Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука.

Лекции по БЖ

( ст.преподаватель. каф. «Техносферной безопасности Кривошеина Е.В.)

Лекция № 1

Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.

П л а н лекции:

1. История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели

2. Основные термины и определения

3. Признаки опасности. Источники формирования опасности.

Принципы БЖД

Методы обеспечения БЖД

6. Средства обеспечения БЖД:

7. Аксиомы БЖД:

1. История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б. Рамаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа об условиях движения вольного воздуха” (устройство вентиляции). Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кирпичев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

2. Основные термины и определения.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

3. Признаки опасности.

1. Угроза для жизни.

2. Возможность нанесения ущерба здоровью.

3. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

3.1 . Источники формирования опасности.

1. Сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. Окружающая среда;

3. Явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

1. Ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2. Гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Принципы БЖД

1. Ориентирующий (общее направление поиска);

2. Организующий (организация рабочего дня);

3. управленческий (контроль соблюдения норм, ответственность);

4. Технический (направлена на реализацию защитных средств технических устройств).

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

К управленческим принципам – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.

К организационным принципам - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

К техническим принципам – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности:

· принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов),

· принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация,

· принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

5. Методы обеспечения БЖД:

1. А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

2. Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);

3. В­-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);

4. Г-методы – комбинирование А, Б, Вметодов.

6. Средства обеспечения БЖД:

1. Средства коллективной защиты (СКЗ);

2. Средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты.

Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

7. Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

Этапы решения конкретных задач безопасности:

1. идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности;

2. разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей;

3. разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

Лекция № 2 .

Классификация «рисков»

Лекция № 3.

Нагрузки на человека в ЭС.

Квантификация опасностей

Самой общей системой (высшего иерархического уровня) является система “Человек-Среда обитания”(Ч-СО).

Наиболее важная подсистема, которую рассматривает БЖД является “Человек-Окружающая среда”(Ч-ОС).

Далее – “Человек-Машина”(Ч-М);

- “Человек-Машина-Производственная среда” и т.д.

Центральным элементом всех систем БЖД является человек, поэтому человек играет троякую роль:

1. объект защиты,

2. объект обеспечения безопасности,

3. источник опасности.

Высокая цена ошибки оператора – до 60% несчастных случаев происходит по вине человека.

Иммунная система,

Развитие заболеваний,

Травматизм,

Смерть.

2.Нервная система человека. Анализатор.

Головной мозг спинной мозг

Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука. - student2.ru Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука. - student2.ru

Нервная система

       
  Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука. - student2.ru   Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука. - student2.ru

Соматическая Вегетативная

-связь с внешним миром, - внутр. cреда:

-обеспечение движения человека обмен веществ,

кровообращение,

выделения,

размножение.

Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука. - student2.ru Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука. - student2.ru

Нагрузки на человека в ЭС.

1. Физическая и мышечная работа.

Виды:

- динамическая работа больших групп мышц;

- динамическая работа малых групп мышц;

- статическая работа мышц. (Это ситуация, когда человек должен работать в определенной позе - атлетическая нагрузка).

Физическая нагрузка измеряется по энергозатратам. Этот метод лег в основу классификации.

В зависимости от затрат физический труд делится на:

тяжелый, средней тяжести и легкий физ. труд.

2. Умственная нагрузка, энергофизический труд.

3. Стресс - общее напряжение организма.

4. Неблагоприятные факторы окружающей Среды ( высокий уровень шума и д.р.)

Идентификация- выявление совпадения чего-то с чем-нибудь.

1. Идентификация опасности означает качественное определение опасности.

2. Квантификация опасности , т.е. ее количественная оценка.

3. Рассмотрение, анализ возможных мероприятий о снижении опасности - идентификация опасности.

4. Выбор того или иного варианта.

Существует два подхода идентификации опасностей: 1) ретроспективный и 2) прогностический подход.

Ретроспективный подход основывается на прошлом.

Идентификация опасных вредных факторов включает в себя : а) выявление фактора и его носителя; б) количественная оценка фактора и сравнение его с нормативными значениями .

