Преимущества и недостатки основных форм предприятий
Тип предприятия | Преимущества | Недостатки |
Единоличное предприятие | Легко учредить; значительная свобода действий; существенные стимулы эффективной деятельности | Ограниченность финансовых средств; трудности совмещения функций контроля и управления; полная финансовая ответственность |
Товарищество | Легко учредить; более высокая, чем в индивидуальном предприятии, специализация в управлении и более широкие финансовые возможности | Возможность возникновения несовместимых интересов в управлении, несогласованности действий; риск распада фирмы при выходе одного из владельцев |
Акционерное общество | Широкие возможности привлечения капитала; ограниченная ответственность; преимущества объединения капиталов | Организационные и финансовые сложности учреждения; двойное налогообложение; расхождения в функциях контроля и присвоения |
Государственные и муниципальные предприятия имеют, как правило, форму унитарных предприятий, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество. В отличие от акционерных обществ и товариществ, которые основаны на имуществе, принадлежащем им на правах собственности, закрепленное за государственными предприятиями имущество находится в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Оно (имущество) не делится ни на какие вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю – государству или муниципалитету.
Характеристика основных организационных форм предприятий в России дана ГК РФ (Приложение 6.2).
Из 2,7 млн. предприятий, существовавших в России на 1 января 1999 г. 1629,9 тыс. составляли акционерные общества и товарищества и 283,3 тысячи – государственные и муниципальные предприятия.
Каждое предприятие может функционировать либо самостоятельно, либо объединяться с другими предприятиями, заключать соглашения, касающиеся тех или иных сторон хозяйственной деятельности. Основные формы объединений предприятий:
Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д. Предприятия, вступающие в картельные соглашения, сохраняют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность.
Синдикат – соглашение, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость.
Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п. Трест может быть одноотраслевым или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей.
Концерн – наиболее развитая (и распространенная сегодня) форма объединений предприятий разных отраслей. Возникает концерн обычно посредством системы участий, финансовых связей, договоров об общности интересов. Входящие в концерн предприятия номинально остаются самостоятельными, но фактически подчиняются единому хозяйственному руководству.
Конгломерат – объединение предприятий разных отраслей, но в отличие от концерна не имеющее головной фирмы.
Таким образом, основные отличия разных форм объединений связаны со степенью сохранения самостоятельности предприятий, входящих в объединения.
В основе объединения предприятий может лежать:
• горизонтальная интеграция – объединение предприятий одной отрасли, одной сферы производства;
• вертикальная интеграция – объединение предприятий разных отраслей, технологически связанных между собой;
• диверсификация – объединение предприятий разных отраслей, технологически между собой не связанных.
Согласно ст. 121 ГК РФ «коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также предоставления и защиты общих имущественных интересов, могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов...»
Объединения создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Выводы
1. Организационно предпринимательство выступает в виде предприятия. Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, в которой происходит соединение факторов производства для изготовления продукции и оказания услуг в целях получения прибыли. Основными признаками предприятия являются его технико-производственная, организационная и экономическая обособленность. Предприятие выступает как хозяйствующий субъект, имеющий права юридического лица (наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени).
2. Каждое предприятие можно охарактеризовать по формам собственности, роду предпринимательской деятельности, отраслевой принадлежности, размерам, организационно-правовой форме, участию или неучастию в объединениях. Значение малых предприятий в современной экономике связано с их ролью в удовлетворении новых потребностей, создании новых рабочих мест, высокой адаптивностью к изменениям рыночной конъюнктуры, формировании конкурентной среды. Поддержка малого бизнеса стала одной из важных функций современного государства.
3. Наиболее распространенные организационно-правовые формы предприятий: индивидуальные, представляющие форму единоличного (семейного) предпринимательства; предприятия, основанные на коллективном предпринимательстве (товарищества, кооперативы, акционерные общества) и государственные (унитарные) предприятия, функционирующие на началах хозяйственного ведения или оперативного управления.
4. Предприятия могут хозяйствовать самостоятельно или входить в объединения. Разные формы объединений предприятий различаются по степени самостоятельности входящих в них предприятий. Объединение предприятий может носить характер горизонтальной или вертикальной интеграции или диверсификации.
Приложение
6.1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (СЗ, 1995, № 25, ст. 2343) [извлечение]