Предмет и метод, функции современной экономической науки.

Предмет и метод, функции современной экономической науки.

Предмет экономической теории условно разделен на два уровня:

Микроэкономика - в этом разделе анализируются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, теории фирмы и организационные формы бизнеса, рынки факторов производства, преимущества и недостатки рыночного механизма, экономическая теория благосостояния.

Макроэкономика - здесь рассматривается национальное хозяйство в целом, роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, анализируются проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности.

Метод означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни.

Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности:

Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей.

Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.

Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному; исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод научной абстракции - состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Теория игр - занимается общим анализом стратегического взаимодействия между субъектами, может быть применена при объяснении взаимоотношении между несколькими фирмами на рынке, участников политических переговоров, особенностей поведения потребителей и производителей.

Потребности и блага. Безграничность потребностей.

Предмет и метод, функции современной экономической науки. - student2.ru

Условно потребности можно разделить на материальные и духовные.

Материальные (экономические) потребности – одно из основополагающих категорий в экономической теории.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Блага подразделяют на две большие группы:

- экономическиеблага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей;

- свободные (даровые) блага, созданные природой (леса, воздух)

В зависимости от назначения экономические блага делят на:

- потребительские (конечные продукты и услуги)

- производственные (используются для производства других благ)

В зависимости от характера потребления экономические блага делят на:

- частые (блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться)

- общественные (производятся для совместного потребления – дороги, общественный транспорт, услуги гос. администраций, здравоохранения, образования)

Так же выделяют взаимозаменяемые блага (субституты) – блага удовлетворяющие одну и ту же потребность (белый и черный хлеб, мясо и рыба) и взаимодополняемые (комплементы) – стол, стул

Кривая производственных возможностей (КПВ). Альтернативные издержки.

Ограниченность ресурсов не позволяет удовлетворить все общественные и личные потребности в полном объеме. Отсюда и возникает необходимость проблемы выбора. Под ней понимается оптимальный, с позиций ресурсов, вариант использования факторов производства, при котором достигается максимальный результат.

Простейшей моделью выбора является кривая производственных возможностей, которая графически выражает зависимость между объемами производства двух различных товаров (средств производства – станков и предметов потребления – предметов роскоши) при фиксированном объеме ресурсов и данном уровне технологии производства.

Для построения данной модели вводится ряд ограничений:

а) выпускается всего два товара: средство производства и предмет потребления;

б) количество всех ресурсов ограничено некоторым строго определенным объемом и является величиной постоянной;

в) уровень технологии задан и не меняется (иными словами, не меняется производительность труда, отсутствует технический прогресс и т.п.).

Предмет и метод, функции современной экономической науки. - student2.ru Альтернативные производственные возможности

Возможности Предметы роскоши (усл. ед.) Станки (усл. ед)
A B C D E F

Экономический смысл кривой производственных возможностей заключается в том, что в силу ограниченности ресурсов зависимость между количеством произведенных продуктов, удовлетворяющих различные потребности, обратная: чем больше производится продукта А, тем меньше продукта F и наоборот.

По форме кривой можно видеть, что дополнительный выпуск одного из товаров возможен только за счет сокращения производства другого товара.

Количествоодного блага, от которого необходимо отказаться для увеличенияпроизводства другого блага, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных (отвергнутых) возможностей.

Каждая точка на кривой линии показывает максимально возможный объем производства товара А при данном объеме производства товара F, и наоборот.Любая точка между кривой и осями координат (например, Н) свидетельствует о возможности производства товаров А и F, но в данном случае наличные ресурсы будут использованы не полностью.В любой точке Мвыше кривой АF производство товаров невозможно исходя из имеющихся ресурсов.

Кривая, ограничивающая предельные ресурсные возможности общества, не является постоянной. Выйти за пределы своих производственных возможностей, т.е. сдвинуть ее вправо можно при отказе от некоторых исходных допущений данной модели. Экономика работает эффективно, если она не может произвести дополнительное благо, не снижая при этом производство другого блага. В этом случае ресурсы, которыми обладает общество, используются наиболее рационально.

Экономический рост – это способность производить больший объем продукции, что выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо, он представляет собой результат увеличения предложения ресурсов и технического прогресса.

Деньги. Функции денег.

Деньги– это основной элемент товарно-денежных отношений, в котором так или иначе выражена стоимость товаров и услуг. Деньги – это всеобщий эквивалент. Благодаря собственной ликвидности деньги в любой момент могут быть обменены на какое-либо благо. Количество денег в стране контролируется государством, а на практике – Центральным банком РФ.

