Тема 2. Производственная система. Внутренняя и внешняя среда.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
для обучающихся всех форм обучения
направления подготовки 38.03.02 Менеджмент
профиля подготовки «Финансовый менеджмент»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственный менеджмент». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 31 с.
Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент
Авторы: | канд. эконом. наук, профессор канд. эконом. наук, доцент | А.Д. Денисов М.М.Микушина |
Рецензент: | канд. эконом. наук, профессор | Г.И. Журухин |
Одобрен на заседании кафедры менеджмента. Протокол от « 26 » мая 2016 № 10 .
Заведующий кафедрой менеджмента | В.А. Шапошников |
Рекомендован к печати методической комиссией Института ГСЭО РГППУ. Протокол от « 20 » июня 2016 № 11.
Председатель методической комиссии Института ГСЭО Заместитель директора научной библиотеки Директор Института ГСЭО | В.П. Фалько Е.Н. Билева Н.В.Третьякова | |||||
© | ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016 | |||||
© © | А.Д. Денисов, 2016 М.М.Микушина, 2016 | |||||
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Производственный менеджмент» являются получение теоретических и прикладных знания и умений в области построения и развития форм и методов управления инвестициями в условиях рыночной экономики с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, а также приобретения навыков использования профессиональных знаний в практической деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Цикл, к которому относится дисциплина «Производственный менеджмент»: Б1.В.ДВ Дисциплина по выбору
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
Как учебная дисциплина она находится в содержательно-методической связи со следующими дисциплинами ОПОП ВО подготовки бакалавра:
· «Теория менеджмента»;
· «Стратегический менеджмент»;
· «Методы принятия управленческих решений»;
· «Корпоративный финансовый менеджмент».
Указанные связи ровно, как и содержание дисциплины «Производственный менеджмент», дают обучающемуся системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с ФГОС ВО, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность как в системе обучения, так и будущей деятельности бакалавра менеджмента.
Для освоения данной дисциплины, обучающиеся должны иметь представление о современном предприятии как о будущем объекте профессиональной деятельности, полученном после прохождения учебной ознакомительной практики на производственных предприятиях. Обучающиеся также должны знать основные макроэкономические показатели, принципы их формирования, уметь использовать экономический инструментарий для анализа внутренней и внешней среды предприятия.
Знания, умения и владения, формируемые данной дисциплиной, необходимы для последующего изучения дисциплины «НИРС» и подготовки ВКР.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина является базовой для формирования следующих компетенций:
общепрофессиональные компетенции:
- владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6).
профессиональные компетенции:
– способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а так же анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК 7);
- умением применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета (ПК 10).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· современные концепции организации операционной деятельности;
· экономические основы поведения организаций;
Уметь:
· применять количественный и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые, и организационно-управленческие модели;
· уметь находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
· Владеть/быть в состоянии продемонстрировать:
· способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)
· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа, из них 34 аудиторных часа.
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения со сроком обучения 4 года
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
5-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | + |
Аудиторные занятия | + | |
лекции | + | |
практические занятия | + | |
Самостоятельная работа | + | |
изучение теоретического курса | + | |
подготовка к семинарским занятиям | + | |
подготовка к дифференцированному зачету | + | |
Вид промежуточного контроля | Дифференцированный зачет | + |
Таблица 2
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения со сроком обучения 4 года 8 месяцев
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
7-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | + |
Аудиторные занятия | + | |
лекции | + | |
практические занятия | + | |
Самостоятельная работа | + | |
изучение теоретического курса | + | |
подготовка к семинарским занятиям | + | |
выполнение контрольной работы | + | |
подготовка к дифференцированному зачету | + | |
Вид промежуточного контроля | Дифференцированный зачет | + |
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы обучения с полным сроком обучения
Таблица 3
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего (часов) | Аудиторные занятия и самостоятельные | |||||||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||||
1. | Общая характеристика: основные понятия, место производственного менеджмента в управлении микросистемой | - | Собесед. – 1; | |||||
2. | Производственная система. Внутренняя и внешняя | 1-2 | Участие в практ. занятии – 1-2 |
Окончание таблицы 3
среда | ||||||||
3. | Производственный процесс | 3-5 | Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4; Решение эссе - 5. | |||||
4. | Стратегические решения в производственном менеджменте | 5-6 | Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6 | |||||
5. | Подготовка производства | 7-9 | Собесед. – 7; Решение эссе – 8,9. | |||||
6. | Планирование производства | 10-12 | Собесед. – 10; Решение эссе – 11,12. | |||||
7. | Материальные ресурсы в производственном менеджменте | 12-13 | Собесед. – 12; Участие в практ. занятии –13. | |||||
8. | Управление издержками производства | 14-15 | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии –15. | |||||
9. | Принципы и показатели эффективности функционирования производственной системы | 14-15 | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15 | |||||
10. | Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет | ||||||
11. | Всего |
4.3.Содержание дисциплины
Тема 1. Общая характеристика: основные понятия, место производственного менеджмента в управлении макросистемой.
