Глава 2. Государственное управление охраной труда
В соответствии со ст. 216 ТК РФ «государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти».
Система государственного управления ОТ и принципы ее функционирования основываются на Конституции РФ (ст. 110, п. 1), Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», ТК РФ, соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов Федерации.
Государственная политика в области ОТ в России основана на следующих принципах:
• направленность деятельности всей системы управления ОТ на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
• обеспечение гарантий прав работников на ОТ;
• научная обоснованность, практическая реализация и отсутствие противоречий в требованиях, предъявляемых к ОТ, содержащихся в законодательстве РФ, межотраслевых и отраслевых правилах по ОТ, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах и инструкциях по охране труда;
• планирование мероприятий по ОТ и их обязательное финансирование на всех уровнях управления;
• обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основные цели государственной системы управления ОТ:
• реализация и совершенствование государственной политики в области ОТ;
• создание безопасных условий труда на предприятиях всех форм собственности;
• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
• обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов ОТ — работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов, объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области ОТ распределяет Правительство РФ, устанавливая их в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти, и др.).
К числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление ОТ, относится прежде всего Минтруд РФ, в структуре которого образован Департамент условий и охраны труда. Правомочия, задачи и функции Минтруда России определены в Положении о Минтруде РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.04.97 г. № 480 (СЗ РФ, 1997, № 17, ст. 2019).
В соответствии с указанным Положением одной из основных задач Минтруда РФ является разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социальной политики, в том числ^ по улучшению условий и охраны труда. В соответствии с возложенными задачами Минтруд РФ выполняет следующие основные функции в области условий и ОТ:
• осуществляет государственное управление ОТ, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;
• разрабатывает федеральные программы улучшения условий и ОТ;
• представляет в Правительство РФ ежегодные доклады о состоянии условий и ОТ и мерах по их улучшению;
• разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по ОТ;
• разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и ОТ, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
• осуществляет организационно-методическое руководство государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и ОТ;
• организует и проводит работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти по труду субъектов РФ сертификацию работ по охране труда в организациях;
• разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
• проводит работу по совершенствованию системы предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
•представляет по согласованию с Министерством здравоохранения РФ предложения в Правительство РФ о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста;
• организует обучение по ОТ работников организаций и проверку знания ими требований ОТ. Устанавливает совместно с Министерством образования РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок обучения и проверки знания требований ОТ работниками организаций, а также устанавливает совместно с Фондом социального страхования РФ порядок направления на обучение по ОТ отдельных категорий работников за счет средств Фонда;
• разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и ОТ, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников.
Для осуществления возложенных на него задач и функций Минтруд РФ имеет право:
• утверждать типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
• определять порядок предоставления работникам льгот в связи с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, а также порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
• устанавливать в пределах своей компетенции порядок разработки правил и норм по ОТ, утверждать правила и нормы по ОТ,
а также организационно-методические и общетехнические требования к проведению работ по ОТ.
Контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и ОТ как организациями, так и работодателями — физическими лицами осуществляет Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 г.
Основная задача Федеральной инспекции труда — надзор и контроль за соблюдением законодательства России о труде и ОТ в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.
Деятельностью Федеральной инспекции труда руководит заместитель министра Минтруда РФ, который является главным государственным инспектором по охране труда.
Государственные инспекции труда субъектов Федерации в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:
• осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ на соответствующей территории;
• расследуют в установленном порядке несчастные случаи на
производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
• рассматривают в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях;
• информируют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства РФ о труде и ОТ;
• участвуют в работе по правовому воспитанию за соблюдением законодательства РФ о труде и ОТ;
• обобщают опыт применения законодательства о труде и ОТ;
• ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы, об
ращения граждан о нарушении их трудовых прав;
• готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.
Спектр системы ОТ весьма сложен и многообразен, поэтому отдельные функции управления ОТ выполняют органы прокуратуры, органы надзора и контроля, Фонда социального страхования РФ.
Управление ОТ в отраслях экономики или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и другие органы управления совместно с соответствующими общественными организациями:
Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по ОТ;
Министерство финансов РФ (Минфин России) участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете;
Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России) участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности и ОТ и др.;
Министерство образования РФ (Минобразования России) организует обучение по ОТ в образовательных учреждениях;
Министерство культуры РФ (Минкультуры России) организует совместно с Минтрудом РФ работу координационного совета по кинопропаганде вопросов безопасности ОТ, а также производство видеофильмов по вопросам ОТ;
Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат России) организует федеральное государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и ОТ в организациях, травматизма на производстве, за профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления ОТ статистической информацией;
Фонд социального страхования РФ:
• осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• совместно с Минтрудом РФ разрабатывает предложения по установлению дифференцированных базовых страховых тарифов для отраслей (подотраслей) экономики на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• устанавливает для конкретных страхователей персональные скидки и надбавки к базовому страховому тарифу;
• участвует в расследовании страховых случаев.
Образование организаций различных организационно-правовых форм вывело из прямого административного подчинения большинство однопрофильных предприятий отрасли.
В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), которые в большей мере играют роль координирующего центра, обеспечивающего нормальную работу служб ОТ предприятий и организаций.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ОТ, обязаны согласовывать принимаемые ими требования ОТ, а также координировать свою деятельность с Минтрудом РФ. Указанная норма установлена в ст. 216 «Государственное управление охраны труда» ТК РФ, п. 3 ст. 11 ОЗ об ОТ РФ и закреплена постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», которым утверждаются не только перечень видов нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования ОТ, но и федеральные органы исполнительной власти, утверждающие нормативный документ: Минтруд РФ, Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России, Госстандарт России, Госстрой России и Минздрав России, — а также другие федеральные органы исполнительной власти, которые разрабатывают и утверждают отраслевые правила и типовые инструкции по ОТ.
Госатомнадзор организует и осуществляет на территории России государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ и Положением о нем, утвержденным распоряжением Президента РФ от 05.07.92 г. №283 рп;
Минздрав России, включающий в себя Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Госстандарт России организует разработку государственных стандартов в области ОТ, принимает и вводит их в действие, ведет их реестр и др.
Рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области ОТ, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляет Межведомственная комиссия по охране труда, образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.03.94 г. № 238 (с изменениями и дополнениями от 11.06.97 г. № 698 и от 17.09.99 г. № 1050).
В целом система государственного управления охраной труда в стране — это сложный правовой, социально-экономический, организационно-технический, санитарно-гигиенический и лечебно-профилактический комплекс (рис. 1).