Производственный травматизм при работе нулевого цикла.
Безопасность при разработке котлованов и траншей, расчет устойчивости уступа. Выбор элементов уступа для связных и несвязных грунтов. Крепление вертикальных откосов, нормативы по размещению внешней нагрузки вблизи бровки уступа.
Земляные работы (разработка траншей, котлованов, подготовка ям для опор) следует выполнять только по утвержденным чертежам, в которых должны быть указаны все подземные сооружения, расположенные вдоль трассы линии связи или пересекающие ее в пределах рабочей зоны. При приближении к линиям подземных коммуникаций земляные работы должны выполняться под наблюдением производителя работ или мастера, а в охранной зоне действующих подземных коммуникаций под наблюдением представителей организаций, эксплуатирующих эти сооружения. Все организации, имеющие в районе прокладываемой линии связи подземные сооружения, должны быть не позднее чем за пять суток до начала земляных работ письменно уведомлены о предстоящих работах и за сутки вызваны их представители к месту работ для уточнения местоположения принадлежащих им сооружений и согласования мер, исключающих повреждения сооружений.Организация, производящая работы в охранной зоне кабельной линии связи, не позднее чем за трое суток (исключая выходные и праздничные дни) до начала работ обязана вызвать представителя предприятия, в ведении которого находится эта линия, для установления по технической документации и методом шурфования точного местоположения подземных кабелей связи и других сооружений кабельной линии. Земляные работы вблизи существующих подземных коммуникаций должны выполняться с предварительным шурфованием.В охранных зонах действующих подземных коммуникаций разработка грунта механизированным способом, а также с применениемударных инструментов запрещена (за исключением вскрытия дорожного покрытия).При производстве земляных работ на проезжей части дороги или улицы организация, производящая эти работы, должна составить и согласовать с органами ГИБДД МВД России схему ограждения места работы и расстановки дорожных знаков. При разработке грунта возможны возникновения следующих опасных и вредных производственных факторов:
*образование взрыво и пожароопасных сред;
*опасность быть засыпанным грунтом;
*поражение электротоком;
*неблагоприятные метеорологические условия (низкая температура, высокая влажность).
При использовании земляных машин для разработки грунта работникам запрещается находиться или выполнять какие либо работы в зоне действия экскаватора на расстоянии менее 10 м от места действия его ковша. Очищать ковш от налипшего грунта необходимо только при опушенном положении ковша. Разборку креплений стенок в выемках, котлованах и траншеях следует производить в направлении снизу вверх по мере засыпки траншеи или котлована грунтом.
При возникновении аварии или ситуаций, которые могут привести к несчастным случаям, необходимо:
· немедленно прекратить работы и известить своего непосредственного руководителя;
· оперативно принять меры по устранению причин аварии.
Требования безопасности по окончании работы
· убрать и привестив порядок рабочее место; траншеи, шурфы и котлованы
· закрыть или оградить, если работа не закончена, а в темное время суток включить на ограждениях сигнальное освещение;
· инструмент, оснастку и другие приспособления, применяемые в работе, очистить от грунта и доставить к основному месту работы.
