Закон зеркального развития общения
Закон зеркального развития общения
Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: в процессе коммуникации одному собеседнику свойственно копировать стиль общения другого собеседника. Причём человек делает это автоматически, практически без контроля сознания.
Например, если в общем разговоре кто-то вдруг переходит на шёпот, то все общающиеся непроизвольно обращают на это внимание и тоже снижают громкость своего голоса – отзеркаливают. Если кто-то начинает кричать, то его собеседники, да и все окружающие испытывают огромное желание тоже повысить голос. Если начальник накричал на подчинённого, а тот не может ему ответить тем же, подчинённый испытывает большой дискомфорт от того, что приходится сдерживать себя, нельзя отзеркалить.
Отзеркаливанию нужно уметь сопротивляться – такое умение, например, может предотвратить или ослабить возникший конфликт или скандал: на вас кричат, а вы демонстративно снижаете громкость голоса, говорите несколько медленнее, чем обычно, увеличиваете паузы между словами и т.п. В этом случае уже наступает черёд собеседнику отзеркалить ваш спокойный тон, он начинает постепенно снижать громкость речи, успокаиваться.
Отзеркаливание основано на принципе «подобное рождает подобное». Агрессивная манера общения и собеседника делает агрессивным, а доброжелательная манера вызывает у него желание ответить тем же, позволяет установить и поддерживать с ним хорошие отношения. Это эффективный приём сохранения доброжелательного контакта с партнёром, один из важнейших принципов бесконфликтного общения.
Закон модификации отклоняющегося коммуникативного поведения слушателя
Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: если собеседник в общении нарушает некоторые общепринятые коммуникативные нормы, другой собеседник испытывает потребность сделать ему замечание и тем самым заставить его изменить коммуникативное поведение, вернуться к соблюдению установленных норм.
Так, если собеседник начинает повышать голос, нам всегда хочется сказать ему: «Перестаньте кричать!» Если он, напротив, стал говорить тихо, то нам хочется сказать: «Говорите громче!» Если он позволяет себе командовать, отдавать распоряжения, то мы говорим: «А что это вы здесь раскомандовались?» Стесняющегося человека принято подбадривать: «Смелее, не стесняйтесь!» Хвастуна, наоборот, осаживают: «Что это вы так похваляетесь?» и т.д.
Таким образом, человек, наблюдающий у собеседника отклонения от некоторых норм коммуникативного поведения, испытывает искушение модифицировать коммуникативное поведение собеседника. Следует отметить, что этот закон конкурирует с предыдущим законом (законом зеркального развития общения): верх берёт либо отзеркаливание коммуникативной манеры собеседника, уподобление ей, либо стремление к трансформации его поведения – в зависимости от ситуации, участников общения, их коммуникативных ролей, социального и должностного положения и т.д.
Закон зависимости эффективности общения от объёма
Коммуникативных усилий
Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: чем больше коммуникативных усилий затрачено говорящим, тем будет выше эффективность его речевого воздействия на слушающих.
Понятие эффективности в речевом воздействии принципиально отличается от подхода к расчёту эффективности в сфере производства. Так, в промышленности эффективным является такое производство, при котором единица продукции производится с минимальными затратами. В общении же всё наоборот: здесь необходимо применять весь запас доступных вербальных и невербальных средств, т.е. необходимо увеличивать затраты, и только в этом случае можно рассчитывать на эффективность речевого воздействия.
Обратите внимание на то, что, по данным исследователей, краткие просьбы и распоряжения всегда выполняются людьми менее охотно по сравнению с более пространными, они всегда воспринимаются как более грубые, агрессивные. Вежливость предполагает более развёрнутые речевые формулы для просьбы, распоряжения и т.д. – такие формулы позволяют подать несколько сигналов вежливости, уважения, расположения к собеседнику. Именно поэтому надо учиться развёрнуто просить, отказывать, аргументировать и т.д. – это всегда оказывается более эффективно, поскольку эффективность коммуникации прямо пропорциональна объёму затраченных коммуникативных усилий.
Конечно, это очень трудоёмко – гораздо легче попросту накричать на собеседника или силой заставить его что-либо сделать. Однако такое общение, хотя и может дать определённый результат, оказывается в конечном итоге неэффективным – на вас обидятся, могут затаить злобу, распоряжение выполнят, но плохо, пообещают сделать и подведут и т.д.
