Тема 10. Реинжиниринг бизнеса 101
Эволюция управленческой мысли
Без управления ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха. Однако управление как вид деятельности и как наука появилась не сразу. Как только люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности:
1) оборонительной (защита от зверей и врагов);
2) политической (установление и поддержание порядка в группе);
3) экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов).
Когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком – лидером группы. По мере увеличения группы и усложнения выполняемых работ появилась необходимость в разделении труда. Египетские пирамиды, построенные за II-III тысячи лет до Рождества Христова, является ярким свидетельством не только культуры, но и управленческого искусства, так как для их создания потребовалась организация труда тысячи людей. Практика управления привела к формированию многих положений, которые актуальны в наши дни. Так Платон настаивая на разделении труда, Сократ утверждал, что главным в управлении является умение поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Линейная структура управления государством применялась в Римской Империи. Основной проблемой был сбор налогов. Поэтому император Диоклетиан разделил империю на сто одну провинцию, которые входили в состав двенадцати групп, а те включались в четыре географических региона. Значительные, успехи были достигнуты в управление хозяйственной деятельностью. Так Катон (старший) писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле над проделанной работой, о необходимости сравнения плана и результатов, о выявлении причин невыполнения планов, о рациональной организации работ.
Для древних организаций было характерно:
¾ относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена;
¾ управленческая работа зачастую не выделялись и не отделялись от неуправленческой деятельности;
¾ посты в руководстве занимали чаще всего по праву рождения или силой;
¾ малое количество крупных организаций.
Промышленная революция привела к разрушению традиционного общества. Были созданы десятки крупных организаций, что потребовало создания теории управления, основоположником, которой считают Фредерика Тейлора.
Выделяют четыре основные школы менеджмента:
1) школу научного управления;
2) административную школу управления;
3) школу человеческих отношений;
4) школу науки управления.
Первая школа исследовала, прежде всего, возможность повышения производительности труда отдельных работников. Административная школа управления известна своими работами по совершенствованию управления организации в целом. Школа человеческих отношений уделяет основное внимание изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей. Школа науки управления базируется на системном изучении процессов в организациях с применением математических методов и ЭВМ.
Школа научного управления
Основоположником научного подхода к менеджменту считают Тейлора (1856-1915 гг.). Он родился в обеспеченной семье, поступил в Гарвардскую юридическую школу, но затем бросил учебу и стал рабочим. За 10 лет он прошел от рабочего до главного инженера, обучаясь заочно, получил степень мастера. Он разработал скоростные методы металлообработки, но их внедрение столкнулось с сопротивлением рабочих, что заставило его задуматься над необходимостью перестройки системы управления, таким образом, чтобы инженеры, рабочие и администрация являлись единой организацией.
1) До Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего предприятием. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на экспериментальных данных, а также анализе процессов физического труда и его организации. Метод исследования труда заключался в расчленении производственного процесса на составные части и последующем анализе этих частей.
Целью научной организации труда на предприятии является осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов.
Главное внимание Тейлор уделял повышению производительности труда за счет установления для каждого работника обоснованного дневного задания и методов его выполнения. Опыты Тейлора начались в 1888 г. с анализа работы грузчиков сыпучих материалов. В процессе эксперимента изучались движения рук ног, всего тела. Менялась нагрузка на лопату, сама форма лопаты и т.д. Каждую работу Тейлор разбивал на составляющие элементы, а элементы на приемы и движения с целью сокращения времени на их выполнение, а также устранение ненужных и излишних движений. Измеряя затраты времени на отдельные элементы операций, Тейлор выбирал наилучшие из них. Затем подыскивали наиболее физически сильного рабочего, и платили ему повышенную заработную плату, предварительно научив его лучшим приемам и методам труда. Таким образом, определяли норму выработки, которая затем доводилась до остальных рабочих. Тех, кто не выполнял норму выработки, увольняли. Заработная плата рабочих устанавливалась в зависимости от выполнения норм.
Сначала Тейлор ввел систему двойных расценок. При перевыполнении норм расценки повышали, а при недовыполнении уменьшали. В последствии при недовыполнении норм сохранялась минимальная заработная плата. При превышении, расценки увеличивались. Большое внимание в системе Тейлора уделялось своевременному обеспечению рабочих мест всем необходимым: обучению рабочих, выдаче заданий, что являлось обязанностью мастера. Требования по рационализации распространялись также на использование оборудования и производственных помещений.
