Излишки потребителя и излишки производителя
Рассмотрим теперь результаты добровольного обмена с точки зрения выгоды, получаемой покупателями и продавцами. В качестве меры такой выгоды обычно используют понятия излишка потребителя и излишка производителя. (Иногда их называют излишками покупателя и продавца, что более точно отражает содержание этих понятий). Обратимся к рис. 3.7, на котором показана знакомая ситуация рыночного равновесия. Равновесная цена PE равна 6000 руб., равновесный объем – 6 единицам.
Для упрощения дальнейших рассуждений предположим, что, во-первых, речь идет о неделимом товаре (например, холодильнике или пылесосе) и, во-вторых, что при цене 6000 руб. товар покупают 6 различных потребителей, причем каждый из них покупает единицу товара.
Рис. 3.7. Излишек, получаемый потребителями
Из положения линии спроса следует, что при цене 11000 руб. объем спроса составляет единицу. Следовательно, один из покупателей (назовем его потребителем I) готов заплатить за товар 11000 руб.; иными словами, его цена спроса равна 11000 руб. Это значит, что ради приобретения данного товара он согласен пожертвовать другими товарами на сумму 11000 руб. Фактически же он заплатит только 6000 руб., т.е. пожертвуетдругими товарами лишь на эту сумму. Таким образом, чистая выгода, или излишек, получаемый потребителем I от покупки данного товара по цене 6000 руб., составляет 11 000 - 6000 = 5000 руб.
Судя по линии спроса, при цене 10000 руб. объем спроса составит 2 единицы. Следовательно, какой-то другой потребитель (назовем его потребителем II) согласен заплатить за данный товар 10000 руб., такова его цена спроса. Фактически же он покупает товар за те же 6000 руб. Излишек, получаемый потребителем II, равен 10 000 - 6000 = 4000 руб.
Рассуждая далее таким же образом, нетрудно прийти к заключению, что общий излишек, получаемый всеми шестью покупателями, равен 5000+4000+3000+2000+1000+0 = 15000 руб. Геометрически величина этого излишка равна площади заштрихованной ступенчатой фигуры.
Очевидно, что при большом числе покупателей и при большом объеме продаж площадь заштрихованной фигуры практически совпадает с площадью треугольника АРЕЕ, ограниченного сверху линией спроса, слева вертикальной осью и снизу горизонтальной линией, проведенной через точку PE на вертикальной оси, соответствующую цене товара (эту линию можно назвать линией цены).
Попытаемся еще раз осмыслить содержание нового понятия «излишек, получаемый покупателями». Предположим, покупатели поставлены перед альтернативой: либо они могут купить неограниченное количество товара по данной цене, либо они вообще лишены возможности покупать этот товар. Излишек, получаемый потребителями, или просто излишек потребителей, представляет собой ту сумму денег, которую они согласны заплатить за саму возможность покупать данный товар по данной цене. Излишек потребителейхарактеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара.
К этому понятию можно прийти и путем несколько иных рассуждений. С помощью рис. 3.8 определим потери в денежном выражении, которые понесут потребители от запрета на производство и потребление данного товара.
Запрет на производство и потребление данного товара равносилен повышению цены до уровня, соответствующего точке Ана вертикальной оси. При такой высокой цене объем спроса и объем продажи сокращаются до нуля.
Отрезок РЕА разобьем на части: РЕР1, P1P2, Р2Р3, … Определим потери потребителей от повышения цены с PE до P1. Для этого необходимо умножить прирост цены на объем продаж. Таким образом, потери будут примерно равны площади прямоугольника РЕР1М1Е. Если цена увеличивается с P1 до Р2, то потери потребителей будут примерно равны площади прямоугольника P1P2M2К1, и т. д.
Рис. 3.8. Излишек, получаемый потребителями, измеренный как потери потребителей от запрета на производство товара
Увеличивая число частей, на которое разбивается отрезок РЕА, приходим к выводу, что потери потребителей от повышения цены с PE до уровня, соответствующего точке А, равны площади треугольника АРЕЕ. Поэтому излишек потребителей можно интерпретировать как выраженные в деньгах потери потребителей от запрета на производство и потребление данного товара.
Аналогичный смысл имеет понятие «излишек, получаемый производителями», или просто «излишек производителей». Судя по линии предложения, например линии BS на рис. 3.8, некоторые производители согласны производить товар и при цене ниже РЕ. Скажем, если цена равна Р', объем производства равен Q'. Производители могут быть поставлены перед альтернативой: либо они могут продать неограниченное количество товара по данной цене, либо они вообще лишены возможности производить и продавать этот товар. Излишек, получаемый производителями, представляет собой ту сумму денег, которую они согласны заплатить за саму возможность производить и продавать данный товар по данной цене. Используя такие же рассуждения, что и в случае с излишком потребителей, можно показать, что излишек производителей на рис. 3.8 равен площади треугольника ВРЕЕ, ограниченного сверху линией цены, слева вертикальной осью, снизу линией предложения.
Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду (social gain – англ.), возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т. е. в связи с существованием рынка. Общественная выгода может быть определена как сумма площадей треугольников АРЕЕ и ВРЕЕ на рис. 3.8 либо, иначе, как сумма трапеций ABFC, CFLK и т. д. до полного исчерпания площади треугольника ABE. Еслибы объем продаж составил не 6, а 8 единиц товара, общественная выгода оказалась бы меньше площади треугольника ABE на величину площади треугольника ЕGТ, характеризующего общественный ущерб от превышения объема рынка над равновесным.
Рассмотренные понятия могут быть эффективно использованы при разработке государственной налоговой и внешнеэкономической политики, при оценке эффективности сооружения за счет государственного бюджета объектов инфраструктуры (мостов, дорог, дамб) и в ряде других случаев.