Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления

После установления предпочтительной структуры управления фирмой необходимо «наполнение» этой иерархической структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно обеспечить выполнение задач управления фирмой.

Единицей оргструктуры может являться структурный модуль. Основные требования к нему:

- выполнение определенной цели;

- совместимость с другими составными частями;

- возможность использования в разных сочетаниях.

Моделирование взаимодействия структурных модулей предусматривает три среза:

- по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный);

- по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита режима);

- по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор).

В результате получается некоторая структурная решетка размерностью Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления - student2.ru , каждый узел которой - совмещение определенного вида деятельности, типы результата и элементы функционирования системы (не все они реально обязательно существуют).

В зависимости от вида деятельности решения и управление в процессе их реализации связаны с:

- реконструкцией функции (инновационная деятельность),

- с выбором режима (инфраструктурная деятельность),

- с защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность).

Инновационная деятельность может быть связана с промежуточными полезными результатами, инфраструктурная деятельность - со всеми видами результатов, а эксплуатационная деятельность - только с исходными и замыкающими полезными результатами. В структурных модулях и системе можно выделить два типа входов - материальный и информационный и один тип выхода.

Группы структурных модулей, объединенных сильной зависимостью от одного фактора, составляют пять структурных блоков (табл. 17.7):

У1 - привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности фирмы;

У2- реализация тиража продукции (услуг);

У3- синтез образцов изделий, услуг;

У4- обеспечение процесса создания тиража продукта;

Z - общее руководство фирмой.

На основе структурных модулей можно построить контуры принятия решений для различных видов деятельности фирм. В общем виде такой контур представлен на рис. 59.

Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления - student2.ru

Рис. 59. Контур принятия решения

Таблица 17.7 Перечень структурных модулей, входящих в модель нормативной структуры системы Подразделения управления завода, реализующие модуль Главный экономист ПЭО ПЭО, финансовый отдел ПЭО, ПДО, ОТЗ, ОГМ, ОГЭ ПДО, отдел маркетинга
Область ответственности Уровень использования хозяйственного потенциала данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам входа потребностям функционирования данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам выхода возможностям данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам процессора мощности данной хозяйственной системы Соответствие установленного размера тиража изделий предъявляемому потребительскому спросу
Направление деятельности Привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям данной хозяйственной системы Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам входа данной хозяйственной системы Привязка ограничений инфраструктуры к элементам выхода данной хозяйственной системы Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам процессора данной хозяйственной системы Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий
Характер принимаемых решений Выбор режима -"- -"- -"- Защита режима
Тип результата, обеспечиваемый данным модулем Промежуточный -"- -"- -"- -"-
Тип струк­турного модуля У1 У11 У12 У13 У14
  Продолжение табл. 17.7 Подразделения управления завода, реализующие модуль ПДО, отдел маркетинга отдел маркетинга КТОС, отдел маркетинга ОГК, отдел маркетинга ОГК, служба надежности
  Область ответственности Соответствие реализуемого раз­мера тиража изделий (продуктов, услуг) предъявляемому потребительскому спросу Размер тиража изделий (продуктов, услуг) Мера унификации образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже Мера согласования хозяйственных интересов поставщиков и потребителей Соответствие условий эксплуатации данного образца изделия у потребителя его техническим характеристикам (авторский надзор)
  Направление деятельности Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий Реализация тиража изделий (продуктов, услуг) Ограничение разнообразия образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже (ограничение в разнообразии собственной технологии) Установление условий поставки образцов изделий (продуктов, услуг) Создание условий эксплуатации данного образца изделий (продукта, услуги) у потребителя
  Характер принимаемых решений -"- -"- Защита режима -"- -"-
  Тип результата, обеспечиваемый данным модулем -"- Замыкающий Замыкающий -"- -"-
  Тип струк­турного модуля У15 У2 У21 У22 У23
  Продолжение табл. 17.7 Подразделения управления завода, реализующие модуль НИИ, КБ, ОГК ОГТ, ОМА, ОИХ, ОГМ, ОГЭ отдел подготовки кадров, отдел кадров ОГТ, ОГК ОГК, отдел маркетинга ОГТ, ОИХ, ОГМ, ОМТС, отдел кооперации
  Область ответственности Соответствие образцов изделий (продуктов, услуг) структуре предъявляемых потребностей Мера приращения хозяйственного потенциала данной системы Мера приращивания хозяйствен­ного потенциала данной системы Мера приращения свойств образцов изделий (продуктов, услуг) Соответствие потребительских свойств образца изделий (продукта, услуги) предъявляемым требованиям Мера обеспеченности процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия
  Направление деятельности Синтез образцов изделий (продуктов, услуг) Изменение элементов оснащения данной хозяйственной системы Изменение элементов катализато­ра данной хозяйственной системы (изменение уровня и запаса квалификации) Изменение элементов входа данной хозяйственной системы Изменение свойств образцов изде­лий (продуктов, услуг) для удо­влетворения более эффективным образом возникших потребностей Обеспечение условий реализации процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия
  Характер принимаемых решений Реконструкция функции -"- -"- -"- -"- Защита режима
  Тип результата, обеспечиваемый данным модулем Промежуточный Замыкающий Промежуточный -"- -"- Замыкающий Исходный
  Тип струк­турного модуля У3 У31 У32 У33 У34 У4
  Окончание табл. 17.7 Подразделения управления завода, реализующие модуль ОМТС, отдел кооперации ОМТС, отдел кооперации ОГТ, ОКС Руководство, финансовый отдел, бухгалтерия АСУП, канцелярия  
  Область ответственности Уровень запасов ресурсов Время пополнения (возобновления) запаса Изменение технических характеристик элементов оснащения во времени Соответствие достигнутых результатов деятельности установленным ограничениям Качество обслуживания руководства  
  Направление деятельности Создание резервов ресурсов для обеспечения процессов преобра­зования образца изделия (проду­кта, услуги) в соответствующий тираж изделия Регулирование ресурсов во времени Обеспечение процессов преобра­зования образцов изделий (про­дуктов, услуг) в соответствую­щий тираж изделий (продуктов, услуг) элементами оснащения Компенсация возможных возмущений по элементам входа и процессора Создание условий деятельности руководства в хозяйственной системе  
  Характер принимаемых решений -"- -"- -"- Выбор режима Защита режима  
  Тип результата, обеспечиваемый данным модулем -"- -"- -"- Промежуточный -"-  
  Тип струк­турного модуля У41 У42 У43 Z1 Z2  
                                     





