Ведение делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах. Виды обращений граждан и юридических лиц, их регистрация
Общий порядок работы с обращениями граждан в государственных органах и иных организациях (к должностным лицам), а также рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан организуется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь; Директивой Президента Республики Беларусь № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»; Законом Республики Беларусь № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»; Указом Президента Республики Беларусь № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»; Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1786 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей».
Обращение – индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме.
Заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц), индивидуальных предпринимателей.
Предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества.
Жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Обращения, поданные в порядке, установленном законодательством, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается.
Выделяют следующие формы обращений:
письменное обращение – обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений;
электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет;
устное обращение – обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема;
индивидуальное обращение – обращение одного заявителя;
коллективное обращение – обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам);
повторное обращение – обращение, поступившее в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раза.
Делопроизводство по обращениям заявителей осуществляется уполномоченными должностными лицами отдельно от других видов делопроизводства.
Обращения граждан подлежат регистрации в установленном порядке в день их поступления и обязательному рассмотрению. Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах. Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются.
Срок, отведенный для рассмотрения обращений, установлен в статье 17 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» и составляет не более 15 дней; а для обращений, требующих дополнительного изучения и проверки, – не более одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
Организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо оставляют обращения без рассмотрения по существу и в тот же срок уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.
Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий орган, учреждение, организацию или суд.
На каждом обращении после окончательного разрешения поставленных в нем вопросов проставляется отметка об исполнении и направлении его в дело.