Задачи производственного менеджмента
Производственный менеджмент представляет собой деятельность, связанную с разработкой, использованием, усовершенствованием производственной системы.
Производственная система – это система, использующая определенные ресурсы компаний для преобразования их в требуемую продукцию.
Операционные ресурсы включает в себя пять основных элементов:
¾ персонал;
¾ заводы;
¾ материалы и комплектующие;
¾ процессы;
¾ системы планирования и управления, представляющие собой процедуры и информацию, используемую в процессе производства.
Производственное преобразование может иметь следующий вид:
1) физическое преобразование материалов как результат производственного процесса;
2) изменение места расположения как результат транспортировки;
3) обмен как результат торговой операции;
4) складское хранение как результат складского обслуживания;
5) физиологическое преобразование как результат медицинского обслуживания;
6) информационное преобразование.
В современных условиях производственный менеджмент направлен на решение следующих задач:
¾ сокращение времени запуска новой продукции в производство, предполагает параллельную работу и координацию деятельности конструкторов, маркетологов, дизайнеров, технологов, механиков;
¾ создание необходимых производственных систем, позволяющих в массовом объеме производить продукцию и предлагать услуги по индивидуальным заказам;
¾ разработка новых технологий и внедрение их в существующую производственную систему;
¾ быстрое достижение высокого качества новой продукции и сохранение существующего уровня в период, предшествующий сокращению персонала;
¾ управление глобальными производственными сетями требует учета стандартов, существующих в различных странах, а также национальных особенностей в управлении персоналом;
¾ соблюдение ограничений, связанных с охраной окружающей среды, этическими нормами и государственным законодательством.
Производственная стратегия
Еще недавно производство рассматривали с точки зрения сокращения издержек и максимального использования рабочей силы. Успех японских предприятий привел менеджеров к необходимости создания производственной стратегии. Производственная стратегия заключается в разработке общей политики использования ресурсов фирмы, направленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии.
Производственная стратегия выражается в принятии решений, связанных с разработкой производственного процесса и информационной структуры, необходимой для его поддержания. Разработка процесса заключается в выборе подходящей технологии, составлении временного графика процесса, определении уровня товарно-материальных запасов, а также способа размещения данного процесса.
Решения, связанные с инфраструктурой, касаются системой планирования и управления, способов обеспечения качества и контроля качества, структуры отплаты труда и организации производственной функции предприятий.
Производственная стратегия должна разрабатываться с учетом возможных будущих изменений потребностей покупателей. Выделяют следующие основные приоритеты, которые обеспечивают успешность производственной стратегии:
¾ издержки производства;
¾ качество и надежность продукции;
¾ надежность поставок;
¾ способность быстро реагировать на изменение спроса;
¾ гибкость и скорость освоения новой продукции;
¾ специфические для каждого отдельного товара критерии.
На любом рынке существует сегмент, объем продаж, на котором зависит исключительно от того, насколько низкими будут издержки фирмы. Как правило, подобная ситуация складывается в том случае, если потребители не могут найти различий между схожими товарами разных организаций.
Существую две отдельные категории качества:
¾ качество продукции;
¾ качество процесса.
Качество продукции предполагает определение характеристик предприятии на основе изучения предпочтений потребителей. Качество процесса направлено на выполнение работ без брака с соблюдением требований технологий. В некоторых случаях важной характеристикой качества является срок выполнения заказов.
Надежность поставок связана со способностью предприятия, организовывать поставки товаров в обещанные сроки. Важность данного приоритета связана со стремлением предприятий к сокращению уровня товарно-материальных запасов.
На многих рынках важнейшим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности, является способность предприятия быстро реагировать на изменения спроса.
Под термином “гибкость” понимают способность предприятия предлагать своим потребителям широкий выбор товаров. В значительной степени эта способность зависит от времени, которое требуется предприятию на разработку нового вида продукции и преобразование существующих процессов для перехода на выпуск новой продукции.
Помимо вышеназванных приоритетов в зависимости от характеристик товара могут быть важны:
¾ оказание помощи клиенту при проектировании им своей продукции;
¾ послепродажная поддержка клиента;
¾ выполнение индивидуальных запросов клиентов.
В 60-70-ые годы старались добиться одного из приоритетов в ущерб другим. Например, фирма обеспечила низкие издержки за счет увеличения сроков длительности выполнения заказов. Однако в настоящее время появился целый ряд подходов, которые направлены на одновременное достижение нескольких приоритетов, например, снижение издержек, повышение качества, улучшение обслуживания. К ним следует отнести реинжиниринг бизнеса, всеобщее управление качеством, ненасыщенное производство.