Рассмотрим систему человек - окружающая среда - машина:

Факторы, оборудование блок монитор Клавиа- тура принтер мышь стол кресло источник освещения
Температура   +            
состав воздушной среды   +            
Шум +     +       +
Ионизирующее Излучение   +            
Электромагнитн. излучение   +            
Перенапряжение зрительных анализаторов   +           +
Рабочая поза           + +  
Электр. ток + +   +        

Идентификация опасностей и вредных факторов необходимой и составной частью для аттестации рабочих мест на предприятии.

Квантификация опасностей

Квантификация - введение количественных характеристик для оценки сложных, количественно-определяемых понятий.

При специальной оценке условий труда даются баллы различным факторам, воздействующим на человека, в зависимости от интенсивности воздействия. Баллы суммируются и ставится общая оценка. Встречаются численные, бальные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной количественной оценкой опасности является риск.

Лекция № 4

Зрительный анализатор

Слуховой анализатор

Обоняние

Восприятие вкуса

Мышечное чувство

Болевая чувствительность

Введение:

Анализатор— термин, введенный И.П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой–либо одной модальности.

Анализаторы - это структурно-функциональные образования, воспринимающие раздражители внешней среды и включающие периферическую часть (органы чувств), проводящие пути (нервные волокна) и центральную часть (участок коры головного мозга).

Существуют: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный анализаторы, анализаторы внутренних органов.

В анализаторе выделяют три отдела:
1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразования энергии раздражения в процесс нервного возбуждения;(рецептор)
2. Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы;
3. Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий.
Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны его высших, в особенности корковых, отделов.

Основной характеристикой анализатора является чувствительность, которая характеризуется величиной порога ощущения. Различают абсолютный и дифференциальный пороги ощущения.

Абсолютный порог ощущения - это минимальная сила раздражения, способная вызвать появление реакции.

Дифференциальный порог ощущения - это минимальная величина, на которую нужно изменить раздражение, чтобы вызвать изменение ответа. Психофизическими опытами установлено, что величина ощущений изменяется медленнее, чем сила раздражителя.

Время, проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ощущений, называют латентным периодом. Рассмотрим некоторые анализаторы, влияющие на условия безопасной деятельности человека.

Зрительный анализатор

Примерно от 70 до 90% информации о внешнем мире человек получает через зрение. Орган зрения - глаз - обладает высокой чувствительностью. Изменение размера зрачка от 1,5 до 8 мм позволяет глазу менять чувствительность в сотни тысяч раз. Сетчатка глаза воспринимает излучения с длиной волн от 380 (фиолетовый цвет) до 760 (красный цвет) нанометров (миллиардных частей метра).

При обеспечении безопасности необходимо учитывать время, требуемое для адаптации глаза. Приспособление зрительного анализатора к большей освещённости называется световой адаптацией. Она требует от 1-2 до 8-10 минут. Приспособление глаза к плохой освещённости (расширение зрачка и повышение чувствительности) называется темповой адаптацией и требует от 40 до 80 минут.

В период адаптации глаз деятельность человека связана с определённой опасностью. Чтобы исключить необходимость адаптации или уменьшить её влияние, в производственных условиях не разрешается использовать только одно местное освещение. Необходимо применять меры для защиты человека от слепящего действия источников света и различных блестящих поверхностей, устраивать тамбуры при переходе из тёмного помещения (например, в фотолабораториях) в нормально освещённое и др.

Зрение характеризуется остротой, то есть минимальным углом, под которым две точки ещё видны как раздельные). Острота зрения зависит от освещённости, контрастности и других факторов. В основе расчёта графической точности лежит физиологическая острота зрения.

Бинокулярное поле зрения охватывает в горизонтальном направлении 120-160 градусов, по вертикали: вверх - 55-60 градусов, вниз - 65-72 градуса. Зона оптимальной видимости (учитывается при организации рабочего места) ограничена полем: вверх - 25 градусов, вниз - 35 градусов, вправо и влево - по 32 градуса.

