Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления
После установления предпочтительной структуры управления фирмой необходимо «наполнение» этой иерархической структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно обеспечить выполнение задач управления фирмой.
Единицей оргструктуры может являться структурный модуль. Основные требования к нему:
- выполнение определенной цели;
- совместимость с другими составными частями;
- возможность использования в разных сочетаниях.
Моделирование взаимодействия структурных модулей предусматривает три среза:
- по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный);
- по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита режима);
- по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор).
В результате получается некоторая структурная решетка размерностью , каждый узел которой - совмещение определенного вида деятельности, типы результата и элементы функционирования системы (не все они реально обязательно существуют).
В зависимости от вида деятельности решения и управление в процессе их реализации связаны с:
- реконструкцией функции (инновационная деятельность),
- с выбором режима (инфраструктурная деятельность),
- с защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность).
Инновационная деятельность может быть связана с промежуточными полезными результатами, инфраструктурная деятельность - со всеми видами результатов, а эксплуатационная деятельность - только с исходными и замыкающими полезными результатами. В структурных модулях и системе можно выделить два типа входов - материальный и информационный и один тип выхода.
Группы структурных модулей, объединенных сильной зависимостью от одного фактора, составляют пять структурных блоков (табл. 17.7):
У1 - привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности фирмы;
У2- реализация тиража продукции (услуг);
У3- синтез образцов изделий, услуг;
У4- обеспечение процесса создания тиража продукта;
Z - общее руководство фирмой.
На основе структурных модулей можно построить контуры принятия решений для различных видов деятельности фирм. В общем виде такой контур представлен на рис. 59.
Рис. 59. Контур принятия решения
Таблица 17.7 Перечень структурных модулей, входящих в модель нормативной структуры системы | Подразделения управления завода, реализующие модуль | Главный экономист | ПЭО | ПЭО, финансовый отдел | ПЭО, ПДО, ОТЗ, ОГМ, ОГЭ | ПДО, отдел маркетинга | ||||||||||||
Область ответственности | Уровень использования хозяйственного потенциала данной хозяйственной системы | Соответствие установленных ограничений по элементам входа потребностям функционирования данной хозяйственной системы | Соответствие установленных ограничений по элементам выхода возможностям данной хозяйственной системы | Соответствие установленных ограничений по элементам процессора мощности данной хозяйственной системы | Соответствие установленного размера тиража изделий предъявляемому потребительскому спросу | |||||||||||||
Направление деятельности | Привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям данной хозяйственной системы | Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам входа данной хозяйственной системы | Привязка ограничений инфраструктуры к элементам выхода данной хозяйственной системы | Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам процессора данной хозяйственной системы | Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий | |||||||||||||
Характер принимаемых решений | Выбор режима | -"- | -"- | -"- | Защита режима | |||||||||||||
Тип результата, обеспечиваемый данным модулем | Промежуточный | -"- | -"- | -"- | -"- | |||||||||||||
Тип структурного модуля | У1 | У11 | У12 | У13 | У14 | |||||||||||||
Продолжение табл. 17.7 | Подразделения управления завода, реализующие модуль | ПДО, отдел маркетинга | отдел маркетинга | КТОС, отдел маркетинга | ОГК, отдел маркетинга | ОГК, служба надежности | ||||||||||||
Область ответственности | Соответствие реализуемого размера тиража изделий (продуктов, услуг) предъявляемому потребительскому спросу | Размер тиража изделий (продуктов, услуг) | Мера унификации образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже | Мера согласования хозяйственных интересов поставщиков и потребителей | Соответствие условий эксплуатации данного образца изделия у потребителя его техническим характеристикам (авторский надзор) | |||||||||||||
