Техническая характеристика аппарата «Декостат»
Напряжение сети, В...220
Потребляемая мощность, Вт:
при полной нагрузке...250
холостого хода (когда краска не наносится)…150
Напряжение в сети управления, В…36
Габаритные размеры, мм...730 X 400 X 320
Масса, кг...30
«Декостат» является высоковольтным аппаратом, поэтому при подготовке к работе и работе с ним требуется строго соблюдать требования техники безопасности. Сначала укрепляют емкость-элекрод на штанге, освобождают контакт высоковольтного кабеля от предохранительной обоймы. Затем высоковольтный контакт вводят в гнездо и закрепляют резьбовым прижимом. Высоковольтный кабель заземляют на контакт «Земля», расположенный рядом с гнездом подключения кабеля, и подключают колодки управления.
После проверки правильности подключения емкости-электрода и высоковольтного кабеля на противоположной стороне аппарата зажим «Земля» подключают к контакту общего заземления.
Только после тщательной проверки качества контактов заземляющего провода на установке и устройства заземления разрешается включать установку «Декостат» в сеть переменного тока. Если в помещении около установки отсутствует розетка, то для подключения «Декостата» используют удлинительный кабель с вилкой и розеткой с закрытыми контактами, чтобы исключить возможность случайного прикосновения человека к токоведущим частям. Готовность установки «Декостата» к работе проверяют по свечению контрольной лампы при нажатии кнопки включения на генераторе или выключателя управления на штанге емкости-электрода.
Рис. 62. Аппарат для окрашивания дощатых полов (а) и валик с подачей окрасочного состава под давлением (б): 1,2 — рабочий и питающий валики, 3 — каркас, 4 — бачок, 5 — рычаг, 6 — канат, 7 — ручка, 8 — перфорированная трубка-питатель, 9 — ручной насос, 10 — манометр, 11 — трубка для подачи окрасочного состава, 12 — пробка, 13 — резинотканевый рукав, 14 — поролоновый валик, 15 — трубка валика, 16 — кран
Если контрольная лампа загорается, а установка не работает, электромонтер должен обнаружить зону неисправности. Для этого он отключает высоковольтный кабель от генератора, включает генератор и постепенно вводит высоковольтный контакт высоковольтного кабеля в гнездо генератора, внимательно следя за появлением коронного разряда. Появление разряда свидетельствует об исправности генератора и неисправности кабеля. Отсутствие разряда свидетельствует о неисправности генератора.
Если генератор неисправен, заменяют предохранитель 0,5А, установленный на панели управления генератора. Если замена предохранителя не дает положительного результата, выключают генератор, снимают крышку и проверяют все три предохранителя, установленные около реле включения генератора. При этом соблюдают правила техники безопасности. При исправных предохранителях проверяют работу реле и лампы сопротивления, которая в исправном состоянии при затемнении должна слабо светиться. Все остальные неисправности в генераторе устраняют в мастерской.
Технология окраски состоит в том, что электродную емкость с краской приближают к подготовительной вертикальной поверхности на расстояние 30—50см в зависимости от напряжения тока и материала краски и снизу вверх перемещают ее. Толщину слоя наносимой краски регулируют изменением расстояния между чашей и окрашиваемой поверхностью.
Преимуществами метода окраски изделий в электрическом поле высокого напряжения, по сравнению с обычным пневматическим распылением, являются уменьшение расхода краски на 30—70%, возможность комплексной механизации и автоматизации производства работ и улучшение санитарно-гигиенических условий труда.
