Производители и потребители.

Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями.

2.Экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

3. Цены. Они предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания:

а) цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры.

б) цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном гео­графическом районе.

4. Спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение выступает в качестве стимула к применению наиболее экономичных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

5. Конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т д.

Преимущества и недостатки рыночной экономики.

Преимущества рыночной экономики:

- способствует более эффективному распределению и использованию ресурсов;

- гибко реагирует на изменяющиеся условия производства;

- обеспечивает свободу выбора и действий как потребителей, так и производителей;

- способствует созданию условий для внедрения достижений НТР, новых технологий, методов организации и управления производством;

- нацеливает производителей на удовлетворение потребности людей и повышение качества товаров и услуг.

Недостатки рыночной экономики:

- не гарантирует получение доходов;

- не гарантирует полной занятости;

- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

- слабо стимулирует внедрение мероприятий по защите окружающей среды;

- не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования.

Инфраструктура рынка.

Инфраструктура экономики в целом различается на:

- производственную;

- социально-бытовую;

- рыночную.

Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей и под отраслей, основными функциями которых являются производственные услуги и обеспечение экономического оборота в народном хозяйстве.

Они создают общие условия для размещения и успешного функционирования общественного производства. Различают внешние и общие условия:

А)Внешние условия - это совокупность природно-климатических, географических и других условий, которые оказывают, главным образом, косвенное влияние на развитие общественного производства.

Б) Общие условия производства включают: транспорт всех видов, обслуживающий производство; средства связи, обслуживающие производство; материально-техническое снабжение и систему продвижения товаров; заготовку и сбыт сельскохозяйственной продукции; объекты электроэнергетики.

Социально - бытовая инфраструктура - это совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для нормальной жизнедеятельности населения.

Эта сфера производства услуг и духовных благ. Она представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом и связью по обслуживанию населения.

Рыночная инфраструктура - это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их работы, совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.

Виды рынка.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.

Экономическая структура рынка определяется:

1) формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

2) структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

3) особенностями сферы товарного обращения;

4) уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

5) видами торговли, используемыми в стране.

Рынки можно подразделить по следующим критериям:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынки материальных благ и услуг;

- рынки средств производства;

- рынки научно-технических разработок;

- рынки ценных бумаг;

- рынки рабочей силы.

2) рынки можно классифицировать по товарным группам:

- рынки товаров производственного назначения;

- рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров;

- рынки сырья и материалов и т.д..

3) образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

- внутрирегиональные;

- межрегиональные;

- национальные;

- международные (мировые).

4) по степени ограничения конкуренции различают:

- монопольный;

- олигопольный;

- межотраслевые рынки.

5) по видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

- рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

- рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

- рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции.

6) с учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

- легальные, официальные;

- нелегальные «теневые», «черные» и т д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:

1) рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

- товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;

- рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.;

2) рынки факторов производства. В их состав входят:

- рынки недвижимости;

- орудий труда;

- сырья и материалов;

- энергетических ресурсов;

- полезных ископаемых.;

3) финансовые рынки. Это:

- рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;

- кредитные рынки;

- рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;

- валютно-денежные рынки.;

4) рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.;

5) рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила используется в соответствии с законами рыночной экономики.

В условиях рынка производство товаров связано с удовлетворением спроса отдельных групп потребителей.

Сегмент рынка - это часть рынка; группа потребителей продуктов, предприятий, имеющих общие признаки.

Сегментация рынка - это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Законы спроса и предложения

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями) ; соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Если спрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте.

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.

Закон спроса — величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Данный закон можно выразить разными способами:

1. Первый способ — при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины спроса от цены, используя наугад взятые условные цифры.

Таблица. Закон спроса

Р цена товара
q величина спроса

Из таблицы видно, что при самой высокой цене (10 руб.) товар не покупается вообще, а по мере снижения цены величина спроса возрастает; закон спроса тем самым соблюдается.