Функция осуществления взаимодействия элементов производства была возложена на плановое бюро предприятия, которое устанавливало методы изготовления продукции, инструменты методы контроля, должностные инструкции для каждого работника.
Тейлор выделял две основные задачи управления, которые с его точки зрения могли быть достигнуты одновременно:
¾ процветание предпринимательства предполагает не только получение высоких дивидендов, но и успешное развитие бизнеса;
¾ повышение благосостояния работников предполагает не только рост заработной платы, но и развитие в каждом работнике потенциала, заложенного в нем природой.
Однако философскую основу системы Тейлора составляла концепция так называемого экономического человека. Считали, что возможно создание такой системы оплаты, которая бы обеспечивала максимальную производительность труда. Ошибочным было провозглашение единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Уже с первых дней система Тейлора вызвала яростное сопротивление рабочих, что было во многом связано с подходом к человеку как к придатку машины. Таким образом, можно выделить пять основных принципов системы Тейлора:
1) научный отбор рабочего предполагал использование специальных тестов;
2) научное изучение работ и обучение рабочего предполагали совершенствование, как методов изучения, так и навыков рабочих;
3) повышение производительности труда за счет специализации, предполагало закрепление за одним работником все меньших элементов производственного процесса;
4) премирование работников за перевыполнение норм;
5) установление добрых и доверительных отношений между рабочими и управляющими.
Среди последователей Тейлора особенно выделяются Фрэнк Гилбрет (1868-1924) и Лилиан Моллер (1878-1958). Биография Фрэнка во многом схожа с биографией Тейлора. Он родился в зажиточной семье, поступил в Массачусетский технологический институт, но оставил учебу и к 27 годам от рабочего дошел до должности главного инженера. Подобно Тейлору Гилбрет был талантливый изобретателем. Ему удалось усовершенствовать процесс кладки кирпича, сократив количество движений, при кладке одного кирпича с 18 о 4,5 и повысил производительность кладки с 120 до 350 кирпичей в час.
Помимо изучения движений Гилбрет много времени уделил факторам, влияющим на производительность рабочих, которые делятся на три группы:
1) переменные факторы рабочих (телосложение, здоровье, образ жизни, квалификация, культура, образование и т.д.);
2) переменные факторы обстановки (отопление, освещение, одежда, количество используемых материалов и оборудования, монотонность и трудность работы и т.д.);
3) переменные факторы движения (скорость, количество выполняемой работы, стоимость работы и.т.д.).
Лилиан Моллер (1878-1958) родилась в семье промышленника, занимавшегося производством сахара. Получила степень магистра в Калифорнийском университете, а затем и степень доктора наук. В 1904 г. вышла замуж за Гилбрета.
Гилбреты для изучения рабочих операций стали применять кинокамеру. С помощью стоп-кадра они смогли выявить и описать семнадцать основных движений кисти руки. Таким образом, было положено начало созданию библиотеки микродвижений, которая в последствии стала широко применяться в нормировании труда.
Большое внимание уделялось не только к повышению производительности труда, но и снижению усталости за счет увеличения перерывов и отпусков, создавая благоприятные условий во внешней среде. С точки зрения Гилбретов в качестве критериев успешности решения проблемы усталости, следует использовать количество “счастливых минут у человека”, что отличалось от рассмотрения человека как одушевленной машины.
Генри Форд (1863-1947) является не только практиком, успешно внедрявшим идею Тейлора в производство, но и крупным теоретиком, внедрившим идею социальной ответственности бизнеса перед обществом.
Форд родился в семье фермера, но его с детства привлекали технические устройства. Он так же являлся талантливым изобретателем. Работая инженером в различных компаниях, он вынужден был заняться производством гоночных автомобилей, что позволило ему накопить необходимый опыт для создания качественной и недорогой машины, получившей название “модель Т”.
Если в системе Тейлора центральное место занимает ручной круг, то Форд заменил его машинным производством. Впервые основная работа была отделена от обслуживания рабочих мест. Появился конвейер, предполагавший равенство или кратность операций на каждом рабочем месте такту процесса (промежутка между сходом с конвейера двух одинаковых изделий). Появилась возможность использовать низкоквалифицированных работников с высокой производительностью труда за счет закрепления за каждым из них одной из простейших операций. Особое внимание уделялось интеграции предприятия со своими поставщиками, вплоть до добычи сырья.
