Задачи производственного менеджмента

Производственный менеджмент представляет собой деятельность, связанную с разработкой, использованием, усовершенствованием производственной системы.

Производственная система – это система, использующая определенные ресурсы компаний для преобразования их в требуемую продукцию.

Операционные ресурсы включает в себя пять основных элементов:

¾ персонал;

¾ заводы;

¾ материалы и комплектующие;

¾ процессы;

¾ системы планирования и управления, представляющие собой процедуры и информацию, используемую в процессе производства.

Производственное преобразование может иметь следующий вид:

1) физическое преобразование материалов как результат производственного процесса;

2) изменение места расположения как результат транспортировки;

3) обмен как результат торговой операции;

4) складское хранение как результат складского обслуживания;

5) физиологическое преобразование как результат медицинского обслуживания;

6) информационное преобразование.

В современных условиях производственный менеджмент направлен на решение следующих задач:

¾ сокращение времени запуска новой продукции в производство, предполагает параллельную работу и координацию деятельности конструкторов, маркетологов, дизайнеров, технологов, механиков;

¾ создание необходимых производственных систем, позволяющих в массовом объеме производить продукцию и предлагать услуги по индивидуальным заказам;

¾ разработка новых технологий и внедрение их в существующую производственную систему;

¾ быстрое достижение высокого качества новой продукции и сохранение существующего уровня в период, предшествующий сокращению персонала;

¾ управление глобальными производственными сетями требует учета стандартов, существующих в различных странах, а также национальных особенностей в управлении персоналом;

¾ соблюдение ограничений, связанных с охраной окружающей среды, этическими нормами и государственным законодательством.

Производственная стратегия

Еще недавно производство рассматривали с точки зрения сокращения издержек и максимального использования рабочей силы. Успех японских предприятий привел менеджеров к необходимости создания производственной стратегии. Производственная стратегия заключается в разработке общей политики использования ресурсов фирмы, направленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии.

Производственная стратегия выражается в принятии решений, связанных с разработкой производственного процесса и информационной структуры, необходимой для его поддержания. Разработка процесса заключается в выборе подходящей технологии, составлении временного графика процесса, определении уровня товарно-материальных запасов, а также способа размещения данного процесса.

Решения, связанные с инфраструктурой, касаются системой планирования и управления, способов обеспечения качества и контроля качества, структуры отплаты труда и организации производственной функции предприятий.

Производственная стратегия должна разрабатываться с учетом возможных будущих изменений потребностей покупателей. Выделяют следующие основные приоритеты, которые обеспечивают успешность производственной стратегии:

¾ издержки производства;

¾ качество и надежность продукции;

¾ надежность поставок;

¾ способность быстро реагировать на изменение спроса;

¾ гибкость и скорость освоения новой продукции;

¾ специфические для каждого отдельного товара критерии.

На любом рынке существует сегмент, объем продаж, на котором зависит исключительно от того, насколько низкими будут издержки фирмы. Как правило, подобная ситуация складывается в том случае, если потребители не могут найти различий между схожими товарами разных организаций.

Существую две отдельные категории качества:

¾ качество продукции;

¾ качество процесса.

Качество продукции предполагает определение характеристик предприятии на основе изучения предпочтений потребителей. Качество процесса направлено на выполнение работ без брака с соблюдением требований технологий. В некоторых случаях важной характеристикой качества является срок выполнения заказов.

Надежность поставок связана со способностью предприятия, организовывать поставки товаров в обещанные сроки. Важность данного приоритета связана со стремлением предприятий к сокращению уровня товарно-материальных запасов.

На многих рынках важнейшим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности, является способность предприятия быстро реагировать на изменения спроса.

Под термином “гибкость” понимают способность предприятия предлагать своим потребителям широкий выбор товаров. В значительной степени эта способность зависит от времени, которое требуется предприятию на разработку нового вида продукции и преобразование существующих процессов для перехода на выпуск новой продукции.

Помимо вышеназванных приоритетов в зависимости от характеристик товара могут быть важны:

¾ оказание помощи клиенту при проектировании им своей продукции;

¾ послепродажная поддержка клиента;

¾ выполнение индивидуальных запросов клиентов.

В 60-70-ые годы старались добиться одного из приоритетов в ущерб другим. Например, фирма обеспечила низкие издержки за счет увеличения сроков длительности выполнения заказов. Однако в настоящее время появился целый ряд подходов, которые направлены на одновременное достижение нескольких приоритетов, например, снижение издержек, повышение качества, улучшение обслуживания. К ним следует отнести реинжиниринг бизнеса, всеобщее управление качеством, ненасыщенное производство.

Наши рекомендации