Лекция 1. Предмет и задачи современной экономической географии
Лекция 1. Предмет и задачи современной экономической географии
План:
1. Современное содержание экономической и социальной географии как науки. Место экономической и социальной географии в системе наук
2. Экономико-социальная география и социально-экономические науки (политическая экономия, конкретные экономические науки, региональная экономика, региональная социология, демография)
1.
География как дисциплина представляет собой науку о законах развития пространственно-временных систем, формирующихся на земной поверхности в непосредственном взаимодействии природы и общества. А также это наука о методах регулирования и управления этими системами, объектами исследования являются пространственно-временные системы.
Экономическая география – это наука общественная, но относящаяся к системе географических наук, поскольку изучает и экономические, и социальные процессы в территориальном географическом разделении труда. (Анатолий Тимофеевич Хрущев)
Экономическая география – важнейшая, наиболее динамичная из географических наук, имеющая большое значение для развития и размещения производительных сил для их территориальной организации. (Юлиан Глебович Саушкин)
Экономическая география имеет свой объект и предмет исследования, которые являются ее основой, как и любой другой науки.
Объект исследования – в широком смысле, это географическая среда, т.е. часть географической оболочки, освоенной человеческим обществом. Географическая среда двойственна. Географическая среда есть природа, она развивается по законам природы, но изменяется человеком по законам общества. Эти законы в ней сами не действуют, но под их действием происходит освоение географической среды. Таким образом, географическая среда – это “очеловеченная природа”. Объекты социальной и географической географии – это хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среда, а также население и природные ресурсы.
Предметом изучения экономической и социальной географии является географической размещение общественного производства, условия и особенности его развития в странах и регионах.
По своей направленности экономическая география подразделяется, как и все остальные науки, на:
1) фундаментальную, здесь выявляются закономерности развития;
2) практическую, которая решает практические вопросы, связанные с размещением отраслей промышленности, специализацией сельского хозяйства, с обоснованием строительства новых и реконструкции старых дорог, развитием и планировкой городов, размещением учреждений сферы обслуживания и т.д., а также ряд практических решений, которые основываются на анализе и прогнозе развития объективно существующих экономических районов.
Прикладные направления экономической и социальной географии основываются на фундаментальных направлениях.
Экономическая и физическая география тесно взаимосвязаны. Как правило, каждая экономико-географическая работа содержит оценки природных условий и природных ресурсов, степень, масштабы и перспективы их использования.
2.
Экономическая география не может сделать и шага ни в хозяйственной оценке географической среды, ни в изучении территориально-производственных комплексов, ни в анализе разделения труда, ни в характеристике стран, районов, промышленных узлов, городов, без экономических показателей и экономических расчетов. Экономисты и экономико-географы представители родственных, но разных наук. Экономико-географов интересует не только то, что и где производится, но и почему складываются в данной местности именно определенная специализация производства, каковы границы этого района и какие природные условия и ресурсы используются для производства потребительских ценностей. К числу экономических наук относят отраслевые экономики: промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д. Каждая из них важные, но частные закономерности развития отдельных отраслей хозяйства, вытекающие из специфики их технологии, потребности в труде, отношении к сырью, топливу, энергии, транспорту, потребителю готовой продукции и отношение к отраслям хозяйства.
Языковые семьи.
1. Наиболее изучены языки индо-европейской языковой семьи, на которых говорят народы России, СНГ, Зарубежной Европы, Ирана, Афганистана, большинство стран Америки, Австралия и Н. Зеландия.
К восточной ветви индо-европейской языковой семьи относятся: хинди, урду, бенгальский, раджастани, гуджарамы, уткали, языки иранской группы, памирские языки, греческий и армянский.
К западной ветви индо-европейской семьи относятся: романские языки, кельтские, германские. Романские языки развились из диалектов латинского языка после распада Римской империи. К ним относят: испанский, португальский, французский, итальянский, сардинский, румынский и др.