§ 26. Приспособления, валики, кисти
Аппарат для окрашивания дощатых полов ( 62, а) производительностью 80 м2/ч. Окрасочный состав заливают в бачок 4 вместимостью 1 л, выходное отверстие которого заканчивается перфорированной Т-образной трубкой 8, имеющей на своей поверхности отверстия. Краска через отверстия подается на питающий валик 2 диаметром 60 мм. Количество подаваемой краски регулируют специальным клапаном, который приводится в действие рычагом 5, закрепленным на крышке бачка. К рычагу 5 прикреплен канат 6, другой конец которого крепится к рычажку на ручке аппарата. Это дает возможность регулировать подачу окрасочного состава во время работы, чтобы избежать образования утолщений и наплывов. Габаритные размеры аппарата (длина X ширина X высота) — 1450X337X386 м. Масса 8 кг. Валики (табл. 5) значительно повышают производительность труда, с их помощью можно окрасить в смену до 250 м2 поверхности (при окраске кистями — 100—150 м2). Валики изготовляют двух типов (ГОСТ 10831—80): ВМ (с меховым покрытием) — для окраски водно-клеевыми и масляными составами и ВП (с поропластовым покрытием) — для окраски только водно-клеевыми составами. В комплекте с валиком должны быть противень или ведро с высокими бортами для краски и решеткой для отжима краски, которую устанавливают наклонно. Иногда между несущим валиком и поролоновым чехлом помещают обечайку металлической сетки (размер ячейки 1x1 мм), что позволяет равномернее распределять краску по всей площади валика и способствует увеличению срока службы поролонового чехла. На торце валика крепят шайбу с отбортованными краями, которая препятствует вытеканию краски через торец чехла. Применяют также валики, к рабочей поверхности которых окрасочный состав подается под давлением ( 62, б). Окрасочный состав заливают через отверстие в бачок 4, после чего отверстие закрывают пробкой. Ручным насосом 9 в бачок нагнетают воздух. Под давлением воздуха краска из бачка вытесняется и поступает по резинотканевому рукаву 13 в перфорированную трубку 8 валика, на которую плотно посажен поролоновый валик 14. Валик, впитав окрасочный состав, при прокате наносит его на обрабатываемую поверхность. У ручки валика установлен кран, с помощью которого регулируют количество подаваемого состава. Кисти. Основной объем малярных работ выполняют механизированными способами, но некоторые виды отделки целесообразнее выполнять кистями Кисти в середине пучка волос имеют свободную полость. Во время опускания кисти в краску полость заполняется и в ней образуется резерв краски, который постепенно расходуется во время окраски поверхности. Для правильного распределения окрасочного состава по поверхности кисти обвязывают крепким шпагатом. Кисти, имеющие обжимные кольца, обвязывают следующим образом ( 64). Конец штырька, на который насаживают кисть, предварительно заостряют на три грани, что предохраняет кисть от вращения во время работы. Затем на штырек, смоченный олифой, насаживают кисть легкими ударами штырька о пол. Обвязку кисти начинают с накладывания на торец щетины петли 1 из короткого обрезка шпагата. Затем концы петли завязывают на штырьке под обжимным кольцом ( 64, а—в), далее из длинного обрезка шпагата делают морской узел ( 64, г), который надевают петлей вокруг щетины ( 64,3); часть короткого конца узла поднимают к верху щетины и образуют петлю 2 ( 64, е); обвязку кисти ведут длинным концом шпагата ( 64, ж, з). В процессе вязки витки шпагата осаживают вниз до обжимного кольца, а по окончании вязки длинный конец шпагата заводят в петлю 2 ( 64, и), затем короткий конец узла подтягивают к кольцу; все концы завязывают за верхнюю часть штырька под обжимным кольцом ( 64, к). Кисти, не имеющие обжимного кольца, вначале обвязывают шпагатом, как указано выше, а затем обвязанную кисть насаживают на штырек и закрепляют на нем свободные концы шпагата. Для масляных красок кисти обвязывают туже, чем для клеевых, а рабочую часть щетины делают несколько короче. Новую кисть вначале немного обрабатывают на подготовительных операциях, чтобы концы щетины стали более эластичными. По мере износа щетины обвязку уменьшают, чтобы длина рабочей части кисти стала постоянной. После выполнения малярных работ клеевыми, водоэмульсионными и другими водными составами кисти моют водой, предварительно распустив вязку, просушивают, снова связывают и ставят