Схема рис. 59 отражает организационно-экономические условия преобразования ресурсов в полезные результаты. Контур принятия решений позволяет выделить в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность, полномочия и области ответственности. По отношению к конкретному виду деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и детализирован.

Следующая задача модульного проектирования - установление области ответственности каждого структурного модуля и характера принимаемых им решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений направления и содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения, можно выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений (табл. 17.8).

Таким образом, в блоке У1 выделяются две группы структурных модулей: первая (У11, У12, У13) - привязки при планировании деятельности фирмы ограничений на деятельность блоков У2и У4в форме плановых заданий для них, вторая группа (У14, У15) на фазе выполнения плана компенсирует возможные изменения внутренней и внешней среды.

В блоке У2- три типа структурных модулей (по назначению продукции и услуг, условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации).

Таблица 17.8

Соответствие структурных блоков и характера решений

Структур- ный блок Тип деятельности Характер принимаемых решений Фаза принятия решения
Выбор и координация Выполнение плана
У1 Инфраструктурный Выбор режима У11, У12, У13 У14, У15
У2 Эксплуатационный Защита режима У21, У22, У23 -
У3 Инновационный Реконструкция функции У31, У32, У33 У34
У4 Эксплуатационный Защита режима У41, У42, У43 -
Z Инфраструктурный Выбор режима Z1 Z2

В блоке У3выделено две группы модулей: (У31, У32, У33) - формирование изделия и его техническое и организационное обеспечение, (У34) - изменение изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его).

В блоке У4выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования и координации модули У41, У42, У43отвечают за распределение входных потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые для функционирования системы.

По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т.е. всего шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из которых теоретически можно установить основные направления деятельности, область ответственности и характер принимаемых решений.

Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями областей ответственности каждого структурного элемента.

Алгоритм анализа состоит в следующем:

1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.

2. Оценивается «представительность» каждой группы в соответственном нормативно выделенном блоке структуры.

3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.

4. Дополняется список функций управления.

При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления идентификационных характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре.

Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления - student2.ru 17.6. Контрольные вопросы по разделу 17

17.0. Бинарные вопросы: если Вы согласны с утверждением или считаете, что нужно утвердительно ответить на вопрос, обозначьте ответ как «да». В противном случае – «нет». Постарайтесь обосновать свой выбор.

17.0.1. Проектирование структуры управления вновь создаваемым предприятием начинается с анализа существующих структур его управления.

17.0.2. При синтезе структуры управления следует учитывать цели фирмы, характер изменчивости внешней среды, уровень конкуренции и т.д.

17.0.3. Синтез системы управления начинается с выбора типа организационной структуры.

17.0.4. Режим стратегического управления требует большей гибкости от организационной структуры, чем режим оперативного управления.

17.0.5. Линейно-функциональная структура управления лучше всего подходит для стратегического управления.

17.0.6. Предпринимательский стиль управления основывается на использовании прошлых опробованных подходов.

17.0.7. Реакция фирмы на изменения в ее внешней среде должна оптимизироваться в зависимости от реального индекса нестабильности в отрасли.

17.0.8. Целью НИОКР при конкурентной реакции является минимизация текущих издержек фирмы.

17.0.9. При предпринимательской реакции целью фирмы обычно является обеспечение ее долгосрочного потенциала.

17.0.10. При стратегическом управлении власть в организации сосредоточена в сфере производства.

17.0.11. Стратегический менеджмент, как правило, более рискован, чем оперативный.

17.0.12. При предпринимательском стиле управления поощряются творчество и инициатива работников.

17.0.13. При синтезе структуры управления выделяют блоки, ответственные за конкретные решения, и обеспечивают из взаимодействие.

17.0.14. К инфраструктурным блокам управления заводом относят ОГМ, ОГЭ, ОИХ.

17.0.15. Отдел маркетинга представляет собою в основном замыкающий модуль.

17.0.16. К инновационным блокам относят отдел кадров и ОМТС.

17.0.17. Служба надежности предприятия действует только на этапе эксплуатации изделия потребителем.

17.0.18. Блок Уз (синтез изделия) характеризуют промежуточные и замыкающие результаты.

17.0.19. Подразделения снабжения обеспечивают защиту режима функционирования предприятия.

17.0.20. Нормативная структурная модель системы управления может быть использована только при синтезе структуры управления.

ФИРМА И ОБЩЕСТВО

Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления - student2.ru

Логическая структура раздела

Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления - student2.ru


Наши рекомендации