Продукция и услуги как объекты производства. Характеристика производственной системы. Производственная система- место преобразования ресурсов на «входе» в товар (продукцию и услуги) на «выходе».
Производственный процесс. Основные, вспомогательные и обслуживающие процессы. Понятия технологии и технологического процесса. Понятие технологической операции как первичного звена планирования и учета производства. Состав времени на выполнение технологической операции. Партия запуска. Переналадка оборудования и подготовительно-заключительное время. Производственный цикл и такт выпуска.
Сущность производственного менеджмента. Процесс управления. Функции управления и их реализация в производственном менеджменте. Управленческие решения.
Тема 5. Подготовка производства.
Понятия и этапы конструкторской подготовки производства. Жизненный цикл продукта. Жизненный цикл товара. Критерии выбора продукта для запуска в производство. Развитие и совершенствование продукта. Основы функционально-стоимостного анализа.
Тема 6 Планирование производства.
Долгосрочное планирование. Понятие планирования. Взаимосвязь функций планирования и прогнозирования. Горизонт планирования. Необходимость и основное содержание долгосрочного планирования.
Среднесрочное планирование производства. Агрегатный план. Сущность, цели и задачи агрегатного планирования производства. Обзор методов агрегатного планирования.
Краткосрочное планирование производства. Сущность краткосрочного планирования. Процесс формирования и содержание оперативно-календарного плана. Взаимодействие подразделений при формировании и документировании плана. Связь оперативного плана со стратегией организации и планом продаж.
Оперативное управление производством. Производственное расписание как форма оперативного регулирования производства. Графики Ганта. Определение сроков запуска заказов в производство. Проблема загрузки производственных подразделений и оборудования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации программы дисциплины «Производственный менеджмент» применяются различные образовательные технологии:
· Во время аудиторных занятий – лекции, в том числе с использованием ПК и мультимедийного проектора, и практические занятия в компьютерном классе;
· Индивидуальная работа со студентами – в виде консультаций;
· Самостоятельная работа студентов в библиотеке и с ПК.
Содержание учебного материала обуславливает применение следующих методов обучения:
· Информационно-развивающие – лекция, объяснение, решение задач, самостоятельная работа с рекомендуемой литературой;
· Проблемно-поисковые и исследовательские – самостоятельная проработка предлагаемых проблемных вопросов по дисциплине.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов и для подготовки к практическим занятиям
1. Характеристика производственной системы.
2. Понятие и основное содержание производственного процесса.
3. Понятие и структура производственного цикла.
4. Технологический процесс и его структура.
5. Сущность производственного менеджмента.
6. Функции управления и управленческие решения.
7. Стратегические решения в производственном менеджменте.
8. Понятие типа производства. Характеристика основных типов производства.
9. Принципы размещения оборудования.
10. Производственная мощность и роль данного понятия в менеджменте.
11. Законы организации производственной системы.
12. Особенности производственной системы.
13. Основные положения технического нормирования.
14. Содержание конструкторской подготовки производства.
15. Жизненный цикл продукта и товара.
16. Назначение и основы функционально-стоимостного анализа.
17. Содержание проектирования технологических процессов.
18. Методы выбора наиболее эффективного варианта построения технологического процесса.
19. Показатели экономической эффективности в системе технической подготовки производства.
20. Основы управления издержками производства.
21. Калькуляция: назначение и методика построения.
22. Содержание планирования как функции управления.
23. Текущее технико-экономическое управление.
24. Сущность и содержание краткосрочного планирования.
25. Взаимосвязь оперативно-календарных планов, планов продаж и стратегии предприятия.
26. Методы определения средств запуска заказов в производстве.
27. Факторы формирования потребности организации в материальных ресурсах.
28. Методы определения количественной потребности в материальных ресурсах.
29. Организация материально-технического снабжения.
30. Организация хранения материальных ресурсов.
31. .Менеджмент: общее содержание и основные понятия; виды менеджмента.
32. Принципы и законы организации производственных систем.
33. Предприятие: понятие, технико-производственная база.
34. Виды предприятий.
35. Бизнес-план: предмет и основное содержание.