Промежуточное положение между восточно- и западно- индо-европейскими языками занимают: балто-славянские. Которые делятся на балтийские и славянские. Славянские делятся на: восточно-славянские (русский, украинский, белорусский), западно-славянские (чешский, словацкий, польский), южно-славянские (болгарские, старославянские, македонский, словенский).
2. Афро-Азийская семья имеет распространение в северной и северо-восточной Африке и юго-западной Азии. Состоит из пяти групп: семитской, египетской, бербероливийской, кумитской и чадской.
В семитскую группу входят: еврит, арабские языки, мехри, харсуси.
3. Картвейская – расположена в западном Закавказье. Входят: грузинский, мегрельский, сванский. На всех этих языках говорят: грузины, мегрелы, лазы, гваны, которые частично сохранились в качестве субэтнических групп.
4. Северо-кавказская: абхазо-адыгская группа (абхазский язык, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский); дагестанская группа (около 30 горских языков Дагестана).
5. Дравийская семья. Господствует в южной Индии и состоит из семи групп: южная (самая многочисленная – тапильский язык), юго-западная, юго-восточная, центральная, гондванская, северо-восточная и северо-западная.
6. Уральская языковая семья географически локализована на севере европейской части России, в Поволжье, Прибалтике, Финляндии, севере Скандинавии и в центральной Европе (Венгрия). Состоит из двух групп: фино-угорская (финский, карельский, эстонский, мордовский, марийский, венгерский, хантыйский); самодийская группа (ненецкий и др.).
7. Эскимоско-алеутская семья. Распространена на обширных арктических просторах Северной Америки включая Гренландию и северо-восточную Азию (эскимосский, алеутский).
8. Алтайская семья. Распространена на огромных пространствах: от Турции на западе до северо-востока и востока Сибири. Группы: тюркские языки (чувашский, турецкий, азербайджанский, туркменский, татарский, башкирский, казахский, киргизский, узбекский, уйгурский, якутский, алтайский, хакасский, тувинский); монгольская группа (монгольский, бурятский, калмыцкий), тунгусо-маньчжурская группа (маньчжурский, эвенкийский, эвенский).
9. Чукотско-камчатская семья локализована на крайнем северо-востоке России. Включают: чукотский, корякский, ингельменский.
Население Африки к югу от Сахары говорит на языках трех семей:
10. Нигеро-Кордофанской: языки банту.
11. Нило-Сахарская семья.
12. Койсанская семья: языки бушменов и готентоков.
13. Сино-Тибетская семья. Локализована на востоке Азии (китайский язык и его диалекты, нигбешский, бирманский).
14. Австро-Азиатская: вьетнамский, кмерский, мяо, яо, сантальский.
15. Паратсейская семья распространена в Индокитае и юге Китая. Языки: лаосский, джуанский.
16. Австро-Незийская языковая семья. Распространена: юго-восточная Азия, Океания, Мадагаскар. Языки: яванский, сундский, малайский.
17. Австралийская семья: языки аборигенов Австралии. Плохо изучены.
18. Изолированные языки, не входящие в какую-либо семью. Языки: юкагирский, корейский, японский, нипхский, кетский, язык басков.
2.
Важной частью духовной жизни людей являются их религиозные интересы, т.е. приверженность к той или иной религии (конфессии). Религиозная принадлежность тесно связана с этнической принадлежностью, часто являясь одним из главных признаков этноса. Под сильным воздействием религии сформировалась культура большинства этносов Земли.
Конфессиональный (религиозный) состав населения–это распределение людей по вероисповеданию. При этом отдельно выделяются (не рассматриваются) люди неверующие и атеисты, доля которых постепенно увеличивается, но и сегодня они составляют меньшинство населения Земли (по разным оценкам, 20-30%). Неверующие и атеисты составляют значительную часть населения лишь в немногочисленных сохранившихся социалистических странах – Китае, Северной Корее, Кубе. В некоторых странах (в том числе в современной России) доля верующих среди населения в последние годы увеличивается.