Если же коммуникант приложил очень много коммуникативных усилий, а результата всё равно не достиг, то это означает, что либо усилий было приложено всё-таки недостаточно, либо были использованы неадекватные приёмы речевого воздействия.
Закон ритма общения
Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: соотношение говорения и молчания в речи каждого человека является постоянной величиной. Этот закон означает, что каждому человеку в день необходимо определённое время говорить и определённое время молчать.
Закон ритма общения действует в человеческой жизни достаточно чётко, и человеку следует соблюдать сложившийся, привычный для него ритм общения – иначе он начнёт ощущать психическое беспокойство, у него возникнет стресс, ухудшится настроение, общее состояние здоровья. Образно можно сказать, что в каждом человеке установлен своеобразный счётчик, который сигнализирует либо о том, что на данный момент мы «переговорили» и надо помолчать, либо, что мы слишком долго молчим и нам пора бы набирать свою норму говорения. При этом для человека важно в равной мере соблюдать как норму говорения, так и норму молчания.
Если человек превысил свою норму говорения, ему необходимо восстановить ритм – отмолчаться, выключиться из общения. Это связано с потребностью в психологической защите (человек просто устаёт от общения с другими людьми, от необходимости реагировать на их поведение, перерабатывать поступающую от них информацию, отвечать на вопросы и т.д.)
Существует немало профессий, которые предрасполагают человека к нарушению ритма общения. Так, в своей профессиональной деятельности «переговаривают» школьные учителя, вузовские преподаватели, руководители (у последних общение часто занимает до 80% рабочего времени), журналисты, ведущие приём пациентов врачи, юристы, экскурсоводы, осуществляющие работу с гражданами государственные служащие, продавцы и т.д. Эти люди нуждаются в систематическом отдыхе от общения, что принимает форму домашней молчаливости, стремления в течение хотя бы какого-то времени уклоняться от общения даже с близкими людьми.
Обратите внимание на то, что люди, которые в силу тех или иных причин и обстоятельств не могут набрать требуемую их психикой норму говорения, также чувствуют себя не особенно хорошо. Они подвержены резким колебаниям настроения, у них могут обостриться болезни, развиться мнительность. В одиночестве часто оказываются пожилые люди, и нетрудно заметить, как они везде ищут общения – стараются заговаривать с незнакомыми и малознакомыми людьми (на улице, в лифте и т.д.), ведут беседы в очередях, любят поговорить на приёме у врачей, заводят домашних животных, с которыми разговаривают.
Чтобы восстановить ритм общения после его нарушения, вовсе необязательно компенсировать говорение или молчание в полном объёме. Здесь ситуацию с говорением и молчанием можно уподобить ситуации со сном и бодрствованием: если человек недоспал 4 часа, то это не означает, что на следующий день он должен добавить эти 4 часа к своим обычным восьми часам – иногда достаточно получаса сна днём, чтобы восстановить баланс сна и бодрствования. Аналогично складывается ситуация применительно к общению и молчанию: человек чуть дольше помолчал или поговорил с кем-либо, и его ритм общения восстановился.
Стόит отметить, что ритм общения у людей зависит от пола – женщины обычно испытывают бόльшую потребность в говорении, чем мужчины (отсюда их долгие и абсолютно бессодержательные, с точки зрения мужчин, беседы с подругами по телефону); люди, живущие вместе долгое время, разговаривают друг с другом меньше, чем в молодости, когда они начинали совместную жизнь; ритм общения претерпевает определённые изменения с возрастом: у детей, подростков и молодёжи наблюдается огромная потребность в общении, у людей же среднего возраста она уменьшается, а в пожилом возрасте снова возрастает.
Закон притяжения критики
Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: чем больше вы отличаетесь от окружающих вас людей, тем больше о вас будут злословить и тем чаще будут подвергать критике ваши действия. Иными словами, неординарный человек всегда становится объектом повышенного внимания, притягивая к себе критические замечания.
Многих людей очень огорчает и злословие, и несправедливая критика в их адрес. Однако необходимо иметь в виду, что действие коммуникативного закона притяжения критики объясняется чисто психологически: всё нестандартное объективно привлекает больше внимания просто потому, что бросается в глаза, и поневоле становится предметом обсуждения людей. Концентрируются же люди преимущественно на особенностях и недостатках выделяющихся личностей в попытке снизить объект критики до уровня, сопоставимого с ними самими.