36. Основные положения агрегатного планирования.
37. Виды производств и продуктов в зависимости от структуры себестоимости.
38. Понятия заготовка, детали, сборочной единицы, готового изделия.
39. Стратегия товара. Конкуренция на базе времени.
40. Формы движения предметов труда в производственном процессе.
41. Показатели эффективности функционирования производственной системы.
42. Методика выбора наиболее рационального варианта закупки материалов для производственной программы.
6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
1. Место и роль производственного менеджмента в управлении предприятием.
2. Общая характеристика производственной системы.
3. Принципы организации производственной системы.
4. Законы организации производственной системы.
5. Производственная структура и организационная структура управления.
6. Миссия производственной системы и стратегические решения в производственном менеджменте.
7. Стратегия товара.
8. Стратегия процесса.
9. Характеристика производственного процесса.
10. Производственный цикл и формы движения предметов труда в рамках производства.
11. Организация процесса в автоматизированном производстве.
12. Конструкторская подготовка производства.
13. Технологическая подготовка производства.
14. Функционально-стоимостной анализ.
15. Экономическая эффективность технической подготовки производства.
16. Производственная мощность предприятия.
17. Управление издержками производства.
18. Долгосрочное планирование производства.
19. Характеристика среднесрочного плана производства.
20. Агрегирование как метод производственного планирования.
21. Оперативное планирование производства.
22. Материальные ресурсы в производственном менеджменте.
23. Факторы и методы определения потребностей предприятия в материальных ресурсах.
24. Характеристика форм материально-технического снабжения производства.
6.3. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания по их выполнения
Контрольная работа состоит из двух заданий. Первое задание (теоретическое) контрольной работы заключается в написании реферата, тема которого выбирается по номеру варианта задания из предложенной ниже списка, соответствующего порядковому номеру Ф.И.О. студента в списке студентов группы (согласно зачетной ведомости). Всего вариантов: 24.
Реферат содержит следующие части:
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список литературы.
Реферат (без учета листа со списком литературы) представляет собой аналитический обзор литературы по заданной теме, объемом 15-20 страниц, формата А-4.
Титульный лист является общим ко всей контрольной работе, т.е., для обоих заданий. В верхней части титульного листа указываются реквизиты, приведенные в верхней части титульного листа настоящих методических указаний. На уровне приблизительно - от верхнего края титульного листа следует указать наименование контрольной работы.
В нижней трети титульного листа с правой стороны указываются: Ф.И.О. студента (если в группе имеются однофамильцы, то И.О. указываются не инициалами, а полностью; фамилия должна быть указана та, что стоит в зачетной ведомости); № группы (с подписью студента). Здесь же дается графа «Проверил:» с подчеркнутой строкой для указания должности, Ф.И.О. и подписи преподавателя. Внизу титульного листа указываются город и текущий год.
На втором листе приводится «Содержание» контрольной работы, оформленное по образцу, приведенному в приложении 2 к настоящим методическим указаниям, - с указанием номеров страниц всех разделов (глав) и параграфов (подразделов). Введение, заключение и список литературы не нумеруются. Нумерация страниц ведется, начиная со второй (т.е. с листа «Содержание»). Номера страниц ставятся внизу листа (так, как в настоящих методических указаниях).
Введение по объему составляет 1,5-2 стр. Во введении следует:
· обосновать актуальность темы реферата;
· сформулировать цель работы (т.е. цель, которую ставит перед собой студент - автор данного реферата);
· определить задачи, которые необходимо решить автору данного реферата, чтобы достичь поставленной цели (три-четыре задачи);
· определить, что является объектом исследования в данном реферате;
· указать предмет исследования;
· кратко (на 0,5 стр.) изложить структуру реферата, т.е., что он состоит из введения, 2-х или 3-х разделов (глав) с указанием заголовков этих разделов (глав) и чему каждый (ая) из них посвящен (а), заключения и списка литературы (указав количество источников);
· охарактеризовать теоретическое и практическое значение проблемы (проблем), раскрываемой в реферате.
Основная часть первого (теоретического) задания, т.е. реферата, разбивается на 2-3 раздела (главы). Каждый (ая) их них должен (должна) быть озаглавлен. При этом заголовки не должны повторять тему реферата. Каждый раздел, в свою очередь, разбивается на подразделы (параграфы, если по главам) - по 2-4 подраздела в каждом разделе. Каждый подраздел нумеруется двойной оцифровкой и должен иметь свое название. Для нумерации применяются только арабские цифры.
