Б1.Б.1 Экономика общественного сектора
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 3. Место общественного сектора хозяйства в удовлетворении потребностей граждан и государственных структур
1. Виды потребления: личное, производительное, общественное. Специфическая особенность общественного потребления.
2. Необходимость выделения из общественного производства Ш подразделения, в котором создается всё для нужд общественного потребления. Отрасли, входящие в Ш подразделение.
3. Трёхсекторная модель общественного производства.
4. Условия суженного, простого и расширенного воспроизводства.
5. Экономический рост общественного сектора хозяйства и его типы: экстенсивный, интенсивный.
Тема 4. Закономерности развития общественного сектор хозяйства
1. Увеличение удельного веса общественного сектора хозяйства – закономерность вызванная последовательностью перемещения доминантных свойств между факторами производства.
2. Рост общественного сектора хозяйства и тенденция к развитию социально-ориентированных рыночных отношений - постоянно-повторяющаяся, устойчивая причинно- следственная связь.
3. Причина дифференциации мирового сообщества на, так называемый, золотой миллиард и прочее население земли – следствие количественных и качественных различий общественного сектора хозяйства различных стран.
4. Наличие или отсутствие современного предпринимательства на основе новых и информационных технологий – критериальная причина дифференциации стран мирового сообщества по уровню социализации общественного отношений
Тема 5. Роль НТП и НТР в развитии общественного сектора хозяйства
- Становление и развёртывание циклов «исследование – производство» как причины НТП и НТР
- Классификация циклов по принципу:
1. вызывающие НТП:
- в I подразделении (циклы класса «А»);
- во П – (циклы класса «Б»);
- в Ш – общественном секторе хозяйства (циклы класса «В»);
2. вызывающие НТР во всех трёх подразделениях общественного производства одновременно, в том числе и общественном секторе хозяйства (циклы класса «Г»)
3. Совокупный цикл «исследование-производство»
Тема 6. Принципы регулирования совокупного цикла «исследование – производство» для достижения целей, поставленных перед общественным сектором хозяйства
Цели и методы изменения структуры совокупного цикла «исследование – производства»:
- оптимизация соотношения между сферами предпрозводственной, производства, применения новой техники и технологий;
- установление темпов роста Ш подразделения, определяющих развитие общественного сектора хозяйства – материальной основы социального прогресса;
- подчинение социальному прогрессу пропорций между циклами классов «А», «Б», «В», «Г» в совокупном цикле «исследование – производство».
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ДВ.2.1 «Экономика общественного сектора», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1 Основы организации экономики общественного сектора. | Тестовые задания, эссе |
Тема 2 Бюджетная система и бюджетные отношения | Тестовые задания, эссе, практические зачади |
Тема 3 Современные методы и инструменты государственного регулирования экономики | Тестовые задания, эссе |
Тема 4 Государственный сектор: вопросы эффективности | Тестовые задания, реферат |
4.1.2. Зачет проводится с применением следующих методов (средств): в форме устного опроса. Для проведения зачёта разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и ситуационные задания.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся
Типовые оценочные материалы по теме 1
Примерные темы для написания эссе
1. Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).
2. Функции общественного сектора в современной экономике и их изменение по мере изменения субординации факторов производства.
3. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий.
4. Государственное регулирование внешних эффектов.
5. Образование как общественное благо, создаваемое общественным сектором хозяйства.
6. Государственная политика в области образования как следствие сложившей субординации факторов производства.
7. Отличительные особенности производства смешанных общественных благ в современной экономической системе.
8. Принцип Парето-эффективности и функционирование общественного сектора.
9. Тенденции развития общественного сектора. Зокон-тенденция опережающего роста общественного сектора хозяйства.
10. Перераспределение в экономике России как следствие соблюдения принципов: равенство и справедливость .
Практические задачи
Задача 1.