Монтаж, демонтаж и перемещение буровых вышек и копров следует выполнять в соответствии с технологическими картами под непосредственным руководством лиц, ответственных за безопасное выполнение указанных работ. Монтаж, демонтаж и перемещение буровых вышек и копров при ветре 15 м/с и более или грозе не допускаются. Перед подъемом конструкций буровой вышки или копра все их элементы должны быть надежно закреплены, а инструмент и незакрепленные предметы удалены. При подъеме конструкции, собранной в горизонтальном положении, должны быть прекращены все другие работы в радиусе, равном длине конструкции плюс 5 м.Техническое состояние буровых вышек и копров (надежность крепления узлов, исправность связей и рабочих настилов) необходимо проверять перед началом каждой смены. Каждый копер и буровая вышка должны быть оборудованы звуковой сигнализацией. Перед пуском их в действие следует подавать звуковой сигнал.Для обеспечения безопасности эксплуатации буровой установки или копра на них должен быть установлен ограничитель высоты подъема бурового инструмента или грузозахватного приспособления. В период спуска и извлечения обсадных труб лица, непосредственно не участвующие в выполнении данных работ, к буровой вышке на расстояние менее ее полуторной высоты не допускаются.Пробуренные скважины при прекращении работ должны быть надежно закрыты щитами или ограждены. На щитах и ограждениях устанавливаются предупредительные знаки и сигнальное освещение. На копре должен быть установлен ограничитель грузоподъемности. Сваи разрешается подтягивать по прямой линии в пределах видимости машиниста копра только через отводной блок, закрепленный у основания копра. Передвижка копров должна производиться по спланированной площадке при опущенном молоте. Состояние путей для передвижки копра следует проверять перед началом каждой смены. В процессе забивкисвай и после работы копер необходимо закреплять противоугонными устройствами. Одновременный подъем сваебойного молота и сваи не допускается. При срезке забитых в грунт свай необходимо предусматривать меры, исключающие внезапное падение срезаемой части. При погружении свай с помощью вибропогружателей нужно обеспечить плотное и надежное соединение вибропогружателя с наголовником сваи, а также свободное состояние поддерживающих вибропогружатель канатов. При каждом перерыве в работе вибропогружатель следуетвыключать.
Доступ рабочих на подвесную площадку для присоединения к погружаемой свае оболочке наголовника вибропогружателя или следующей секции сваи оболочки разрешается только после того, как подаваемая конструкция будет опущена краном на расстояние не более 30 см от верха погружаемой сваи-оболочки.
Требования безопасности при прокладке подземных коммуникаций
При производстве подземных работ необходимо соблюдать правила и нормы по безопасному ведению горнопроходческихработ, утвержденные в установленном порядке министерствами и ведомствами.Для каждого подземного объекта строительства должны быть утверждены мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий, а работающие должны быть обучены правилам поведения во время возможных аварий. До начала подземных работ должны быть выполнены мероприятия по обеспечению сохранности существующих подземных и надземных коммуникаций, зданий и сооружений. Руководители подземных работ перед началом их выполнения должны быть ознакомлены с геологическими и гидрогеологическими условиями участка работ. При изменении условий, создающих возможность возникновения аварий, работы следует остановить до принятия соответствующих мер. Каждый участок должен быть обеспечен запасом инструмента, материалов, средств пожаротушения и других средств, необходимых при ликвидации аварии, а также указаниями по их применению. Временное крепление подземных выработок следует производить согласно технологической карте (паспорту крепления). При проходке стволов находящиеся в забое рабочиедолжны' быть защищены предохранительным настилом от падения предметов сверху. При проходке туннелей щитами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
· смонтированный щит, его механизмы и приспособления разрешается вводить в эксплуатацию лишь после их приемки по акту;
· разрабатывать грунт следует только в пределах козырьков щита;
· передвигать щит на расстояние, превышающее ширину кольца обделки, не допускается:
· в неустойчивых, слабых грунтах забоя следует закрепить временной крепью, а в сыпучих грунтах -- применять, как правило, щиты с горизонтальными площадками, число которых надлежит предусматривать, исходя из условий обеспечения устойчивости откоса грунта на площадках;
· передвигать щит разрешается только в присутствии и под руководством сменного мастера или производителя работ, не допуская при этом пребывания людей у забоя, за исключением наблюдающих за креплением.
Все электрооборудование, применяемое в подземных выработках, при наличии взрывоопасных условий должно быть во взрывобезопасном исполнении. Питание рабочего и аварийного электрического освещения шахт, штолен и туннелей следует осуществлять от разных источников.
