Вопрос 2. Основные задачи, условия и издержки формирования и поддержания запасов

Задачи формирования и поддержания запасов можно разбить на две большие группы:

1) задачи создания и поддержания запасов МР в логистических каналах снабжения и производства.

2) Задачи создания и поддержания запасов ГП в дистрибутивных каналах.

Первая группа задач

К ней относятся задачи:

- экономия на закупках;

- сокращение затрат на транспортировку;

- обеспечение гарантий снабжения и производства (повышение надежности снабжения)

- защита против возможного повышения цен на МР;

- учет сезонных колебаний спроса (производственной программы);

- поддержка производственного расписания.

Рассмотрим их подробно. Экономия на закупках. При закупках в больших объемах поставщики МР обычно делают скидки. Хотя создаваемые в этом случае запасы МР (в логистических каналах от поставщиков до фирмы производителя) могут поддерживаться достаточно долго, затраты хранения могут быть меньше, чем выигрыш на скидках с цены. Закупки МР со значительными скидками делаются в оффшорных зонах для достижения дополнительной экономии на налогах. Запасы такого рода поддерживаются в течение всего времени, пока экономия на скидках превышает затраты на хранение МР.

Сокращение затрат на транспортировку. Эта задача во многом аналогична задаче экономии на закупках МР. Закупка больших количеств МР и отправка их большими экономическими партиями (например, ж/д), как правило, приводит к снижению транспортных тарифов и уменьшению затрат на транспортировку. Однако в этом случае создание складских запасов неизбежно. Закупка же небольшими партиями и транспортировка МР непосредственно на производственные подразделениями фирмы связана с большими транспортными издержками. Т.к. значительную часть себестоимости продукции составляют транспортные издержки, уменьшение их даже на небольшой процент за счет рационального создания складских запасов может дать фирм экономию. Особенно это важно для сырьевых ресурсов, когда их складское хозяйство и хранение (открытые площадки) не требуют больших инвестиций.

Оптимизация рассматриваемых задач (закупка и транспортировка) связана с определением оптимальной (по критерию суммарных затрат на хранение и транспортировку) партии поставки МР и является одной из основных в теории управления запасами.

Обеспечение гарантий снабжения и производства (повышение надежности снабжения). В этом случае запас МР представляет собой некоторую гарантийную часть общего производственного запаса, предназначенную для страхования логистических рисков (сбоев) в каналах снабжения. Причины сбоев:

- природные,

- климатические,

- нарушения в транспортных процессах и коммуникациях,

- сбои в информационных каналах прима и обработки заказов на поставку МР,

- отклонения от условий договоров поставки по финансированию, срокам, качеству и т.д.

Количество (объемы) поддерживаемых в страховых запасах МР обычно прямо пропорционально вероятности появления сбоев в снабжении.

Защита против возможного повышения цен. Эта задача решается созданием и поддержанием складских и спекулятивных запасов МР, предназначенных для страхования рисков, т.е. с возможным повышением цен на исходные МР непосредственно: 1) поставщиками, 2) изменениями тарифов, 3) налогов, 4) таможенных пошлин, 5) процентных ставок, 6) колебаниями курсов валют и т.п.

Часто западные и российские фирмы, которые закупают большие объемы биржевых сырьевых товаров (нефтепродукты, металл, зерно, древесина и т.п.), прибегают к страхованию биржевых сделок путем хеджирования закупок на фьючерсных товарных биржах.

Учет сезонных колебаний спроса. Причины сезонных колебаний:

- изменения природных, климатических и дорожных условий,

- сезонность производства отдельных вдов продукции,

- условия работы различных видов транспорта и др.

Альтернативой сезонных запасов в некоторых случаях может быть переключение доставки МР с одного вида транспорта на другой (автомобиль -> воздушный).

Поддержка производственного расписания. Запасы МР в каналах «снабжение-производство» и внутри производственно-технологического цикла является необходимым элементом организации производства. Даже при использовании таких логистических концепций как J IT, «lean production», не удается полностью исключить складские запасы МР и НП из технологического цикла. В ряде случаев запасы МР создаются крупными промышленными корпорациями для поддержки своих основных поставщиков, ели они являются постоянными и надежными партнерами в логистических каналах снабжения.

Вторая группа задач

К ней относятся задачи:

- экономия на заказах;

- сокращение транспортных расходов;

- поддержка непрерывности производства;

- учет сезонных колебаний спроса;

- защита против возможного повышения цен на ГП;

- улучшение потребительского сервиса;

- лучшее использование трудовых ресурсов фирмы.

Рассмотрим их подробно. Экономия на заказах ……………

Сокращение транспортных расходов. Задача сокращения расходов на транспортировку ГП за счет создания запасов в системе дистрибьюции аналогична той же задаче при снабжении. Западные фирмы часто прибегают к уменьшению транспортных расходов в дистрибьюции за счет маркетингово-ориентированного складирования. Фирмы изготовители отправляют ГП на свои стратегические, маркетингово-ориентированые склады в соответствии с транзитными нормами отгрузки. Затем фирма может доставлять мелкими партиями ГП с этих складов до конечных потребителей, минимизируя общие транспортные расходы.

Поддержка непрерывности производства. Причиной создания запасов ГП в физическом распределении является поддержание стабильности и непрерывности производственно-технологического цикла. Фирма иногда должна производить ГП с опережением спроса создавая буферные складские запасы в определенных точках дистрибьюции, в том числе и для сглаживания колебаний спроса. Альтернативой производства в запас является производство на заказ.

Учет сезонных колебаний спроса. Если производственных мощностей фирмы может не хватить для удовлетворения спроса в отдельные периоды времени, производитель должен постоянно пополнять сезонные запасы ГП, максимально приближенных к местам прогнозируемого повышения спроса.

Улучшение потребительского сервиса. Наилучшее удовлетворение требований потребителей к качеству и сопутствующему сервису.

Лучшее использование трудовых ресурсов. Повышают устойчивость трудового потенциала и стабильность использования трудовых ресурсов фирмы. Если производство только отслеживает спрос, могут возникнуть ситуации, когда при резком уменьшении спроса, отпадает необходимость полной загрузки производственных мощностей и сокращение рабочих мест (потеря квалифицированных кадров, нарушение устойчивости трудового коллектива, которые в перспективе могут нанести фирме гораздо больший ущерб, чем производство в запас).

Наши рекомендации