Сбор данных о конфессиональном составе значительно затруднен по сравнению с другими характеристиками населения. Даже во время всеобщих переписей во многих странах мира вопросы о религиозной принадлежности не задаются, так как считается, что религия – личное дело каждого человека. Какой-либо официальной регистрации верующих, как правило, не ведется (регистрируются только религиозные организации, причем некоторые из них предпочитают не заявлять о своем существовании в государственные органы). Данные о количестве верующих, собираемые самими религиозными организациями, не являются точными и часто несопоставимы друг с другом. Некоторые конфессии ведут учет всех своих верующих, а некоторые – только тех, кто активно участвует в жизни религиозных организаций. Некоторые конфессии не учитывают в качестве своих верующих детей и т.д. Специальные исследования конфессионального состава населения также распространены сравнительно мало, особенно в развивающихся странах.
При характеристике религиозного состава населения принято выделять:
1) мировые религии;
2) национальные религии, распространенные преимущественно в одной стране или среди одного народа. Например, иудаизм – евреи, синтоизм – Япония, индуизм – Индия.
3) различные направления (церкви) и секты внутри отдельных религий. Например, среди протестантов – кальвинисты, секты – баптисты, и др.;
4) примитивные верования или родоплеменные культы: анимизм, фетишизм, магия среди племенных обществ.
Соотношение религиозных (конфессиональных) и этнических общностей на разных этапах исторического развития было различным.
В первобытнообщинную эпоху или в раннеклассическом обществе этнические и религиозные границы совпадали. В раннеклассичеком обществе каждая политическая единица и соответствовавший ей этнос имели своих богов, свою систему религиозных представлений и обрядов. Далее с развитием отношений возникают более широкие, чем ранее религиозные общности, одну и ту же религию исповедуют несколько народов. В дальнейшем учащаются случаи, когда одна часть этноса продолжает придерживаться старой религии, другая принимает новую веру. С возникновением мировых религий этнические границы в большинстве случаев перестали совпадать с религиозными. Чисто национальной конфессий осталось сейчас немного: армяно-грегорианская церковь и др. Во всем мире этническое самосознание превалирует над религиозным. Несколько по иному обстоит дело в мусульманских странах, где и по ныне этническое самосознание подменяется религиозно-общинным. Население этих стран группируется (статистикой) главным образом по религиозному признаку и в число национальных меньшинств нередко включаются группы, не исповедующие ислам. В некоторых арабских странах к этническим меньшинствам принято относить не только всех не мусульман, но и тех кто принадлежит к направлениям ислама не являющихся господствующими в данной стране.
Принадлежность разных частей одного и того же народа к нескольким религиям способствует возникновению внутри него культурно-бытовых различий и к образованию так называемых конфессиональных групп. Такими группами являются старообрядцы в составе русского народа. Среди курдов обособились йезиды, среди арабов Сирии и Ливана – друзы.
Общее количество религий, существующих в современном мире, оценить очень сложно. Среди всего многообразия существующих религий можно выделить три, которые имеют особенно широкое распространение среди многих народов и во многих странах. Это так называемые мировые религии – христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. Все мировые религии в процессе своего исторического развития потеряли первоначальное единство, и сегодня они делятся на ветви (течения). Все остальные религии считаются национальными, так как они встречаются или только в одной стране, или среди одного этноса. Среди некоторых этносов Земли религии еще не получили распространения, и среди их представителей преобладают традиционные верования (с точки зрения христианства – язычество).
Буддизм – считают, что возник в VII в. до н.э. в северной Индии, как «Джайнизм» и выступал против строжайших норм кастового строя и засилья жрецов. Согласно Буддизму, жизнь – это непрерывная цепь страданий, избавиться от которых можно, только следуя четырем благородным истинам, ведущим к успокоению страстей, эмоций, желаний и т.д. Буддисты верят в переселение души, в перевоплощение, а этическим положением буддизма является требование не убиения живых существ. Принципы правильное поведение и правдивость. К началу н.э. в буддизме наметились два основных направления (школы) сильно отличающихся друг от друга.