Форд начал платить работникам высокую заработную плату тем самым, создавая рынок покупателей своих автомобилей. Снижение стоимости позволило повысить объем производства с 18 644 шт. в 1909 г. до 1 250 000 шт. в 1920 году. Для повышения производительности труда значительное внимание уделялось условиям жизни рабочих. Рабочих принуждали к снижению потребления алкоголя, отказу от азартных игр, соблюдению гигиены, обучению в школе.
Фордом были сформированы основные принципы организации массового производства:
¾ максимальное разделение труда и специализация;
¾ широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений;
¾ размещение оборудования по ходу технологического процесса;
¾ регламентированный ритм производства;
¾ механизация транспортных операций;
¾ стандартизация производства.
Школа науки управления
Школа науки управления получила развитие вследствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логистических проблем. Во время войны исследователи пытались решить такие сложные проблемы как увеличение точности бомбометания, совершенствование системы ПВО, повышение эффективности военных поставок. Для решения данных проблем привлекались группы экспертов из таких областей науки как статистика, инженерное дело, экономика, математика, политика. По завершению войны многие руководители увидели значительный потенциал в применении данного широкого междисциплинарного подхода в работе промышленности. Основными отличиями школы науки управления от предшествующих школ являются:
1) акцентирование внимания на принятии решения с использованием количественных показателей;
2) широкое использование математических моделей;
3) использование компьютеров необходимо из-за сложности моделей и больших объемов обрабатываемых данных.
Модель ‑ это форма представления реальности. Как правило, модели упрощают сложность проблемы, сокращают число переменных. При поиске решения в конкретной ситуации в модель подставляется количественное значение переменных.
Наиболее известным зарубежными представителями школы науки управления является Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Янг, Э. Квейд, С. Бир, Д. Форестер. Из отечественных ученых известны: В.В. Леонтьев, Л.В. Канторович, В.В. Новожилов, Ю.И. Черняк, В.Ш. Рапопорт, А.А. Богданов.
Основными подходами, применяемыми в школе науки управления, являются процессный, ситуационный и системный подходы.
Процессный подход предполагает рассматривать управление как процесс, состоящий из ряда функций. Большинство авторов выделяют четыре функции: планирование, организацию, контроль и мотивацию.
Функция планирования предполагает нахождение решения о том, какими должны быть цели фирмы и что должны делать работники для их достижения. Планирование должно является непрерывным процессом в связи с быстрым изменением внешней среды.
Функция организации предполагает создание структур, обеспечивающих выполнение работ.
Функция мотивации заключается в том, чтобы работники выполняли работу в соответствии со своими обязанностями и утвержденным планом. В качестве средства мотивации могло применяться финансовые воздействие, но по мере усложнения работы повышается роль сначала материального, а затем и морального вознаграждения.
Функция контроля – это процесс обеспечения достижения фирмой поставленной цели. Следует выделить также подход, предложенный В.Ш. Раппортом, который выделил следующие функции управления:
¾ целеуказание;
¾ нормирование;
¾ планирование;
¾ исполнение;
¾ учет;
¾ контроль;
¾ анализ;
¾ диспетчирование;
¾ регулирование;
¾ отчетность;
¾ стимулирование.
При этом учет следует понимать как фиксацию фактов, контроль как сопоставление учетных данных с плановыми данными. Анализ как установление, причии и виновников отклонений от плановых величин. Диспетчирование как коррекцию исполнения в целях удержания его в заданных планом границах. Регулирование как коррекцию планов, норм и даже целей в случае необходимости.
Системный подход представляет собой образ мышления по отношению к фирме и управлению. Система ‑ отражение в сознании наблюдателя свойств, совокупности элементов и отношений между ними, выделенных с определенной целью. Элемент – это наименьшая составная часть системы с точки зрения решаемой задачи. Отношение – это ограничение свободы элементов. Среда – это совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.
Выделение системы из среды весьма условно, а сложный характер связей системы предполагает использование моделей. Фирма представляет собой открытую систему, выживание которой во многом зависит от внешней среды, поэтому она должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Любая система является подсистемой для системы более высокого уровня и в свою очередь состоит из подсистем. Например, фирма является частью народного хозяйства и состоит из подразделений.
Преимущество системного подхода заключается в обеспечении построения моделей сложных объектов, в том числе и математических. Один из известных специалистов в области системного управления. Рассел Акофф полагает, что фирмы и организации создаются людьми для достижения своих целей более рациональными способностями и направлены на выполнения следующих общественных функций:
1) истина заключается в стимулировании производства знаний и информации для выбора наиболее эффективных средств достижения результатов;
2) изобилие направлено на обеспечение людей физическими и духовными ресурсами;
3) добро направлено на предотвращение конфликтов между целями одного человека и конфликтов между людьми;
4) красота предполагает постоянный процесс совершенствования человека.
