Понятие, сущность и значение следственного эксперимента
В системе следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом, следственный эксперимент составляет отдельное, самостоятельное следственное действие, обладающее собственными задачами, положениями, тактикой, отличительными чертами. В процессуальной и криминалистической литературе изучение вопроса проведения следственного эксперимента, стало разрабатываться в конце 30-х годов, однако нельзя не заметить, что уже в 1932 году, этот вид следственного действия стал предметом внимания в ограниченных кругах, а именно органах юстиции. В методическом письме № 2 (циркуляр № 80 от 15 мая 1932 г.) НКЮ РСФСР, в связи с рассмотрением дела по обвинению Новиковых, Костренкова и Страусова по ст. 58 УК РСФСР подчеркнул необходимость производства эксперимента для проверки результатов сомнительного опознания по голосу. Это вскоре нашло свой отклик и в литературе, а затем было детализировано опять-таки применительно к требованиям проверки результатов сомнительного опознания в методическом письме Прокуратуры СССР.[1] Обращаясь к истории следственного эксперимента, можно обнаружить упоминания о нем и ранее, а именно, начиная с 1779 года, когда данное следственное действие проводилось в целях расследования фальшивомонетчества. Первыми исследователями эксперимента являются П. И. Тарасов-Родионов и Л. Е. Ароцкер. Родионов предложил следующее определение данного вида следственного действия : "Следственным экспериментом принято называть искусственное воспроизведение следователем или судом тех или иных обстоятельств преступления, происшествия или отдельных элементов его, организуемое для проверки улик и наилучшего уяснения отдельных обстоятельств дела"'.
В общем, стоит отметить, что за последние 50 лет какой-либо единой формулировки термина «следственный эксперимент» не появилось. По мнению Ю. Н. Белoзерова и В. В. Рябoкoня, следственный эксперимент – это следственнoе действие, oсуществляемое следователем (дoзнавателем и др.) в виде oпытов, пoзвoляющих ответить на вoпрoс, могли ли иметь местo в действительности oпределенногo рoда oбстоятельства или нет. В учебнике пo криминалистике пoд редакцией В. А. Oбразцова следственный эксперимент oпределяется как прoверка oпытным путем в специальнo сoзданных условиях вoзможности вoзникновения каких-либо процессoв, явлений или сoвершения каких-либo действий с oпределенным результатом для выяснения oбстoятельств, имеющих значение для дела. А. П. Аленин в свoем oпределении подчеркивает роль следственных версий и доказательств и считает, что следственный эксперимент – это самостоятельное следственное действие, заключающееся в проведении различных опытных действий с целью проверки имеющихся версий и получения новых доказательств по рассматриваемому уголовному делу. В работе Е. П. Ищенко и А. А. Топоркова основной акцент делается на процессуальных нормах. В Комментарии к УПК РФ под редакцией А. Я. Сухарева почти дословно повторяется содержание ст. 181 УПК РФ.
Теперь обратимся к понятию следственного эксперимента, который даёт нам законодатель. В соответствии с законом (ст.181 УПК РФ) следователь в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, вправе провести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий.[2] Можно заметить, что законодатель, как и при определении большинства следственных действий, указал лишь на возможность проведения данного действия, установив общий порядок его проведения, но совсем не детализировал, что вызывает ряд затруднений при производстве его на практике.
Таким образом, несмотря на процессуально закрепление следственного эксперимента как самостоятельного действия, споры ученых по поводу него продолжаются, это говорит о том, что теория понятия, сущности, цели и в целом данное следственное действие находится в стадии развития, подлежит совершенствования, изучению и конечно же детализации уже законодательно закреплённых данных.
Сущность следственного эксперимента заключается в таком изучении объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, или же путем изменения хода процесса в заданном направлении. Содержание данного метода составляют какие-либо опытные действия, с помощью которых проверяются определенные положения науки или практики. Посредством эксперимента выделяют интересующее явление из многообразия других и познают его природу,сущность и происхождение, что позволяет сделать достоверный вывод о возможности существования в прошлом в сходных условиях аналогичного явления или о возможности его в будущем. Иными словами, сущность следственного эксперимента можно определить как, процесс, в ходе которого путём моделирования и проведения следственных опытов проверяется объективная возможность существования, возникновения каких-либо процессов, явлений или совершения каких-либо действий с определенным результатом для выяснения обстоятельств, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Необходимо отметить, что сущностью следственного эксперимента является не само воспроизведение отдельных событий и обстоятельств совершенного преступления, а экспериментальное исследование сходных по своему содержанию событий и обстоятельств в обстановке, сходной с той, в которой имели место подлинные события, т.е. производство опытов. Добиться полного сходства при создании условий протекания каких-либо процессов с теми условиями, в которых эти процессы протекали ранее, невозможно, тем более невозможно точно воспроизвести какие-либо действия или иные обстоятельства, имевшие место в связи с расследуемым преступлением. В этой связи необходимо согласиться с Р.С. Белкиным, который пишет: «Нельзя воспроизвести положение потерпевшего и нападающего в момент совершения преступления, нельзя воспроизвести действия преступника на месте совершения преступления и т.п. Мы всегда будем иметь при этом дело с новым, иным событием, признаком. Поэтому следственный эксперимент заключается не в воспроизведении в буквальном смысле этого слова какого-либо явления или факта, а в совершении действий, сходных с исследуемыми. И обстановка, в которой совершаются эти действия, будет не той, в которой имело место подлинное событие, а лишь сходной с нею»[3] Таким образом, по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, мнению ученых-криминалистов, сущность следственного эксперимента слагается из двух компонентов: во-первых, воспроизведении действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события, и, во-вторых, совершение необходимых опытных действий.
Значение следственного эксперимента крайне многосторонне. Во-первых, как показывает следственная практика с помощью него можно с огромной эффективностью, точность и достоверностью получить доказательственную информацию по расследуемому делу, во-вторых, проверить те или иные версии совершения преступления, в-третьих, следователю будет наглядно видна картина ранее происходящего преступления, что позволит в совокупности с другими обстоятельствами, а также видами следственных действий продуктивно и точно расследовать преступление. Важно и то, что с помощью данного следственного действия, можно проверить различные виды доказательства по делу: показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, результаты осмотра места происшествия и др.
Что касается целей, следственного эксперимента, то здесь тоже необходимо отметить, что в уголовно-процессуальной и криминалистической литературе этот вопрос является дискуссионным. Гуковская И. Н. выделяет следующие цели следственного эксперимента: 1) проверка тех или иных предположений, возникающих у следователя в связи с расследованием уголовного дела; 2) проверка доказательств, которые уже имеются по делу; 3) получение новых доказательств по делу. [4]Белкин Р. С. помимо названных целях относит такую как: установление причин и условий, способствующих совершению преступлений. [5]
Таким образом, следственный эксперимент является самостоятельным процессуальным действием, который достаточно эффективен в плане получения доказательственной информации по уголовному делу.