В заключении необходимо указать, какие результаты получены автором реферата в ходе выполнения задания (т.е. написания реферата), а затем сформулировать выводы и рекомендации по выполненной работе на основании полученных автором реферата результатов. Объем заключения -1,5 стр.
Список литературы должен состоять не менее, чем из 4-х, 5-ти источников, в т.ч., включая необходимые нормативно-правовые акты. При этом рекомендуется использование (с указанием в списке) статей по теме реферата из журналов издания года, в котором выполняется задание.
Перечень тем для рефератов по первому (теоретическому) заданию приведен в разделе 6.2 настоящего УМК
Контрольная работа оформляется на стандартных листах белой бумаги формата А-4. Основной текст, включая реквизиты титульного листа (кроме наименований «КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА» и «Производственный менеджмент»), текст «СОДЕРЖАНИЯ», перечень литературных источников - печатаются стандартным кеглем 14, интервал 1,5.
Размер шрифта заголовков на титульном листе, толщину букв студент выбирает сам, исходя из здравого смысла и чувства меры. Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ЗАДАНИЕ №_» и др. печатаются жирным шрифтом размера 16.
Заголовки разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны однозначно повторять формулировки в «СОДЕРЖАНИИ». Никаких подчеркиваний, выделений фигурным шрифтом и каких-либо дополнительных подзаголовков в тексте не допускается.
Второе задание, (практическое) контрольной работы заключается в решении задач и упражнений, которые имеют 24 варианта. Вариант определяется так же, как и тема реферата по первому заданию: по номеру Ф.И.О. студента в списке студентов группы (согласно зачетной ведомости). Исходные данные к задаче приведены в приложении 4 к данным методическим указаниям.
Перечень тем рефератов.
1. Место и роль производственного менеджмента в управлении предприятием.
2. Общая характеристика производственной системы.
3. Принципы организации производственной системы.
4. Законы организации производственной системы.
5. Производственная структура и организационная структура управления.
6. Миссия производственной системы и стратегические решения производственном менеджменте.
7. Стратегия товара.
8. Стратегия процесса.
9. Характеристика производственного процесса.
10. Производственный цикл и формы движения предметов труда в рамках производства.
11. Организация процесса в автоматизированном производстве.
12. Конструкторская подготовка производства.
13. Технологическая подготовка производства.
14. Функционально-стоимостной анализ.
15. Экономическая эффективность технической подготовки производства.
16. Производственная мощность предприятия.
17. Управление издержками производства.
18. Долгосрочное планирование производства.
19. Характеристика среднесрочного плана производства.
20. Агрегирование как метод производственного планирования.
21. Оперативное планирование производства.
22. Материальные ресурсы в производственном менеджменте.
23. Факторы и методы определения потребностей предприятия в материальных ресурсах.
24. Характеристика форм материально-технического снабжения производства.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Беляев А.М. Производственный менеджмент: учебник для бакалавров/ И.Н. Иванов, А.М. Беляев, В.В. Лобачев, под ред. И.Н. Иванов. – М.: Юрайт, 2013 – 574 с.
2. Фатхудинов Р.А. Производственный менеджмент: учебник / Р.А. Фатхудинов – Санкт-Петербург: Лидер, 2011. - 494с.
Дополнительная литература:
1. Денисов А.Д. Производственный менеджмент: курс лекций. – Екатеринбург: изд-во Рос.Гос.Проф.-пед.ун-та, 2010. 135с
2. Ильдеминов Р.В., Ильдеминов А.С., Лобов С.В. Операционный мнеджмент. – М.: Инфра – М, 2009 – 336 с.
3. Фатхудинов Р.А. Организация производства: учебник / Р.А. Фатхудинов – Москва: Инфра-М, 2011.-544с.
4. Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент. Практикум. – СПб: «Специальная литература», 1998. – 216 с.
5. Производственный мнеджмент: уч. пособие / А.Д. Денисов, Е.А. Левин. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. – 100 с.
6. Старр М. Управление производством: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968. -398 с.
7. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: уч. пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 384 с.
8. Ивасенко А.Г. Финансы организаций (предприятий) [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. - М. : КноРус, 2008. - 208 с. : ил. - Библиогр.: с. 204-205.
9. Клишевич, Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. Б. Клишевич. - М. : КноРус, 2009. - 304 с. : ил. - Библиогр.: с. 303-304.
10. Ковалев В.В. Управление финансовой структурой фирмы [Текст] : учеб.-практ. пособие / В. В. Ковалев. - М. : Проспект, 2011. - 255 с.
11. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий (Учеб.пособие), СПб: Экономическая школа, 2010, 208 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации данной учебной дисциплины осуществляется использование следующей материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:
- компьютерные классы для анализа ситуации на рынке и решения практических заданий;
- проектор, совмещенный с ноутбуком, для представления результатов самостоятельной работы студентов.
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Производственный менеджмент»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
для обучающихся всех форм обучения
направления подготовки 38.03.02 Менеджмент
профиля подготовки «Финансовый менеджмент»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственный менеджмент». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 31 с.
Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент
Авторы: | канд. эконом. наук, профессор канд. эконом. наук, доцент | А.Д. Денисов М.М.Микушина |
Рецензент: | канд. эконом. наук, профессор | Г.И. Журухин |
Одобрен на заседании кафедры менеджмента. Протокол от « 26 » мая 2016 № 10 .
Заведующий кафедрой менеджмента | В.А. Шапошников |
Рекомендован к печати методической комиссией Института ГСЭО РГППУ. Протокол от « 20 » июня 2016 № 11.
Председатель методической комиссии Института ГСЭО Заместитель директора научной библиотеки Директор Института ГСЭО | В.П. Фалько Е.Н. Билева Н.В.Третьякова | |||||
© | ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016 | |||||
© © | А.Д. Денисов, 2016 М.М.Микушина, 2016 | |||||
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Производственный менеджмент» являются получение теоретических и прикладных знания и умений в области построения и развития форм и методов управления инвестициями в условиях рыночной экономики с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, а также приобретения навыков использования профессиональных знаний в практической деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Цикл, к которому относится дисциплина «Производственный менеджмент»: Б1.В.ДВ Дисциплина по выбору
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
Как учебная дисциплина она находится в содержательно-методической связи со следующими дисциплинами ОПОП ВО подготовки бакалавра:
· «Теория менеджмента»;
· «Стратегический менеджмент»;
· «Методы принятия управленческих решений»;
· «Корпоративный финансовый менеджмент».
Указанные связи ровно, как и содержание дисциплины «Производственный менеджмент», дают обучающемуся системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с ФГОС ВО, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность как в системе обучения, так и будущей деятельности бакалавра менеджмента.
Для освоения данной дисциплины, обучающиеся должны иметь представление о современном предприятии как о будущем объекте профессиональной деятельности, полученном после прохождения учебной ознакомительной практики на производственных предприятиях. Обучающиеся также должны знать основные макроэкономические показатели, принципы их формирования, уметь использовать экономический инструментарий для анализа внутренней и внешней среды предприятия.
Знания, умения и владения, формируемые данной дисциплиной, необходимы для последующего изучения дисциплины «НИРС» и подготовки ВКР.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина является базовой для формирования следующих компетенций:
общепрофессиональные компетенции:
- владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6).
профессиональные компетенции:
– способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а так же анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК 7);
- умением применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета (ПК 10).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· современные концепции организации операционной деятельности;
· экономические основы поведения организаций;
Уметь:
· применять количественный и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые, и организационно-управленческие модели;
· уметь находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
· Владеть/быть в состоянии продемонстрировать:
· способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)
· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа, из них 34 аудиторных часа.
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения со сроком обучения 4 года
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
5-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | + |
Аудиторные занятия | + | |
лекции | + | |
практические занятия | + | |
Самостоятельная работа | + | |
изучение теоретического курса | + | |
подготовка к семинарским занятиям | + | |
подготовка к дифференцированному зачету | + | |
Вид промежуточного контроля | Дифференцированный зачет | + |
Таблица 2
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения со сроком обучения 4 года 8 месяцев
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
7-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | + |
Аудиторные занятия | + | |
лекции | + | |
практические занятия | + | |
Самостоятельная работа | + | |
изучение теоретического курса | + | |
подготовка к семинарским занятиям | + | |
выполнение контрольной работы | + | |
подготовка к дифференцированному зачету | + | |
Вид промежуточного контроля | Дифференцированный зачет | + |
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы обучения с полным сроком обучения
Таблица 3
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего (часов) | Аудиторные занятия и самостоятельные | |||||||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||||
1. | Общая характеристика: основные понятия, место производственного менеджмента в управлении микросистемой | - | Собесед. – 1; | |||||
2. | Производственная система. Внутренняя и внешняя | 1-2 | Участие в практ. занятии – 1-2 |
Окончание таблицы 3
среда | ||||||||
3. | Производственный процесс | 3-5 | Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4; Решение эссе - 5. | |||||
4. | Стратегические решения в производственном менеджменте | 5-6 | Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6 | |||||
5. | Подготовка производства | Наши рекомендации
|