Формирование единого экономического пространства России
Важным условием жизнеспособности и эффективности экономики страны служит наличие единого экономического пространства. Для его формирования, поддержания и развития центральные и региональные органы власти призваны проводить комплекс мер, обеспечивающих сохранение внутреннего рынка, общей денежно-кредитной системы страны, единых ключевых инфраструктурных сетей. К ним относятся системы энергетики, транспорта, связи. Важными проблемами формирования единого экономического пространства России являются преодоление финансового кризиса экономики, стабилизация денежно-кредитной системы, обеспечение устойчивости национальной валюты. Особое значение также приобретают формирование и развитие рынка труда и межрегиональное регулирование занятости. Решение данной задачи требует преодоления влияния таких факторов риска, которые связаны с особенностями воспроизводства и структуры населения в регионах, узкой специализацией производства, высокой долей оборонной промышленности в структуре экономики, разреженностью сети поселений, низкой транспортной доступностью, и других.
Формирование единого пространства общероссийского рынка должно реализовать следующие принципы:
- должна обеспечиваться свобода экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями;
- необходимо свободное движение товаров, капиталов, труда между регионами России; снятие ограничений прав человека на выбор места жительства, вида деятельности;
-товарно-денежная форма обмена должна быть приоритетной в сравнениис натуральной (бартерной);
- следует отказаться от приоритета двусторонней сбалансированности в международном обмене.
Лекция 10
Тема: Система управления финансовыми ресурсами регионов
1. Финансовые ресурсы регионов.
2. Региональный бюджет РФ
3.Система управления финансами.
Основная литература
Финансовые ресурсы регионов
Финансовой базой региональных структур власти являются региональные бюджеты, экономическая сущность которых проявляется в их назначении. Бюджеты регионов выполняют такие важные функции, как формирование денежных фондов, распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства, контроль за финансово- хозяйственной деятельностью предприятий, организаций учреждений. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных регулирующих источников доходов.
В число этих доходов входят: процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов в процессе исполнения бюджета. Федеральный бюджет утверждается по расходам и по доходам исходя из прогнозируемого объема ВВП и уровня инфляции и он формируется за счет:
- связанных инвестиционных иностранных кредитов, получаемых под гарантии Правительства;
- налоговых доходов федерального бюджета (за исключением земельного налога).
Ключом к стабилизации социально-экономического положения в России и в ее регионах по праву считается принятие в июле 1998г. Бюджетного кодекса Российской Федерации. Он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы бюджетной сферы, порядок регулирования межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ.
Все средства бюджета направляются:
- на финансирование экспортно - ориентированных и импортозаменяющих инвестиционных проектов и других инвестиционных проектов российских организаций.
- на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов. - на реализацию инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности.
- на формирование резервного фонда бюджетного фонда бюджета развития РФ под ранее предоставленные государственные гарантии.
В Бюджетном кодексе четко определяются правовые основы, порядок функционирования бюджетной системы регионов- субъектов Российской Федерации.
Бюджетная система РФ, согласно бюджетному кодексу состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень -федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень – местные бюджеты.
2. Региональный бюджет РФ.
Региональный бюджет- это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящиеся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.
Рассматривая налоговую часть доходов бюджета субъектов РФ, остановимся на неналоговых доходах, которые включают:
- доходы от использования имущества, находящегося в региональной государственной собственности;
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ;
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти регионов, а также бюджетными учреждениями, находившимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ;
Рассматривая налоговую часть доходов бюджета субъектов РФ, остановимся на неналоговых доходах, которые включают:
- доходы от использования имущества, находящегося в региональной государственной собственности;
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ;
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти регионов, а также бюджетными учреждениями, находившимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ;
Часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законом субъектов РФ.
Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов могу быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично- в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъекта РФ на срок не менее трех лет.
средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в порядке возмещения вреда, причиненного субъектам РФ;
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджета федерального уровня;
Расходы региональных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы- часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть оформлен бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов- часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование.
- Проведение в пределах своей компетенции ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использованием внебюджетных средств, доходов от имущества ( включая ценные бумаги), находящегося в федеральной собственности;
- проведение документальных проверок финансово- хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
Проведение в пределах своей компетенции ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использованием внебюджетных средств, доходов от имущества ( включая ценные бумаги), находящегося в федеральной собственности;
- проведение документальных проверок финансово- хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
В соответствии с поручениями Минфина РФ осуществление контроля за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе); - участие в разработке проектов нормативно правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления; - анализ практики применения законодательства по вопросам относящимся к компетенции управления, предоставления в установленном порядке предложений по совершенствованию этого законодательства;
- Осуществление в необходимых случаях контроля за своевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово- хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций; - координация своей деятельности с деятельностью других органов финансового контроля в целях устранения параллелизма и дублирования в проведении ревизий и проверок, обеспечения их комплексности и периодичности;
Соблюдение режима секретности проводимых Управлением работ, в том числе при обработке с использованием технических средств и документов, составляющих государственную тайну.
Региональное контрольно – ревизионное управление возглавляет руководитель, назначенный на должность и освобожденный от должности Минфином РФ. Контроль за деятельностью управления осуществляет Минфин РФ, а финансируется за счет средств федерального бюджета.