Ошибка оценки расстояния до 30 метров в среднем составляет 12%.

Ощущение, вызванное световым сигналом, сохраняется в глазу за счёт инерции зрения до 0,3 секунды. Инерция зрения порождает стробоскопический эффект - ощущение непрерывности движения при частоте смены изображения примерно 10 раз в секунду (кинематография), зрительное восприятие вращения колес автомобиля в обратном направлении и другие оптические иллюзии.

Стробоскопический эффект может быть опасным. Например, вследствие своей безынерционности, опасную ситуацию могут создать газоразрядные лампы освещения. Колебания электрического напряжения создают колебания светового потока. Кажущаяся остановка вращающегося предмета наблюдается при равенстве частот вращения объекта и колебаний света. Когда частота вспышек света больше числа оборотов вращающегося предмета, создаётся иллюзия вращения в противоположную от реальности сторону.

Светочувствительные клетки (анализаторы) глаза по форме напоминают маленькие палочки и колбочки. В сетчатке человека имеется около 130 миллионов палочек и 6-7 миллионов колбочек. Благодаря палочкам человек видит ночью, но зрение бесцветное (ахроматическое), почему и возникло выражение: "Ночью все кошки серые". И наоборот - днём главная роль принадлежит колбочкам, соответственно, днём зрение цветное (хроматическое).

С позиции безопасности должны учитываться все отклонения от нормы в восприятии цвета. К этим отклонениям относятся: цветовая слепота, дальтонизм и гемералопия ("куриная слепота"). Человек, страдающий цветовой слепотой, воспринимает все цвета как серые. Дальтонизм - частный случай цветовой слепоты. Дальтоники обычно не различают красный и зелёный цвета, а иногда жёлтый и фиолетовый. Им эти цвета кажутся серыми.

Статистически примерно 5% мужчин и 0,5% женщин являются дальтониками. Люди, страдающие дальтонизмом, не могут работать там, где в целях безопасности используются сигнальные цвета (например, водителями). Человек, страдающий гемералопией, теряет способность видеть при ослабленном (сумеречном, ночном) освещении.

Цвета оказывают на человека различное психофизиологическое воздействие, что необходимо учитывать при обеспечении безопасности и в технической эстетике.

Рис. 1. Восприятие звука по интенсивности (громкости)

Важная особенность слуха - бинауральный эффект - возможность определения направления звука. Звук доходит до ушной раковины, обращённой к источнику звука, быстрее, чем до другой, более удалённой. У людей, глухих на одно ухо, бинауральный эффект отсутствует. Бинауральный эффект мало помогает при поступлении звука сверху.

Вестибулярный аппарат - орган, обеспечивающий сохранение равновесия. Для ряда профессий состояние вестибулярного аппарата имеет особенно важное значение (моряки, лётчики, некоторые виды геодезических работ и т.д.).

Вредное влияние вибраций на человека заключается в их локальном раздражающем и повреждающем воздействии на ткани и содержащиеся в них рецепторы. Поскольку эти рецепторы связаны с центральной нервной системой, их рефлекторное действие оказывает влияние на различные системы организма.

При низких частотах механических колебаний (до 10 Гц), вибрации охватывают весь организм независимо от расположения их источника. Систематическое воздействие низкочастотных вибраций обычно поражает мышцы человека.

При воздействии высокочастотных вибраций зона их распространения ограничивается местом контакта, что вызывает изменения в стенках кровеносных сосудов и приводит к нарушению сосудистой системы.

Воздействие общей вибрации с частотой от 4-5 до 8-12 Гц связано с явлением резонанса (увеличением амплитуды колебаний отдельных органов тела человека), поэтому воздействие этих частот имеет наиболее негативные последствия.

Вибрации воздействуют на сенсорную систему. Общие вибрации ухудшают остроту и сужают поле зрения, снижают светочувствительность глаз и нарушают вестибулярную функцию. Воздействие локальных вибраций снижает вибрационную, тактильную, температурную, болевую и проприопептивную чувствительность.