1. Тхеравада (Хинаяна) – т.е. узкий путь. Приверженцы этой школы следовали принципам раннего буддизма, считали Будду реальным историческим лицом и верили, что достичь спасения могут лишь монахи.
2. Махаяна – широкий путь. Более поздней формой Махаяны является ламаизм. Приверженцы этой школы считали, что для освобождения или спасения не обязательно быть монахом, а в ламаизме большое значение стали предавать магическим заклинаниям.
Христианство – возникло в начале I тысячелетия н.э. Считают, что оно возникло на востоке Римской империи и юго-западной Азии. Основные положения и его вероучения – это существование Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей, в будущем прийти на Землю во второй раз, чтобы установить на ней царствие небесное. Священная книга – библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Одна из главных заповедей – призыв к терпению и всепрощению. В 1054г. эта религия раскололась на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенностями культа и организации. Все католики организационно едины и подчинены папе Римскому. Православные имеют автокефальные и независимые национальные церкви (Константинопольскую, Грузинскую, Иерусалимскую и др., всего 15).
Существенным различием между католиками и православными является вопрос об исхождении Святого Духа. Католики считают, что исходит от Бога Отца и Бога Сына. Православные, что только от Бога Отца. Католики считают, что кроме ада и рая, существует промежуточное звено – чистилище. Есть отличия в отправлении служб. В православных храмах лишь хоровое пение, в католических еще и органная музыка. Есть отличия в крещении: католики обливают детей водой, православные трижды погружают в воду.
Направление христианства – протестантизм. В XVI в. в результате так называемой реформации от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть папы Римского и ставший третьим основным направлением христианства. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главными из которых являются – англиканство, лютеранство, кальвинизм.
Следовательно, христианство имеет три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.
Ислам – возник в VII в. среди населения Аравийского полуострова и по имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанство. Возникнув позже христианства, иудаизма он впитал в себя ряд элементов этих религий: веру в загробную жизнь, посмертное воздаяние, рай и ад, единого Бога Аллаха посланником которого является Мухаммед. Их священная книга – Коран. Пять раз в день мусульмане молятся, постятся в Рамазан, совершают паломничества и т.д. Вскоре после своего появления новая религия распалась на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.
Последнее направление не получило значительного распространения. Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают в полном объеме священное придание Сунну. Шииты принимают это придание только частично, признавая лишь разделы, связанные с именем зятя Мухаммеда Али и его родственников. Хариджизм – близок к суннитам, но представляет группу верующих, которые предъявляют более суровые требования к своим последователям, осуждают роскошь, запрещают игры, музыку и т.д.
Во II тысячелетии до н.э. начинают возникать религии, сохранившиеся до нашего времени под названием местные религии:
- одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в I тыс. до н.э. среди еврейского населения Палестины. Распространен почти исключительно среди евреев живущих в разных странах мира. Наиболее крупные группы в США и Израиле. Общая численность иудаистов 13 млн. чел. Они верят в единого Бога Яхве, приход конца света и страшного суда, в бессмертие души, существование загробного царства. Но существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, избранным Богом;
- брахмаизм – получил распространение в Индии в I тыс. до н.э. и с середины I тыс. до н.э. существует в виде индуизма, основной религии жителей Индии. Общая численность индуистов 520 млн. чел. Индуизм регламентирует основные стороны демографического поведения верующих, призывая к ранним бракам, к рождению большого количества детей в семье. В то же время в прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов. В ХХ в. тоже сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью женщин и девочек, что ведет к их повышенной смертности. Брак считается нерасторжимым союзом, случаи разводов редки;
- конфуцианство – это религиозно-этическая доктрина в Китае возникла в середине I тыс. до н.э. и сохранилась как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием. На протяжении многих столетий конфуцианство было господствующей философией и стремилось к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации: строгое соблюдение культа предков, почитание старых, установка на большую семью. Общее число приверженцев – около 180 млн. чел.;
- даосизм – это вторая местная религия Китая, основана на обожествлении природных явлений. Сохранилась религия лишь в некоторых районах Китая, число последователей около 30 млн. чел.;
- синтоизм – религия Японии. Считают, что она представляет собой сочетание элементов конфуцианства, т.е. соблюдение культа предков, патриархальных устоев; и даосизм – обожествление сил природы. После образования централизованного государства видное место в синтоизме занял культ императора Микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Общее число приверженцев синтоизма 90 млн. чел.
