Города Нижнего Новгорода в 2015-2019 г.г.

Виды деятельности Единицы измерения отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям)          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 267 821,7 315 156,7 335 772,4 372 269,9 405 991,4
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 103,1 111,4 103,0 107,7 107,7
в том числе по подразделам: «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 40 042,6 43 474,1 45 747,6 46 662,6 47 595,8
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 99,9 102,0 99,6 97,5 97,9
«текстильное и швейное производство»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 1 597,5 1 486,8 1 602,8 1 711,7 1 810,7
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 213,1 84,6 101,7 102,2 102,7
«производство кожи, изделий из кожи и производство обуви»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 93,4 43,3 44,4 45,6 47,0
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 92,6 42,1 101,7 102,2 102,7
«обработка древесины и производства изделий из дерева»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 1 065,5 530,9 556,7 590,5 622,2
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 144,9 48,0 101,7 102,2 102,7
«целлюлозно - бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 9 473,5 11 425,6 12 440,1 13 580,5 14 252,2
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 96,7 108,4 105,1 105,2 102,0
«химическое производство»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 23 386,0 25 364,3 27 727,1 30 863,9 34 235,8
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 97,4 103,7 107,2 108,1 108,8
«производство резиновых и пластмассовых изделий»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 3 229,0 3 881,3 3 986,7 4 135,5 4 332,1
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 64,5 114,9 101,7 102,2 102,7
«производство прочих не металлических минеральных продуктов»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 3 220,7 3 843,6 4 156,0 4 406,8 4 670,1
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 91,3 114,8 103,1 99,9 99,6
«металлургическое производство и производство готовых металлических изделий»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 20 238,8 26 978,7 28 367,6 29 672,4 31 734,7
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 111,4 116,6 101,9 100,6 104,3
«производство машин и оборудования без произв-ва оружия и боеприпасов»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 11 766,5 9 490,1 9 989,2 10 260,0 10 537,1
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 139,1 75,7 101,7 102,2 102,7
«производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 33 146,2 39 775,4 43 793,6 46 561,6 49 355,2
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 118,0 112,6 105,9 105,3 105,0
«производство транспортных средств и оборудования»          
в действующих ценах каждого года млн.руб. 106 042,4 130 324,9 137 638,5 162 821,5 184 495,3
темп роста в сопоставимых ценах в % к пред. году 88,7 115,3 99,6 111,1 108,4


Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Энергетика является неотъемлемой структурной составляющей экономики города Нижнего Новгорода. Данный вид экономической деятельности занимает 18 % в общем объеме производства промышленного сектора города.

Основным приоритетом деятельности предприятий, функционирующих в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, остается обеспечение надежного, качественного и доступного тепло-водо-газо- и электроснабжения потребителей на всей территории города.

Отгрузка крупных и средних предприятий данного вида деятельности в 2016 году оценивается на уровне 70,5 млрд. рублей (в сопоставимых ценах – 97,8%). В 2017 году ее объем прогнозируется на уровне 74,4 млрд. рублей (в сопоставимых ценах – 99,6%).

В течение 2017-2019 г.г. прогнозируется следующая динамика развития данного сектора:

Города Нижнего Новгорода в 2015-2019 г.г. - student2.ru

Динамика объемов производства данного сектора будет во многом определяться результатами деятельности следующих предприятий.

ООО «Автозаводская ТЭЦ»является единственным поставщиком тепловой энергии для двух крупнейших - Автозаводского и Ленинского - районов Нижнего Новгорода, в которых проживает более трети населения города (около 400 тысяч жителей) и обеспечивает тепло- и электроснабжение населения, промышленных предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы, других потребителей.

В настоящее время основным фактором, сдерживающим развитие станции, является высокая степень износа основных фондов. Поддержание энергетической безопасности требует реализации двух первоочередных задач: модернизации морально устаревшего и физически изношенного технологического оборудования и воспроизводства вырабатываемой ресурсной базы. Основное условие достижения положительных результатов в этом направлении является реализация проекта реконструкции ООО «Автозаводская ТЭЦ». Реконструкция предусматривает ввод в эксплуатацию парогазовой установки ПГУ мощностью 440 МВт. Устаревшее оборудование замещается высокоэффективными установками, имеющими самые высокие характеристики экономичности и надежности. Благодаря совмещенной выработке электрической и тепловой энергии коэффициент использования топлива превышает 90%. В результате реализации Автозаводской ТЭЦ проекта ПГУ повышается надежность энергоснабжения потребителей, оптимизируется схема выдачи тепловой и электрической энергии.