Ситуационный подход основывается на предположении, что для решения проблем фирмы в конкретный период времени не может быть универсального метода, поэтому необходимо осуществить выбор требуемого метода в конкретной ситуации. Особое внимание менеджеров должно быть сконцентрировано на отношении между внешней и внутренней средой организации. В ситуационном подходе выделяют три основных вида ограничений: технологические, человеческие, ограничения в постановке задач.
Технологические ограничения определяются типом и гибкостью средств производства организации. В случае изменения производственных систем требуется значительные капитальные затраты и длительный период времени.
Человеческие ограничения отражают способность людей благожелательно воспринимать предполагаемые решения.
Ограничения в постановке задач предполагают возможность использования ресурсов в различных целях. Успех или неудача ситуационного подхода в значительной степени определяется способностью менеджмента выделять основные факторы, влияющие на достижение результатов.
Тема 2. Организация как объект управления
Жизненный цикл организации
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общих целей.
Под словами сознательно координируемое понимается управление, под социальным образованием – понимается то, что организация состоит из отдельных людей или их групп. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своей цели, чем индивидуально Организации подобно живым существом зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и прекращают свое существование.
Широкое распространение получила концепция жизненного цикла организаций, предполагающая предсказуемые изменения состояния организации с течением времени. Жизненный цикл предполагает, что организация проходит через пять этапов.
Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется номенклатура предполагаемых товаров. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы, формируются цели организации, коммуникации в рамках организации и ее структуры остаются в сущности неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие контактов.
Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводится правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими элементами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации. Процесс принятия решений становится взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, чтобы выбытие тех или иных членов организации не создавало для нее серьезной опасности.
Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции. Руководители выделяют новые возможности развития. Организационная структура совершенствуется. Механизм принятия решений децентрализован.
Этап упадка. В результате конкуренции и сокращения рынка организация сталкивается с уменьшением спроса. Число конфликтов увеличивается. Существующая структура не позволяет эффективно решать проблему. К руководству приходят новые люди, пытающиеся изменить организацию сделать ее более конкурентоспособной.
Внешняя среда организации
До окончания I Мировой войны преобладание массового производства предопределяло концентрацию внимания на внутренних переменах в организациях, так как оборудование и технологии были неизменны в течение десятилетий. Кроме того, предприятие в начале века могло действовать практически автономно. Но развитие специализации привело к зависимости предприятий от внешних поставщиков. По мере роста благосостояния потребители стали гораздо более разборчивыми. Конкуренция обострилась. Организация, которая не способна адаптироваться к изменениям во внешней среде, прекращает свое существование. Внешняя среда организации состоит из среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на организацию и испытывают на себе прямое влияние действия организации:
¾ поставщики;
¾ законны и государственные органы;
¾ потребители;
¾ конкуренты.
С точки зрения системного подхода организация – это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов – это материальное оборудование, энергия, информация, капитал, рабочая сила. Обеспечение энергией является одной из важнейших задач предприятий и государств. Так основой возрождения экономики России в 20 гг. стал план ГОЭЛРО, большинство вооруженных конфликтов в современном мире совпадают с маршрутами транспортировки или местами добычи нефти.
Многие организации зависят от непрерывного потока материалов. Отсутствие хотя бы одного вида деталей может привести к остановке предприятий. Ускорение процесса перемещения информации, материалов повышение мощности предприятий позволяет значительно сократить материальные запасы, которые связывают финансовые средства.
Высококвалифицированные работники являются одним из наиболее дефицитных ресурсов в современном мире.
Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантливых менеджеров, вынужденных действовать в условиях нестабильности полагаясь на свою интуицию. Существенное влияние на стоимость рабочей силы может оказывать профсоюзное движение.
Предприятие в современном мире только выглядит независимым. Правила ведения бухгалтерского учета, стандарты, определяющие требования к качеству продукции, минимальная величина оплаты труда устанавливаются государством и подлежат выполнению предприятием в обязательном порядке. Кроме соблюдения законов предприятие должно выполнить также требования органов исполнительной власти, которые зачастую очень противоречивы.
Выживание предприятия во многом зависит от его способности удовлетворять запросы потребителей. Характеристики спроса потребителей определяют требования к производственной системе, а, следовательно, и структуру предприятия.
