Кейнсианство и неокейнсианство.
Книга Д.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Сущность теории эффективного спроса. Основной психологический закон.
Механизм регулирования национальной экономики. Теория предельной склонности к потреблению и мультипликатор.
Кейнсианская революция связана с именем выдающегося английского экономистаДжона Мейнарда Кейнса(1883-1946). Почву для нее подготовили качественные изменения, произошедшие в экономике в конце XIX ¾ начале XX в.: монополизация, ограничивающая свободную конкуренцию, экстренное государственное регулирование во время Первой мировой войны и особенно разрушительный экономический кризис 1929-1933 гг.¾ знаменитая Великая депрессия.
Этот кризис выявил уязвимость представлений классической и неоклассической школ об идеальной эффективности рынка. Нынешнему поколению россиян, к сожалению, легко представить ситуацию тех лет на Западе. Падение производства в ходе Великой депрессии имело примерно те же масштабы, что и современный кризис в нашей стране. При этом проходили годы, а рынок, вопреки утверждениям теории, упорно «не хотел» саморегулироваться: производство не росло, безработица не рассасывалась, инвестиции отсутствовали. Очень многие на Западе думали, что капитализм в соответствии с прогнозом К. Маркса доживает последние часы.
Дж. Кейнс доказал невозможность полноценного действия в новых условиях принципа «невидимой руки» А. Смита и опроверг закон Сея. Саморегулирование рынка, с его точки зрения, не было абсолютно совершенным и в неблагоприятных условиях вполне могло вести к длительной консервации кризиса. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Кейнс обосновал необходимость постоянного присутствия государства в экономике. Он разработал государственную экономическую политику, основными рычагами которой были доходы и расходы бюджета, а также кредитно-денежные отношения. Эта политика потом десятилетиями активно и с успехом применялась в ряде стран и принесла Дж. Кейнсу славу «спасителя капитализма».
Дж. Кейнс признавался, что идею государственного активизма он почерпнул у меркантилистов, чье учение было предано забвению на долгие годы.
Основные направления кейнсианства в послевоенный период. Неокейнсианство: теории цикла и экономического роста. Посткейнсианство: Дж. Робинсон, П. Сраффа («левое» кейнсианство).
Ортодоксальное кейнсианство. Развитие теорий экономического роста. Дж. Хикс и его интерпретация кейнсианской модели. Макроэкономические модели Э. Хансена, Е. Домара, Р. Харрода.
В 50-60-х годах ХХ в. последователи и ученики Дж. Кейнса ¾ Э. Хансен, Дж. Хикс, Р. Харрод, Е. Домар ¾ продолжили развитие теории государственного регулирования. Они положили начало неокейнсианской экономической школе. В их исследованиях, в отличие от работ самого Кейнса, рассматривалась регулирующая деятельность государства в условиях не только кризиса, но и подъема. Государство должно маневрировать расходами, сокращая их в период бума и увеличивая во время депрессии. Так, государство сглаживает всплески циклических перепадов конъюнктуры, оно как бы противостоит экономическим ветрам. Неокейнсианцы создали теорию экономического роста, связав ее с учением об инвестициях. В целом кейнсианские и неокейнсианские рекомендации были направлены на достижение в экономике высокого уровня занятости и увеличение государственного регулирования.
Кривая А. Филипса. Макроэкономическая модель В.В. Леонтьева «затраты – выпуск».
Неолиберализм как концепция ограничения экономической роли государства. Австрийская школа неолиберализма. Л. Мизес. Ф. Хайек. Трактовка социальных функций государства.
Германская (фрайбургская) школа неолиберализма. В. Ойкен. Учение о двух типах хозяйства и способах их функционирования. Л. Эрхард и концепция социального рыночного хозяйства.
Монетаризм как разновидность неолиберализма. Исходные положения монетаристской теории.
Полное господство идей государственного регулирования в экономике в середине ХХ в. сменилось к концу 1970-х годов возвратом к традициям экономического либерализма. Этому было несколько причин.
Во-первых, разрастание государственного сектора и расходов на него увеличило налоговое бремя, что в свою очередь ослабило мотивацию предпринимательской деятельности. Использование кейнсианских рецептов поддержания в экономике высокой занятости имело, как постепенно выяснилось, и негативную сторону ¾ резкое усиление инфляции.
Во-вторых, в результате принципиальных технологических изменений, в частности широкого использования микропроцессоров и компьютерной техники, стали конкурентоспособными не только предприятия-гиганты, но средние и даже малые фирмы. Конкурентность рынка резко увеличилась. Следовательно, во многом восстановились предпосылки для эффективного саморегулирования рынка, сбои в механизме работы которого раньше были одним из важных аргументов в пользу кейнсианства.
