Порядок собеседования по контрольной работе
Получив допущенную к собеседованию работу, студент должен внимательно её изучить и подготовиться к собеседованию, которое проводится в установленные сроки. При собеседовании студент должен изложить содержание работы, охарактеризовать используемую литературу, сформулировать выводы по теме. Далее необходимо дать обстоятельные ответы на заданные вопросы.
Если контрольная работа к собеседованию не допущена, студент должен написать ее заново по той же самой или другой теме по согласованию с преподавателем. Студенты, не выполнившие контрольную работу, считаются имеющими академическую задолженность.
Примерные критерии оценки
Оценка «хорошо» или «отлично» - за качественное, полное раскрытие вопросов и привлечение дополнительных источников (в зависимости от качества и количества использования).
Оценка «удовлетворительно» или «хорошо» - за качественное, полное раскрытие вопросов и использование только рекомендуемой литературы.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие и виды рыночной экономики.
2. Экономические потребности и экономические блага.
3. Производственные возможности и эффективность экономики.
4. Производство и факторы производства.
5. Характеристика производительных сил и производственных отношений.
6. Воспроизводство и его фазы.
7. Основные концепции выбора. Кривая производственных возможностей.
8. Спрос: факторы и закон его изменения.
9. Предложение: факторы и закон его изменения.
10. Эластичность спроса и предложения.
11. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
12. Рынок и формы рынка.
13. Социальные функции рынка. «Невидимая рука».
14. Основные принципы эффективного менеджмента.
15. Сущность прибыли и ее значение. Альтернативные издержки.
16. Роль менеджера в организации производственного процесса.
17. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
18. Взаимоотношения менеджеров и работников.
19. Роль государства в ликвидации «провалов» рынка.
20. Виды предприятия. Бизнес-среда.
21. Современные методы управления организацией.
22. Основные фонды и их использование.
23. Формы воспроизводства и совершенствования основных фондов.
24. Сущность амортизации, амортизационных отчислений и их функций.
25. Основные элементы амортизационной политики на макро- и микроуровнях.
26. Оборотные фонды и их использование.
27. Эффективность использования оборотных фондов.
28. Нормирование оборотных средств.
29. Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.
30. Трудовые ресурсы и их использование.
31. Формы и системы оплаты труда.
32. Издержки производства: понятие, классификация.
33. Себестоимость продукции: понятие, классификация.
34. Управление затратами на предприятии.
35. Цена и ценообразование на предприятии.
36. Инвестиции: основные понятия и определения.
37. Виды эффективности инвестиционных проектов.
38. Реализация инвестиционной политики.
Критерии оценок знаний студентов
Оценка отлично ставится:
- за полное и глубокое знание программного материала;
- за умение логически мыслить, правильно и четко формулировать ответы на поставленные вопросы, свободно используя при этом специальную лексику и терминологию данного курса.
Оценка хорошо ставится:
- за соответствие знаний студента предыдущим критериям, но при допущении им нечетких формулировок и неуверенности в ответе на поставленные преподавателем вопросы.
Оценка удовлетворительно ставится:
- при условии, что студент знает большую часть основного материала, но излагает его в основном поверхностно и сжато, без соответствующих комментариев, доказательств и выводов.
Оценка неудовлетворительно ставится:
- в том случае, когда студент не способен изложить основной материал ни в процессе устного, ни в процессе письменного контроля знаний студентов и затрудняется с ответами на дополнительные вопросы экзаменаторов.