Пусть экономика состоит из двух индивидов, потребляющих два блага (X и Y). Индивид 1 изначально обладает благом X в количестве Х1 = 30 единиц и благом Y в количестве Y1 = 120 единиц. Индивид 2 изначально обладает благом X в количестве Х2 = 180 единиц и благом Y в количестве Y2 = 90 единиц. Их функции полезности U1 = X1Y1 и U2 = X2Y2, соответственно.
а) Нарисуйте коробку Эджуорта, отвечающую этой экономике.
б) Каковы уравнения кривых безразличия, проходящих через точку изначального размещения благ между индивидами? Изобразите их в коробке Эджуорта.
в) Заштрихуйте область, представляющую Парето улучшение по отношению к изначальному размещению благ между индивидами.
г) Каково уравнение контрактной кривой в данной экономике? Изобразите ее в коробке Эджуорта.
д) Определите две крайние точки на контрактной кривой, ограничивающие ядро экономики обмена (выразите их координаты через значения X1 и Y1). Нанесите эти точки на рисунок.
е) Предположим, что некий «секретарь рынка» объявил цены благ. Px = 1 денежной единице (д.е.), Py = 2 д. е. Более того, он изъял блага у каждого индивида и заменил их деньгами. Затем «секретарь рынка» предложил каждому заказать у него такое количество благ, которое максимизирует его полезность при данном бюджетном ограничении.
1) Какое количество благ X и Y закажут индивиды 1 и 2? Сможет ли «секретарь рынка» удовлетворить их заявки? Будет ли заказанная комбинация благ эффективной? Нанесите точки, соответствующие заказанным комбинациям благ, на рисунок.
2) «Секретарь рынка» поднял Px до 2 д. е., при том что оставил индивидам прежнее количество денег. Сможет ли он теперь удовлетворить заявки? Будет ли финальное размещение благ эффективным и если да, то почему? Нанесите точку, отвечающую финальному размещению благ, на рисунок.
3) Будет ли переход из изначального состояния в финальное парето-улучшением? Если да, то подсчитайте выигрыш каждого из индивидов.
Задача 2
В экономике производятся два блага X и Y с помощью капитала (K) и труда (L). Общее располагаемое количество капитала и труда 60L и 70K. Описывающие производственный процесс изокванты представлены как X1, X2, X3и Y1, Y2, Y3(Таблица).
Таблица
Изокванты X | Изокванты Y | |||||||||||
X1, | X2 | X3 | Y1 | Y2 | Y3 | |||||||
LX | KX | LX | KX | LX | KX | LY | KY | LY | KY | LY | KY | |
1. Используйте содержащуюся в таблице информацию для построения коробки Эджуорта для благ X и Y и соответствующих данным таблицы изоквант.Обозначьте точки касания изоквант X1и Y3, X2 и Y2, X3и Y1как A, B и C, соответственно.
2. На основе данных таблицы определите точку (назовем ее I), в которой пересекаются изокванты X1 и Y1.
а) Объясните, почему точка I не является точкой оптимума. Что позволяет говорить о точках касания изоквант X и Y как точках оптимума?
б) Известны координаты двух точек касательной к изоквантам X2и Y2 ,проходящей через точку их касания друг с другом(25KX, 55LX и 22,5KY, 50LY). Рассчитайте MRTSL,K в точке касания между двумя изоквантами.
3.Постройте контрактную кривую для производства в коробке Эджуорта на основе имеющейся информации.
4. Даны следующие значения изоквант для благ X и Y в точках производственных оптимумов: X1 = 40, X2 = 100, X3 = 120и Y1 = 30, Y2 = 60, Y3 = 90.
а)Постройте по этим точкам кривую трансформации (границу производственных возможностей), которая отвечает построенной при ответе на вопрос 3контрактной кривой. Объясните, что представляет собой кривая трансформации?
б)Перенесите точки A, B, С и I на рисунок с кривой трансформации (обозначьте их как A¢, B¢, С¢ и I¢) и объясните, что означает нахождение в точке I¢?