Интенсивная вибрация при продолжительном воздействии приводит к серьёзным изменениям деятельности всех систем организма и, при определённых условиях, может вызвать тяжёлое заболевание - виброболезнь.

Вибрация ощущается в диапазоне частот от 1 до 10 000 Гц. Наиболее высокая чувствительность к частотам от 200 до 250 Гц. При увеличении или уменьшении частоты вибрации чувствительность снижается. Пороги вибрационной чувствительности неодинаковы для различных участков тела.

Осязание

Кожа - сложный орган, выполняющий множество защитно-оборонительных функций. Она защищает кровь от проникновения в нее химических веществ, предотвращая отравление организма, исполняет роль регулятора температуры тела, охраняя организм от перегрева и переохлаждения.

Кожа служит первым защитным барьером в момент прикосновения токоведущего проводника к телу. Обладая большим электрическим сопротивлением, достигающим иногда десятки тысяч Ом, кожа, в первый момент, препятствует прохождению электрического тока через внутренние органы, что позволяет включиться другим видам защиты организма.

Функциональное нарушение 30-50% кожного покрова, при отсутствии специальной медицинской помощи, приводит к гибели человека.

На коже имеется примерно 500 тысяч точек - тактильных анализаторов, воспринимающих ощущения, возникающие при воздействии на кожную поверхность различных механических стимулов (прикосновение, давление). Кроме этого, на коже имеются неравномерно распределённые анализаторы, воспринимающие боль, тепло и холод.

Наиболее высокая чувствительность на дистальных частях тела (наиболее удалённых от оси тела).

Тактильный анализатор обладает высокой способностью к пространственной локализации. Характерная его особенность - быстрое развитие адаптации (привыкания), т.е. исчезновение чувства прикосновения или давления. Время адаптации зависит от силы раздражителя, для различных участков тела оно колеблется от 2 до 20 секунд. Благодаря адаптации мы не чувствуем прикосновение одежды к телу.

Обоняние

Запах может служить сигналом, предупреждающим об опасности. Всем известно, как опасны газы. Для распознавания опасных газов, не имеющих запаха, к ним добавляют специальные сильно пахнущие вещества - одоранты. Широко распространённых приборов для измерения силы запаха пока нет. Однако наш нос мгновенно чувствует даже самые малые доли пахучих веществ.

У человека около 60 миллионов обонятельных клеток. Они располагаются в слизистой оболочке носовых раковин на площади примерно в 5 см2. Клетки покрыты огромным количеством волосков длиной 30-40 ангстрем (3-4 нанометра). Площадь их соприкосновения с пахучими веществами - 5-7 м2. От обонятельных клеток отходят нервные волокна, посылающие сигналы о запахах в мозг.

Если на анализаторы попадает вещество, опасное для жизни или угрожающее здоровью человека (эфир, нашатырный спирт, хлороформ и т.д.), рефлекторно замедляется или кратковременно задерживается дыхание.

Восприятие вкуса

В физиологии и психологии принята четырёхкомпонентная теория вкуса, согласно которой вкус имеет четыре основных вида: сладкий, солёный, кислый и горький. Все остальные вкусовые ощущения - комбинация основных видов.

Вкус воспринимается специальными клеточными образованиями (похожими на луковицы), находящимися в слизистой оболочке языка.

Различительная чувствительность вкусового анализатора довольно груба, тем не менее, вкусовые ощущения играют предупредительную роль в обеспечении безопасности.

Вкусовой анализатор примерно в 10 тысяч раз грубее обоняния, индивидуальное восприятие вкуса может различаться до 20%.

Попавшим в экстремальную ситуацию можно воспользоваться рекомендацией йогов: пробуя незнакомую пищу, постарайтесь как можно дольше держать её во рту, медленно пережёвывая и прислушиваясь к своим ощущениям. Если появится явное желание проглотить, тогда попробуйте рискнуть.

