Учет потерь от брака. Инвентаризация имущества и обязательств.

Брак – продукция, выполненная с нарушением установленных ГОСТов, ТУ, рабочих чертежей, схем, рецептур.

Факт забраковки продукции регистрируют работники ОТК.

Затраты на брак и суммы потерь от брака учитываются на собирательно- распределительном счете 28 «Брак в производстве».

Сумма потерь от брака, учтенная в отчетном периоде, относится в затраты на производство и распределяется между всеми изделиями (пропорционально нормативным прямым затратам на выпуск продукции или прямым счетом, если это возможно).

Неисправимый (окончательный) брак. Составляется калькуляция на изготовление, включая последнюю технологическую операцию, на которой был выявлен брак

Д28 К10, 16, 70,69, 41,43 – расходы по исправлению брака.

Д 10 К 28 – получены отходы от переработки изделий (по ценам возможного использования)

Д73.2 К28 – отражена сумма, подлежащая удержанию с виновного лица.

Д20, 23, 29 К28 – учтены потери от брака (остаток после удержания).

В фактическую производственную себестоимость отдельных изделий сумма потерь от брака включается самостоятельной статьей калькуляции.

Инвентаризация

Нормативная база:

1. ФЗ «О бухгалтерском учете» 402-ФЗ, ст.11;

2. Приказ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 142н).

Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Недостача товара может быть выявлена при его приемке либо по результатам инвентаризации. Недостачу запасов в пределах норм естественной убыли следует определять после зачета излишков.

В соответствии с п. 7 ст. 254 НК РФ включают в материальные расходы и учитывают при расчете налога на прибыль недостачи в пределах норм естественной убыли. В бухгалтерском учете такие потери включают в состав издержек производства или обращения. Убыль товаров в пределах норм естественной убыли списывается в дебет счета 44 «Расходы на продажу» из кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

По результатам инвентаризации в бухгалтерском учете формируются следующие проводки.

1. Недостача

Д 94 К 10 - недостача материалов

Д 94 К 41 - недостача товаров

Д 94 К 01 - недостача основных средств (по остаточной стоимости - сначала надо сделать проводку Д 02 К 01)

Д 94 К 50 - недостача денежных средств в кассе

2. Определение виновности материально-ответственного лица

Д 73.2 К 94

Д 73.2 К 98.4 (на разницу между взыскиваемой стоимостью недостающих ценностей и балансовой, план счетов, ст. 40 НК РФ)

3. Взыскание недостачи с материально-ответственного лица

Д 70, 50 К 73.2 - удержание из заработной платы на основании заявления работника или приказа руководителя.

Д 98.4 К 91.1

4. Если отсутствует вина материально-ответственного лица или отсутствует материально-ответственное лицо

Д 91.2 К 94 - списание на прочие расходы

5. Приходование излишков (по рыночной стоимости)

Д 10 К 91.1 - излишки материалов

Д 41 К 91.1 - излишки товаров

Д 50 К 91.1 - излишки денежных средств

Д08 К91.1 - излишки основных средств

Если в результате инвентаризации выявлена дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, по которой истек срок исковой давности (три года), она также подлежит списанию. Перед этим проверяется, создавался ли под сумму этой дебиторской задолженности резерв по сомнительным долгам. Если резерв создавался, суммы задолженности с истекшим сроком исковой давности списываются за счет данного резерва.

Суммы безнадежной дебиторской задолженности списываются в полной сумме с учетом НДС. Эта операция будет отражена в бухгалтерском учете следующим образом:

Списана за счет резерва по сомнительным долгам сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности:

Д 63 «Резервы по сомнительным долгам»

К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

После списания с баланса безнадежной дебиторской задолженности эти суммы отражаются на забалансовом счете 007. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета суммы списанной дебиторской задолженности учитываются за балансом в течение пяти лет.

Наши рекомендации