Деньги– это многофункциональный товар, в котором находят отражение стоимости других товаров. Посредством денег значительно упрощаются процессы расчета и накопления. Заметим, что изначально появился бартер: Т – Т, затем в эту формулу был добавлен «посредник» оборота (деньги), и она приняла иной вид: Т – Д – Т. Сегодня данная форма уже не кажется удобной. Преобладание в экономике наличных денег и осуществление товарных процессов без использования кредитных пластиковых карт свидетельствует о некоторой отсталости государства. В России сегодня пока преобладает наличный оборот, но банковские карты все же уже нашли широкое применение, поскольку являются наиболее удобным средством расчета и хранения денег. Эволюция денег затронула несколько веков и может быть представлена следующими этапами:

1) товарные деньги.Каждый из народов мира по-своему представлял себе денежную единицу. Древние народы Океании, например, наибольшую ценность придавали редким ракушкам, которые добывали со дна моря. Скотоводы в качестве денег использовали скот, северные народы, где развит пушной промысел, – шкурки пушных зверьков и т. д. Иными словами, деньгами служил тот объект, на производстве или добыче которого специализировались люди;

2) серебряный монометаллизмхарактеризовался тем, что наибольшее распространение получили серебряные слитки и монеты;

3) биметаллизм прежде всего был ознаменован появлением возможности использования в обороте золотых слитков, когда в качестве посредника торговых операций использовались два металла. Иными словами, наряду с серебряными монетами расплатиться можно было и золотыми слитками;

4) эра золотого стандартаобеспечила золото высочайшим спросом, вследствие чего его стоимость резко возросла. Доля серебра в обороте начала резко сокращаться. Заметим, что золото и серебро стали ликвидным средством обмена ввиду определенных качеств:

а) сохраняемость – их физические свойства обеспечивали длительное существование и способность к обращению;

б) высокая ценность отдельно взятой единицы металла в небольшом объеме;

в) экономическая делимость – подразумевает деление стоимости в N раз при делении слитка на N частей;

г) золото стало высокоценным металлом, редко встречается в природе.

Бумажные деньги появились тогда, когда стало понятно, что золото и серебро все же неудобны в использовании: слитки очень громоздки и подвержены стиранию, что портило их привлекательность. Современные деньги представлены в нескольких вариантах.

1. Наличные деньги удобны в обращении, имеют как монетную форму, так и бумажную. Однако такие деньги не могут быть эффективным способом накопления, поскольку все зависит от инфляционных ожиданий и экономической ситуации в стране.

2. Кредитные деньги:векселя, чеки и различные долговые обязательства – удобны в использовании и в любой момент могут быть обменены на ту сумму, которая указана в них.

3. Электронные деньгиобрели массовое признание уже в начале XXI века и представляют собой пластиковые карты: дебетовые карты (доступ к деньгам, имеющимся на счету) и кредитные карты (предоставление кредита со сроком погашения).

Таким образом, сегодня деньги обладают двумя важными свойствами. Во-первых, они высоколиквидны и могут быть в любой момент обменены на любой другой продукт труда. Второе свойство – портативность как способность иметь наибольшую стоимость при наименьшем весе.

Экономисты выделяют две концепции происхождения денег.

1. В процессе развития товарных отношений (торга) возникла необходимость оценивания товаров, что стало возможным при появлении денег.

2. Деньги представляют собой общественный договор, который заключается непосредственно между властью и обществом.

В связи с этим деньги выполняют ряд важных экономических функций, через которые выражаются их важнейшие свойства.

1. Мера стоимости. Деньги содержат в себе стоимость всех рыночных товаров и выполняют эту функцию идеально. Под этим подразумевается следующее: за покупателем всегда остается право прицениться даже в том случае, когда он не имеет на руках определенной суммы денег. Таким образом, посредством денег товары на рынке получают оценку свойств, которые определяют величину спроса.

2. Средство обмена.Как известно, для совершения торговых сделок необходима наличная денежная масса, которая играет роль посредника (товар – деньги – товар). В этом состоит главное отличие товарно-денежных отношений от бартера, когда один товар многократно находился в обращении, пока наконец не был обменен на нужный продукт. Преимущество денег состоит в том, что они сокращают трансакционные издержки, т. е. затраты на обслуживание меновых операций, и тем самым, значительно упрощают процесс обмена.

3. Средство платежа.В настоящее время широкое распространение получила такая форма продажи с отсрочкой, как кредит. Она дает потребителю возможность приобрести тот или иной товар даже в том случае, когда на текущий момент его денежные средства ограничены. Таким образом, потребительский спрос приобрел новую форму удовлетворения. Недостатком здесь является лишь наличие процентных выплат по окончании сделки.