в) Будет ли переход из точки I¢ в точку С¢ парето-улучшением? Является ли парето-улучшением переход из точки С¢ в точку В¢? Прокомментируйте ответы.
г)Продлите кривую трансформациидо соединения ее с осью OX в точке Т, где X = 125и с осью OYв точке Т¢, где Y = 100.Предположим, что на отрезке АТ¢ расположена некая точка F. Будет ли перемещение в нее из точки I¢ парето-улучшением?. Прокомментируйте ответ.
д)Представьте, что рассматриваемая здесь экономика – «экономика Робинзона» и что кривая трансформация в ней представлена прямой, соединяющей точки Т и Т’. Какой должно быть значение MRSXY для Робинзона, если достигается общая парето-эффективность?
5.Предположим, что «вальрасовский аукционист» назначил в «экономике Робинзона» цены благ: РХ = 5д.е., а РY = 4д.е. Обеспечат ли они парето-эффективность? Если нет, то подскажите, какую цену на благо X следует назначить «аукционисту» для достижения парето-эффективности в «экономике Робинзона» при условии, что цена блага Y не меняется ?
Задача 3
Робинзон Крузо производит два блага - X и Y.Производственная функция для благаХ = LX0,5,а для благаY =LY0,5.Общее количество труда, которым располагает Робинзон, равно32часов. Его функция полезности U = X0,5Y0,5.
Каковы будут:
1. Оптимальные количества благ X и Yиоптимальное размещение труда между их выпуском;
2. Представьте полученные результаты графически. Определите, сколько бы единиц блага X смог произвести Робинзон, если бы он использовал на его выпуск весь располагаемый ресурс? Рассчитайте аналогичную величину и для блага Y (подсказка: используйте построение с четырьмя квадрантами, где в I квадранте строится граница производственных возможностей Робинзона и наносится его точка оптимума,авоII и IV - производственные функции для Y и Х, соответственно).
Примерные темы для написания эссе
1. Бедность в странах с различным уровнем экономического развития, связанного с различиями в субординации факторов производства.
2. Социальная политика в развитых странах и России.
3. Теоретические подходы к анализу общественного благосостояния. Функция общественного благосостояния.
4. Основные направления использования принципа «второго лучшего» в общественном секторе.
5. Ограниченность общественных альтернатив, вызванная количеством возможных субординаций факторов производства.
6. Принцип простого большинства: преимущества и недостатки
7. Теорема Эрроу о невозможности и ее роль для теории общественного выбора.
8. Цели и методы манипулирования результатами голосования.
9. Роли и интересы индивидов в системе политических интересов государства.
10. Группы специальных интересов. Причины формирования и способы действия.
Примерные темы для написания эссе
1. Практика лоббирования в разных странах.
2. Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка.
3. Стимулирующие и дестимулирующие эффекты налогообложения.
4. Оценка налоговой системы одной из развитых стран в соответствии с критериями оптимизации.
5. Оценка налоговой системы России в соответствии с критериями оптимизации.
6. Налоги и рынок труда.
7. Эквивалентные налоги.
8. Последствия налогообложения для монополий.
9. Регулирование конкурентного рынка посредством налогообложения.
10. Воздействие налогов на поведение потребителей.
11. Измерение воздействия налогообложения на предложение труда.
12. Оптимизация налогообложения. Правила Рамсея и Корлетта-Хейга.
13. Гармонизация налогов в ЕС.
14. Воздействие процессов глобализации и коммуникационных сетей (интернет) на налогообложение.
15. Общественные расходы в современной экономической системе
Задача
В экономике производятся два блага X и Y с помощью капитала (K) и труда (L). Общее располагаемое количество капитала и труда 60L и 70K. Описывающие производственный процесс изокванты представлены как X1, X2, X3и Y1, Y2, Y3(Таблица).
