Аграрный капитализм в Англии, США, Франции и Германии.
Англия
1. Предпосылки и условия аграрного переворота
Островное государство, Англия являлась по существу аграрной периферией, снабжающей континент шерстью. Однако в XIV—XV вв. в экономике страны происходят существенные изменения, которые были вызваны прежде всего прогрессивными сдвигами в развитии английского сукноделия. Они заключались в начавшемся перемещении центров сукноделия из города с его рутиной цехового строя в сельскую местность и торговые местечки. Кроме того, после окончания Столетней войны снова значительно возрос экспорт английской шерсти на континент.
В XVI в. сукноделие стало главной отраслью английской промышленности. Возникло глубокое взаимодействие между промышленностью и сельским хозяйством, сукноделием и овцеводством. На повестке дня встал вопрос о ломке старых форм землевладения.
Королевская династия Тюдоров (1485—1603 гг.) опасалась, что ликвидация старых отношений в сельском хозяйстве приведет к опасным социальным последствиям. Законы неоднократно; (1489, 1516, 1534, 1597 гг.) запрещали сгон крестьян с земли. Но правительство не контролировало выполнение этих законов.. Больше того, статусом 1534 г. оно фактически санкционировало рост овцеводческих ферм, пытаясь регламентировать их расширение. Запрещалось иметь более 2 тыс. овец и заводить более двух ферм. Законы оказывались совершенно неэффективными, поскольку дворянское государство не хотело защищать права крестьян и ограничивалось штрафами за снос деревень. Но королевская политика в области сельского хозяйства отличалась непоследовательностью, и в 1593 г. произошла отмена запретов на огораживания.
2. Огораживания и конверсии
С ростом цен на шерсть овцеводство в Англии стало выгоднее земледелия, и многие лорды начали превращать землю в овечьи пастбища. Это сопровождалось решительной ломкой сложившейся в средние века общинной, системы землепользования. Процесс насильственной экспроприации английского крестьянства первоначально состоял в огораживании общинных земель.
Основное проявление аграрного переворота К. Маркс видел в насильственной экспроприации общины, сопровождаемой превращением пашни в пастбище.
Цены на шерсть за XVI столетие возросли в 3 раза, существенно увеличилась арендная плата за землю. Все это происходило на фоне быстрого обесценения денежных оброков. Поэтому огораживания XVI в. захватили и крестьянские наделы, сопровождались их превращением в пастбища. Конверсии пахотных земель нанесли решающий удар системе открытых полей.
Первыми жертвами огораживания стали коттеры, которые не могли уже использовать естественные ресурсы общинных угодий. Основную массу зависимого крестьянства в английской деревне составляли копигольдеры. Копигольдер платил помещику, как правило, денежную ренту. По истечении срока держания или переходе крестьянского надела от отца к сыну лорды произвольно увеличивали «плату за допуск» к наделу. Земельные права копигольдеров не охранялись королевскими судами, и крестьянам приходилось отказаться от своих прав па пользование землей.
Первоначально наибольший размах огораживания и конверсии получили в центральных и южных графствах — зерновых районах Англии, где копигольдеры составляли до 60% всех держателей земли. Это привело к свертыванию мелкого крестьянского землепользования и росту крупной земельной собственности нового типа. Насильственное обезземеливание крестьянства часто сопровождалось и сносом деревенских поселков.
3. Секуляризация
Огораживания XVI в. сопровождались ликвидацией монастырского землевладения. Около 1/3 земель Англии находилось во владении католической церкви. Реформация привела к упразднению монастырей, конфискации их земельных владений и имущества.
В результате секуляризации в руки короля попало до 1/4 всех обрабатываемых' земель страны, которые поступили в продажу и дали Генриху VIII около 1,5 млн. ф. ст. Основную массу земли получили придворные, «новые дворяне», крупная буржуазия и земельные спекулянты. Земля продавалась большими участками, и даже зажиточным крестьянам купить ее было не под силу. Но в середине 40-х гг. XVI в. в результате серии перепродаж деревенским богачам все же удалось овладеть частью этой земли. Они-то , и составляли ту социальную среду, из которой стали формироваться капиталистические фермеры. Новые владельцы резко повышали поземельные платежи. Крестьяне бросали землю и покидали родные места. «Очищенные» от мелких производителей земли сдавались в аренду фермерам. Секуляризация способствовала становлению крупной капиталистической аренды в Англии.