Лекция 1. Предмет и задачи современной экономической географии
План:
1. Современное содержание экономической и социальной географии как науки. Место экономической и социальной географии в системе наук
2. Экономико-социальная география и социально-экономические науки (политическая экономия, конкретные экономические науки, региональная экономика, региональная социология, демография)
1.
География как дисциплина представляет собой науку о законах развития пространственно-временных систем, формирующихся на земной поверхности в непосредственном взаимодействии природы и общества. А также это наука о методах регулирования и управления этими системами, объектами исследования являются пространственно-временные системы.
Экономическая география – это наука общественная, но относящаяся к системе географических наук, поскольку изучает и экономические, и социальные процессы в территориальном географическом разделении труда. (Анатолий Тимофеевич Хрущев)
Экономическая география – важнейшая, наиболее динамичная из географических наук, имеющая большое значение для развития и размещения производительных сил для их территориальной организации. (Юлиан Глебович Саушкин)
Экономическая география имеет свой объект и предмет исследования, которые являются ее основой, как и любой другой науки.
Объект исследования – в широком смысле, это географическая среда, т.е. часть географической оболочки, освоенной человеческим обществом. Географическая среда двойственна. Географическая среда есть природа, она развивается по законам природы, но изменяется человеком по законам общества. Эти законы в ней сами не действуют, но под их действием происходит освоение географической среды. Таким образом, географическая среда – это “очеловеченная природа”. Объекты социальной и географической географии – это хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среда, а также население и природные ресурсы.
Предметом изучения экономической и социальной географии является географической размещение общественного производства, условия и особенности его развития в странах и регионах.
По своей направленности экономическая география подразделяется, как и все остальные науки, на:
1) фундаментальную, здесь выявляются закономерности развития;
2) практическую, которая решает практические вопросы, связанные с размещением отраслей промышленности, специализацией сельского хозяйства, с обоснованием строительства новых и реконструкции старых дорог, развитием и планировкой городов, размещением учреждений сферы обслуживания и т.д., а также ряд практических решений, которые основываются на анализе и прогнозе развития объективно существующих экономических районов.
Прикладные направления экономической и социальной географии основываются на фундаментальных направлениях.
Экономическая и физическая география тесно взаимосвязаны. Как правило, каждая экономико-географическая работа содержит оценки природных условий и природных ресурсов, степень, масштабы и перспективы их использования.
2.
Экономическая география не может сделать и шага ни в хозяйственной оценке географической среды, ни в изучении территориально-производственных комплексов, ни в анализе разделения труда, ни в характеристике стран, районов, промышленных узлов, городов, без экономических показателей и экономических расчетов. Экономисты и экономико-географы представители родственных, но разных наук. Экономико-географов интересует не только то, что и где производится, но и почему складываются в данной местности именно определенная специализация производства, каковы границы этого района и какие природные условия и ресурсы используются для производства потребительских ценностей. К числу экономических наук относят отраслевые экономики: промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д. Каждая из них важные, но частные закономерности развития отдельных отраслей хозяйства, вытекающие из специфики их технологии, потребности в труде, отношении к сырью, топливу, энергии, транспорту, потребителю готовой продукции и отношение к отраслям хозяйства.