В связи с переносом сроков начала строительства ПГУ-440 МВт на 2019 год и необходимостью вывода до 2019 года из эксплуатации котлов и турбогенераторов ТЭЦ-2 (из-за истечения предельных сроков эксплуатации оборудования) необходима разработка замещающих мероприятий, которые дадут возможность Автозаводской ТЭЦ бесперебойно снабжать население тепловой энергией (горячее водоснабжение) и которые в дальнейшем будут дополнять технические решения проекта ПГУ-440 МВт. Замещающие мероприятия должны быть реализованы до декабря 2018 года.

Основной задачей замещающих мероприятий является замещение выбывающих тепловых мощностей на производство горячей бытовой воды для населения (276,5 Гкал/ч), технологической воды и пара для производств ОАО «ГАЗ», замена выбывающих турбокомпрессоров сжатого воздуха на компрессоры с электроприводом, а также реконструкция системы электроснабжения ТЭЦ.

Задачей замещающих мероприятий является также обеспечение топливоснабжения котельного оборудования ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 в условиях изменения режима работы данных котлов при замещении выбывающих мощностей ТЭЦ-2. Создание кольцевой структуры газопровода природного газа для питания котельных агрегатов ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 с подачей в газопровод дополнительного газа, высвободившегося на ТЭЦ-2, позволит отказаться от экономически неэффективного сжигания мазута на энергетических котлах в зимний период.

Ожидаемый объем инвестиций для реализации инвестиционной программы в сфере теплоснабжения в 2016-2019 г.г. составит порядка 5,1 млрд. рублей.

ОАО «Нижегородский водоканал» - одно из крупнейших предприятий Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения, главной целью которого является бесперебойное предоставление абонентам услуг водоснабжения и водоотведения высшего качества.

Основные инвестиционные проекты, реализуемые предприятием в настоящее время:

строительство 3-го этапа водовода Д1200-1400 от водопроводной станции «Малиновая гряда» в Приокском районе до ВНС Высоковская в Советском районе - объем инвестиций 286,4 млн. руб.;

создание АСУ ТП водопроводного хозяйства (проектирование, монтаж, пусконаладка) – объем инвестиций 139 млн. руб.;

реконструкция насосных станций 1 и 2 подъема на «Ново-Сормовской» водопроводной станции – объем инвестиций 137,9 млн. руб.;

реконструкция насосных станций 1 и 2 подъема на водопроводной станции «Малиновая гряда» - объем инвестиций 119 млн. руб.;

реконструкция насосных станций 1 и 2 подъема на водопроводной станции «Слудинская» - объем инвестиций 98 млн. руб.;

модернизация аэротенков очистных сооружений с заменой системы подачи активного ила на Нижегородской станции аэрации - объем инвестиций 330 млн. руб.

В 2015-2019 г.г. планируемый объем инвестиций составит более 1,1 млрд. рублей.

ООО «Заводские сети» - предприятие осуществляет передачу и распределение тепловой и электрической энергии, газообразного топлива и сжатого воздуха; производство и распределение питьевой и технической воды; водоотведение промышленных и бытовых стоков; содержание и техническое обслуживание газопроводов; лабораторные исследования качества питьевой и технической воды.

Основные потребители - АО «ГАЗ», ООО «Автозаводская ТЭЦ», АО «Нижегородский водоканал», население Автозаводского и Ленинского районов.

Основные инвестиционные проекты, реализуемые предприятием в настоящее время:

монтаж сооружений для повторного использования промышленных сточных вод с Автозаводской водопроводной станции (АВС) - объем инвестиций 76,9 млн. руб.;

система частотного регулирования насосных агрегатов НС II подъема №2 АВС - объем инвестиций 18,3 млн. руб.;

приобретение оборудования и приборов для химической, бактериальной лаборатории - объем инвестиций 7 млн. руб.;

приобретение электрического оборудования и приборов - объем инвестиций 4,8 млн. руб.;

замена насосного оборудования - объем инвестиций 9,9 млн. руб.;

установка узлов учета на участке «Промводопровод» - объем инвестиций 2,5 млн. руб.

