I. общее ознакомление с библиотекой

История, задачи, структура и основные показатели работы библиотеки. Материально-техническая база библиотек.

Функции различных отделов библиотеки.

Система фондов и каталогов библиотеки. Нормы на основные процессы работы с фондами. Знакомство с АРМ комплектатора.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

1. Анализ состава и функций фонда библиотеки.

2. Освоение технологии формирования фонда (моделирование, комплектование, учет, обработка документов, способы расстановки фонда, размещение фонда).

3. Изучение работы библиотеки по сохранности фонда.

4. Знакомство с автоматизированной технологией формирования библиотечного фонда.

ЗАДАНИЯ ПО БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДАМ:

1.1. Изучить состав и назначение библиотечного фонда. Показать тематический потенциал фонда, видовой и типологический состав, хронологический аспект фонда, его целевую направленность.

1.2. Ознакомится с содержанием и интенсивностью динамики библиотечного фонда, его использованием пользователями библиотеки.

2.1. Принять участие в комплектовании фонда библиотеки:

2.11. определить направленность комплектования с учетом модели фонда;

2.12. выявить, в каких источниках библиотека приобретает документы (книжные магазины, дар, обязательный экземпляр и др.);

2.13. ознакомиться с технологией заказа документов.

3. Познакомиться с учетными документами, используемыми в библиотеке.

4. Провести фондовую обработку документов.

5. Ознакомиться с размещением фонда в библиотеке. Изучить способы расстановки различных документов в библиотеке. Выявить особенности размещения фонда в условиях открытого доступа пользователей к нему.

6. Изучить систему обеспечения сохранности фонда в библиотеке.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетные единицы в 6 семестре (2 недели).

Основным содержанием производственной практики, проводимой в VI семестре, является работа с библиотечным фондом.

Распределение времени на прохождение производственной практики:

V. Общее ознакомление с работой библиотеки – I день

VI. Обслуживание пользователей – 2 дня

VII. Работа в отделе комплектования и обработки – 3 дня

VIII. Подведение итогов практики и ее защита – I день.

Всего – 7 дней

Ежедневное рабочее время практиканта определяется спецификой выполняемых заданий и производственной необходимостью библиотеки. Конкретные задания, выполняемые практикантом, определяются непосредственно руководителем практики.

Производственная практика заканчивается защитой, на которую студент должен представить дневник прохождения производственной практики и отчет о проделанной работе (см.приложения № 1,2).

Для подведения итогов проведения практики создается комиссия в составе директора библиотеки или другого лица, ответственного за прохождение практики, заведующих отделами библиотеки, в которых студенты проходили практику, а также руководителя практики от института.

ЗАДАНИЯ ПО БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДАМ

1.1. Изучить состав и назначение библиотечного фонда. Показать тематический потенциал фонда, видовой и типологический состав, хронологический аспект фонда, его целевую направленность.

1.2. Ознакомится с содержанием и интенсивностью динамики библиотечного фонда, его использованием пользователями библиотеки.

1.3. Принять участие в комплектовании фонда библиотеки:

- определить направленность комплектования с учетом модели фонда;

- выявить, в каких источниках библиотека приобретает документы (книжные магазины, дар, обязательный экземпляр и др.);

- ознакомиться с технологией заказа документов.

1.3. Познакомиться с учетными документами, используемыми в библиотеке.

1.4. Ознакомиться с размещением фонда в библиотеке. Изучить способы расстановки различных документов в библиотеке. Выявить особенности размещения фонда в условиях открытого доступа пользователей к нему.

1.5. Изучить систему обеспечения сохранности фонда в библиотеке.

Контрольные вопросы для проведения аттестации по итогам производственной практики

1. Библиотечный фонд как система.

2. Социальные функции библиотечного фонда.

3. Источники и способы документоснабжения.

4. Задачи и методы изучения, состава и использования библиотечного фонда.

5. Статистический анализ состава и использования библиотечного фонда, его методика.

6. Математическая модель библиотечного фонда.

7. Теория ядра библиотечного фонда. Особенности ядра в массовых и научных библиотеках.

8. Факторы, влияющие на сохранность библиотечного фонда.

9. Размещение БФ: задачи, требования, способы.

10. Моделирование в процессе управления библиотечного фонда, основные типы моделей.

11. Вторичный отбор документов в процессе формирования библиотечного фонда, критерии и методика.

12. Семантические расстановки библиотечного фонда.

13. Размещение фонда при открытом доступе: задачи, требования, способы.

14. Сущностные функции библиотечного фонда.

15. Учет библиотечного фонда: функции и виды. Требования к учету.

16. Социальная защита библиотечного фонда.

17. Структура управления библиотечным фондом.

18. Теория отбора.

19. Теория полноты библиотечного фонда.

20. Библиотечный фонд в системе документных фондов страны.

21. Концепция распределенного национального фонда страны.

22. Взаимодействие библиотечных фондов при их формировании.

23. Проверка библиотечного фонда: задачи и методы.

24. Система обязательного экземпляра.

25. Расстановки библиотечного фонда формального типа.

26. Расстановка библиотечного фонда. Требования и виды.

27. Формирование библиотечного фонда как технологический цикл, его основные процессы.

28. Национальная программа сохранения библиотечных фондов.

29. Требования к технологии формирования библиотечного фонда.

30. Комплектование библиотечного фонда, виды и этапы.

31. Консервация библиотечного фонда. Международное сотрудничество в этой области.

32. Принципы формирования библиотечного фонда.

9. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

На протяжении прохождения практики осуществляются регулярные (еженедельно) встречи с обучающимися в формате круглого стола, на которых обсуждаются возникающие у них проблемы и проводится промежуточная аттестация в форме проверки своевременности и качества заполнения дневника

Аттестация по итогам практики (в последнюю неделю семестра) проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями дневника, характеристики руководителя практики от предприятия.

По окончании учебной практики обучающийся оформляет дневник и сдает его руководителю практики. Письменный отчет о производственной практике (дневник)должен содержать сведения о конкретно выполненной обучающимся работе.

По окончании практики обучающийся защищает свой на конференции в присутствии комиссии, в состав которой входят преподаватель, ведущий практику, руководитель этой практики от высшего учебного заведения.

Обучающийся , не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время.

Результаты прохождения практики оцениваются по системе «зачтено» , «не зачтено».

Наши рекомендации