Несовершенства (фиаско) рынка и необходимость государственного регулирования экономики
Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы, стоящие перед обществом: согласовывает интересы производителей и потребителей, побуждает применять новейшие технологии и рационально использовать ресурсы, способствуя тем самым развитию НТП. Однако, как и любое социально-экономическое явление, рынок противоречив, а потому содержит в себе ряд негативных свойств, которые определяются как несовершенства (или фиаско) рынка. Под фиаско рынка понимается ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов. Наиболее существенными проявлениями несовершенств (фиаско) рынка являются внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция, неустойчивость и неравное распределение дохода (их характеристика будет дана далее).
Исправить крупные дефекты современной рыночной системы призвано государство. Правительство проводит политику, преследующую цель сохранить и поддержать конкуренцию, содействует надлежащему распределению ресурсов, когда внешние выгоды и издержки становятся значительными, обеспечивает удовлетворение общественных потребностей и способствует поддержанию полной занятости и экономического роста. Все функции государства в рыночной экономике можно условно разделить на две группы:
1) функции по созданию условий эффективного функционирования рынка;
2) функции по дополнению и корректировке собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функция обеспечения правовой базы и создания общих условий экономической деятельности субъектов хозяйствования; функция стимулирования и защиты конкуренции (антимонопольное законодательство, поддержка малого бизнеса и др.); совершенствование рыночной инфраструктуры.
Ко второй группе следует отнести функции регулирования распределения доходов, регулирования внешних эффектов, производство общественных благ, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста.
Одна из основных задач правительства заключается в том, чтобы обеспечить правовую и социальную среду, которая способствовала бы эффективному функционированию рынка. Государство определяет правовую основу, устанавливает основные нормы (правила) владения собственностью и функционирования экономики, отдельных хозяйствующих субъектов, регионов и отраслей. Социальное регулирование касается проблем безопасности продуктов, создания безопасных условий труда, уменьшения загрязнения окружающей среды и увеличения экономических возможностей (соблюдения равных условий найма, исключение дискриминации). Правительство несет ответственность за поддержание рациональных масштабов рыночной конкуренции, реализуя антимонопольное законодательство и осуществляя регулирование естественной монополии через регламентирование цен и качества обслуживания.
Функционирование рынка влечет за собой значительное неравенство в распределении дохода, Правительство регулирует распределение доходов как путем прямого вмешательства в функционирование рынка (например, через установление минимального уровня оплаты труда), так и косвенно – с помощью системы налогов и трансфертных платежей. Трансфертные платежи – это выплаты правительством домашнему хозяйству или фирме денег (или товаров и услуг) на безвозмездной основе.
Функционирование рынка порождает так называемые внешние эффекты (издержки перелива). Внешние эффекты – это издержки производства продукта, которые несут не производители или потребители продукта, а третья сторона (общество в целом) без всякого возмещения. Наиболее очевидным отрицательным внешним эффектом является загрязнение окружающей среды. Государство либо законодательным путем, либо введением особых налогов регулирует внешние эффекты.
С помощью расходов и налогов государство перераспределяет ресурсы в экономике на производство продуктов, приоритетных с точки зрения общества. К таким продуктам относятся общественные блага. Общественное благо – это благо или услуга, к которым неприменим принцип исключения, в силу чего рыночная система их не производит. Производство их обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу. К ним относятся национальная оборона, всеобщее образование, государственное здравоохранение, национальные парки и др.
Для производства общественных благ требуются материальные ресурсы, которые государство покупает на ресурсных и продуктовых рынках. Производя блага и услуги, государство, с одной стороны, выступает как потребитель (предъявитель спроса), а с другой, как производитель, определяющий предложение.
Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Некоторым показателем этой роли может выступать доля государства в национальном продукте. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, перераспределяя доходы в частном секторе экономики. Кроме того, множество регулирующих мер по защите окружающей среды, охране труда и здоровья рабочих, защите потребителей от опасных продуктов, контроль за практикой ценообразования в определенных отраслях и мероприятия по защите конкуренции вовлекают правительство практически во все сферы экономической деятельности.
Активное вмешательство государства в экономические процессы приводит к формированию рыночной экономики смешанного типа, основными чертами которой являются:
- многообразие форм собственности, среди которых главная роль принадлежит частной собственности;
- сочетание частного и государственного секторов экономики;
- сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования;
- сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости в обществе.
- хорошо развитая рыночная инфраструктура.