Направление деятельности | Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий | Реализация тиража изделий (продуктов, услуг) | Ограничение разнообразия образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже (ограничение в разнообразии собственной технологии) | Установление условий поставки образцов изделий (продуктов, услуг) | Создание условий эксплуатации данного образца изделий (продукта, услуги) у потребителя | |||||||||||||
Характер принимаемых решений | -"- | -"- | Защита режима | -"- | -"- | |||||||||||||
Тип результата, обеспечиваемый данным модулем | -"- | Замыкающий | Замыкающий | -"- | -"- | |||||||||||||
Тип структурного модуля | У15 | У2 | У21 | У22 | У23 | |||||||||||||
Продолжение табл. 17.7 | Подразделения управления завода, реализующие модуль | НИИ, КБ, ОГК | ОГТ, ОМА, ОИХ, ОГМ, ОГЭ | отдел подготовки кадров, отдел кадров | ОГТ, ОГК | ОГК, отдел маркетинга | ОГТ, ОИХ, ОГМ, ОМТС, отдел кооперации | |||||||||||
Область ответственности | Соответствие образцов изделий (продуктов, услуг) структуре предъявляемых потребностей | Мера приращения хозяйственного потенциала данной системы | Мера приращивания хозяйственного потенциала данной системы | Мера приращения свойств образцов изделий (продуктов, услуг) | Соответствие потребительских свойств образца изделий (продукта, услуги) предъявляемым требованиям | Мера обеспеченности процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия | ||||||||||||
Направление деятельности | Синтез образцов изделий (продуктов, услуг) | Изменение элементов оснащения данной хозяйственной системы | Изменение элементов катализатора данной хозяйственной системы (изменение уровня и запаса квалификации) | Изменение элементов входа данной хозяйственной системы | Изменение свойств образцов изделий (продуктов, услуг) для удовлетворения более эффективным образом возникших потребностей | Обеспечение условий реализации процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия | ||||||||||||
Характер принимаемых решений | Реконструкция функции | -"- | -"- | -"- | -"- | Защита режима | ||||||||||||
Тип результата, обеспечиваемый данным модулем | Промежуточный Замыкающий | Промежуточный | -"- | -"- | Замыкающий | Исходный | ||||||||||||
Тип структурного модуля | У3 | У31 | У32 | У33 | У34 | У4 | ||||||||||||
Окончание табл. 17.7 | Подразделения управления завода, реализующие модуль | ОМТС, отдел кооперации | ОМТС, отдел кооперации | ОГТ, ОКС | Руководство, финансовый отдел, бухгалтерия | АСУП, канцелярия | ||||||||||||
Область ответственности | Уровень запасов ресурсов | Время пополнения (возобновления) запаса | Изменение технических характеристик элементов оснащения во времени | Соответствие достигнутых результатов деятельности установленным ограничениям | Качество обслуживания руководства | |||||||||||||
Направление деятельности | Создание резервов ресурсов для обеспечения процессов преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия | Регулирование ресурсов во времени | Обеспечение процессов преобразования образцов изделий (продуктов, услуг) в соответствующий тираж изделий (продуктов, услуг) элементами оснащения | Компенсация возможных возмущений по элементам входа и процессора | Создание условий деятельности руководства в хозяйственной системе | |||||||||||||
Характер принимаемых решений | -"- | -"- | -"- | Выбор режима | Защита режима | |||||||||||||
Тип результата, обеспечиваемый данным модулем | -"- | -"- | -"- | Промежуточный | -"- | |||||||||||||
Тип структурного модуля | У41 | У42 | У43 | Z1 | Z2 | |||||||||||||
Схема рис. 59 отражает организационно-экономические условия преобразования ресурсов в полезные результаты. Контур принятия решений позволяет выделить в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность, полномочия и области ответственности. По отношению к конкретному виду деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и детализирован.
Следующая задача модульного проектирования - установление области ответственности каждого структурного модуля и характера принимаемых им решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений направления и содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения, можно выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений (табл. 17.8).
Таким образом, в блоке У1 выделяются две группы структурных модулей: первая (У11, У12, У13) - привязки при планировании деятельности фирмы ограничений на деятельность блоков У2и У4в форме плановых заданий для них, вторая группа (У14, У15) на фазе выполнения плана компенсирует возможные изменения внутренней и внешней среды.
