I. общее ознакомление с библиотекой
История, задачи, структура и основные показатели работы библиотеки. Материально-техническая база библиотек.
Функции различных отделов библиотеки.
Система фондов и каталогов библиотеки. Нормы на основные процессы работы с фондами. Знакомство с АРМ комплектатора.
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Анализ состава и функций фонда библиотеки.
2. Освоение технологии формирования фонда (моделирование, комплектование, учет, обработка документов, способы расстановки фонда, размещение фонда).
3. Изучение работы библиотеки по сохранности фонда.
4. Знакомство с автоматизированной технологией формирования библиотечного фонда.
ЗАДАНИЯ ПО БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДАМ:
1.1. Изучить состав и назначение библиотечного фонда. Показать тематический потенциал фонда, видовой и типологический состав, хронологический аспект фонда, его целевую направленность.
1.2. Ознакомится с содержанием и интенсивностью динамики библиотечного фонда, его использованием пользователями библиотеки.
2.1. Принять участие в комплектовании фонда библиотеки:
2.11. определить направленность комплектования с учетом модели фонда;
2.12. выявить, в каких источниках библиотека приобретает документы (книжные магазины, дар, обязательный экземпляр и др.);
2.13. ознакомиться с технологией заказа документов.
3. Познакомиться с учетными документами, используемыми в библиотеке.
4. Провести фондовую обработку документов.
5. Ознакомиться с размещением фонда в библиотеке. Изучить способы расстановки различных документов в библиотеке. Выявить особенности размещения фонда в условиях открытого доступа пользователей к нему.
6. Изучить систему обеспечения сохранности фонда в библиотеке.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетные единицы в 6 семестре (2 недели).
Основным содержанием производственной практики, проводимой в VI семестре, является работа с библиотечным фондом.
Распределение времени на прохождение производственной практики:
V. Общее ознакомление с работой библиотеки – I день
VI. Обслуживание пользователей – 2 дня
VII. Работа в отделе комплектования и обработки – 3 дня
VIII. Подведение итогов практики и ее защита – I день.
Всего – 7 дней
Ежедневное рабочее время практиканта определяется спецификой выполняемых заданий и производственной необходимостью библиотеки. Конкретные задания, выполняемые практикантом, определяются непосредственно руководителем практики.
Производственная практика заканчивается защитой, на которую студент должен представить дневник прохождения производственной практики и отчет о проделанной работе (см.приложения № 1,2).
Для подведения итогов проведения практики создается комиссия в составе директора библиотеки или другого лица, ответственного за прохождение практики, заведующих отделами библиотеки, в которых студенты проходили практику, а также руководителя практики от института.
ЗАДАНИЯ ПО БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДАМ
1.1. Изучить состав и назначение библиотечного фонда. Показать тематический потенциал фонда, видовой и типологический состав, хронологический аспект фонда, его целевую направленность.
1.2. Ознакомится с содержанием и интенсивностью динамики библиотечного фонда, его использованием пользователями библиотеки.
1.3. Принять участие в комплектовании фонда библиотеки:
- определить направленность комплектования с учетом модели фонда;
- выявить, в каких источниках библиотека приобретает документы (книжные магазины, дар, обязательный экземпляр и др.);
- ознакомиться с технологией заказа документов.
1.3. Познакомиться с учетными документами, используемыми в библиотеке.
1.4. Ознакомиться с размещением фонда в библиотеке. Изучить способы расстановки различных документов в библиотеке. Выявить особенности размещения фонда в условиях открытого доступа пользователей к нему.
1.5. Изучить систему обеспечения сохранности фонда в библиотеке.
Контрольные вопросы для проведения аттестации по итогам производственной практики
1. Библиотечный фонд как система.
2. Социальные функции библиотечного фонда.
3. Источники и способы документоснабжения.
4. Задачи и методы изучения, состава и использования библиотечного фонда.
5. Статистический анализ состава и использования библиотечного фонда, его методика.
6. Математическая модель библиотечного фонда.
7. Теория ядра библиотечного фонда. Особенности ядра в массовых и научных библиотеках.
8. Факторы, влияющие на сохранность библиотечного фонда.
9. Размещение БФ: задачи, требования, способы.
10. Моделирование в процессе управления библиотечного фонда, основные типы моделей.
11. Вторичный отбор документов в процессе формирования библиотечного фонда, критерии и методика.
12. Семантические расстановки библиотечного фонда.
13. Размещение фонда при открытом доступе: задачи, требования, способы.
14. Сущностные функции библиотечного фонда.
15. Учет библиотечного фонда: функции и виды. Требования к учету.
16. Социальная защита библиотечного фонда.
17. Структура управления библиотечным фондом.
18. Теория отбора.
19. Теория полноты библиотечного фонда.
20. Библиотечный фонд в системе документных фондов страны.
21. Концепция распределенного национального фонда страны.
22. Взаимодействие библиотечных фондов при их формировании.
23. Проверка библиотечного фонда: задачи и методы.
24. Система обязательного экземпляра.
25. Расстановки библиотечного фонда формального типа.
26. Расстановка библиотечного фонда. Требования и виды.
27. Формирование библиотечного фонда как технологический цикл, его основные процессы.
28. Национальная программа сохранения библиотечных фондов.
29. Требования к технологии формирования библиотечного фонда.
30. Комплектование библиотечного фонда, виды и этапы.
31. Консервация библиотечного фонда. Международное сотрудничество в этой области.
32. Принципы формирования библиотечного фонда.
9. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
На протяжении прохождения практики осуществляются регулярные (еженедельно) встречи с обучающимися в формате круглого стола, на которых обсуждаются возникающие у них проблемы и проводится промежуточная аттестация в форме проверки своевременности и качества заполнения дневника
Аттестация по итогам практики (в последнюю неделю семестра) проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями дневника, характеристики руководителя практики от предприятия.
По окончании учебной практики обучающийся оформляет дневник и сдает его руководителю практики. Письменный отчет о производственной практике (дневник)должен содержать сведения о конкретно выполненной обучающимся работе.
По окончании практики обучающийся защищает свой на конференции в присутствии комиссии, в состав которой входят преподаватель, ведущий практику, руководитель этой практики от высшего учебного заведения.
Обучающийся , не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время.
Результаты прохождения практики оцениваются по системе «зачтено» , «не зачтено».