Таблица
Изокванты X | Изокванты Y | |||||||||||
X1, | X2 | X3 | Y1 | Y2 | Y3 | |||||||
LX | KX | LX | KX | LX | KX | LY | KY | LY | KY | LY | KY | |
1. Используйте содержащуюся в таблице информацию для построения коробки Эджуорта для благ X и Y и соответствующих данным таблицы изоквант.Обозначьте точки касания изоквант X1и Y3, X2 и Y2, X3и Y1как A, B и C, соответственно.
2. На основе данных таблицы определите точку (назовем ее I), в которой пересекаются изокванты X1 и Y1.
а) Объясните, почему точка I не является точкой оптимума. Что позволяет говорить о точках касания изоквант X и Y как точках оптимума?
б) Известны координаты двух точек касательной к изоквантам X2и Y2 ,проходящей через точку их касания друг с другом(25KX, 55LX и 22,5KY, 50LY). Рассчитайте MRTSL,K в точке касания между двумя изоквантами.
3.Постройте контрактную кривую для производства в коробке Эджуорта на основе имеющейся информации.
4. Даны следующие значения изоквант для благ X и Y в точках производственных оптимумов: X1 = 40, X2 = 100, X3 = 120и Y1 = 30, Y2 = 60, Y3 = 90.
а)Постройте по этим точкам кривую трансформации (границу производственных возможностей), которая отвечает построенной при ответе на вопрос 3контрактной кривой. Объясните, что представляет собой кривая трансформации?
б)Перенесите точки A, B, С и I на рисунок с кривой трансформации (обозначьте их как A¢, B¢, С¢ и I¢) и объясните, что означает нахождение в точке I¢?
в) Будет ли переход из точки I¢ в точку С¢ парето-улучшением? Является ли парето-улучшением переход из точки С¢ в точку В¢? Прокомментируйте ответы.
г)Продлите кривую трансформациидо соединения ее с осью OX в точке Т, где X = 125и с осью OYв точке Т¢, где Y = 100.Предположим, что на отрезке АТ¢ расположена некая точка F. Будет ли перемещение в нее из точки I¢ парето-улучшением?. Прокомментируйте ответ.
д)Представьте, что рассматриваемая здесь экономика – «экономика Робинзона» и что кривая трансформация в ней представлена прямой, соединяющей точки Т и Т’. Какой должно быть значение MRSXY для Робинзона, если достигается общая парето-эффективность?
5.Предположим, что «вальрасовский аукционист» назначил в «экономике Робинзона» цены благ: РХ = 5д.е., а РY = 4д.е. Обеспечат ли они парето-эффективность? Если нет, то подскажите, какую цену на благо X следует назначить «аукционисту» для достижения парето-эффективности в «экономике Робинзона» при условии, что цена блага Y не меняется?
Задача
Робинзон Крузо производит два блага - X и Y.Производственная функция для благаХ = LX0,5,а для благаY =LY0,5.Общее количество труда, которым располагает Робинзон, равно32часов. Его функция полезности U = X0,5Y0,5.
Каковы будут:
1. Оптимальные количества благ X и Yиоптимальное размещение труда между их выпуском;
2. Представьте полученные результаты графически. Определите, сколько бы единиц блага X смог произвести Робинзон, если бы он использовал на его выпуск весь располагаемый ресурс? Рассчитайте аналогичную величину и для блага Y (подсказка: используйте построение с четырьмя квадрантами, где в I квадранте строится граница производственных возможностей Робинзона и наносится его точка оптимума,авоII и IV - производственные функции для Y и Х, соответственно).
Темы рефератов
1. Общественные расходы в современной экономической системе.
2. Искажающее действие общественных расходов.
3. Необходим ли бюджет развития?
4. Современные системы общественного страхования.
5. Анализ невозможности частного страхования социальных рисков на примере страхования от безработицы.
6. Виды пенсионных схем и участие в них государства.
7. «Пенсионный кризис» и пути его преодоления на примере развитых стран
8. Проблемы адресной направленности социальной помощи.
9. Категориальные выплаты: преимущества и недостатки.
10. Анализ эффективности мер социальной помощи. Возможные «провалы» и «утечки», искажающие и демотивирующие эффекты.