В 2016-2019 г.г. планируемый объем инвестиций составит более 120 млн. рублей.

ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород»(до октября 2013 года ОАО «Нижегородоблгаз») -является субъектом естественной монополии по газификации Нижегородской области.

Объем инвестиций, направленных на расширение систем газоснабжения в 2016-2019 г.г. составит 128 млрд. рублей.

ООО «Теплосети» производит техническое обслуживание и ремонт муниципальных теплосетевых объектов на территории Автозаводского и Ленинского районов города, а также тепловые сети на территории ОАО «ГАЗ».

Основные инвестиционные проекты, планируемые к реализации предприятием в 2017-2021 г.г.:

строительство теплотрассы до земельного участка под строительство жилых домов со встроенными объектами общественного назначения на первых этажах по адресу: пр. Ленина, 96Б (отопление и ГВС) - объем инвестиций 9,7 млн. руб.;

строительство теплотрассы до земельного участка под строительство жилого дома по адресу: ул. Энтузиастов 3,5,7,9 (отопление) - объем инвестиций 2,8 млн. руб.;

строительство трассы до земельного участка под строительство производственной базы по адресу: ул. Монастырка, 13 (ГВС) - объем инвестиций 2,8 млн. руб.;

строительство трассы до земельного участка под строительство храмового комплекса «в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных» (отопление) - объем инвестиций 2,5 млн. руб.;

строительство теплотрассы и монтаж станции смешения для переключения существующих потребителей от котельной по ул. Львовская, 7А; ул. Геройская, 2А; ул. Комарова, 14б на другие источники теплоснабжения - объем инвестиций 39,2 млн. руб.;

строительство тепловой насосной станции и монтаж насосного оборудования, подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения к жилым домам и реконструкция существующих трубопроводов горячего водоснабжения - объем инвестиций 368 млн. руб.;

В 2017-2021 г.г. планируемый объем инвестиций составит более 425 млн. рублей.

ОАО «Теплоэнерго» - крупнейший поставщик тепловой энергии в Нижнем Новгороде. На долю компании приходится более 50% объема услуг по обеспечению теплом и горячей водой. Обслуживаемая техническая база предприятия состоит из 128 котельных, более 200 тепловых пунктов и тепловых сетей общей протяженностью около 2000 км.

Основные инвестиционные проекты, реализуемые предприятием в настоящее время:

реконструкция Нагорной теплоцентрали ул. Ветеринарная,5 - объем инвестиций 219,2 млн. руб.;

реконструкция систем теплоснабжения в связи с перераспределением зон действия источников теплоснабжения - объем инвестиций 1 396,9 млн. руб.;

реконструкция изношенных магистральных сетей, сетей отопления и ГВС с целью повышения надежности системы теплоснабжения - объем инвестиций 3 118,3 млн. руб.;

увеличение пропускной способности существующих тепловых сетей в целях подключения потребителей - объем инвестиций 381,4 млн. руб.;

реконструкция теплосетевых объектов - объем инвестиций 174,1 млн. руб.;

строительство новых тепловых сетей в целях подключения потребителей - объем инвестиций 309,2 млн. руб.;

реконструкция котельных - объем инвестиций 863,1 млн. руб.;

комплексная модернизация ЦТП - объем инвестиций 451 млн. руб.;

мероприятия по обеспечению водно-химического режима на котельных - объем инвестиций 118,8 млн. руб.;

прочие проекты.

В 2014-2019 г.г. планируемый объем инвестиций составит более 8,1 млрд. рублей.

Транспорт и связь

Транспортная инфраструктура города Нижнего Новгорода представлена трубопроводным, воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом.

В 2016 году ожидаемый объем отгрузки крупными и средними предприятиями по виду деятельности «транспорт и связь» составит около 140 млн. рублей (в сопоставимых ценах 99,3%). В 2017 году прогнозируется увеличение отгрузки до 145,5 млн. рублей (в сопоставимых ценах 100,2 %).

