Роль и место курса «производственный менеджмент» в системе экономических наук.
Ученые утверждают, что история возникновения и развития менеджмента как особого вида профессиональной деятельности насчитывает примерно 7 тысячелетий. Правда, внося ясность, они уточняют, что, как самостоятельная область знаний, в которой обобщена богатая практика и искусство управления, менеджмент сформировался в конце ХIХ века. Совершенно очевидно, что понятие и сущность менеджмента постоянно меняются с течением времени и в соответствии с развитием человеческого общества, приобретая новые черты и особенности.
Появление практики менеджмента связано с последствиями промышленного переворота в Англии в конце 18ого века, а именно:
· · Управление производством.
· · Концентрация капитала.
· · Обострение конкуренции.
Как следствие - появление Организаций менеджерского типа (т.е. таких организаций, где право на собственность и управление данной собственностью были разделены).
Кроме того, укрупнение производства привело к необходимости привлечения специальных людей для управления, способных заменить владельца нанизовом уровне (чаще всего инженеры).
Последствия промышленного переворота к началу XIX века распространились на континентальную Европу, а к середине XIX века и на североамериканский континент, где, кроме экономического, приобрели и социально-политическое значение.
Наиболее крупными организациями менеджерского типа в США являлись компании в железнодорожном бизнесе, в металлургии, а позднее - в нефтяной и химической отраслях, а потом и в телеграфно-телефонном бизнесе.
К концу XIX - началу XXого века появились первые работы, в которых была сделана попытка обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента.
Так, в сегодняшнем менеджменте все четче проявляется значение системных знаний, позволяющих не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий. Понятно, что такая сфера человеческой деятельности требует накопления и постоянного пополнения научных знаний и применения их в практической работе. Несомненно, что инновации в менеджменте, продекларированные в конце прошлого века, должны будут в полной мере реализоваться в новом столетии.
Принцип системности пронизывает все элементы управления, где система – это совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимосвязи (т.е. как единое целое).
Производственная система – целенаправленный процесс, благодаря которому происходит превращение отдельных элементов системы в полезную продукцию.
Полная система производственной деятельности организации называется операционной системой.
В зависимости от целей исследования могут выделяться и другие системы:
· Целевую подсистему.
· Обеспечивающую подсистему.
· Функциональную подсистему.
· Управляющую подсистему.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности должен находится в основном звене всей экономики – на предприятии. Эффективность деятельности предприятий, позволяющая им долговременно и стабильно функционировать, в значительной степени зависит от компетентности их руководителей, способных грамотно определить потребности рынка, организовать в соответствии с ними производство товаров или услуг, создавать благоприятные условия для высокопроизводительной работы своего персонала, обеспечивающей необходимое качество продукции. Эта ситуация требует целой армии неординарно мыслящих и соответственно подготовленных специалистов, способных успешно работать в условиях рыночной экономики.
Большой вклад в разработку системного подхода и организационных проблем управления производством внесла кибернетика, позволяющая использовать принцип «обратной связи».
Растущая самостоятельность российских предприятий вызывает интерес их работников к вопросам организации и управления производством, что в дальнейшем мы и рассмотрим.
Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы.
Целевая подсистема состоит из следующих компонентов (подцелевой):
1) повышение качества выпускаемых товаров и выполнение услуг;
2) ресурсосбережение по стадиям жизненного цикла выпускаемых товаров;
3) расширение рынка сбыта товаров;
4) организационно-техническое развитие производства;
5) повышение качества сервиса товаров;
6) социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды (ОПС).
Перечисленные компоненты (подцели) направлены на выполнение трех целей организации:
· повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и организации (эту цель выполняют подцели 1,2,5);
· повышение эффективности функционирования организации (подцели 1,2,3);
· комплексное развитие организации (подцели 4 и 6).
Данные проблемы невозможно решить без применения законов, научных подходов, принципов, методов, изложенных в нашей книге.
Компонентами обеспечивающей подсистемы являются:
· методическое обеспечение;
· ресурсное обеспечение ;
· информационное обеспечение;
· правовое обеспечение.
Ниже приводится краткое содержание данных компонентов.
Прежде всего рассмотрим такой компонент обеспечивающей подсистемы, как методическое обеспечение.
Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), национального, республиканского, регионального либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Национальные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах, и т.д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам высшего уровня.
Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе для фирмы, независимо от формы собственности.
Следующим компонентом обеспечивающей подсистемы производственного менеджмента является ресурсное обеспечение.
Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:
· своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;
· улучшение использования ресурсов — повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.
Виды ресурсов:
1) трудовые ресурсы — промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники и служащие, младший обслуживающий персонал, ученики) и непромышленный персонал;
2) материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);
3) основные производственные фонды — здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации управления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.);
4) финансовые ресурсы — собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.;
5) совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.
Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.
Процесс движения ресурсов включает формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства товаров и выполнения услуг, капитального строительства, гарантийного обслуживания товара фирмы.
Факторы улучшения использования ресурсов:
· применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов и принципов менеджмента;
· оптимизация формирования и использования ресурсов путем применения методов нормирования, моделирования, прогнозирования, факторного, функционально-стоимостного анализа, экономического обоснования мероприятий по оптимизации, балансовых методов, сетевых моделей и др. методов;
· совершенствование конструкции товара;
· совершенствование технологии путем применения лазерных, электрофизических, электрохимических, электронно-лучевых, плазменных, биологических, радиационных и других прогрессивных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;
· применение материалов с заранее заданными свойствами;
· типизация технологий путем унификации элементов конструкций технологических процессов и оборудования, оснастки, организации производства;
· совершенствование управления ресурсами;
· применение оптимальных для данных условий методов обеспечения ресурсами;
· стимулирование улучшения использования ресурсов.