11. Финансирование или производство в общественном секторе?
12. Приватизация и огосударствление как инструменты управления государственной собственностью в рыночной экономике.
13. Роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ.
14. Использование контрактации и создание квази-рынков для повышения эффективности функционирования общественного сектора.
15. Политика государственных инвестиций в России.
16. Метод «затраты – эффективность» и «затраты – выгода» и их применение при оценке издержек и результатов в общественном секторе
17. Метод «затраты – полезность» и его использование в сферах образования и здравоохранения.
18. Бюджетный федерализм. Второе поколение.
19. Эффективность бюджетной децентрализации.
20. Гипотеза Тибу.
21. Межбюджетные отношения в России.
22. Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на экономику страны.
23. Государственный долг как инструмент финансовой политики государства.
Шкалы оценивания
Типовые оценочные средства
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет и метод общественного сектора хозяйства и его задачи. Место данной дисциплины в системе экономических наук и учебных курсов.
2. Цели и методы изменения структуры совокупного цикла «исследование-производства.
3. Методология исследования общественного сектора хозяйства.
4. Принцип оптимизации соотношения между сферами предпроизводственной, производства, применения новой техники и технологий.
5. Необходимость учёта культурно-исторических особенностей формирования и развития общественного сектора хозяйства России.
6. Установление темпов роста Ш подразделения как определяющий критерий общественного сектора хозяйства – материальной основы социального прогресса.
7. Виды потребления: личное, производительное, общественное. Специфическая особенность общественного потребления.
8. Принцип подчинения общественного сектора хозяйства социальному прогрессу; совершенствование пропорций между циклами классов «А», «Б», «В», «Г» в совокупном цикле «исследование – производство».
9. Необходимость выделения из общественного производства Ш подразделения в котором создается всё для нужд общественного потребления. Отрасли, входящие в Ш подразделение.
10. Территориальное общественное самоуправление как самоорганизация граждан по месту жительства.
11. Трехсекторная модель общественного производства. Условия суженного, простого и расширенного воспроизводства.
12. Проблемы городского самоуправления в России.
13. Экономический рост общественного сектора хозяйства и его типы: экстенсивный, интенсивный.
14. Малый, средний, венчурный бизнес и их роль в развертывании общественного секторы экономики.
15. Увеличение удельного веса общественного сектора хозяйства – закономерность вызванная последовательностью перемещения доминантных свойств между факторами производства.
16. Роль приватизации и огосударствления в общественном секторе экономики.
17. Рост общественного сектора хозяйства и тенденция к развитию социально-ориентированных рыночных отношений – постоянно-повторяющаяся, устойчивая причинно-следственная связь.
18. НТП и НТР и их роль в прогрессивных изменениях общественного производства.
19. Причина дифференциации мирового сообщества на, так называемый, золотой миллиард и прочее население земли – следствие количественных и качественных различий общественного сектора хозяйства различных стран.
20. НТП и НТР и их роль в развитии общественного сектора экономики.
21. Наличие или отсутствие современного предпринимательства на основе новых и информационных технологий – критериальная причина дифференциации стран мирового сообщества по уровню развития общественного сектора хозяйства и социализации общественных отношений.
22. Роль предпринимательства в становлении и развитии общественного сектора экономики.
23. Становление и развертывание циклов «исследование – производство» как причины НТП и НТР.
24. Понятие доминантного товара. Доминантный товар современных рыночных отношений.
25. Классификация циклов «исследование – производство» (А, Б, В) на основе обеспечения НТП в соответствующих подразделениях (1, П, III – общественном секторе хозяйства).
26. Соотношение денег и полезности доминантного товара социально-рыночных отношений и его влияние на общественный сектор экономики.
27. Циклы «исследование – производство», вызывающие НТР во всех трех подразделениях общественного производства одновременно, в том числе и в общественном секторе хозяйства (циклы класса «Г»).
28. Становление и развитие местного самоуправления в сельских поселениях.
