Управление неопределенностью

Важнейшая задача логистического менеджмента – по возможности содействовать сокращению неопределенности функционального цикла. Проблема заключается в том, что структура функционального цикла, хозяйственные условия и общее качество логистики раз от раза сочетается случайным образом, что само по себе создает неопределенность (рис.2)

Общий цикл исполнения заказа

Управление неопределенностью - student2.ru

Рисунок 2 показывает, как масштабы изменчивости могут сказываться на функциональном цикле. На рис.2 показан функциональный цикл, связанный с поставкой готовых продуктов потребителю. Пределы колебаний основаны на прошлой статистике (min, max). Пунктирная линия указывает среднее или ожидаемое значение, требуемое для каждой операции.

Неопределенность в каждой операции определяется характером исполнения. Так, передача заказа вполне стабильная и надежная операция, когда выполняется с использованием электронной связи, но чревато сбоями, если производится по почте. Вне зависимости от применяемых технологий, изменчивость связана с напряженностью рабочего дня и умением справляться с непредвиденными обстоятельствами.

В обработке заказов изменчивость определяется трудовой нагрузкой, степенью автоматизации и политикой предоставления кредита и т.д.

Продолжительность цикла поставки колеблется от 5 до 40 дней. 5 дней свидетельствуют о том, что нежелательные обстоятельства преодолены в кратчайшие сроки. 40 дней свидетельствуют о том, что нежелательные явления преодолены за максимальный срок. При наличии нужного продукта ожидаемая продолжительность цикла составляет 10 дней.

Следовательно, задача заключается в том, чтобы добиться совершения функционального цикла за 10 дней. Всякий раз, когда все операции в совокупности занимают больше или меньше 10дней могут понадобиться дополнительные усилия для удовлетворения запросов потребителя. Это требует дополнительных ресурсов и снижает общую эффективность логистики.

Т.О. задача управления функциональным циклом – обеспечить согласованность действий для соблюдения нормативных сроков исполнения заказа. Задержка на любом этапе угрожает сбоями на всех остальных стадиях. Если же такие задержки случаются регулярно, это может потребовать создания буферных запасов для защиты от неопределенности.

Когда же достигнута бесперебойность, необходимо сводить к минимуму плановую продолжительность функционального цикла. Ускоренный цикл сокращает риск, связанный с хранением запасов и убыстряет их оборачиваемость.

Заключение

1. Практическая работа логистики носит функциональный характер. Для ее выполнения нужно сформировать логистическую инфраструктуру; наладить систему сбора, обработки и передачи информации; организовать транспортировку; надлежащим образом размещать запасы; по мере необходимости проводить операции, связанные с хранением запасов на складах, грузопереработкой и упаковкой.

2. Отдельные логистические функции в сочетании образуют три главные сферы деятельности: физическое распределение; МТО производства; снабжение. Для внутренней интеграции логистики нужна координация потока запасов и информационного потока, циркулирующих между этими сферами. Кроме того, у них есть общие оперативные цели: быстрота реакций; минимальная неопределенность; минимальный объем запасов, укрупнение перевозок; качество; поддержка жизненного цикла.

3. Главным объектом анализа ЛС служит функциональный цикл (цикл исполнения заказа). Структура функционального цикла диктует логику сочетания узлов, уравнений, каналов связи и действий, составляющих своего рода каркас физического распределения, обеспечение производства и снабжения.

4. Особое значение имеют причины и последствия изменчивости функционального цикла, а также проблемы оперативного управления такой неопределенностью.

Непредвиденные задержки или наоборот, поспешные действия могут увеличить или уменьшить период времени, необходимый для полного завершения функционального цикла. Опоздания и опережения неприемлемы для работы логистики. Важнее всего наладить бесперебойную и равномерную деятельность. Необходимо спланировать работу и структуру функционального цикла так, чтобы было возможно выполнять задачи логистики как можно быстрее, но, главное – как можно равномернее.

Оперативные цели логистики

Концептуальная основа интеграции логистики рассматривается как сфера компетентности, которая связывает компанию с ее потребителями и поставщиками. Интегрированная концепция позволяет соотнести частные проявления логистики с общей стратегией делового предприятия. Поэтому в современных условиях эффективная логистика является стратегическим конкурентным инструментом бизнеса.

Очень важно, чтобы люди, выполняющие повседневные операции логистики, хотя бы в общих чертах представляли себе как их труд вписывается в общую картину. В контексте стратегических целей важное значение имеет реализация оперативных целей.

Оперативные цели. Применительно к организации логистической системы и управления ею, каждая фирма руководствуется по меньшей мере шестью оперативными целями, достижение которых в первую очередь и предопределяет эффективность логистики. Это: 1. быстрая реакция; 2. минимальная неопределенность; 3. минимальный объем запасов; 4. укрупнение (консолидации) грузоперевозок; 5.качество; 6. поддержка жизненного цикла.