щетиной вверх. После масляных или других красок на растворителях кисти отжимают ( 65,а), промывают растворителем и затем хранят в ваннах с зажимами ( 65, б) или сеткой ( 65, в) или в ведрах с зажимами ( 65, г). В ванны заливают воду так, чтобы щетина была полностью погружена. Приспособления, валики, кисти Аппарат для окрашивания дощатых полов (рис. 62, а) производительностью 80м2/ч. Окрасочный состав заливают в бачок 4 вместимостью 1 л, выходное отверстие которого заканчивается перфорированной Т-образной трубкой 8, имеющей на своей поверхности отверстия. Краска через отверстия подается на питающий валик 2 диаметром 60 мм. Количество подаваемой краски регулируют специальным клапаном, который приводится в действие рычагом 5, закрепленным на крышке бачка. К рычагу 5 прикреплен канат 6, другой конец которого крепится к рычажку на ручке аппарата. Это дает возможность регулировать подачу окрасочного состава во время работы, чтобы избежать образования утолщений и наплывов. Габаритные размеры аппарата (длина X ширина X высота) — 1450X337X386м. Масса 8кг. Валики (табл.) значительно повышают производительность труда, с их помощью можно окрасить в смену до 250м2 поверхности (при окраске кистями — 100—150м2). Валики изготовляют двух типов (ГОСТ 10831—80): ВМ (с меховым покрытием) — для окраски водно-клеевыми и масляными составами и ВП (с поропластовым покрытием) — для окраски только водно-клеевыми составами. Таблица. Технические характеристики валиков
* В числителе — длина, в знаменателе — диаметр корпуса, мм. В комплекте с валиком должны быть противень или ведро с высокими бортами для краски и решеткой для отжима краски, которую устанавливают наклонно. Иногда между несущим валиком и поролоновым чехлом помещают обечайку металлической сетки (размер ячейки 1X1мм), что позволяет равномернее распределять краску по всей площади валика и способствует увеличению срока службы поролонового чехла. На торце валика крепят шайбу с отбортованными краями, которая препятствует вытеканию краски через торец чехла. Рис. 63. Кисти: а — маховая, б — ручник, в — макловица, г — для окраски радиаторов, д — для окраски труб Применяют также валики, к рабочей поверхности которых окрасочный состав подается под давлением (рис. 62,6). Окрасочный состав заливают через отверстие в бачок 4, после чего отверстие закрывают пробкой. Ручным насосом 9 в бачок нагнетают воздух. Под давлением воздуха краска из бачка вытесняется и поступает по резинотканевому рукаву 13 в перфорированную трубку 8 валика, на которую плотно посажен поролоновый валик 14. Валик, впитав окрасочный состав, при прокате наносит его на обрабатываемую поверхность. У ручки валика установлен кран, с помощью которого регулируют количество подаваемого состава. |
Кисти
Основной объем малярных работ выполняют механизированными способами, но некоторые виды отделки целесообразнее выполнять кистями (рис. 63, табл. 6).
Таблица. Технические характеристики кистей
Тип | Диаметр полости, мм | Длина* кисти, мм | Длина волоса, мм | Масса, г |
Кисти-ручники | ||||
КР-26** | — | |||
Кр-30 | — | |||
Кр-35 | ||||
Кр-40 | ||||
Кр-45 | ||||
Кру-45 | ||||
Кр-20 | ||||
Кру-500 | ||||
Кр-54 | ||||
Кр-54д | ||||
Кр-54б | ||||
Маховые кисти | ||||
КМ-60 | — | |||
КМ-65 | — |
* Отклонение допускается ± 5мм.
** Диаметр кисти, мм.
Кисти в середине пучка волос имеют свободную полость. Во время опускания кисти в краску полость заполняется и в ней образуется резерв краски, который постепенно расходуется во время окраски поверхности.
Для правильного распределения окрасочного состава по поверхности кисти обвязывают крепким шпагатом. Кисти, имеющие обжимные кольца, обвязывают следующим образом (рис. 64). Конец штырька, на который насаживают кисть, предварительно заостряют на три грани, что предохраняет кисть от вращения во время работы. Затем на штырек, смоченный олифой, насаживают кисть легкими ударами штырька о пол. Обвязку кисти начинают с накладывания на торец щетины петли 1 из короткого обрезка шпагата. Затем концы петли завязывают на штырьке под обжимным кольцом (рис. 64, а—в), далее из длинного обрезка шпагата делают морской узел (рис. 64, г), который надевают петлей вокруг щетины (рис. 64,3); часть короткого конца узла поднимают к верху щетины и образуют петлю 2 (рис. 64, е); обвязку кисти ведут длинным концом шпагата (рис. 64, ж, з).