На несколько десятилетий основные позиции в мировой экономической мысли завоевал монетаризм. Специфика его по сравнению с неоклассикой состоит в том особым значении, которое он придает сфере денежного обращения. Кстати, само название школы происходит от английского слова money ¾ деньги. По мнению монетаристов, экономическая функция государства состоит в поддержании стабильного денежного обращения, например, в недопущении инфляции. На смену кейнсианской «задаче № 1» ¾ достижению полной занятости ¾ монетаризм выдвинул цель обеспечения стабильности покупательной силы денежной единицы.
Уравнение обмена И. Фишера. Количественная теория денег М. Фридмена. Спрос на деньги и предложение денег. Стабилизирующая роль денег. Инструменты и методы монетаристской политики. «Денежное правило» Фридмена. Монетаристские рецепты регулирования инфляции. Монетаризм в деятельности российских реформаторов.
Наиболее известным представителем монетаризма является современный американский экономист Милтон Фридмен (род. 1912). Он сформулировал главный тезис монетаристов ¾ «деньги имеют значение». В этом хорошо звучащем по-английски, но почти не переводимом на русский язык лозунге, заключена мысль, что главное воздействие на общую конъюнктуру в стране оказывают изменения в денежно-кредитной сфере. Хаотические изменения денежной массы, которые государство создает в ходе кейнсианского регулирования экономики, усиливают нестабильность, вместо того чтобы гасить колебания. Фридмен считает, что для стимулирования производства необходимо стремиться к устойчивому, но низкому (чтобы не вызвать инфляции) темпу увеличения массы денег в обращении.
Реализацией монетаристских идей на практике в 1980-е годы занимались правительства консервативного и правого толка, в первую очередь кабинет М. Тэтчер в Англии и администрация Р. Рейгана в США. Ими был предпринят ряд антиинфляционных мер, в частности, сокращен порождающий инфляцию дефицит государственных бюджетов, ограничено вмешательство государства в некоторые сферы экономики, проведена так называемая политика дерегулирования. Однако радикально уменьшить весьма значительную роль государства в экономике им явно не удалось. В 1990-е годы наблюдается заметный ренессанс кейнсианства, а государственная политика часто носит характер компромисса между кейнсианскими и монетаристскими рекомендациями.
В России под сильным влиянием монетаристской концепции находилось одно из первых реформаторских правительств ¾ правительство Е. Гайдара; политики схожей ориентации были и в последующих кабинетах.
Идея и основные компоненты «неоклассического синтеза». П. Самуэльсон о синтезе подходов и концепций. Сочетание кейнсианских и монетаристских подходов. Математизация экономических исследований. Расширение проблематики.
Школа трансакционной экономики о взаимодействии экономической и правовой систем. «Теорема Коуза». Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена. Постиндустриальное общество и общество «третьей волны».
Теория экономики предложения; исходные положения. Проблемы инфляции и экономического роста. Рекомендации в области налоговой политики. Кривая Лаффера и практика налогообложения. Использование рекомендаций теории предложения в рейганомике и тэтчеризме.
Основные положения теории рациональных ожиданий. Прогнозы фирм и «нейтрализация» экономической политики правительства.
Модель Э. Хекшера — Б. Олина. Использование факторных преимуществ во внешнеторговой стратегии.
Парадокс В. Леонтьева. Неоднозначная роль факторов производства. Теория конкурентных преимуществ.
Обобщим наш краткий экскурс в историю. На рис. 1.1 показано, как от своих корней в Древнем мире наука постепенно набирала силы и подразделялась на самостоятельные экономические школы. Хорошо прослеживается значение классической политической экономии ¾ ствола, от которого отходят ветви всех современных научных концепций.
Рис. 1 «Родословное древо» экономической теории
Левая ветвь древа отражает экономические течения, связанные с поиском идеалов социальной справедливости ¾ школа социалистов-утопистов, марксизм. Представители этого направления критически рассматривают имеющиеся противоречия в рыночной экономике, считают необходимым заменить ее более справедливым централизованно управляемым строем.
Другие три ветви древа экономической мысли, отходящие вправо, отражают научные школы, в целом согласные с высокой эффективностью рыночной системы. Левая из них ¾ институционализм ¾ наиболее остро реагирует на конфликтность капиталистического строя, считая государство тем арбитром, который должен вмешиваться и сглаживать противоречия между трудом и капиталом.
Центральная ветвь древа ¾ это кейнсианские концепции, обосновывающие умеренное государственное регулирование экономики в интересах довольно большой части общества.
Крайнюю правую ветвь древа составляет неоклассическая школа, рассматривающая рыночную экономику как саморегулирующуюся систему. В соответствии с этой теорией государство должно как можно меньше вмешиваться в экономику. Неоклассические концепции в большой степени учитывают интересы крупного и среднего капитала.