4. Последствия аграрного переворота
Процесс насильственной экспроприации земледельческого населения стал основной* чертой аграрного переворота в Англии.
Большая часть захваченных посредством огораживаний земель сдавалась в аренду капиталистическим фермерам, наиболее богатые из которых использовали наемный труд. Складывался тот тип буржуазных аграрных отношений, который В. И. Ленин охарактеризовал как «старое землевладение, лендлордизм, при новой, свободной, чисто капиталистической аренде» .
Во второй половине XVI в. происходит заметное укрепление капиталистического фермерства, поскольку непрерывное повышение цен на шерсть, хлеб, мясо и другие сельскохозяйственные продукты обгоняло рост арендной платы. Фермеры используют рациональные методы ведения хозяйства. Земля начинает лучше обрабатываться и удобряться (навозом, известью, водорослями, городскими отбросами), усложняются севообороты. Расширяются посевы зерновых культур, хмеля и конопли, урожайность которых повышается.
В то же время аграрный переворот привел к катастрофическим социальным последствиям. Сгон крестьян с земли принял, настолько массовый характер, что исчезали целые деревни, и их население разбредалось по стране. Однако ни фермерские хозяйства, ни мануфактуры, ни прочие предприятия не могли дать работу всей массе обездоленного крестьянства.
Народ ответил на огораживания рядом восстаний. Было создано целое законодательство, направленное против крестьян, которое К. Маркс за его жестокость назвал кровавым.
Важным последствием аграрного переворота стал расцвет английского сукноделия. Система рассеянной капиталистической мануфактуры была очень характерной для английского сукноделия XVI в., опирающейся на капиталистическую работу на дому. В Англии возникали и централизованные мануфактуры, особенно характерные для окончательной отделки сукна.
Английская шерстяная промышленность постепенно освоила производство новых сортов тонкого сукна. Была изобретена ворсильная машина для очистки сукна, получила распространение самопрялка с ножной педалью, вязальная рама для изготовления чулок.
Цеховая система переживала упадок. Разложение цехового строя в Англии происходило в форме так называемой амальгации, т. е. слияния цехов родственных профессий, приводившего к их подчинению купеческим гильдиям или ведущей корпорации. Уже в первой половине XVI в. главенствующую роль в экономике английского города играли «ливрейные» компании (их члены имели право носить особую одежду — ливрею), подчинившие себе городских ремесленников. Эти компании могли объединять как торговцев, так и ремесленников.
Разложение феодализма и зарождение капиталистического способа производства происходили в Англии более интенсивно,, чем в других странах. Экономическая революция началась не в городе, а в деревне, и капиталистическое развитие сельского хозяйства дало толчок мануфактурному капитализму. Экспроприация сельскохозяйственного производителя составляла основу процесса так называемого первоначального накопления капитала.
США
Важной основой экономического подъема было бурное развитие капитализма в сельском хозяйстве. «Основой капиталистического земледелия становится свободный фермер на свободной, т. е. очищенной от всего средневекового хлама, земле. Это — американский тип аграрного капитализма, наиболее быстрое развитие производительных сил...». За 1870— 1900 гг. в обработку были вовлечены новые земли, превосходящие всю площадь Германии, Франции и Англии, вместе взятых. Площадь обрабатываемой земли увеличилась с 407 млн. акров в 1860 г. до 841 млн. в 1900 г., а число фермеров — с 2 до 5,7 млн. Сложились районы товарного сельского хозяйства: пшеницы (Средний Запад и Калифорния) и кукурузы (Канзас, Небраска, Айова). В результате с 1850 до 1900 г. валовой сбор пшеницы вырос в.3,5 раза, кукурузы — в 3, хлопка — в 2,5 раза. Поголовье скота за 1867—1899 гг. выросло вдвое.