Рис. 64. Вязка кисти шпагатом
В процессе вязки витки шпагата осаживают вниз до обжимного кольца, а по окончании вязки длинный конец шпагата заводят в петлю 2 (рис. 64, и), затем короткий конец узла подтягивают к кольцу; все концы завязывают за верхнюю часть штырька под обжимным кольцом (рис. 64, к).
Кисти, не имеющие обжимного кольца, вначале обвязывают шпагатом, как указано выше, а затем обвязанную кисть насаживают на штырек и закрепляют на нем свободные концы шпагата.
Для масляных красок кисти обвязывают туже, чем для клеевых, а рабочую часть щетины делают несколько короче.
Рис. 65. Уход за кистями: а — отжимание излишков краски, б — ванна с зажимами, в — ванна с сеткой, г — ведро с зажимами
Новую кисть вначале немного обрабатывают на подготовительных операциях, чтобы концы щетины стали более эластичными. По мере износа щетины обвязку уменьшают, чтобы длина рабочей части кисти стала постоянной.
После выполнения малярных работ клеевыми, водоэмульсионными и другими водными составами кисти моют водой, предварительно распустив вязку, просушивают, снова связывают и ставят щетиной вверх. После масляных или других красок на растворителях кисти отжимают (рис. 65,а), промывают растворителем и затем хранят в ваннах с зажимами (рис. 65, б) или сеткой (рис. 65, в) или в ведрах с зажимами (рис. 65, г). В ванны заливают воду так, чтобы щетина была полностью погружена.
Глава VI
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
§ 27. Свет и цвет в природе
Свет — это видимое излучение, т. е. электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом (7,5 • 1014—4,3 • 1014 Гц). Цвет — одно из свойств материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапозона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон — длины волн от 380 до 760 нм). Учение о совокупности данных физики, физиологии, психологии и других наук о цвете называется цветоведением. Цветоведение включает физическую теорию цвета, теорию цветового зрения, вопросы измерения и количественного выражения цвета (колориметрии), влияния цвета на человека, рассматриваемые с точки зрения физиологии, психологии и эстетики. Знание цветоведения — важнейшее условие правильного решения вопросов, возникающих при создании искусственной цветовой среды человека. Поток лучистой энергии, падая на поверхность, частично проникает в глубь тела и угасает по мере проникновения его в толщу, а частично отражается от поверхности. Степень угасания зависит от характеристики лучевого потока и свойств тела, в котором происходит процесс. В таком случае говорят, что поверхность поглощает лучи. В зависимости от расстояния, на которое световой луч проникает в глубь тела до полного угасания, все тела условно подразделяют на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные. Абсолютно прозрачным для всех лучей считают только вакуум. К прозрачным телам относятся воздух, вода, стекло, хрусталь, некоторые виды пластмасс. Металлы принято считать непрозрачными. Фарфор, матовое стекло — полупрозрачные тела. Отражение лучей. Луч света, падая на гладкую поверхность, отражается от нее под тем же углом, т. е. угол падения луча равен углу его отражения. По характеру отражения лучей света поверхности делят на зеркальные, глянцевые и матовые. Зеркальные поверхности отражают практически весь лучевой поток под тем же углом к поверхности, не рассеивая его. Глянцевые поверхности, например окрашенные эмалевыми красками, отражают значительную часть лучей в направлении, близком к зеркальному, несколько рассеивая их. Примером такого рода поверхностей являются поверхности, окрашенные эмалевыми красками. Матовые поверхности рассеивают лучи света в результате некоторой шероховатости (например, свежая высохшая штукатурка, стена, покрытая клеевой краской, неокрашенное дерево). Преломление света и дисперсия. Падая под углом к поверхности и переходя из одной среды в другую, луч света меняет свое первоначальное направление — преломляется. Так, проходя через стеклянную призму, луч преломляется дважды и дает на экране вместо круглого белого пятна ярко окрашенную радужную полоску, называемую спектром. Это явление получило название дисперсии (от латинского слова dispergo — разбрасываю). Исаак Ньютон в 1666 г. положил начало изучению дисперсии света. В спектре различают семь главных цветов, постепенно