Транспорт

Воздушный транспорт

Международный аэропорт Нижний Новгород (ПАО «МАНН»)

ПАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» наряду с ПАО «Аэропорт Кольцово» (Екатеринбург), ПАО «Международный аэропорт Курумоч» (Самара) входит в крупнейший аэропортовый холдинг России «Аэропорты Регионов», стратегическим инвестором которого является Группа компаний «Ренова». Международный аэропорт «Стригино» обслуживает международные и внутренние авиарейсы и является основным запасным аэродромом аэропортов московского авиаузла.

Общий пассажирский трафик Международного аэропорта Нижнего Новгорода за 9 месяцев 2016 года превысил 600 тысяч человек: более 522 тысяч человек воспользовались внутрироссийскими воздушными линиями и 78 тысяч человек – международными. Произведено 10 776 взлетно-посадочных операций, перевезено 650 тонн груза. Рейсы выполнялись по 54 направлениям (из них регулярных 26) 19 авиакомпаниями (в том числе двумя иностранными).

Средний показатель роста пассажиропотока на внутренних воздушных линиях за исключением московского направления, которое пользуется стабильно высоким спросом, составил 32% к аналогичному периоду 2015 г. В то же время существенный спад, почти 70%, показал сегмент чартерных международных авиаперевозок и воздушного сообщения со странами СНГ (- 79%).

Наибольший рост пассажиропотока показал российский юг. На маршруте Нижний Новгород - Сочи было обслужено более 46 тысяч пассажиров, что более чем в 3 раза превышает показатель 2015 года. Почти 50 тысяч нижегородцев воспользовались прямым воздушным сообщением с аэропортом города Симферополь (прирост к 2015 года на 105%). По 14 тысяч человек было обслужено на маршрутах в Грецию, Кипр и Тунис. К таким знакомым нижегородцам международным курортным направлениям как Ларнака, Ираклион, Родос, Салоники, Барселона, Монастир, в 2016 году добавились Джерба и Энфида (Тунис), а также Бургас (Болгария).

Важным событием стало восстановление прямого воздушного сообщения с Турцией в III квартале 2016 года. За неполный месяц рейсами трех авиаперевозчиков воспользовались почти 2 тысячи нижегородцев. С октября текущего года открываются авиарейсы из Нижнего Новгорода в Индию.

Также в III квартале 2016 года в Стригино началась реконструкция перрона перед зданием нового терминала. Работы ведутся на площади более 30 000 кв. метров силами 170 специалистов. Задействовано 56 единиц техники. В Стригино появятся новые места стоянок для воздушных судов, отвечающие всем современным требованиям, а технические возможности перрона позволят обслуживать практически все типы воздушных судов. Также в III квартале в новом терминале Международного аэропорта Стригино открылся бизнес-зал площадью более 300 кв. метров. Зал может одновременно обслуживать до 80 пассажиров приоритетных категорий.

Основными задачами АО «Авиакомпания «ВОЛГА-АВИА» на 2017-2019 годы является увеличение объекта оказываемых услуг по всем направлениям производственной деятельности (оперативное и периодическое техническое обслуживание воздушных судов, измерение массы и определение центровки ВС, метрологическое обеспечение), а также освоение технического обслуживания самолета МС-21 и воздушных судов малой авиации.

Для реализации данной задачи планируется:

привлечь новых заказчиков по линии государственной и экспериментальной авиации, имеющих ВС типа Ан-26, Ан-24, Ан-30, Ту-134 для периодического технического обслуживания,

продолжение индивидуальной работы с постоянными заказчиками услуг по техническому обслуживанию воздушных судов с применением системы рассрочек и накопительных скидок для увеличения числа ВС, прибывающих на периодическое техническое обслуживание;

увеличение объема предоставляемых услуг по техническому обслуживанию самолетов с выездом к заказчику на место дислокации самолета,

совершенствование системы оплаты труда работников, основанной на зависимости переменной части оплаты труда каждого работника от объема оказанных услуг,

обеспечение финансовой устойчивости работы предприятия путем уменьшения расходов по всем статьям, снижения сроков оборачиваемости текущей дебиторской задолженности, поддержания безубыточной деятельности и пр.,

увеличение объема выполняемых метрологических работ для сторонних заказчиков,

разработка бизнес-плана по техническому обслуживанию самолетов МС-21 и воздушных судов малой авиации отечественного производства, с возможностью их дальнейшей эксплуатации.

