Тема 6.1. Основы маркетинга.

В сегодняшнем сложном мире все мы в той или иной степени должны разбираться в маркетинге. Продавая какой-либо товар, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.

Нам нужно разбираться в маркетинге и выступая в роли потребителей. Кто-то постоянно пытается нам что-то продать, и мы должны уметь распознать применяемые методы сбыта. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты, персонального компьютера или автомобиля.

Для пояснения сущности маркетинга рассмотрим следующие понятия: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок.

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.

Нужда – это чувство ощущаемой человеком нехватки чего – либо.

Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды являются исходными составляющими природы человека.

Если нужда не удовлетворена, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворённый человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который соответствует укладу данного общества.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются с всё большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают и нуждами людей. Товар пропагандируется как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.

Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Казалось бы, что запрос общества на те или иные товары в следующем году легко определить, изучив фактический запрос на этот товар в предыдущем году. Однако запросы – это показатель не очень надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или доходов. Так автомобиль “Ока” воплощает в себе сравнительно низкую цену, топливную экономичность, а автомобиль “Волга” - более высокий комфорт, престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

Для удовлетворения человеческих нужд, потребностей и запросов необходимы товары.

Товар – это всё то, что может удовлетворять потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Предположим, девушка испытывает нужду быть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, называются товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, курортный загар, услуги косметолога и т.д. Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь, будут приобретаться товары и услуги более доступные и дешевые, такие как косметические средства, новая стрижка или современная одежда.

Возможны три соотношения между товаром "А" и конкретной потребностью “Х”:

- товар "А 1" не может удовлетворить потребность "Х",

- товар "А 2" частично удовлетворяет потребность "Х",

- товар "А 3" полностью удовлетворяет потребность "Х".

В этом случае товар "А 3" будет называться идеальным товаром.

Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем наибольшего успеха добьется производитель.

Следовательно, производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий их потребности.

Понятие "товар" не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть организации, личности, места, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно телевизионную передачу посмотреть, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать.

Задание 1. Составьте конспект первой части вопроса 1, обратив внимание на определения

и сущность рассматриваемых понятий.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

Обмен – это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Обмен – это один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получить желаемый объект. К примеру, проголодавшийся человек может раздобыть пищу следующими способами: обеспечить себя едой с помощью охоты, рыбной ловли или сбора плодов (самообеспечение), у кого-либо украсть еду (отъём), выпросить её (попрошайничество) или предложить вместо еды какое-либо средство возмещения, например, деньги, другой товар или какую-либо услугу (обмен).

Из этих четырех способов удовлетворения нужд наибольшими преимуществами обладает обмен. При нём людям не приходится посягать на права других, не приходится зависеть от чьей-то благотворительности. Не приходится им и производить самостоятельно любой предмет первой необходимости независимо от того, умеют они это делать или нет. Можно сосредоточиться на создании вещей, производство которых они хорошо освоили, а потом поменять их на нужные предметы, сделанные другими. В результате совокупное производство товаров в обществе возрастет.

Обмен – это основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

1. Сторон должно быть как минимум две.

2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.

3. Каждая сторона должна быть способна осуществить коммуникацию и доставку своего товара.

4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Эти условия создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто , можно делать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду (или по крайней мере не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен или отклонить или принять предложение.

Если обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Для этого нужно, чтобы сторона "А" передала стороне "Б" объект "Х" и получила взамен объект "С". Например, покупатель даёт продавцу определенную сумму денег и получает магнитофон. Это классическая денежнаясделка, хотя присутствие денег в качестве коммерчески обмениваемых ценностей совсем не обязательно. При бартерной сделке в обмен на магнитофон даётся другой товар, например, холодильник. Вместо товара при бартерной сделке могут обмениваться услуги. Например, юрист "А" составляет завещание врачу "Б" в обмен на медицинское обследование.

Сделка предполагает наличие нескольких условий:

1. По меньшей мере двух ценностно значимых объектов.

2. Согласованных условий её осуществления.

3. Согласованного времени совершения.

4. Согласованного места проведения.

Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Понятие "сделка" непосредственно подводит к понятию "рынок".

Рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака, охотника, гончара и фермера. Возможны три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд.

Первый способ – самообеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добывать для себя всё необходимое. Так, рыбак, проводя большую часть времени за ловлей рыбы, в остальное время охотится, занимается сельским хозяйством, гончарным делом, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При этом эффективность его занятий рыбной ловлей снижается также, как и эффективность занятий своим основным делом у других.

Второй способ – децентрализованный обмен, когда каждыйрассматривает трех других в качестве своих потенциальных "покупателей", составляющих его рынок. Рыбак может посещать охотника, гончара, фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на товары.

Третий способ - централизованный обмен, при котором появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где – то в центре между ними, в месте под условным названием "рыночная площадь". Каждый из четырёх везет свой товар и там обменивает на то, что ему необходимо. Таким образом, рыбак имеет дело с одним рынком, а не с тремя отдельными лицами. Появление купца резко снижает число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объёмах. Другими словами, купец и центральный рынок резко повышают торгово - операционную эффективность экономики.

По мере роста числа лиц и сделок растет и число купцов и рынков. В развитом обществе рынок – это не обязательно какое-то физическое лицо, это место , где осуществляют свои сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта купец может вечером дать рекламу товара по телевидению, получить сотни заказов по телефону или через интернет и уже на следующий день разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателями.

Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий социальную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Денежный рынок – это еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность.

Понятие "рынок" приводит нас к завершающему понятию цикла "маркетингу".

Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей. (или)

Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, производить соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т.д. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.

Хотя обычно считается, что маркетинг – это удел продавцов, занимаются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют свой "маркетинг", когда занимаются поисками нужных им товаров по ценам, которые они готовы заплатить. В поисках дефицитного товара снабженцу фирмы приходится находить продавцов и предлагать им заманчивые условия сделки.

Рынок продавца– это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными "деятелями рынка" приходится быть покупателям. Он имеет место в условиях превышения спроса над предложением.

Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными "деятелями рынка" приходится быть продавцам. Он имеет место, когда предложение превышает спрос.

С течением времени все, кто занят в процессе обмена, учатся его совершенствовать. В частности, продавцы обретают больший профессионализм в управлении своим маркетингом.

Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями для достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объемов производства, увеличение доли рынка и т.п.

Задание 2. Закончите конспектирование темы 6.1., после чего выполните тесты.

Наши рекомендации