переходящих из одного в другой, занимая в нем участки различного размера ( 66) (см. цв. вклейку). Это объясняется тем, что цветовые лучи, входящие в состав белого цвета, неодинаково преломляются призмой. Наименьшее отклонение от первоначального направления получает красная часть спектра, наибольшее — фиолетовая, следовательно, наименьший показатель преломления у красных лучей, наибольший — у фиолетовых. Если из спектра выделить пучок лучей одного цвета, например красного, и пропустить его через вторую призму, то пучок вследствие преломления отклонится, но уже не разлагаясь на составные тона и не изменяя цвета. Цветные пучки такого рода называются однородными или монохроматическими. Мощность однородного (монохроматического) излучения измеряют в ваттах. Вышедшие из призмы цветные лучи спектра можно собрать линзой или второй призмой и получить на экране пятно белого света. Разложением пучка белого света на спектр установлено, что белый свет состоит из цветных лучей. Длина волн лучей видимого спектра различна и лежит приблизительно в пределах от 380 до 760 нм. Невидимая часть спектра — это химически активные ультрафиолетовые лучи с длиной волн менее 380 нм и тепловые — инфракрасные с длиной волн более 780 нм. Наличием невидимых лучей в солнечном свете объясняется отчасти разрушительное влияние света на пигменты и лакокрасочные покрытия. Некоторые искусственные источники света (например, ртутная лампа, богатая ультрафиолетовыми лучами) применяют для испытания пигментов на светостойкость. В зависимости от спектрального состава отражаемого лучевого потока поверхности делят на две группы: поверхности ахроматических тонов (бесцветные) и хроматические (цветные). Ахроматические и хроматические тона. Поверхности ахроматических тонов обладают свойством отражать лучевой поток одинаково всеми частями видимого света. Эти поверхности вызывают ощущение белых, черных и всех промежуточных серых тонов. Подобные отражения лучевого потока называются неизбирательными, они отличаются одно от другого коэффициентом отражения, определяющим их светлоту. Ахроматическая шкала, которой пользуются для визуального определения коэффициента отражения света поверхностью, представляет собой набор выкрасок (образцов) бесцветных тонов различной светлоты — от белого до черного. Трудно отыскать поверхности чистого ахроматического тона. Известны различные виды теплых и холодных тонов, которые условно в обиходе принято называть серыми, но в некоторых имеется примесь спектральных цветовых тонов, Поверхности хроматических тонов обладают свойством избирательного отражения лучей. В потоке отраженного света преобладают монохроматические лучи одного или нескольких видов. Такие поверхности отличаются друг от друга тремя свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Цветовой тон — основная характеристика цвета, определяемая длиной волны, которая соответствует преобладающему монохроматическому излучению. Естественным рядом цветовых тонов является спектр солнечного света. Светлотой называется ряд оттенков одного и того же цветового тона от чисто белого до чистого спектрального цвета. Оценивается коэффициентом отражения. Насыщенность определяется содержанием чистого монохроматического цвета в смешанном отраженном световом потоке. Насыщенность цвета характеризует степень разбавления спектрального цвета белым. |
§ 28. Смешение цветов
Большинство цветов, которые мы видим вокруг себя, вызывается действием на глаз сложного светового потока, состоящего из волн различной длины. Это значит, что наш глаз подвергается одновременному действию разных цветов, но мы не получаем при этом впечатления пестроты и многоцветное™. При измерении и количественном выражении цвета используют три основных цвета: красный, фиолетовый и зеленый. Тона, получаемые от смешения лучей этих цветов, охватывают практически все существующие оттенки. Существует два основных способа оптического смешения цветов: слагательное и вычитательное. Слагательное смешение цветов. На темный экран направляют одновременно три монохроматических пучка света: фиолетовый, зеленый и красный, подобрав угол отклонения пучков света так, чтобы цветные изображения частично перекрывали одно другое, а центральная часть освещалась тремя пучками света ( 67,а) (см. цв. вклейку). При этом условии участок