Трубопроводный транспорт

ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» является 100-процентным дочерним предприятием ПАО «Газпром» и осуществляет транспортировку природного газа в 15 субъектах России: Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Ульяновской и Ярославской областей, республик Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия и Удмуртия. Газотранспортная система, эксплуатируемая обществом, включает в себя более 13,5 тысяч километров магистральных газопроводов, по которым ежегодно перекачивается до 200 млрд. кубометров газа. В составе ГТС общества входят 54 компрессорных цеха, 284 газоперекачивающих агрегата, 375 газораспределительных станции, 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. «Газпром трансгаз Нижний Новгород» занимает третье место в ПАО «Газпром» по протяженности эксплуатируемых газопроводов и четвертое по объемам транспортируемого природного газа. Через ГРС общества потребителям подается до 30 млрд.куб.газа, к 2030 году этот показатель планируется увеличить более чем в 1,5 раза.

Программа газификации российских регионов

Один из глобальных проектов Газпрома — «Южный поток», стартовавший в 2014 году, берет начало от компрессорной станции «Починковская», эксплуатируемой предприятием. В границах ответственности «Газпром трансгаз Нижний Новгород» проходит 296 км газопровода.

Программа по расширению использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на собственном транспорте

В 2015 году приобретено 198 автомобилей в газобаллонном исполнении, переоборудовано для работы на компримированном природном газе 16 единиц техники. Общее количество автомобилей с газобаллонным оборудованием составило 538 единиц, что на 66% больше, чем в 2014 году.

В соответствии с принятием на федеральном уровне и уровне ПАО «Газпром» ряда ключевых решений по увеличению использования газомоторного топлива, Общество «Газпром трансгаз Нижний Новгород» проводит работу по развитию сети АГНКС. К концу 2016 года в зоне ответственности Общества планируется ввод в эксплуатацию две новых АГНКС: в Арзамасском районе Нижегородской области и в городе Киров.

Программа импортозамещения

Общество активно участвует в программе импортозамещения и технологического развития отрасли. Предприятие определено как опорная структура ПАО «Газпром» по взаимодействию с промышленными комплексами Нижегородской, Владимирской областей и Республики Мордовия.

Экологическая политика компании

В 2015 году общество прошло ресертификацию Системы экологического менеджмента на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004. Ежегодно предприятие улучшает показатели экологической безопасности. В 2015 году обществу удалось сократить объемы выбросов метана в атмосферу на 6%, снизить долю удельных выбросов оксидов азота (NOx) в атмосферу на 2%, а количество отходов, направляемых на захоронение — на 10%по сравнению с базовым уровнем 2011 года.

Перспективы развития предприятия

Главной целью деятельности предприятия, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе было и остается обеспечение требуемого уровня надежности и безопасности для персонала и окружающей среды действующих производственных объектов газотранспортной системы в границах ответственности «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

Большое внимание общество уделяет повышению эффективности внутрикорпоративной системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия на основе системы сбалансированных показателей, в этом направлении проводится большая комплексная работа, которая уже сегодня дает результаты, а в ближайшей перспективе, позволит более эффективно эксплуатировать объекты газотранспортной системы, сократить эксплуатационные затраты, минимизировать непроизводительные потери на каждом рабочем месте.

Акционерное общество «Транснефть – Верхняя Волга» является дочерним предприятием ПАО «Транснефть» (до 30.06.2016 - Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»). В состав АО «Транснефть - Верхняя Волга» входят: Горьковское, Рязанское, Марийское РНУ, Володарское РПУ, Великолукский завод «Транснефтемаш», Кстовская база БПО и КО.

Основными задачами общества являются прием и транспорт нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам на нефтеперерабатывающие заводы Центральной России и для дальнейших экспортных поставок.

Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы АО «Транснефть – Верхняя Волга»: «Сургут – Полоцк», «Горький – Ярославль», «Ярославль – Москва», «Рязань – Москва», «Горький – Рязань», «Альметьевск – Горький», «Горький - Новки», «Новки - Рязань», «Второво - Ярославль», «Рязань - Тула – Орел», кольцевые МНПП - пролегают по территории тринадцати субъектов Российской Федерации и имеют общую протяженность нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в однониточном исчислении около 6 тыс.км. Функционирование системы обеспечивает комплекс из 22 нефтеперекачивающих и нефтепродуктоперекачивающих станций, 32 насосных станций, 9-ти резервуарных парков с резервуарами емкостью 5, 10, 20, 30 и 50 тыс.куб.метров.

Для повышения надежности и обеспечения безаварийной работы магистральных нефтепроводов значительные средства выделяются на проведение диагностики, реконструкции, модернизации и технического перевооружения оборудования, линейной части, НПС, ППС и резервуарных парков.

Железнодорожный транспорт

Горьковская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» – одно из крупнейших предприятий железнодорожного транспорта России. Дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Всего в зону обслуживания дороги попадает 15 регионов России. Горьковская железная дорога обслуживает территорию площадью свыше 390 тыс.кв.км. Общая развернутая длина дороги составляет 11,8 тыс.км. Общая эксплуатационная длина дороги – 5,3 тыс. км.

Основными задачами Горьковской железной дороги являются своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года Горьковская железная дорога в прогнозируемом периоде планирует участвовать в комплексных проектах по модернизация технических средств и технологических процессов железнодорожного транспорта, а также строительству высокоскоростных, технологических, социально значимых и грузообразующих линий.

За 2015 год объем перевезенных грузов составил 239,2 млн.тонн, перевезено пассажиров: в дальнем сообщении – 16,3 млн.человек, в пригородном сообщении – 36,9 млн.человек.

Городской пассажирский транспорт

Постоянное совершенствование организации дорожного движения на улично-дорожной сети в целях ее оптимизации, приоритетное развитие городского пассажирского транспорта общего пользования в целях повышения качественного уровня транспортного обслуживания населения непосредственно способствуют обеспечению высоких темпов экономического развития муниципального образования и повышению качества жизни населения города Нижнего Новгорода.

Перспективное развитие отрасли определено в следующих нормативных правовых документах города Нижнего Новгорода:

Генеральном плане города, утвержденном постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 № 22;

Комплексной транспортной схеме до 2030 года с выделением первоочередных мероприятий на 2018 год;

Документе планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде, утвержденном постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 12.07.2016 № 2051.

Принимая во внимание проведение в 2018 году в городе Нижнем Новгороде чемпионата мира по футболу, выделены первоочередные мероприятия: обеспечение транспортной доступности основных объектов ЧМ-2018, улучшение работы системы пассажирского транспорта, снижение нагрузки на улично-дорожную сеть от пассажирского транспорта путем оптимизации подвижного состава, оптимизация схемы организации дорожного движения.

Основные направления транспортной политики администрации города на среднесрочную перспективу определены проектом муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода на 2017-2019 годы», включающей в себя подпрограммы «Развитие общественного транспорта», «Организация дорожного движения и единого городского парковочного пространства».

Важнейшей задачей реализации программы является повышение качества и доступности предоставляемых услуг населению города при пользовании городским пассажирским транспортом общего пользования и объектами транспортной инфраструктуры.

Приоритетными направлениями развития общественного транспорта на ближайшую перспективу по-прежнему является обеспечение экономической устойчивости и обновление транспортного парка муниципальных предприятий общественного транспорта с учетом потребности в перевозке маломобильных групп населения, оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта, в том числе сокращение маршрутов, изменение пути следования, с целью снижения числа дублирования автобусных и автобусно-троллейбусных маршрутов с учетом линии метрополитена, расширение сети метрополитена и развитие новых видов транспорта.

В настоящее время город Нижний Новгород характеризуется плотной и развитой улично-дорожной сетью в городском центре, а также маршрутной сетью общественного транспорта, для которого отсутствуют условия приоритетного использования по отношению к индивидуальному. На территории города в настоящее время внутригородские пассажирские перевозки осуществляются наземным электрическим транспортом, автотранспортом, метро.

