественном питании? Укажите возможные причины этих изменений.
Отрасли экономики | 1990 г. | 2010 г. | ||
млн. чел. | % | млн. чел. | % | |
Всего в экономике, в т.ч. | 75,3 | 65,6 | ||
Промышленность | 22,8 | 30,3 | 14,3 | 22,7 |
Сельское хозяйство | 9,9 | 13,2 | 7,4 | 12,2 |
Строительство | 9,0 | 12,0 | 5,0 | 7,7 |
Транспорт, связь | 5,8 | 7,8 | 5,1 | 7,8 |
Оптовая и розничная торговля, общественное питание | 5,9 | 7,8 | 11,0 | 16,8 |
ЖКХ | 3,2 | 4,3 | 3,2 | 4,9 |
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение | 4,2 | 5,6 | 4,7 | 7,1 |
Образование, культура, искусство | 7,2 | 9,6 | 7,1 | 11,0 |
Наука и научное обслуживание | 2,8 | 3,7 | 1,2 | 1,9 |
Финансы, кредит, страхование | 0,4 | 0,5 | 0,8 | 1,3 |
Управление | 1,6 | 4,5 | 3,0 | 4,7 |
Другие отрасли | 2,3 | 3,1 | 2,3 | 3,5 |
4.Охарактеризуйте изменения в распределении занятых по отраслям в экономике США за 1970-2010 гг. Как изменились абсолютно (млн. чел.) и относительно (в %) численность занятых а) в добывающей промышленности, б) в обрабатывающей промышленности, в) в сфере услуг? Укажите возможные причины этих изменений.
Отрасли | 1970 г. | 2010 г. | ||
млн. чел. | % | млн. чел. | % | |
Всего Сельское хозяйство Строительство Добывающая пр-ть Обрабатывающая пр-ть Транспорт, коммуникации Сфера услуг Гос. управление | 78,7 3,5 4,8 0,5 20,7 5,3 39,3 4,6 | 4,4 6,1 0,6 26,3 6,7 5,8 | 135,1 3,1 9,6 0,6 19,0 9,7 87,7 6,1 | 2,3 7,1 0,4 14,0 7,2 64,9 4,5 |
Дисконтирование
Для оценки движения финансовых потоков во времени применяют различные формулы финансовой математики, в том числе и расчет приведенной стоимости или метод дисконтированных денежных потоков.
Дисконтирование является обратной операцией расчета сложных процентов. В то время, когда инфляция больше нуля, деньги сегодня стоят дороже чем завтра. Для того чтобы определить сегодняшнюю стоимость денег и применяют дисконтирование денежных потоков.
Сущность расчета заключается в том, что планируемые к получению в будущем деньги перисчитываются в сегодняшнюю стоимость, с учетом количества периодов и ставки дисконтирования, по формуле обратной расчету сложных процентов.
Например, планируемые к получению 1000 рублей через 1 год инвестирования при ставке дисконтирования 15% эквивалентны сегодняшним 869,57 рублям; для планируемых к получению 1000 рублей через 2 года инвестирования при ставке дисконтирования 15% эквивалентны сегодняшним 756,14 рублям; для планируемых к получению 1000 рублей через 3 года инвестирования при ставке дисконтирования 15% эквивалентны сегодняшним 657,52 рублям.
В данном примере величина 869,57 рублей является текущей стоимостью величины 1000 рублей, полученных от инвестиции сроком на 1 год при ставке дисконтирования 15%.
Формула для расчета дисконтированного денежного потока:
FV
PV = , где
(1 + r)n
FV - будущая стоимость;
PV - текущая стоимость;
r - ставка дисконтирования;
n - количество лет.
Чем дольше срок получения инвестиции и чем выше ставка дисконтирования, тем меньше текущая стоимость.
Задача №1.
Какой необходимо сделать вклад, чтобы через 10 лет получить 12500 рублей, при процентной ставке равной 11,7%?
Рассчитаем дисконтированную стоимость:
PV = 12500 / (1 + 0,117)10 = 4134 рубля.
Ответ. При данных условиях сумма вклада равна 4134 рубля.
Задача №2.
Через сколько лет на счете в банке будет сумма в 5600 рублей, если вложили 3400 рублей при коэффициенте дисконтирования 15,65% годовых?
Преобразуем формулу приведенной стоимости таким образом, чтобы выделить срок вложения денег:
(1 + r)n = PV / FV;
1,1565n = 5600 / 3400 = 1,6471;
n = log 1,1565 1,6471 = 3,43 года.
Ответ. Через 3,43 года на счете в банке будет вышеуказанная сумма.
При расчете числа лет необходимо учитывать, что в формуле подразумевается целое число лет и цифры, рассчитываемые после запятой, имеют приблизительные значения, характеризующие близость к целому значению лет.
Задача №3.
Рассчитайте, при какой учетной ставке ожидаемая к поступлению сумма в 5000$ соответствует текущему значению 2000$, если время дисконтирования 6 лет.
Преобразуем формулу приведенной стоимости таким образом, чтобы выделить учетную ставку:
r = (PV / FV)1/n - 1;
r = (5000 / 2000)1/6 - 1;
r = 0,16499 или 16,499%.
Ответ. При учетной ставке 16,499% будущая стоимость будет соответствовать исходной сумме.
Задача №4. Какую сумму нужно положить на счет в банк, чтобы через 4 года иметь 2000$, при ставке равной 9% годовых.
Рассчитаем приведенную стоимость 2000$ при ставке равной 9% и сроком 4 года:
PV = 2000 / (1 + 0,09)4 = 1416 $.
Ответ. Исходная сумма, необходимая для вклада, равна 1426$.