Начали применяться сельскохозяйственные машины, особенно в районах Дальнего Запада,, где сложились крупные фермы. На поля поступали паровые плуги, бороны и жатки.
Постепенно шло классовое расслоение фермерства. Оно стимулировалось аграрным кризисом, затронувшим и Америку, ибо с 80-х гг. началась конкуренция с дешевым русским зерном на рынках Европы. Цена на пшеницу упала с 1866 по 1889 г. более чем в два раза, и это не компенсировалось ростом производительности труда в земледелии. Началось массовое разорение мелких фермерских хозяйств. В 1880 г. уже 25% фермеров были арендаторами, в 1890 — 28, в 1900 — 35, а в 1910г.—37%. По сравнению с другими странами США все еще оставались страной фермеров-собственников, но уже значительная часть сельскохозяйственного производства, особенно в районах Севера, приходилась на долю крупных хозяйств, в широких масштабах применявших наемный труд и машинную технику. В 1900 г. 17% хозяйств располагали более чем половиной обрабатываемой земли. Аграрный кризис был преодолен к 1900 г. путем структурной перестройки сельского хозяйства. Важное место в нем заняло молочное животноводство, птицеводство и другие отрасли, непосредственно работающие на городской рынок.
В начале XX в. В. И. Ленин исследовал социально-экономический строи сельского хозяйства США, выделив 3 основных района, различавшихся путями развития капитализма. Основную долю — 60% сельскохозяйственного производства — продолжал давать Северный район интенсивного земледелия, где уже 50% ферм применяли наемный труд. На Юге удерживались отчасти докапиталистические методы эксплуатации фермеров-арендаторов (в том числе издольщиков), а также процветал пеонаж — система долгового рабства, приковывавшая батраков к хозяевам. Запад в основном был заселен фермерами-собственниками, не эксплуатировавшими чужого труда. Имущественная дифференциация фермерства на Западе еще только начиналась.
Франция
Великая французская буржуазная революция превратила феодально-зависимых крестьян в свободных земельных собственников. Но крайне раздробленное парцеллярное землевладение стало причиной оскудения французского крестьянства. Распределение земельной собственности во Франции было неравномерным. В 1815 г. 21,4 тыс., или 0,6% общего числа землевладельцев (3,8 млн.), принадлежало 42,3% земельной площади. На долю 1,5 млн. крестьян-собственников имеющих от 3 до 12 га земли и составляющих 37,9% всех землевладельцев, приходилось только 19,5% всех земель, и 50% земельных собственников (более 1,95 млн.) владели лишь 4,2% земельного фонда страны. Причем более половины хозяйств последней группы имели крохотные участки земли, средний размер которых не превышал 0,5 га.
Капиталистическое развитие французской экономики превратило значительную часть крестьянства в номинальных собственников земли. Усилившаяся парцелляризация французской деревни заставляла часть крестьян заниматься подсобным промышленным трудом. В отличие от Англии крупное землевладение во Франции сочеталось с мелким землепользованием. В деревне существовал значительный слой крестьян-испольщиков. Как отмечал К. Маркс, — «место феодала занял городской ростовщик, место тяготевших на земле феодальных повинностей заняли ипотеки, место аристократической земельной собственности занял буржуазный капитал».
Наряду с упадком мелкого крестьянского земледелия наблюдалось укрепление позиций крупных землевладельцев и зажиточных слоев крестьянства. Площадь сельскохозяйственных угодий оставалась почти стабильной (в 1815 г. она равнялась 23, а в 1852 г. — 26 млн. га), но заметно улучшилась агрикультура, сократилась площадь под парами, началось внедрение машин. Пшеница стала королевой земледелия. Возрастает производство сахарной свеклы и шелковичных коконов и винограда. Стоимость продукции сельского хозяйства в 1812 г. оценивалась в 3 млрд. фр., в 1850 г. — около 5 млрд., а к 1870 г. — в 7,5 млрд. фр., несмотря на значительное падение цен.