По итогам 2015 года суммарный объем внутригородских перевозок снизился на 19 % по отношению к предыдущему году и составил 365,6 млн. пассажиров, наблюдается отток пассажиров с общественного транспорта в пользу личных автотранспортных средств. В структуре перевозок городским пассажирским транспортом Нижнего Новгорода основная доля приходится на автотранспортные перевозки, включая частные маршрутные такси. По итогам 2015 года доля частных перевозчиков в общем объеме внутригородских пассажирских перевозок снизилась на 6% и составила 51%.

Около пятой части перевозок выполняется городским электрическим транспортом. Роль метрополитена в обеспечении пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде постепенно возрастает – его доля увеличилась на 1,5 % и составила 9,5% от объема перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом.

С целью совершенствования системы учета проезда граждан, обеспечения полноты сбора оплаты проезда в муниципальном городском пассажирском транспорте, совершенствования организации учета и своевременности расчетов за оказанные услуги по перевозке пассажиров администрацией города внедрен проект по созданию автоматизированной системы оплаты проезда (АСКОП) на всех видах городского наземного пассажирского транспорта и метрополитене.

В отчетном периоде приобретены в лизинг 144 автобуса городского типа большой вместимости, работающих на компримированном природном газе (метане), 30 автобусов-гармошек, 1 сочлененный трамвай; закуплены 4 автобуса для перевозки маломобильных групп населения; осуществляются ежегодные лизинговые платежи по поставке 30 трамваев, 27 вагонов метро.

Несмотря на активную политику обновления подвижного состава, качество внутригородских пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде пока еще далеко от оптимального уровня, что во многом объясняется высоким уровнем износа муниципального подвижного состава.

В прогнозном периоде работа по обновлению подвижного состава будет продолжена. Администрация города участвует в Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу (утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 19.11.2013 № 859), в рамках которой предусмотрена закупка автобусов, вагонов метро, оборудованных, в том числе, для перевозки маломобильных групп населения.

В городе действует 17 трамвайных, 18 троллейбусных маршрутов и 119 автобусных маршрутов, из которых 59 обслуживаются муниципальным автобусным парком. В июле 2016 года постановлением администрации города утвержден Документ планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде, содержащий первоочередные мероприятия на период до 2018 года по реформированию маршрутной сети.

На период до 2018 года планируется проведение оптимизации маршрутной сети автобусного и электрического транспорта по двум главным направлениям:

оптимизация маршрутной сети наземного автомобильного транспорта общего пользования с целью устранения дублирования маршрутов и создания единой рентабельной экономически оправданной системы пассажирского транспорта на территории города;

оптимизация количества подвижного состава с целью повышения эффективности его использования.

По итогам реализации подпрограммы планируется сокращение дублирования маршрутов при сохранении сетевой доступности, снизится время ожидания на остановочных пунктах наземного транспорта общего пользования (сокращение маршрутного интервала в виду сокращения протяженности среднего оборотного маршрута и концентрации подвижного состава на коротких подвозных маршрутах), увеличится роль метрополитена.

Особое внимание будет уделяться организации дорожного движения, поскольку формирование безопасной среды путем организации дорожного движения позволяет снижать риски возникновения дорожно-транспортных происшествий на территории города Нижнего Новгорода.

В настоящее время удельный вес ДТП в городе Нижнем Новгороде остается высоким и составляет 41 % от всех зарегистрированных по Нижегородской области.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, по-прежнему относятся:

недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения (далее - БДД);

массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения;

низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки;

несоответствие технического уровня улично-дорожной сети, транспортных средств, технических средств организации дорожного движения современным требованиям и т.д.

Одним из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на состояние безопасности дорожного движения, является уровень автомобилизации. Повышение уровня автомобилизации (прирост числа автомобилей) влечет за собой увеличение количества аварий на дорогах, так как существующие дороги не рассчитаны на возросшую интенсивность движения. Как следствие снижается пропускная способность дорог. В 2015 году в городе Нижнем Новгороде общее количество транспортных средств, зарегистрированных в УГИБДД ГУВД по Нижегородской области, возросло по сравнению с 2014 годом на 1 177 единиц и составляет 457 302 единицы.

При этом наблюдается увеличение диспропорции между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. В результате растет количество участков дорог с критическим уровнем загрузки дорожной сети, при котором вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий резко п

Наши рекомендации