Спрос и факторы, его определяющие

Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей. Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре. Однако спрос на товар и потребность в нем не одно и то же.

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Следовательно, спрос – это платежеспособная потребность, которая проявляется в определенном количестве товаров, которые потребители хотят и в состоянии купить. Поэтому спрос всегда выражается посредством понятия «величина (объем) спроса». Величина (объем спроса) – это количество товара, которое потребители хотят и могут приобрести в течение некоторого периода времени.

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя на данный товар, т.е. это то количество данного товара, которое он может и хочет купить. Рыночный спрос на данный товар складывается из индивидуального спроса множества потребителей, стремящихся его приобрести в определенный период времени.

Величина (объем) рыночного спроса или количество товара, на которое предъявлен спрос, определяется многими факторами. Важнейшим из них является цена товара. Зависимость спроса от цены выражает закон спроса: при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем меньше покупателей, имеющих возможность и готовых его приобрести, тем ниже рыночный спрос. И наоборот, чем ниже цена товара, тем больше рыночный спрос на него. Графически взаимосвязь между ценой и спросом отражает кривая спроса.

 
  Спрос и факторы, его определяющие - student2.ru

Рисунок 4.1 –Кривая спроса

Каждая точка этой кривой показывает то количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести по соответствующей цене в данный период времени.

Обратная зависимость величины спроса на товар от его цены объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, с понижением цены товар становится доступным большему количеству потребителей, которые смогут его купить. Во-вторых, при более низкой цене товара потребитель может купить большее количество данного товара, не уменьшая количества покупок других товаров. В-третьих, каждая последующая единица данного товара, как известно, приносит потребителю все меньшее удовлетворение, поскольку происходит насыщение его потребности в этом товаре. Поэтому потребитель согласен будет приобретать дополнительные единицы данного товара только в случае снижения его цены. Если же этого нет, то он предпочтет купить другой товар по такой же цене, который принесет ему большее удовлетворение, чем данный товар. Закон спроса не имеет абсолютного значения. Это значит, что возможны случаи, когда изменение цены не вызывает соответствующего изменения спроса. Рассмотрим их.

1. Как правило, повышение цен на товары первой необходимости не вызывают сокращения спроса на них, поскольку люди, чтобы жить, должны удовлетворять свои первичные, наиболее насущные потребности. В экономической науке данное явление получило название «эффект Гиффена» (американский экономист).

2. Повышение цен на товары, определяющие социальный статус потребителя, не сопровождается снижением спроса на них. Человек, относящий себя к той или иной социальной группе, стремясь быть не хуже других, будет стремиться иметь все те товары, которые отражают его социальный статус, даже если цены на них растут.

3. Как нечто противоположное можно рассматривать ситуацию, когда снижение цен на некоторые товары роскоши (ювелирные изделия, определенная марка автомобиля) сопровождается уменьшением спроса на них со стороны лиц, входящих в элитную среду общества. Эти вещи обычно приобретаются для того, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус. Ведь из-за высокой цены они недоступны для широкой публики. Поэтому снижение цен на эти товары уменьшает их привлекательность. Это явление получило название «эффект Веблена» (по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена).

4. Инфляционные ожидания. В условиях инфляции, проявляющейся в росте цен, спрос на товары не снижается. Покупают сегодня, так как завтра будет дороже.

На величину спроса, кроме цены, оказывает влияние и ряд неценовых факторов. К таким факторам относятся:

1) доходы покупателей. Изменение доходов влияет на покупательную способность потребителей и, следовательно, на величину спроса. Однако, взаимосвязь между изменением доходов потребителей и изменением величины спроса не является однозначной, как это может показаться на первый взгляд. Все будет зависеть от товаров, на которые предъявляется спрос. Если это так называемые нормальные товары или товары высшей категории, то с увеличением дохода спрос на них растет. Если это товары низшей категории (например, дешевые продовольственные товары), то с ростом доходов спрос на них падает;

2) изменение цены на один из взаимозаменяемых или взаимодополняющих товаров. Увеличение цены на один из взаимозаменяемых товаров (натуральные или искусственные меха) ведет к увеличению спроса на другой. Рост цены на один из взаимодополняющих товаров ведет к уменьшению спроса как на этот товар, так и на другой;

3) общее число покупателей или размер рынка. Рост числа покупателей на рынке приводит к росту рыночного спроса, и наоборот;

4) изменение вкусов, привычек, моды;

5) потребительские ожидания. Так, ожидание уменьшения цены на товар в ближайшем будущем вызывает уменьшение рыночного спроса на него сегодня.

Величина рыночного спроса, как видим, зависит от ряда факторов. Но следует различать ситуацию, когда, во-первых, изменяется цена товара, а все другие факторы, влияющие на спрос, остаются неизменными и когда, во-вторых, цена неизменна, а изменяются другие факторы. В первом случае, т.е. при изменении цены, происходит движение по кривой спроса. Когда же происходит изменение других факторов, определяющих величину спроса при неизменной цене, то происходит сдвиг кривой спроса вправо при увеличении спроса, или влево при уменьшении спроса.

Наши рекомендации