В блоке У2- три типа структурных модулей (по назначению продукции и услуг, условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации).
Таблица 17.8
Соответствие структурных блоков и характера решений
Структур- ный блок | Тип деятельности | Характер принимаемых решений | Фаза принятия решения | |
Выбор и координация | Выполнение плана | |||
У1 | Инфраструктурный | Выбор режима | У11, У12, У13 | У14, У15 |
У2 | Эксплуатационный | Защита режима | У21, У22, У23 | - |
У3 | Инновационный | Реконструкция функции | У31, У32, У33 | У34 |
У4 | Эксплуатационный | Защита режима | У41, У42, У43 | - |
Z | Инфраструктурный | Выбор режима | Z1 | Z2 |
В блоке У3выделено две группы модулей: (У31, У32, У33) - формирование изделия и его техническое и организационное обеспечение, (У34) - изменение изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его).
В блоке У4выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования и координации модули У41, У42, У43отвечают за распределение входных потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые для функционирования системы.
По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т.е. всего шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из которых теоретически можно установить основные направления деятельности, область ответственности и характер принимаемых решений.
Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями областей ответственности каждого структурного элемента.
Алгоритм анализа состоит в следующем:
1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.
2. Оценивается «представительность» каждой группы в соответственном нормативно выделенном блоке структуры.
3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.
4. Дополняется список функций управления.
При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления идентификационных характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре.
17.6. Контрольные вопросы по разделу 17
17.0. Бинарные вопросы: если Вы согласны с утверждением или считаете, что нужно утвердительно ответить на вопрос, обозначьте ответ как «да». В противном случае – «нет». Постарайтесь обосновать свой выбор.
17.0.1. Проектирование структуры управления вновь создаваемым предприятием начинается с анализа существующих структур его управления.
17.0.2. При синтезе структуры управления следует учитывать цели фирмы, характер изменчивости внешней среды, уровень конкуренции и т.д.
17.0.3. Синтез системы управления начинается с выбора типа организационной структуры.
17.0.4. Режим стратегического управления требует большей гибкости от организационной структуры, чем режим оперативного управления.
17.0.5. Линейно-функциональная структура управления лучше всего подходит для стратегического управления.
17.0.6. Предпринимательский стиль управления основывается на использовании прошлых опробованных подходов.
17.0.7. Реакция фирмы на изменения в ее внешней среде должна оптимизироваться в зависимости от реального индекса нестабильности в отрасли.
17.0.8. Целью НИОКР при конкурентной реакции является минимизация текущих издержек фирмы.
17.0.9. При предпринимательской реакции целью фирмы обычно является обеспечение ее долгосрочного потенциала.
17.0.10. При стратегическом управлении власть в организации сосредоточена в сфере производства.
17.0.11. Стратегический менеджмент, как правило, более рискован, чем оперативный.
17.0.12. При предпринимательском стиле управления поощряются творчество и инициатива работников.
17.0.13. При синтезе структуры управления выделяют блоки, ответственные за конкретные решения, и обеспечивают из взаимодействие.
17.0.14. К инфраструктурным блокам управления заводом относят ОГМ, ОГЭ, ОИХ.
17.0.15. Отдел маркетинга представляет собою в основном замыкающий модуль.
17.0.16. К инновационным блокам относят отдел кадров и ОМТС.
17.0.17. Служба надежности предприятия действует только на этапе эксплуатации изделия потребителем.
17.0.18. Блок Уз (синтез изделия) характеризуют промежуточные и замыкающие результаты.
17.0.19. Подразделения снабжения обеспечивают защиту режима функционирования предприятия.
17.0.20. Нормативная структурная модель системы управления может быть использована только при синтезе структуры управления.
ФИРМА И ОБЩЕСТВО
Логическая структура раздела