Первые три критерия соответствуют оценке знаний зачтено, четвертый – незачтено.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
Основная литература
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год и место издания | Используется при изучении разделов | Семестр | Количество экземпляров | |
В библиотеке | На кафедре | ||||||
Экономическое управление организацией: учебное пособие | Рыжова В.В., Петров В.В. | Москва: РИОР; ИНФРА-М, 2014. | 1,2 | - | |||
Экономика | Журавлёва Г.П. | Москва: Экономистъ, 2006 | - |
Дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год и место издания | Используется при изучении разделов | Семестр | Количество экземпляров | |
В библиотеке | На кафедре | ||||||
Экономическая теория: учебник. | Под ред. В.Д. Камаева | Москва: КноРус, 2014. | - | ||||
Экономика организации (предприятий): учебник | Сергеев И.В. | Москва: Проспект,2008. | 1,2 | - | |||
Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. | Кит П., Янг Ф. | СПб.: Питер, 2008. | 1,2 | Электронный ресурс. - Режим доступа http://www.onegid.com/books/print:page,1,26862-upravlencheskaja-jekonomika.-instrumentarijj.html | - | ||
Обзорная лекция по управленческой экономике | http://repository.vzfei.ru | 1,2 | Электронный ресурс | - |
5.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - http://www.government.ru/
2. Министерство экономического развития РФ [официальный сайт]. – URL: http://www.economy.gov.ru.
3. Министерство финансов РФ [официальный сайт]. –http:// www.minfin.ru.
4. Федеральная служба государственной статистики [официальный сайт]. – URL: http://www.gks.ru.
5.Официальный сайт - Правительство Рязанской области http://www.ryazanreg.ru/
6.Официальный сайт Рязанской областной Думы - http://www.duma.ryazan.net/
7.Официальный сайт Администрации города Рязани http://www.admrzn.ru/
8.Портал электронной библиотеки - http://www.ihtik.lib.ru/
9.Информационно-поисковая система: Консультант Плюс - http://www. consultant.ru (edu. consultant.ru)
10. Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом ИНФРА-М» (доступ через Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ). – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
11. Федеральная ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: http://window.edu.ru. Доступ свободный.
12. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ– специфично организованная ЭБС, дополненная развитой системой функций обучения. – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
13. Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: «Книги», «Статьи», «Диссертации», «Учебно-методическая литература», «Авторефераты», «Депозитарный фонд». – URL: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm. Доступ свободный.
Глоссарий
Абсолютное преимущество –возможность для страны производить товар с меньшими затратами (объёмами привлекаемых факторов производства) по сравнению с другими торговыми партнёрами.
Автономный тариф – таможенный тариф, устанавливаемый данным государством односторонне, без договора с другим государством.
Агент – Доверенное лицо (юридическое или физическое), совершающее в торговле, судоходстве и др. областях в пределах полученных полномочий действия по поручению и в интересах другого лица(принципала).
Альтернативная стоимость – стоимость производства товара или услуги, иэмеряемая с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшими из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.
Амортизация – процесс перенесения стоимости средств труда по мере износа на производимый с их помощью продукт и использование этой стоимости для последующего воспроизводства средств труда.
Анализ – метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части.
Антимонопольная политика -комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения,денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
Аренда земли – экономическое соглашение, по которому собственники земли передают земельный участок на определённый срок арендатору для самостоятельного хозяйствования, при условии передачи землевладельцу части дохода в виде арендной платы.
Ассоциация – наиболее мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые могут входить в другие образования, сохраняют свою отраслевую и региональную подчинённость.
Аудиторы –доверенные должностные лица – экономисты, проверяющие состояние финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ и обслуживающие их, нередко с момента учреждения.
Аукционная цена –цена, складывающаяся при реализации товаров на аукционах в ходе изменения первоначальной (отправной) цены, объявленной аукционистом, в сторону повышения или понижения.
Баланс –документ, отражающий в стоимостном выражении её активы и источники их формирования на определённую дату, обычно на конец квартала или года.
Банкротство –неплатежеспособность должника, признанная судом.
Бартер –товарообмен; сделка, при которой определяется стоимость товаров, осуществляется обмен одного товара на другой; торговля по схеме « товар за товар» согласно заключённому договору.
Бизнес –экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путём создания реализации определённой продукции или услуг.
Валовый внутренний продукт (ВВП) –один из важнейшихпоказателей, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.
Валовый национальный продукт (ВНП) -один из широко распространенныхобобщающих макроэкономических показателей, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта. В ВНП включается стоимость продукта, созданного в самой стране и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащего данной стране.
Взаимодополняющие товары, комплементы -такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приведёт к падению спроса на другой товар.
