Отраслевое рыночное равновесие. Использование законов спроса и предложения для анализа экономических процессов
Кривые спроса и предложения, отражающие действие законов спроса и предложения показывают, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы – предложить при различных ценах. Но сами по себе они не могут показать, при какой цене действительно произойдет купля – продажа. Только в результате взаимодействия спроса и предложения и устанавливается на рынке та цена, по которой товары и услуги продаются и которая, уравновешивая спрос и предложение, способствует достижению рыночного равновесия.
Рыночное равновесие – это такая ситуация на рынке, когда при данном уровне цены достигается равенство объемов спроса и предложения, т.е. совпадение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, а производители хотят и могут продать.
Рыночное равновесие графически соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (точка Е). Рыночное равновесие достигается при наличии двух условий. Во-первых, при установлении на рынке равновесной цены (Pe), т.е. цены такого уровня, при котором цена спроса и цена предложения совпадают. Во-вторых, при достижении равенства того количества товаров, которое производители согласны и могут продать по равновесной цене и того, которое покупатели согласны и могут купить по данной цене, т.е. при наличии равновесного объема товара (Qe).
Рисунок 4.3 – Рыночное равновесие
Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени. Любое отклонение от такого состояния вследствие изменения или спроса, или предложения приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия. Так, если фактическая рыночная цена (P1) станет больше равновесной (Pe), то на рынке возникнет ситуация товарного излишка или избытка предложения. Дело в том, что по такой цене производители поставят на рынок товар в объеме Q2 (рисунок 4.4).
Покупатели же смогут приобрести по такой цене товара Q1. В этом случае избыток предложения составит Q2 – Q1. Избыток предложения, вследствие конкуренции производителей, будет оказывать понижающее воздействие на уровень фактической цены. В результате этого объем спроса будет расти, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока они не станут равными.
Если цена на рынке установится ниже равновесной (P2), то возникнет товарный дефицит. И, как следствие, избыток спроса будет оказывать давление на цену в сторону повышения. С повышением цены объем спроса будет сокращаться, а объем предложения расти, и в конечном итоге на рынке установится равновесная цена, уравновешивающая спрос и предложение.
Рисунок 4.4 – Установление рыночного равновесия
Следует отметить, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж – такое равенство существует всегда при любой цене. При равновесной же цене количество продукции, которое потребители намерены и могут купить, соответствует тому количеству продукции, которое производители намерены и могут предложить для продажи. При такой цене у субъектов рынка не будет мотивов к изменению величины спроса и предложения, т.е. к изменению своего экономического поведения, и, следовательно, будут отсутствовать тенденции к повышению или понижению цены.
Однако под влиянием неценовых факторов экономическое поведение субъектов рынка изменяется, что приводит к нарушению рыночного равновесия. Так, рост доходов потребителей ведет к росту величины рыночного спроса, вследствие чего кривая спроса сдвигается вправо в положение D1 (рисунок 4.5).
А так как производители не могут сразу отреагировать на изменение спроса ростом предложения, которое остается прежним, то потребители, стремясь приобрести нужный товар, предложат за него большую цену. В результате на рынке установится более высокая цена (P1), которая будет стимулировать производителей к увеличению производства и предложения. С ростом предложения при том же рыночном спросе цена будет понижаться. Однако это не значит, что новое рыночное равновесие установится обязательно в точке Е1. Все будет зависеть от величины роста предложения. Вполне возможно, что равновесная цена в конечном итоге установится на прежнем уровне, обеспечивающем фирмам получение нормальной прибыли, но при большем равновесном объеме предложения.
Рисунок 4.5 – Влияние увеличения спроса на рыночную ситуацию
А так как производители не могут сразу отреагировать на изменение спроса ростом предложения, которое остается прежним, то потребители, стремясь приобрести нужный товар, предложат за него большую цену. В результате на рынке установится более высокая цена (P1), которая будет стимулировать производителей к увеличению производства и предложения. С ростом предложения при том же рыночном спросе цена будет понижаться. Однако это не значит, что новое рыночное равновесие установится обязательно в точке Е1. Все будет зависеть от величины роста предложения. Вполне возможно, что равновесная цена в конечном итоге установится на прежнем уровне, обеспечивающем фирмам получение нормальной прибыли, но при большем равновесном объеме предложения.
Аналогичным образом срабатывает механизм саморегулирования рынка и при уменьшении спроса под воздействием неценовых факторов, а также и при изменении рыночного предложения под влиянием неценовых факторов. Так, если вследствие роста производительности труда и снижения издержек производства произойдет рост рыночного предложения, и кривая предложения сместится вправо в положение S1 (рисунок 4.6), рыночная цена, определяемая величиной спроса, начнет снижаться. Рыночное равновесие установится при более низком уровне цены, но при большем равновесном объеме предложения (точка E1). Но если эта равновесная цена не будет обеспечивать производителям получение нормальной прибыли, то они вынуждены будут сокращать производство и предложение данного товара и увеличивать производство другой, более прибыльной продукции. Сокращение же предложения при имеющемся спросе вызовет повышение рыночной цены и прибыльности производства. В результате предложение данного товара начнет увеличиваться, что в конечном итоге приведет к установлению равновесной цены на уровне, обеспечивающем получение производителями нормальной прибыли.
|
Рисунок 4.6 – Влияние увеличения предложения на рыночную ситуацию
Так работает механизм саморегулирования рынка, который через реакцию цен на возникающий избыток или дефицит товара изменяет рыночное поведение покупателей и производителей, вынуждая их то сокращать, то расширять спрос и предложение, приводя рынок в равновесие.