Деградация парцеллярного хозяйства стала характерным явлением аграрной экономики Франции; сельское хозяйство не могло создать широкой основы для роста промышленности. В этих условиях «отдельные капиталисты эксплуатируют отдельных крестьян посредством ипотек и ростовщичества; класс капиталистов эксплуатирует класс крестьян посредством государственных налогов. Право крестьянской собственности является талисманом, при помощи которого капитал до сих пор держал в своей власти крестьян». Мелкий собственник, цепляясь за клочок земли, превращался в батрака с наделом, а ростовщический капитал приспосабливался к парцеллярному производству. Крестьянские хозяйства не использовали прогрессивных приемов агрикультуры.
Германия
В 70-е гг. XVIII в. Германия оставалась феодальной страной. Если в Голландии и Англии под влиянием внутренних факторов и европейского рынка развивался капитализм, то в Германии наблюдалось господство барщинной системы. Торговля крепостными была обычным явлением. Феодальная экспроприация земли приобрела крупные размеры. Обезземеленные крестьяне переводились в разряд дворовых, получали господские харчи, обязывались даром работать на господском поле.
Причиной возрождения крепостничества послужило общее замедление экономического развития Германии в этот период. Оставаясь политически раздробленной, Германия не могла принимать участия в географических открытиях, мировой торговле, ограблении колоний. Не смогла она использовать внешние источники первоначального накопления капитала, что сильно ослабляло разложение феодализма и развитие капитализма.
В силу этих причин Германия до середины XIX в. была ярко выраженной аграрной страной. Сельское хозяйство являлось решающей отраслью экономики.
Тем не менее, в последней трети XVIII в. в Германии ускорился процесс обезземеливания крестьянства. Снос крестьянских дворов в Пруссии, т.е. захват земель мелких землевладельцев крупными юнкерскими имениями, стал массовым явлением. Расширение дворянского землевладения за счет присвоения крестьянских земель особенно усилилось о конце XVIII в. Одновременно с экспроприацией крестьянских земель усиливается крепостная зависимость. Крестьяне были лишены всяких гражданских прав и не могли без разрешения помещика уходить в другое место.
Падение крепостного права в Германии произошло позже, чем в развитых странах Западной Европы. В отличие от Франции ликвидация крепостного права здесь была постепенно осуществлена "сверху", т.е. путем правительственных реформ. Поэтому освобождение сельского хозяйства Германии от феодальных пережитков имела затяжной и половинчатый характер. Особенно ярко это проявилось в Пруссии.
Первым шагом в проведении аграрной реформы в Пруссии был закон 1807 г. По этому закону было провозглашено уничтожение личного закрепощения, отменялась личная зависимость крестьян от помещиков. В 1816 г. было установлено, что наследственные держатели земельных наделов должны были уступить своему господину 1/3 обрабатываемой ими земли, а ненаследственные держатели – даже 1/2. Последующий закон 1821 г. предоставил крестьянам право выкупать свои повинности путем уплаты 25-кратной суммы годовых рентных платежей либо уступить помещику не менее 1/2 или 1/3 своего надела. Однако это право распространялось только на дворы, имевшие лошадей и упряжь.
Приобрести землю в собственность практически могла незначительная часть зажиточных крестьян. Основным итогом реформ было то, что крупное землевладение еще больше возросло. К середине XIX в. в руках юнкерства оказалось 60% всей земли. Мелкие хозяйства (их было более 70 % всех хозяйств) владели всего лишь 9% обрабатываемой земли. В немецкой деревне появилась значительная часть безземельных крестьян. Бедняки попадали в обстановку усиленной эксплуатации как со стороны помещиков, так и со стороны кулачества (гроссбауэров).
Хотя аграрные реформы носили половинчатый характер, развитие сельского хозяйства Германии в XIX в. довольно быстро пошло вперед. Произошло значительное улучшение агрикультуры – вводятся многопольные севообороты, улучшается качество обработки земли. В хозяйствах помещиков и кулаков стали широко применяться сельскохозяйственная техника, минеральные удобрения, так как в Германии были открыты богатые залежи калийных солей.
Таким образом, в результате аграрных преобразований, проведенных в Германии в первой половине XIX в., экономическое и политическое могущество феодального дворянства не только сохранилось, но и еще больше возросло, что имело самые отрицательные последствия для всей социально-экономической системы страны.
Вопрос №21