1. Быстрая реакция. Характеризует способность фирмы своевременно удовлетворять запросы потребителей. Информационные технологии позволяют как можно дольше откладывать непосредственное выполнение логистических операций, а затем производить быструю доставку требуемых запасов. Это ведет к устранению избыточных запасов, которые прежде фирмам приходилось держать в ожидании заказов. Способность быстро отвечать на требования потребителей переносит упор в деятельности фирмы от ожидания заказов, основанного на прогнозировании и накоплении запасов, к немедленному удовлетворению запросов потребителей по принципу «поставка за поставкой».

2. Минимальная неопределенность. Неопределенность – непредвиденные события, нарушающие работу системы. Задержка с получением заказа от клиента, неожиданный сбой в производстве, продвижение товара при доставке потребителю или доставка не по месту назначения – все это подлежит исправлению. Возможности уменьшения неопределенности кроются как во внутренних так и во внешних операциях логистики. Традиционно средствами сглаживания неопределенности служили: накопление страховых запасов и использование дорогостоящих способов транспортировки. Подобные методы уступают место применению информационных технологий для установления жесткого контроля за логистическими операциями. По мере устранения неопределенности повышается эффективность логистики. Следовательно, снижение неопределенности представляет собой ключевую цель логистической деятельности.

3. Минимальный объем запасов. Затрагивает как абсолютную величину соответствующих активов, так и относительную скорость их оборачиваемости. Величина активов есть их денежная стоимость, а оборачиваемость показывает, сколько раз используются запасы в течение того или иного промежутка времени. Высокая норма оборачиваемости в сочетании с доступностью запасов означает, что помещенные в них активы находят эффективное применение. Задача сводится к сокращению наличных запасов до минимального объема, совместимого с целевым уровнем обслуживания потребителей, что обеспечивает наименьшие общие издержки логистики.

Однако концепция «нулевых запасов» не всегда оправдана. Наличие запасов может обернуться ростом доходности инвестиций, если они обеспечивают экономию за счет масштабов в производстве или снабжении. Поэтому стремиться нужно к сокращению запасов до минимально возможного уровня, но позволяющего при этом достигать других оперативных целей.

Для минимизации объемов запасов ЛС должна быть организована таким образом, чтобы держать под контролем величину связанных активов и их оборачиваемость в масштабах всей фирмы, а не только на каждом отдельном предприятии.

4. Консолидация перевозок. Транспортные издержки одни из самых крупных. Их величина непосредственно связана с типом груза, размером отправки и дальностью грузоперевозки. Для снижения издержек транспортировки желательно добиться консолидации перевозок за счет объединения отдельных грузов. Как правило, чем крупнее перевозимый груз и чем больше дальность перевозки, тем ниже транспортные расходы в расчете на единицу груза. Это требует разработки специальных программ по комплектованию мелких грузов в партии для укрупнения грузоперевозок. Реализации таких программ способствуют временные соглашения между разными участниками логистической цепочки.

5. Качество. (Непрерывное совершенствование качества). Если потребителю доставляется поврежденный продукт и не соблюдаются условия сервиса, то логистика едва ли создает добавленную стоимость. В то же время логистические издержки трудно подлежат возврату. Поддерживать «нулевой» уровень брака в логистике усложняется громадными географическими масштабами и непрекращающейся деятельностью днем и ночью.

6. Поддержка жизненного цикла. Лишь немногие товары могут быть проданы без какой либо гарантии того, что в течение определенного времени они будут соответствовать рекламируемым характеристикам. Иногда нормальное движение запасов, в котором создается добавленная стоимость, вынуждено обращаться вспять (т.е. возврат товара, случай с лекарством) Это требует специальных навыков и затрат. Надежная логистическая стратегия не может быть разработана без учета таких обратных потоков (например, возврат тары, потенциально опасных продуктов и т.п.).

Некоторые продукты требуют послепродажного обслуживания. От компаний, занимающихся продажей потребительских товаров длительного пользования или промышленного оборудования, обязательно требуется разносторонняя поддержка жизненного цикла, которая и формирует крупнейший элемент всех издержек логистики.

В современном понимании поддержка жизненного цикла продукта – это логистическое сопровождение от первого до последнего шага. Это включает обратные потоки и переработку материалов, послепродажное обслуживание, возврат товаров и при необходимости их полную утилизацию и захоронение отходов. Это необходимо учитывать на ранних стадиях проектирования продукта, чтобы обеспечить эффективную поддержку жизненного цикла. При таком подходе уже при разработке продуктов предусматриваются конкретные способы их возврата от потребителей, переделки для повторного использования или полной переработки.


    Группы товаров Платежеспособный спрос (потребности)     Производители Производственные мощности производителей Ценовой диапазон Логистика
региональные прочие региональных прочих региональных прочих  
промышленные товары строит. материалы 2 млн.р.              
2,5 млн.р.
инвестиционные товары                
потребительские товары   пот товары длит. пользования                
товары повседневного спроса                  
сельскохозяйственные товары сельскохоз. сырье                
продовольственные товары   однородные группы                
                   
                   
                 
  Потенциальная емкость рынка регион регион          
прочие прочие
Поставщики (посредники)
                       

Наши рекомендации