Типы организаций: добровольные и тотальные ассоциации.
Добровольные ассоциации распространены во всем мире. К ним относятся религиозные группы, например, Всемирный съезд сионистов или Женский христианский союз, профессиональные общества вроде Американской социологической ассоциации и Американского института планирования, а также ассоциации, членов которых связывают общие увлечения, например Клуб собаководов или Общество охотников и рыболовов.
Добровольнойассоциации свойственны три основные черты:
1) она образована для защиты общих интересов ее членов;
2) членство является добровольным - оно не предусматривает предъявления требований к определенным людям, (что наблюдается при призыве на военную службу) и его не присваивают от рождения (как, например, гражданство). В результате лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольной ассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность лидеров;
3) организация этого типа не связана с местными, государственными или федеральными правительственными органами. США считаются страной добровольных ассоциаций. В России добровольных организаций значительно меньше, т.к. в условиях тоталитарного и авторитарного режимов не развивалось гражданское общество. Члены добровольных ассоциаций работают бесплатно. Там отсутствуют твердая структура и система принудительной власти. Способность привлекать людей и собирать деньги - основная причина их большого влияния в американском обществе.
Прямо противоположны добровольной ассоциации организации тотального типа, принципы. Если добровольные ассоциации создаются для защиты каких-то общих интересов ее членов, то учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого формулируется государственными, религиозными и другими организациями. Примеры таких учреждений - тюрьмы, военные училища и т.п.
Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Часто они находятся под надзором охранников. Охранники осуществляют контроль над многими сторонами их жизни, включая питание, жилье и даже индивидуальную заботу. Не удивительно, что для поддержания порядка и зависимости обитателей этих заведений от охранников издается множество постановлений. В результате формируется сильная группа охранников и слабая группа тех, кто им подчиняется.
Эрвин Гоффман (1961), который ввел термин «тотальные учреждения» выделил несколько типов таких организаций:
1) больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепые, пожилые, нищие, больные);
2) тюрьмы (и концентрационные лагеря), предназначенные для людей, считающихся опасными для общества;
3) военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для определенных целей;
4) мужские и женские монастыри и другие убежища, куда люди уходят от мира, обычно по религиозным причинам. Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью сложных или жестоких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлой жизнью и подчинения нормам заведения.
Гоффман описывает, как новые курсанты, или «увальни», знакомятся с жизнью военного училища: «Полный разрыв с прошлым должен быть достигнут за относительно короткий срок. Поэтому в течение двух месяцев «увальню» не разрешается уходить с территории военной базы или поддерживать социальные контакты с гражданскими лицами. Эта полная изоляция способствует созданию скорее серой безликой массы, чем группы индивидов с разными взглядами и статусами. В первый же день курсанту выдается военная форма, на обсуждение уровня благосостояния и семейных связей налагается табу. Хотя курсантам платят очень мало, им запрещено получать деньги из дома. Роль курсанта должна вытеснить все другие роли, к которым привык индивид. Сохраняются лишь немногие черты, раскрывающие перед внешним миром прошлый социальный статус человека»
Жизнь в таких условиях создает крепкие связи между обитателями подобных учреждений. Их язык, ритуалы и опыт становятся страстно защищаемой субкультурой. Вероятно, эта глубокая взаимосвязь - одно из немногих средств их самозащиты от тирании. Однако в особенно унизительных ситуациях наблюдался противоположный результат. Беттлгейм (1947) рассказал, что жертвы зверств в нацистских концентрационных лагерях иногда заимствовали мировоззрение своих палачей, отождествляли себя с ними и проявляли садистские наклонности по отношению к самим себе. Это явление известно под названием «идентификация с агрессором».