Мышечное чувство

В мышцах человека есть специальные рецепторы. Их называют проприоцепторами (от латинского proprius - собственный). Они посылают сигналы в мозг, сообщая о том, в каком состоянии находятся мышцы. В ответ мозг направляет импульсы, координирующие работу мышц. Мышечное чувство, учитывая воздействие гравитации, "работает" постоянно. Благодаря ему человек принимает более удобную позу.

В определённой степени от удобного положения тела человека зависит его работоспособность, а в некоторых случаях - и безопасность.

Болевая чувствительность

Боль - сигнал тревоги для организма, призыв к борьбе с опасностью. Боль воспринимают любые анализаторы, если превышен верхний порог чувствительности, но есть и специальные рецепторы в слое кожи - болевые. На одном квадратном сантиметре кожи имеется до 100 болевых точек - оголённых окончаний нервов.

Боль может быть опасной, например, при болевом шоке, который осложняет деятельность организма по самовосстановлению.

Болевые ощущения вызывают оборонительные рефлексы, в частности, рефлекс удаления от раздражителя. Под влиянием боли перестраивается работа всех систем организма.

Пример порога болевой чувствительности:

кожа живота - 20г/мм2;

кончики пальцев - 300 г/мм2.

Лекция № 5

Введение

2.Физические опасные и вредные производственные факторы.

Вредные вещества

Введение

Условия труда на рабочих местах в производственных помещениях складываются под воздействием большого числа факторов, различных по своей природе, формам проявления, характеру воздействия на человека. Одним из факторов является выделение в воздух рабочей зоны паров, газов, аэрозолей, иных вредных веществ.

Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может вызывать профессиональную патологию или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного ухудшения здоровья, смерти.

Воздействие этих факторов обнаруживается с помощью современных методов исследования, как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

По природе действия опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

Вредные вещества

По степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:

1. - чрезвычайно опасные;

2. - высокоопасные;

3. - умеренно опасные;

4. - малоопасные.

Отнесение того или иного вещества к определенному классу опасности осуществляется по целому ряду признаков, основным из которых является предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества в воздухе рабочей зоны (в мг/м3).

Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны – это такая концентрация, которая при ежедневном воздействии в течение 8 часов на протяжении всего стажа или в отдаленные сроки жизни не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

На производствах с вредными условиями труда обязательным является организация контроля за содержанием вредных веществ в рабочей зоне.

По физиологическому воздействию на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре основные группы:

• раздражающие– действуют на поверхностные ткани дыхательного тракта и слизистые оболочки (аммиак, хлор, сернистый газ, ацетон, озон, пары азотной и серной кислот);

• удушающие– нарушают процесс усвоения кислорода тканями (окись углерода, сероводород);

• наркотические – действуют как наркотики (азот под давлением, трихлорэтилен, четыреххлористый углерод, ацетилен, бензин);

• соматические – вызывают нарушение деятельности всего организма или его отдельных органов и систем (свинец, ртуть, бензол, олово, марганец, фосфор).

Действие токсичных веществ может проявляться сразу (острое отравление) или через определенный, иногда длительный, промежуток времени (профессиональное заболевание).

Лекция № 5

Основные понятия

2. Этапы построения дерева отказов

Опасные факторы (например, действие электрического тока). В промышленных странах уже около 30 лет определение степени травмоопасности осуществляется с помощью оценки риска. Анализ опасности НС на производстве в организации оценка аварийных ситуаций ( как техногенных катастроф) фирмой Bell (61г.)

Основные понятия

Событие - это авария, травма, отказ от какого-то элемента или устройства.

Частота этих событий связана с количеством работающих и продолжительности работы. Частота событий трактуется как вероятность, лежащая между 0 и 1.

0<=Pi<=1, где Pi - вероятность какого-то события.

Дерево отказов - разновидность графа. Строится от начального события , которое является аварией, несчастным случаем.

События бывают :

1. Нормальные - события характеризующие ожидаемый (нормальный) ход рассматриваемого процесса. Например работник пришел и включил станок, либо при аварии какого-то устройства включается резервное устройство.

2. Если нормальное событие не появляется определенное время, оно рассматривается как отказ.