4. Средство накопления. Деньги – это актив. Вложенные в какое-либо выгодное дело (в том числе в недвижимость), они способствуют реальному накоплению богатства. Поэтому крайне важным является учет антиинфляционных ожиданий, которые напрямую определяют величину потребительского спроса.

5. Мировые деньгинеобходимы для осуществления международных расчетов, соответственно их появление приходится на период зарождения международной торговли.

Изменение кривой спроса

Кривая спроса (D)имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными ценой и количеством продаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки стоимостного товара, что объясняет падение его цены.

Если цена товара возрастает от точки В до точки А, то объем продаж снижается. Изменение цен меняет лишь величину спроса, следовательно, движение по кривой спроса есть изменение величины спроса.

Изменение всего спроса, т.е происходит под воздействиями неценовых факторов:

Изменение численность населения ;

• Изменение доходов потребителей ;

• Изменение цен на товары заменители (субституты) ;

• Цены на взаимодополняемые товары (комплементы)

• Ожидания потребителей изменений цен и их доходов в будущем (ожидание) ;

• Субъективное отношение покупателей к товарам (предпочтение)

На графике влияние неценовых факторов на спрос может быть изображено как сдвиг кривой спроса право и вверх (рост спроса) и влево и вниз (снижение спроса) при не изменяющейся цене за единицу продукции.

Предмет и метод, функции современной экономической науки. - student2.ru

Рис. Изменение спроса при неизменной цене.

Эластичность предложения

Эластичность– это гибкость в данном случае предложения, его возможность максимально быстро и точно реагировать на любые изменения внешней среды и ее показателей.

Эластичность предложения показывает, насколько масштаб производства и, как следствие, объем готовой продукции зависимы от таких рыночных факторов, как цена, в том числе, цена на товары-комплименты и субституты. Иными словами, данный показатель определяет способность производителя наращивать или урезать масштабы производства в зависимости от сложившейся на рынке экономической ситуации.

1. Ценовая эластичность показывает зависимость спроса от цены:

Предмет и метод, функции современной экономической науки. - student2.ru

где Q – количество предлагаемого производителем блага;

Р – цена, по которой данное благо реализуется на рынке;

ΔQ и ΔР – это соответствующие изменения в цене и, как следствие, объеме продаж.

Эластичность предложения по цене представляет собой прямую зависимость между ценой и масштабом производства, и в соответствии с этим эластичность может принимать несколько возможных состояний. Как известно, за несколько дней, за короткий промежуток времени нельзя нарастить производство, поэтому предложение в этом случае неэластично, оно не молниеносно реагирует на желания покупателя. Действительно, в краткосрочном периоде, когда объем заготовленных ресурсов и факторов производства составляет определенную запланированную величину, предприниматель не может снизить величину производства, поскольку период между его планированием и осуществлением слишком короткий. В противном случае предприятие будет вынуждено отправить излишние материальные ресурсы в запас и в результате простоя оборудования понесет дополнительные издержки, вызванные недопроизводством. При планировании на длительный промежуток времени предложение, наоборот, абсолютно эластично, так как есть время для преобразований и налаживания производственной деятельности. Если внешняя среда и рынок требуют более высокого качества производства или расширения объемов выпуска вследствие изменения величины потребительского спроса, предприятие в долгосрочном релевантном периоде может выполнить эти условия. Например, можно внедрить в производство новые, более мощные основные производственные фонды или качественно изменить сам технологический процесс.

2. При перекрестной эластичностивсе зависит от того, чем являются товары по отношению друг к другу. Товары-субституты – товары, по своим функциям приблизительно одинаковые, но различающиеся отдельными категориями, например ценой. Такие товары способны в случае чего заменить друг друга. При росте цены на масло производитель сократит производство маргарина, тем самым увеличив предложение масла. Такое действие поможет ему получить больший доход, и возможно – сверхприбыли. Товары-комплементы взаимно дополняют друг друга, т. е. пользование одним благом невозможно без потребления и другого. Если, к примеру, цена на бензин вырастет, производитель автоматически повысит предложение на автомобили, что позволит ему опять-таки выиграть в прибыли:

Предмет и метод, функции современной экономической науки. - student2.ru

где QA – объем производства блага А;

Рв – цена на единицу блага В;

ΔQA и ΔРВ – изменения в цене и количестве товара.

Теория эластичности имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий.

Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Потребительское равновесие.

Кривая безразличия на графике представляет собой местоположение точек на плоскости, которые олицетворяют собой такие наборы благ, которые для покупателя равноценны. Совокупность кривых безразличия образует карту безразличия.