Производители и потребители. - student2.ru

Рис. Закон спроса

Второй способ — графический. Нанесем приведенные цифры на график, отложив величину спроса по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной (рис а). Мы видим, что полученная линия спроса (D) имеет отрицательный наклон, т.е. цена и величина спроса меняются в разных направлениях: когда цена падает, спрос растет, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона спроса. Линейная функция спроса, представленная на рис. а — частный случай. Зачастую график спроса имеет вид кривой, как это видно на рис. б, что не отменяет закона спроса.

В экономике, кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене.

Избыточный спрос или дефицит сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет:

1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара;

2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.

Закон предложения:чем выше цена данного товара, тем большее его количество производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Данный закон можно выразить разными способами:

Первый способ — при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины предложения от цены, используя наугад взятые условные цифры.

Таблица. Закон предложения

Р цена товара И т.д.
q величина предложения  

Из таблицы видно, что при самой низкой цене (2 руб.) никто не хочет ничего продавать, а по мере возрастания цены величина предложения увеличивается; закон предложения тем самым соблюдается.

Производители и потребители. - student2.ru

Рис. Закон предложения

Второй способ — графический. Нанесем приведенные цифры на график, отложив величину предложения по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной (рис. а). Мы видим, что полученная линия предложения (S) имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения меняются в одном направлении: когда цена растет, растет и величина предложения, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона предложения. Линейная функция предложения, представленная на рис.а — частный случай. Зачастую график предложения имеет вид кривой, как это видно на рис. б, что не отменяет закона предложения.

Кривая предложения – это график, иллюстрирующий соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:

1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции ;

2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.

Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению.

Эластичность спроса

Ценовая эластичность спроса— категория, характеризующая реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, т. е. поведение покупателей при изменении цены в ту или иную сторону. Если понижение цены приводит к значительному уве­личению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведёт лишь к небольшому изме­нению в количестве спрашиваемого товара, то имеет место относительно неэластичный или просто неэластичный спрос.

Степень чувствительности потребителей к изменению цены измеряют с помощью коэффициента ценовой эластичности спро­са, представляющего собой отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению цены, вызвавшему это изменение спроса.

Выделяют и крайние случаи:

• абсолютно эластичный спрос: возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями; коэффициент ценовой эластичности спроса стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от приобретения товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена уменьшается);

• абсолютно неэластичный спрос: как бы ни изменялась цена товара, в данном случае спрос на него будет постоянным (одинаковым); коэффициент ценовой эластичности равен нулю.

Конкретные факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, выделить очень сложно, но можно отметь отдельные характерные черты, присущие эластичности спроса на большинство товаров:

1. Чем больше заменителей у данного товара, тем выше степень ценовой эластичности спроса на него.

2. Чем большее место занимают расходы на товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность его спроса.

3. Спрос на предметы первой необходимости (хлеб, молоко, соль, медицинские услуги и т. п.) характеризуется невысокой эластичностью, спрос же на предметы роскоши эластичен.

4. В краткосрочном периоде эластичность спроса на товар ниже, чем в более длительных, так как в долгосрочных периодах предприниматели могут наладить выпуск широкого ассортимента товаров-заменителей, а потребители — найти другие товары, заменяющие данный.

Эластичность предложения

Аналогично понятию «эластичность спроса» выделяют понятие «эластичность предложения». Эластичность предложения по цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Эластичность предложения по цене определяется рядом факторов, наиболее весомые из которых следующие:

1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.

2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара.

3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения.

Заключение

В условиях свободной рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках: фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия); начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

Рыночную экономику следует понимать как экономику спроса в отличие от директивной плановой экономики, представляющей собой экономику предложения (к тому же, во многом принудительного). Именно в этом заключается кардинальная причина неэффективности плановой экономики. Потребитель был в ней всегда неполноценным субъектом, а удовлетворение потребностей зачастую носило суррогатный характер.

При государственной системе распределения, ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления оказалась неспособной, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения.

Понятие цены. Функции цены.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Наши рекомендации