Как правило, помимо самой организации за предпочтения потребителей сражаются и другие фирмы, выпускающие сходные товары. На современных рынках конкуренция может происходить также и между предприятиями, товары которых удовлетворяют схожие потребности клиентов.
Среда косвенного воздействия не оказывает прямого воздействия на предприятие. Однако современный мир настолько взаимосвязан, что события на финансовых рынках в Азии привели к дефолту России в 1998 году.
К факторам среды косвенного воздействия относят:
1) технологические факторы;
2) состояние экономики;
3) социально-культурные факторы;
4) политические факторы;
5) отношения с местным населением.
Совершенствование технологий ведет к изменению качества продукции. Быстрое изменение технологий частично связано с тем, что в наше время на Земле живет больше ученых, чем за всю предыдущую историю. Когда в научной литературе утверждается, что отечественные работники работают в 5-10 раз менее производительно, чем в развитых странах, это свидетельствует, прежде всего, о лучших технологиях, используемых на западе.
При принятии решений на долгосрочную перспективу необходимо учитывать цикличность развитии экономики. Так если ожидается спад, то организация может предпочесть уменьшение запасов продукции, сокращение части работников. Ускорение инфляции делает выгодным увеличение запасов и получение кредитов. Последние десятилетия наблюдается снятие ограничений на передвижение ресурсов между странами, что привело к созданию глобальной экономики.
Социально культурные факторы, к которым относят правительственные установки, жизненные ценности и традиции, влияют на результаты деятельности организаций. Так многие потребители покупают экологически безопасную продукцию или модные товары, часть людей старается соответствовать молодежной моде. Другие покупают товары в престижных магазинах, соответствующих их общественному положению.
Отношение местного населения имеет большое значение для предприятий. Практически любое предприятие создает неудобства для населения, связанные с экологическим загрязнением, излишним риском, опасностью промышленных катастроф. Для завоевания симпатий населения широко используются благотворительные программы, направленные на поддержку учебных заведений, детского творчества, социально уязвимых групп населения.
Тема 3. Функции управления
3.1. Стратегическое планирование
Планирование является одной из важнейших функций управления. Так как предприятие обладает производственной системой, которая не может быть изменена в краткосрочной перспективе без значительных затрат, то эффективное управление фирмой требует применения стратегического планирования.
Стратегическое планирование представляет собой набор приемов и методов, позволяющих выбрать наиболее оптимальный путь развития предприятия в долгосрочной перспективе. Результатом стратегического планирования должна стать модель нового предприятия, которая будет действовать на рынке более эффективно. Для перехода предприятия в новое состояние необходимо формирование стратегии. Под стратегией понимают определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, а также утверждение курса действий, необходимых для достижения целей с учетом риска. Стратегия направлена на изменение потенциала и тесно связана с процессами самообучения и самосовершенствования организации.
В настоящее время разработаны сотни моделей стратегического планирования.
Наиболее известна модель Гарвардской школы бизнеса, которая показана на рис. 3.1, основанная на SWOT-анализе.
Иными словами предприятие должно использовать возникающие возможности, опираясь на свои сильные стороны. При этом необходимо учитывать угрозы, а слабые стороны должны развиваться. На стратегию оказывают влияние этические нормы, как руководителей, так и общества в целом.
Планирование осуществления стратегии
Стратегия акцентирует свое внимание на общем направлении развития предприятия. Она не может учитывать все проблемы, которые возникнут в будущем.
Однако успешное достижение целей на современных рынках требует учета всех конкретных деталей. Поэтому помимо стратегического планирования необходимо планирование осуществления стратегии, получившее название тактического планирования.
Тактическое планирование связано с планированием ресурсов, требуемых для достижения целей. Планирование ресурсов требует детального учета потребностей по каждому виду.
Выделяют четыре основных вида ресурсов:
¾ входные ресурсы (материалы, энергия)
¾ сооружения, оборудования;
¾ персонал;
¾ деньги.
Не всегда деньги являются наиболее важным ресурсом. Например, иногда нельзя “купить” наиболее квалифицированных работников. Планирование ресурсов в натуральном выражении предполагает нахождение ответов на следующие вопросы:
1) сколько потребуется ресурсов каждого вида, когда и где они потребуются;
2) сколько будет в наличии ресурсов каждого вида в каждом месте в определенный менеджером момент времени;
3) каков разрыв между потребностями и наличием;
4) как устранить этот разрыв: посредством развития ресурсов внутри организации или путем приобретения их из внешних источников;
5) каковы будут затраты на приобретение ресурсов.