экрана, освещенный зеленым и красным светом, покажется желтым, красным и фиолетовым — пурпурным, фиолетовым и зеленым — голубым. Средняя часть, освещенная лучами трех видов, будет белая как освещенная ахроматическим светом полного спектра. Такой вид смешения цветных пучков света называется слагательным. Используя слагательный способ смешения цветов, ахроматический белый тон можно получить и при сложении двух резко различающихся по цвету пучков света. Установлено, что существуют пары хроматических цветов, смешение которых дает ахроматический тон, так, например, красный и голубовато-зеленый; оранжевый и голубой; желтый и синий; желто-зеленый и фиолетовый; зеленый и пурпурный. Такие цвета называют взаимно дополнительными. Вычитательное смешение цветов. На пути ахроматического белого светового пучка, освещающего белый экран, одновременно ставят три светофильтра, так, чтобы они частично перекрывали один другой ( 67, б). Каждый из светофильтров пропускает лучи только одного цвета — желтые, пурпурные и голубые, поглощая основные цвета спектра — красные, фиолетовые и зеленые. На участке, защищенном желтым и голубым фильтрами, в местах, где эти фильтры взаимно перекрываются, получим зеленый цвет, так как туда не проникли фиолетовые и красные лучи. На участке, защищенном желтым (поглощает фиолетовый цвет) и пурпурным (поглощает зеленый) фильтрами, получим красный цвет и на участке, защищенном голубым и пурпурным фильтрами, поглощающими красный и зеленый цвета, — фиолетовый цвет. Середина цветовой фигуры на экране, защищенная тремя фильтрами, которые вместе поглощают все лучи спектра, будет черной. Из сказанного следует, что фильтры, пропуская часть спектральных лучей, а другую — поглощая, как бы вычитают их из белого пучка света. Такой способ получения цветов называется вычитательным. Пространственное оптическое смешение цветов происходит при наложении красок, трех спектральных тонов частыми отдельными пятнами ( 67, в). При рассмотрении рисунка уже на незначительном удалении возникает ощущение еще трех цветов — оранжевого, зеленого и фиолетового. Средняя часть, покрытая пятнами всех трех цветов, вызывает ощущение ахроматического тона. Здесь следует подчеркнуть субъективность характера смешения цвета. Этот принцип используется при создании мозаичных композиций. Если даже в условиях физического опыта результат получается относительный, то при смешении пигментных красок отклонения от идеала всегда несколько больше. Наиболее распространенный прием получения многообразия цветных окрасочных составов на основе ограниченного ассортимента пигментов — смешение красок. Образование нового цвета ( 67, г) происходит главным образом по принципу вычитательного смешения. |
§ 29. Количественная оценка цвета
Для количественной оценки цвета поверхностей рекомендуется применять следующие характеристики: цветовой тон, оцениваемый длиной волны излучения и выражаемый в нанометрах (нм); чистота цвета Р, оцениваемая степенью приближения цвета к чистому спектральному; коэффициент отражения — безразмерная величина, равная отношению потока энергии отраженной волны к потому энергии волны, падающей на рассматриваемую поверхность раздела двух сред. Первые две характеристики предусмотрены системой графического определения цвета, рассмотренной и утвержденной в 1931 г. Международной комиссией по цветоведению, которая действует и в настоящее время. Цветовой тон. На 68, а показан Международный цветовой график, на котором нанесена кривая спектральных цветов с длиной волны X = = 400...700 нм. В середине расположен белый цвет. Помимо основной кривой, которая устанавливается проведением прямой от чистого спектрального цвета к белому, на графике нанесены девять дополнительных кривых, определяющих чистоту каждого спектрального цвета. Дополнительные кривые линии имеют цифровые обозначения, по которым определяют чистоту цвета. Первая кривая, расположенная у белого цвета, обозначена 10. Это значит, что чистота спектрального цвета равна 10%. Последняя дополнительная кривая обозначена 90, значит, чистота спектральных цветов, расположенных на этой кривой, равна 90%. На графике размещены и пурпурные цвета, отсутствующие в спектре, которые являются результатом смешения спектральных фиолетового и красного цветов. Для них количественную характеристику (к) определяют длиной волны того цвета, который лежит на противоположных концах линий, проходящих через точку цветового графика Е ( 68, б) (см. цв. вклейку), но со знаком минус либо со штрихом. Чистота цвета. Для определения цвета, характеристика которого известна (например, X = 592 нм, Р = 48%), находим на кривой графика цвет, имеющий длину волны X = 592 нм, проводим прямую от найденной точки на кривой к точке £ и в месте пересечения прямой с дополнительной кривой, имеющей отметку 48, ставим точку, которая и определяет цвет, имеющий данные цифровые обозначения. Если известны значения коэффициентов по осям хну, например по оси х — 0,3 и у — 0,4, находим по оси абсцисс значение К — 0,3, по оси ординат К = 0,4. Устанавливаем, что указанным значениям коэффициентов соответствует холодный зеленый цвет с длиной волны X = 520 нм и чистотой цвета Р = 30%. С помощью графика можно определить взаимно дополнительные цвета, которые располагаются на прямой, пересекающей весь график и проходящей через точку Е. Допустим, необходимо определить дополнительный цвет к оранжевому с длиной волны Х = 600 нм. Проводя прямую от данной точки на кривой через точку Е, пересечем кривую с противоположной стороны. Место пересечения окажется на отметке 490, которая обозначает темно-голубой цвет с длиной волны X = 490 нм. Третьей количественной оценкой цвета является коэффициент отражения света поверхностями, окрашенными различными материалами. Следует учитывать, что с увеличением чистоты цвета коэффициент отражения увеличивается. Коэффициент отражения цвета (%): поверхностями, окрашенными в различные цвета: белый — 65—80, кремовый и соломенно-желтый — 55—70, желтый — 45—60, темно-зеленый — 10—30, светло-голубой —- 20—50, голубой — 10—25, темно-голубой — 5—15, черный — 3—10; отдельными видами материалов: белила цинковые чистые — 76, литопон чистый — 75, бумага слегка желтоватая — 67, известь гашеная — 66,5; поверхностями, оклеенными обоями: светло-серыми, песочными, желтыми, розовыми, бледно-голубыми — 45—65, темными различных цветов — 45. |
§ 30. Цвет в лакокрасочных покрытиях
Для малярных работ применяют высокодисперсные вещества — пигменты, не растворимые в воде и пленкообразующем. Все пигменты делят на две группы — ахроматические и хроматические. Ахроматические пигменты подразделяют на белые, черные и промежуточные серые. Хроматические пигменты так же, как и цвета спектра, характеризуются тремя свойствами: цветовым тоном — способностью пигментов к избирательному поглощению цветовых излучений с различной длиной волн; светлотой, определяемой степенью отражения света, падающего на цветную поверхность; насыщенностью или чистотой цвета пигмента, устанавливаемой сравнением с ахроматическим тоном, равным ему по светлоте. Цветовой круг для смешения красок. При смешении красок, применяемых при приготовлении малярных окрасочных составов (колеров), пользуются цветовым кругом, в котором три основных цвета — красный, желтый и синий — расположены в вершинах треугольника, обведенного жирной линией ( 69) (см. цв. вклейку). Внутри цветового круга расположен ахроматический круг соответствующей светлоты. В цветовом круге между основными цветами располагают промежуточные, которые могут быть получены в результате смешения основных: оранжевый от смешения красного и желтого, зеленый — желтого и синего, фиолетовый — синего и красного. Полученные три цвета, объединенные треугольником из пунктирных линий, называют составными. Между основными и составными цветами можно разместить еще некоторое число смешанных, которые получаются в результате смешения- рядом стоящих цветовых тонов. Между желтым и зеленым расположится желто-зеленый, зеленым и синим — сине-зеленый, синим и фиолетовым — сине-фиолетовый, фиолетовым и красным — красно-фиолетовый. В результате смешения трех основных цветовых тонов — красного, желтого и синего — получится круг из 12 цветовых тонов. При дальнейшем смешении можно составить цветовой круг из 24 цветовых тонов и более. Если отсутствует один из основных цветов, например красный, приготовление двух третей окрасочных составов, расположенных влево и вправо от красного цвета, невозможно. При приготовлении колеров необходимо знать, что пигменты отклоняются по чистоте тона от спектральных цветов, поэтому и результаты смешения будут зависеть