29. Совокупный цикл «исследование – производство»
30. Место общественного сектора экономики в современном рыночном хозяйстве
В качестве практических заданий на зачете используются средства аналогичные средствам, применяемым в ходе текущего контроля.
Шкала оценивания
За ответ при сдаче зачета студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.
№ п/п | Уровень ответа на зачете | Начисляемые баллы |
1. | Отлично (полный ответ на вопрос из списка) | 40 баллов |
2. | Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 30 баллов |
3. | Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 20 баллов |
4. | Неудовлетворительно (неправильный ответ) | 0 баллов |
Оценка, получаемая студентом при сдаче зачете, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на зачете, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на зачете, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения
№ п/п | Общая сумма баллов | Итоговая оценка |
Форма итогового контроля – экзамен | ||
1. | От 85 до100 баллов | Отлично |
2. | От 70 до 84 баллов | Хорошо |
3. | От 55 до 69 баллов | Удовлетворительно |
4. | От 0 до 54 баллов | Неудовлетворительно |
Методические материалы
Зачет проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из теоретического вопроса, ситуационного задания.
Устные зачеты могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме зачета студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Устный зачет должен проводиться без билетов, ответы студентов оцениваются по двухбалльной системе: "зачтено" — "не зачтено". Студент должен знать, что требования к ответу на зачете такие же высокие, как и на экзамене. Отличие может проявиться лишь в объеме изучаемого студентом материала и допустимыми рамками, в пределах которых преподаватель может положительно оценивать результат собеседования. Зачеты принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
В ходе изучения дисциплины студентам предлагается:
1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях;
2. В рамках практических занятий – принимать участие в дискуссии, опросе;
3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. В рамках самостоятельной работы – готовить доклады, рефераты, эссе на заданную тематику;
Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины Б1.В.ДВ.2.1 «Экономика общественного сектора» предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение контрольных работ, участие в дискуссии, деловых играх, ситуациях (мини-кейсах), выполнение практических заданий.
Дисциплина Б1.В.ДВ.2.1 «Экономика общественного сектора» разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студентов: посещение лекций, семинарских занятий, устный опрос, тестирование, написание эссе, рефератов, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.
Дисциплина состоит из тем, которые разбиты на отдельные вопросы, представляющие собой логически завершенные блоки и являющиеся комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, написание реферата.
При самостоятельной подготовке к занятиям студенту необходимо:
- изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);
- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
- выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;
- составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1. Балтина А.М. Финансы общественного сектора экономики Учеб. пособие. Оренбург: ОГУ, 2014 —- 164 с.
2. Бугаян И.Р. Философия хозяйства: соотношение и мера форм занятости незанятости российских этносов – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2011. С. 192.
6.2. Дополнительная литература.
1. Connolly S., Munro A. Economics of the Public Sector. Prentice Hall Europe, 1999.
2. Myles G.D. Public Economics. Oxford University Press, 1995.
3. Бугаян И.Р. Современное предпринимательство и менеджмент: соотношение и мера: Монография. Изд. 2-е доп. – Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХ и ГС, 2013.- 228 с.
4. Бугаян И.Р. Общественный сектор хозяйства: мир и Россия (философско-хозяйственный аспект): Монография. Ростов н/Д.: Редакционно-издательский центр ЮРИФ РАНХ и ГС, 2015. - 139 с.
5. Экономика общественного сектора: учебник для вузов / под ред. Л.И. Якобсона, М.Г. Колосницыной. - 3-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2014.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы..
1. Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public Finance in Theory and Practice, fifth edition, McGraw-Hill, 1989.
2. Laffont J-J. Fundamentals of Public Economics. The MIT Press, Cambridge, Massachusetts and London, 1988.
3. Gravelle H., Rees R. Microeconomics. 2nd ed. London and N-Y: Longman, 1992.
4. Kreps D.M. A Course in Microeconomic Theory. Harvester Wheatsheaf,1990.