Затем переходят к планированию финансовых средств. Необходимо планирование финансов по следующим направлениям:
¾ потребность в инвестициях;
¾ прибыльность деятельности;
¾ движение наличности.
В случае ограниченности денег необходимо пересмотреть распределение ресурсов в натуральном выражении. Широкое распространение в тактическом планировании получило управление по целям, которое состоит из четырех этапов:
1) выработка цели;
2) планирование действий;
3) проверка и оценка работ;
4) корректирующие меры.
Постановка целей предопределяет направление. Поэтому ошибка на данном этапе может привести к бесполезным затратам ресурсов в дальнейшем. Интересен подход к формированию целей, используемый в Японии, при котором поставленная перед подразделением цель должна быть одобрена всеми работниками. Если существуют возражения, то цель должна быть изменена, пока с ней не согласятся все члены коллектива. Несмотря на длительность такой процедуры ее преимуществом является быстрое осуществление мероприятий при отсутствии дополнительных затрат на стадии реализации. Планирование действий предполагает календарное планирование с установление права и ответственности конкретных менеджеров, определения длительности отдельных операций, определение деятельности отдельных операций, определение требуемых ресурсов в натуральном и стоимостном выражении. Этап проверки и оценки наступает после истечения установленного периода времени. Его задачей является определение степени достижения целей, выявление проблем, помех, определение причин этих проблем, выявление личных потребностей и вознаграждение за эффективную работу. Затем необходимо скорректировать цели с учетом накопленного опыта.
Организация
Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид действий, способов и средств по упорядочиванию совместной деятельности людей для достижения целей. Содержание функции организации включает формирование и обоснование набора работ, определения по каждому виду деятельности, компетенции, полномочий и ответственности. На базе этих данных устанавливается количественный профессиональный состав персонала, создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделений и система связи между ними.
Функция организация направлена на создание структуры предприятия, которая позволяет людям эффективно работать для осуществления планов. Одной из важнейших структур на предприятии является структура управления организацией. Выделяют линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, проектные, матричные структуры управления.
В организациях, где управление осуществляется над выполнением простых повторяющихся процессов, используется линейная структура управления. При этом данная структура представлена на рис. 3.2.
Подобная структура использовалась в начале века. Данная структура характерна для вооруженных сил. По мере роста знаний на предприятии появились инженеры и финансисты, что потребовало объединения специалистов в отдельные подразделения для эффективного управления ими. В чистом виде функциональная структура управления встречается очень редко, как правило, внутри консультационных фирм. Подобная структура представлена на рис. 3.3.
Как правило, на большинстве предприятий существует линейно-функциональная структура управления, при которой функциональные службы подчинены руководителям, а руководители линейных служб пользуются услугами функциональных служб при возникновении необходимости. Условная схема линейно-функциональной структуры представлена на рис. 3.4.
По мере роста предприятий и увеличения ассортимента продукции управлять линейно-функциональными структурами стало затруднительно, поэтому внутри предприятия стали выделять подразделения, ориентированные на самостоятельное осуществление части функциональных задач.
Для успешных действий при реализации отдельных продуктов, в работе с конкретной группой потребителей или в пределах географического региона. Подобный подход привел к созданию дивизиональных структур управления. Такая структура представлена на рис. 3.5.
Все чаще производство носит индивидуальный характер, что привело к появлению проектных структур управления создаваемых для решения конкретных задач.
При этом собирают команду из самых квалифицированных сотрудников организации для выполнения работ в установленные сроки с данным уровнем качества, не выходя за пределы установленной системы. По завершении проекта команда распускается. Неоднозначную оценку получили матричные структуры управления, при которых специалисты функциональных служб имеют одновременно двойное подчинение руководителям функциональных служб и руководителям проектов.
Мотивация
Достижение цели организации невозможно, если работники предприятия не заинтересованы в их выполнении. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Существуют различные подходы к пониманию факторов, влияющих на поведение людей. Необходимо понимать, что люди обладают уникальной системой представлений об окружающем мире, поэтому универсального решения не существует и проблема заключается в выборе одной из теории мотивации для конкретных условий.
Представления руководителей о методах воздействия на людей значительно изменились с течением времени. В древности одним из основных методов воздействия являлась угроза физического наказания как стимула к труду. Во времена Адама Смита вытеснение крестьян из деревень в связи с применением новых методов обработки земли привело к переизбытку рабочей силы. Люди готовы были работать по 14 часов в сутки за минимальную заработную плату в опасных для жизни условиях.
Фредерик Тейлор пред