Виды отказа:

- первичный (событие вызванное особенностями самого элемента системы, например, его износом или производственным дефектом);

- вторичный (событие, вызванное внешними причинами (отказ других элементов, отклонение условий внешней среды и т.д.);

- ошибочная команда. Это неправильный сигнал управления, ошибочные действия оператора, сигналы помех.

3. Исходное событие. В данном случае может выступить либо нормальное событие , либо отказ. Проявляется на элементарном уровне ( на уровне элементов).

Элемент - это наименьшее анализируемое составная часть системы. В качестве исходных событий ( отказов) могут выступать повреждения , отказы элементов, ошибки человека, отклонения в условиях окружающей Среды.

4. Головное событие - событие на вершине дерева отказов, которое затем анализируется с помощью остальной части дерева.

5. Основное событие - результирующий отказ, выводящий машину или человека из работоспособного состояния.

Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука. - student2.ru

Символика используемая при построении дерева отказов:

Прямоугольник – событие, головное событие, или событие анализируемое далее.

Круг – нормальное событие (исходное событие, которое долее не анализируется).

Ромб– событие не достаточно детально разработанное, и поэтому далее не анализируется.

Знаки логических операций:

Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука. - student2.ru

События, входные для операции “или”, должны формулироваться таким образом, чтобы вместе они исчерпывали все возможные пути появления выходного события.

Для любого события подлежащего анализу сначала рассматриваются все события являющиеся входами операций “или”, а затем события, являющиеся входами операций “и”.

Любое из событий являющиеся исходом операции “или” должно обеспечивать появление выходного события.

События являющееся входами операции “и” приводят к реализации выходного события, если они происходят все вместе.

2. Этапы построения дерева отказов:

1. Выбирается уровень детализации эргодической системы, и рассматриваются все возможные нежелательные события в системе.

2. События разделяются на самостоятельные группы.

3. Для каждой группы выделяется головное событие, т.е. событие, которому в различных комбинациях приводят все события данной группы, которое д.б. предотвращено.

4. Рассматриваются все первичные и вторичные события, которые могут вызвать головное событие.

5. Устанавливается связь между событиями через соответствующие логические операции.

6. Рассматриваются события, необходимые для анализа каждого из предыдущих событий.

7. События представляются в виде дерева отказов.

8. Выполнятся количественный анализ опасности, а именно вычисление вероятности головного события.

Пример:

Работа на заточном станке. Возможные травмаопасности:

1) Травмы пальцев и кисти руки.

2) Травма локтевой части руки.

3) Попадание одежды в станок.

4) Попадание металлической (абразивной) крошки в глаз.

5) Перегрузка двигателей и пожар.

6) Неполадки с электропроводкой и электросистемой, в результате - поражение током.

Любое событие можно представить в виде логической функции:

А=В+С

С=D*E*F*G

При построении дерева каждому событию присваивается определенная вероятность.

Pс = Pд *Pe*Pf*Pg

Pа =1-(1-Pb)(1-Pc)

Для большого числа событий удобно использовать формулы:

“и”: Т=А1*А2*...Аn

тогда вероятность запишется как произведение:

если “или”: Т=А1+А2+А3...+Аn, тогда

Исходным выходом является определение вероятности НС, т.е. Р(НС)!

Тема лекции : Безопасность жизнедеятельности как наука. - student2.ru

Лекция № 6.

Характеристики ЭМИ.

Нормирование ЭМИ.

Защита от ЭМИ.

Нормирование ЭМИ.

Осуществляется в зависимости от диапазона частот. При нормировании учитывается: 1) диапазон частот; 2) значения напряженности эл. и магн. полей и энергетическая нагрузка: ЭН = ППЭ*Т; где ЭН - энергетич. нагрузка; ППЭ - плотность потока энергии; Т - время, в течение которого человек подвергается воздействию ЭМИ ГОСТ 12.1.006-14 - нормирует напряженность ЭМ поля (Е и Н) в диапазоне частот от 60

Наши рекомендации