Бюджетная линия , или линия возможностей потребителя, показывает различные комбинации продуктов, которые могут быть приобретены при том или ином доходе.

Имея кривые безразличия, выражающие предпочитаемые наборы благ относительно друг друга, а также бюджетные линии, выражающие покупательные возможности потребителей, можно совместить эти графики. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.

Любой экономический субъект в процессе своей жизнедеятельности так или иначе в определенный момент времени выступает потребителем товаров и услуг, факторов производства и иных благ. Сами производители товаров и услуг в процессе своей деятельности вынуждены закупать необходимые материальные ресурсы и фактор «рабочая сила» на рынке факторов производства. Покупатель согласно собственным предпочтениям, вкусам, уровню дохода предъявляет спрос на рынке товаров и услуг на нужную ему продукцию, что является фактором, определяющим масштабы производства.

Потребление, как известно, имеет качественные ограничения, основным из которых является платежеспособность. Имея определенную величину дохода, экономический субъект вынужден регулярно планировать состав потребительской корзины, т. е. выбирать те товары и услуги, которые наиболее необходимы ему сегодня и которые он в состоянии оплатить исходя из своих возможностей. Таким образом, для изучения большинства микроэкономических явлений, которые непосредственно связаны с проблемой рационального выбора потребляемых благ, используются кривые безразличия.

Кривая безразличияпредставляет собой линию, которая содержит в себе все комбинации товаров и услуг, дающих одинаковую полезность. Иными словами, потребителю все равно, какое соотношение предпочесть.

Будем считать, что субъект имеет строго регламентированную величину дохода, и большая его часть за определенный временной период тратится именно на потребление. Для простоты примера предположим, что потребление строится на основе двух благ: А и Б. Любому благу потребитель дает оценку с точки зрения полезности, поэтому всегда существует такая комбинация этих товаров, полезность которой будет одинаково высока. Из принципа Парето-эффективности следует, что, потребляя одно благо в меньшем размере, имеешь возможность потребить другое в большем. При этом абсолютно неважно, как будет строиться комбинация, поскольку самое главное – это максимальное удовлетворение существующих потребностей. Иными словами, экономическому субъекту все равно, потребит он 3 единицы блага А и 4 – блага Б или наоборот, лишь бы они максимально полно удовлетворяли его потребности.

Кривая безразличия описывается обратной пропорциональностью в потреблении заданных благ А и Б, соответственно она имеет отрицательный наклон. Иными словами, когда мы отдаем предпочтение одному типу блага, второе автоматически начинаем потреблять меньше. Это как составные части единого целого. Дело в том, что величина дохода строго ограничена, и вследствие стремления потребностей к положительной бесконечности просто невозможно купить все и сразу, чем-то обязательно придется на данный момент времени пожертвовать. Можно сделать вывод, что данные товары не являются заменителями (субститутами) и наиболее ценны именно по отдельности. Если говорить о товарах-заменителях, то их взаимосвязь описывается простой линейной функцией, которая и является на плоскости кривой безразличия. Вообще кривая безразличия не может быть представлена в единственном варианте. Она зависит от уровня потребления, поэтому может легко «скользить» в пределах плоскости, в которой мы ее рассматриваем. Соответственно данная кривая смещается вверх при росте потребительского спроса и, наоборот, вниз при его падении.

Карта кривых безразличиискладывается из нескольких наложенных на одну плоскость, кривых безразличия, каждая из которых показывает свой «спрос». Она способна распределить все блага в порядке возрастания их полезностей. Это позволяет определить наиболее оптимальную структуру выбора, которая стоит перед каждым экономическим субъектом.

Теорема Коуза

Вне зависимости от того, кому принадлежат права на использование ресурса, через который действует внешний эффект, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав "делать что-либо, имеющее вредные последствия" (именно так трактовал Коуз право использования ресурсов), может происходить парето-эффективным образом без вмешательства государства. В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов. Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

Предмет и метод, функции современной экономической науки.

Предмет экономической теории условно разделен на два уровня:

Микроэкономика - в этом разделе анализируются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, теории фирмы и организационные формы бизнеса, рынки факторов производства, преимущества и недостатки рыночного механизма, экономическая теория благосостояния.

Макроэкономика - здесь рассматривается национальное хозяйство в целом, роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, анализируются проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности.

Метод означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни.

Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности:

Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей.

Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.

Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному; исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод научной абстракции - состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Теория игр - занимается общим анализом стратегического взаимодействия между субъектами, может быть применена при объяснении взаимоотношении между несколькими фирмами на рынке, участников политических переговоров, особенностей поведения потребителей и производителей.

Наши рекомендации