Взаимозаменяющие товары, субституты -такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к спросу на другой товар.
Величина избыточного предложения, избыток –повышение предложения товара по данной цене величины спроса на него.
Величина избыточного спроса, дефицит –превосходство спроса над предложением по данной цене количеством товара.
Выручка –доход от реализации.
Деньги –особый товар, главной функцией которого является выполнение всеобщего эквивалента.
Ёмкость рынка –возможный объём продажи определённых товаров на рынке при данном уровне цен и в данном временном интервале.
Жизненный цикл продукта(ЖЦП)— это период времени от первоначальных затрат на исследования и разработки продукта до потери интереса потребителей к данному продукту.
Закон спроса –принцип, в соответствии с которым существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар (при прочих равных условиях).
Заработная плата –форма материального вознаграждения за труд, часть стоимости созданной и реализованной продукции (услуг), поступающая работникам предприятий и учреждений.
Издержки обращения –затраты живого и овеществлённого труда в денежной форме, опосредуемые товарным обращением.
Издержки производства –сумма затрат на производство товара (продукта, услуги).
Изокванта –линия, представляющая собой различные сочетания затрат, при которых может быть произведён запланированный объём выпуска продукции.
Инвестиции –долгосрочные вложения капитала (внутри страны или за границей) в предприятия различных отраслей народного хозяйства.
Инжиниринг –инженерные услуги по созданию производственных предприятий, объединений, объектов инфраструктуры рынка.
Инфраструктура –взаимосвязанный комплекс отраслей хозяйства, которые обеспечивают общие условия производства и жизнедеятельности людей.
Капитал –все средства производства, созданные людьми, включая инструменты, промышленное оборудование и инфраструктуру.
Компания –ассоциация лиц, организованная с целью коммерческой или промышленной деятельности.
Конкуренция –элемент рыночного механизма, форма взаимодействия рыночных субъектов, борьба за наиболее выгодные условия приложения капитала.
Контракт –юридически обязательное соглашение между двумя и более участниками, в котором определяются их надлежащие действия и ответственность за выполнение последних.
Концерн –группа предприятий (дочерних фирм) вокруг другого предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий.
Корпорация –юридическое лицо, состоящее из одного или более физических лиц, созданное на основании закона обычно с какой-то определённой целью, функционирующее за счёт преемственности членов.
Ликвидный – в деловой терминологии это слово означает относительную лёгкость, с которой те или иные активы могут быть превращены в деньги.
Макроэкономика -(гр. macos — большой и экономика) — часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.
Микроэкономика(гр. micros — малый) — часть, раздел, область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними.
Модель— упрощенное, абстрактное отображение реальности, предназначенное для разъяснения или прогнозирования поведения моделируемых явлений.
Монопольная цена –особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара с целью получения монопольной сверхприбыли.
Налоги –обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также с населения в государственный или местный бюджет.
Нормативная экономика -занимается поиском наиболее эффективных путей достижения тех целей, которые общество ставит перед собой.
Позитивная экономика -занимается изучением путей, позволяющих экономическим агентам достичь своих целей.
Предприятие –самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования закреплённого за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работу и оказывает услуги.
Равновесие –ситуация, при которой планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.
Резервы— во-первых, неиспользованные возможности улучшения процесса производства; во-вторых, необходимые запасы ресурсов для планирования, пропорционального развития производства.
Рынок –сфера товарного обращения, товарооборота, выявляющая и устанавливающая общественно необходимые затраты труда на производство товара.
Управленческая экономика — это способ применения экономической теории, особенно ее микроэкономического раздела, к практическому решению проблем, связана с выработкой решений по оптимальному распределению ограниченных ресурсов между конкурирующими направлениями работ как в частном, так и в общественных секторах.
Экономика (гр. oikos — дом, хозяйство и nomos — правило, законы; в совокупности — правила ведения хозяйства) — это хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребности путем создания человеку благ, условий и средств существования с применением труда; наука о хозяйстве, способах его ведения людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Таблица 1.2