К данному явлению необходимо относиться именно как к закону, как к неизбежности. Притяжение критики происходит вовсе не потому, что все вокруг хотят зла выделяющимся на фоне других людям, притяжение критики – это сугубо объективный закон, действующий в человеческом обществе, и обижаться на него нет смысла.
Закон узкого круга
Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: постоянное, круглосуточное общение с узким кругом людей притупляет взаимный интерес этих людей друг к другу и ведёт к взаимному отторжению и конфликтам.
Этот закон объясняет, почему люди, которые долго живут вместе, не только постепенно утрачивают интерес друг к другу, но и в определённый период начинают испытывать по отношению друг к другу раздражение и даже неприязнь.
Так, чтобы поддерживать и развивать интерес друг к другу в семье, необходимо принимать специальные меры. Важно иметь детей и внуков, друзей и знакомых, приглашать их к себе в гости и самим ходить к ним, приносить в семью новые впечатления, вместе и порознь путешествовать, обогащая друг друга новыми впечатлениями и эмоциями.
В небольших коллективах необходимо то же самое – требуются новые люди, мероприятия по сплочению и развитию коллектива, подбор сотрудников разного возраста и разного жизненного опыта.
Закон узкого круга ориентирует нас на постоянный выход в общении за пределы этого узкого круга для сохранения нормального общения и дружеских отношений друг с другом.
Закон ближнего круга
Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: степень вашего доверия к мнению собеседника прямо пропорциональна степени его социальной близости к вам.
Установки ближайшего круга общения для человека всегда весомее и сильнее, чем нормы отстоящих сообществ, включая и общество в целом. Люди всегда охотнее воспринимают «своего», всегда больше доверяют высказываниям и мнениям тех, кто к ним социально близок. Так, для интеллигента таковым «своим» человеком вступает интеллигент, для рабочего – рабочий, для учителя – учитель, для военного – военный и т.д. Для того чтобы эффективно воздействовать на человека, надо стремиться, чтобы то или иное мнение высказал социально близкий ему человек (или хотя бы человек, выглядящий как социально близкий, «свой»). Обратите внимание, что таким способом часто стараются действовать политики, создавая имидж «своего» для той или иной категории потенциальных избирателей. Массовое пожимание избирателям рук, практикуемое разными политиками в периоды предвыборных кампаний, нацелено как раз на приближение к человеку, вхождение в круг людей, лично общавшихся с ним.
В ближний круг человека входят его родные, соседи и коллеги. Их мнение будет воспринято при прочих равных условиях как более верное и авторитетное, чем мнение тех, с кем человек лично не общался.
Закон зеркального развития общения
Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: в процессе коммуникации одному собеседнику свойственно копировать стиль общения другого собеседника. Причём человек делает это автоматически, практически без контроля сознания.
Например, если в общем разговоре кто-то вдруг переходит на шёпот, то все общающиеся непроизвольно обращают на это внимание и тоже снижают громкость своего голоса – отзеркаливают. Если кто-то начинает кричать, то его собеседники, да и все окружающие испытывают огромное желание тоже повысить голос. Если начальник накричал на подчинённого, а тот не может ему ответить тем же, подчинённый испытывает большой дискомфорт от того, что приходится сдерживать себя, нельзя отзеркалить.
Отзеркаливанию нужно уметь сопротивляться – такое умение, например, может предотвратить или ослабить возникший конфликт или скандал: на вас кричат, а вы демонстративно снижаете громкость голоса, говорите несколько медленнее, чем обычно, увеличиваете паузы между словами и т.п. В этом случае уже наступает черёд собеседнику отзеркалить ваш спокойный тон, он начинает постепенно снижать громкость речи, успокаиваться.
Отзеркаливание основано на принципе «подобное рождает подобное». Агрессивная манера общения и собеседника делает агрессивным, а доброжелательная манера вызывает у него желание ответить тем же, позволяет установить и поддерживать с ним хорошие отношения. Это эффективный приём сохранения доброжелательного контакта с партнёром, один из важнейших принципов бесконфликтного общения.