Методы обеспечения ресурсами:
· через товарно-сырьевые биржи;
· прямые связи, аукционы, конкурсы;
· собственное производство или подготовка;
· спонсорство и др.
Информационное обеспечение системы менеджмента — одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие по источнику.
Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникации — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и небудем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.
Руководитель 50–90 % всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал — средство передачи информации.
4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы следующие:
· Зарождение идеи.
· Кодирование и выбор канала.
· Передача.
· Декодирование.
Предлагается следующая классификация информации:
· по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;
· по принадлежности к подсистеме системы менеджмента — информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;
· по форме передачи — вербальная (словесная) информация и невербальная;
· по изменчивости во времени — условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);
· по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;
· по режиму передачи — в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
· по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
· по стадии жизненного цикла объекта — по стадии маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д. (до списания);
· по отношению объекта управления к субъекту — между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.
Организация потоков информации. Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей.
Технологический процесс переработки информации должен включать механизацию операций по переработке информации. Операции дифференцируютна рутинные и творческие. К рутинным относятся операции, связанные с сортировкой, заполнением, размножением документов и т.д. К творческим — операции по переработке информации, результатом выполнения которых является управленческое решение.
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) уровне. К этим актам относятся федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.
Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:
· правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономической деятельности и др.);
· законы и нормативные акты по системам;
· стандартизации;
· метрологии;
· сертификации товаров и услуг;
· защиты прав потребителей;
· антимонопольной политики;
· управления качеством товаров;
· безопасности и охраны труда и др.;
· законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;
· правовое регулирование образования и функционирования фирмы.
Без качественного правового обеспечения системы менеджмента фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное функционирование, т.к. каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня; будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы менеджмента фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой.
Российская Федерация, например, в настоящее время находится на стадии перехода к рыночным отношениям как к системе экономических, правовых и социальных отношений. И многие из перечисленных направлений правового обеспечения находятся на стадии обновления.
Содержание функциональной и управляющей подсистемы.
Функциональная подсистема состоит из следующих компонентов: маркетинг; планирование; организация процессов; учет и контроль; мотивация; регулирование.
Регулирование — функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, и принятию мер по доведению параметров системы менеджмента до требований внешней среды.
Главными факторами внешней среды, влияющими на качество решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, являются следующие:
· темпы научно-технического прогресса в области деятельности фирмы;
· новые потребности потребителей и их претензии по выпускаемым товарам;
· политика поставщиков;
· рыночная стратегия конкурентов;
· государственная политика в области внешнеэкономической деятельности;
· ценовая политика;
· другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды, микросреды фирмы и инфраструктуры региона.
Фирма оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:
1) изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности фирмы;
2) факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности фирмы. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;
3) факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей фирмы.
Результаты анализа семи перечисленных факторов вносятся после тщательнейшего обоснования в бизнес-план фирмы и ее рыночную стратегию. Таким образом устанавливается обратная связь в цикле управления.
Компонентами управляющей подсистемы являются следующие:
· управление персоналом;
· социология и психология менеджмента;
· разработка и реализация управленческого решения;
· анализ в принятии решений;
· прогнозирование в принятии решений.
Напомним, что методика разработки конкурентоспособных и эффективных управленческих решений основана на изучении экономических законов и законов организации, научных подходов и принципов, методов и моделей управления.
Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
В зависимости от дохода потребителей конкурентоспособность формируется по конкретным видам объектов: среднего качества — для потребителей с низким доходом (капиталом), высокого качества — для массового потребителя со средним доходом, очень высокого (престижного) качества — для потребителей с высоким доходом. Исключения составляют только нормативные акты (законы, указы, постановления, стандарты и т.п.) — они должны быть только очень высокого качества.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Международные стандарты серии ИСО 9000, а также законы Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”, “О защите прав потребителей”, “О стандартизации”, введенные в 1993 году, проблемы конкурентоспособности затрагивают частично.
Основными факторами достижения выпуска конкурентоспособных объектов являются:
1) качество системы менеджмента, определяемое количеством и глубиной применяемых научных подходов, принципов и методов менеджмента, проектирования и производства объектов;
2) качество разработки объекта с точки зрения прогрессивности и оптимальности показателей назначения, надежности и др. в проектно-конструкторской документации;
3) качество материализации проекта, определяемое прогрессивностью технологии, организации производства и менеджмента;
4) затраты потребителя на приобретение (цена объекта), транспортирование, эксплуатацию, ремонты и утилизацию объекта за нормативный срок его службы;
5) степень удовлетворения дополнительных потребностей конкретного потребителя, определяемая качеством упаковки, степенью соблюдения правовых норм защиты интересов потребителя, качеством гарантийного обслуживания и др. требованиями.
К условиям обеспечения конкурентоспособности относятся:
· применение совокупности подходов к развитию системы менеджмента;
· обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления;
· рассмотрение в единстве качества (полезного эффекта) и совокупных затрат по всем стадиям жизненного цикла объектов;
· применение современных методов исследований и разработок (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование каждого решения, программно-целевое планирование и др.);
· рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объекта;
· формирование системы мер по обеспечению конкурентоспособности различных объектов.
Полезный эффект товара определяется следующей системой показателей качества:
1. Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.
2. Надежность товара — сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.
Контрольные вопросы:
1.В чем сущность системного подхода?
2. Как формируется целевая подсистема?
3. Из каких компонентов состоит обеспечивающая подсистема?
4. Назовите составляющие управляемой подсистемы.
5. Из каких компонентов состоит управляющая подсистема?