от чистоты и цветового тона используемых пигментов. Так, при смешении крона лимонного с синим ультрамарином получится зелень тусклого грязноватого цвета. Недостаточно яркая зелень получается, если лазурь смешать вместо крона лимонного с кроном желтым. Только пигменты, обладающие достаточной чистотой и определенным цветовым тоном — желтым (крон лимонный), голубовато-синим (лазурь) и красным (пигмент красный), — позволяют подбирать кодеры разнообразных цветов, дающих при смешении промежуточные цвета с достаточной чистотой тона. Разбелы и затемнения. При окраске зданий редко применяют так называемые цельные колеры, в которых использована только хроматическая гамма цветных пигментов. Обычно пользуются светлыми колерами, разбеленными при водных окрасках мелом, известью, иногда каолином, а при неводных — смешанными с различными белилами (цинковыми, титановыми, литопонными). Применение светлых разбеленных окрасочных составов объясняется несколькими причинами. Чем светлее поверхности, тем больше они отражают света, следовательно, больше освещенность помещений. Поверхности, окрашенные разбеленными составами, создают сочетания спокойных гармоничных цветов, не утомляющих зрение. Не все пигменты в одинаковой степени сохраняют свой цветовой тон при разбелах. Например, лазурь сохраняет свой цветовой оттенок при разбелах 1 : 1023, 1 : 2047 и даже выше. Охра же становится малозаметной при разбеле 1:15. Приготовляя колер, не всегда прибегают к разбеливанию его. Иногда колер нужно затемнить, т. е. добавить черные пигменты. Для получения коричневого цвета различных оттенков к сурику железному или мумии добавляют сажу или перекись марганца. Эти же пигменты добавляют и к охре для получения желтого колера с зеленоватым оттенком. |
§ 31. Восприятие цвета
Лучистая энергия воспринимается в виде света и цвета, характер этого восприятия зависит от особенностей человеческого глаза. Глаз может реагировать на световые раздражители различной мощности. Кроме того, глаз обладает спектральной чувствительностью. Монохроматические излучения различной длины волны воспринимаются как различные цвета, чувствительность глаза к ним неодинакова. Максимальную чувствительность глаз имеет к желто-зеленым излучениям длиной волны А,= 555 нм. При изменении длины волны чувствительность глаза снижается по мере приближения к границам видимого спектра. Ультрафиолетовые и инфракрасные волны глазом не воспринимаются. Особенности зрительного органа играют большую роль в вопросах цвета. Поэтому зависимость цвета от источников света должна быть рассмотрена с точки зрения физической и физиологической. Наиболее правильное представление о цвете поверхности возникает при солнечном освещении в полдень, когда солнечный свет содержит видимые волны всех длин, распределенные равномерно. Свет лампы накаливания содержит волны всех длин, но преобладают желтые и красные. При освещении поверхностей источниками света с непрерывными спектрами видны все цвета и искажения сводятся к изменению яркостей. Синий цвет кажется в свете лампы накаливания темнее, красный — светлее, ярче. Линейный спектр газосветных ламп делает невидимыми некоторые цвета или сильно искажает их. Натриевая лампа излучает только желтый свет, ртутная — фиолетовый, синий, зеленый, желтый. Поэтому в свете натриевой лампы все цвета, кроме желтого, кажутся серыми, в свете ртутных ламп усиливается звучание синих и зеленых цветов, красные же и оранжевые кажутся черными и темно-серыми. Лампы дневного спектра имеют линейный спектр, и некоторые из них испускают лучи почти всех длин в более или менее равномерном количестве. Такие лампы дают верную цветопередачу, подобную той, которая бывает при солнечном освещении. Цвет поверхности зависит от чувствительности глаза и изменений ее — адаптации. Адаптация (приспособление) — изменение чувствительности глаза, приспособление его к различным степеням яркости раздражителя. Существуют адаптация световая и темновая. Первая бывает при переходе от темноты к свету, от меньшей яркости к большей; вторая, наоборот, — от большей яркости к меньшей. Глаз адаптирует как к белому, так и к монохроматическому свету. В помещении, освещенном зеленым светом, белые поверхности воспринимаются зелеными лишь некоторое время, пока не снизится чувствительность глаза к зеле Наши рекомендации
|