Выработки или участки туннеля, где устанавливается электротехническое оборудование, должны быть закреплены крепью из несгораемых материалов. При проходке шахт и туннелей должна быть обеспечена вентиляция с местной вытяжкой от участков сварочных и других работ, связанных с выделением вредных веществ. При горизонтальном продавливании труб пребывание рабочих в них допускается при диаметре трубы не менее 1200 мм и длине не более 40 м. Длительность непрерывного пребывания рабочего внутри трубопровода не должна превышать 1 ч, а интервалы между рабочими циклами устанавливаются не менее 30 мин. Трубопровод длиной 10 м и более необходимо обеспечивать принудительной вентиляцией с подачей свежего воздуха не менее 10 мУч. Горизонтальное продавливание труб с ручной разработкой грунта внутри них допускается только при условиях, исключающих прорыв в забой газов, воды или содержимого выгребных ям. С рабочими, занятыми внутри трубопровода, должна быть обеспечена двусторонняя связь.
Требования безопасности при устройстве фундаментов
К выполнению работ по устройству фундаментов допускаются рабочие по профессиям плотник, арматурщик, электросварщик, бетонщик, монтажник железобетонных конструкций, лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, обученные и проинструктированные в соответствии с требованиями руководящих документов по вопросам охраны труда.
К числу опасных и вредных производственных факторов при устройстве фундаментов относятся:
· вращающиеся части машин и оборудования;
· перемещаемые грузы;
· электрический ток;
· острые концы арматурных стержней;
· вибрация;
· возможность обрушения штабелей блоков и стен из блоков, грунта.
· Перед началом работы в обязательном порядке проверяются рабочие места и проходы к ним на соответствие следующим требованиям:
· при работе на высоте от уровня земли свыше 1,3 м рабочие места должны быть оборудованы подмостями шириной не менее 2 м
· для каменных работ, 1 м для монтажных:
для прохода к рабочим местам, находящимся в котлованах и траншеях, а также для перехода по участкам уложенной арматуры должны быть установлены лестницы, переходные мостики и трапы с ограждениями:
· зона электропрогрева бетона должна иметь ограждение и обозначе
· на предупредительными надписями и плакатами;
· на эстакадах для подачи бетонной смеси автосамосвалами между отбойным брусом и ограждением должны быть оборудованы проходы шириной не менее 0,6 м;
· ограждения вращающихся частей машин и оборудования должны
· находиться в исправности и надежно закреплены;
· корпуса сварочных трансформаторов, электродвигателей и приборов управления должны быть заземлены;
· сигнализирующие устройства должны быть исправными;
· в темное время суток необходимо хорошее освещение рабочих мест.
При сборке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего. Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ по устройству опалубки, не допускается.
Инвентарная опалубка должна содержать в своем составе инвентарные ограждения, предупреждающие падение человека. Инвентарные ограждающие устройства при установке опалубки должны ограждать всю захватку, подготовленную для бетонирования. При установке мелкозащитной инвентарной опалубки рабочие должны пользоваться предохранительными поясами при работе на высоте свыше 1,3 м. Разборку опалубки всех типов производят после достижения бетоном заданной прочности и с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций по перечню, установленному проектом,с разрешения главного инженера.
При сборке арматуры фундаментов непосредственно у места ее установки стержни подают в котлован при помощи специальной траверсы или опускают их по приспособленным для этой цели лоткам. Рабочие должны спускаться в котлован только по стремянкам или приставным лестницам. Арматурные стержни и стальные изделия следует перемещать и устанавливать только в рукавицах.
При подъезде технологических транспортных средств (автобетоносмеситель, бетоновоз, бадьевоз) бетонщик, принимающий бетонную смесь, должен находиться в поле зрения машиниста автобетоносмесителя. Очистку лотка и загрузочного отверстия автобетоносмесителя от остатков бетона следует производить только при неподвижном смесительном барабане. При выгрузке бетонной смеси из кузова бетоновоза рабочий, принимающий бетонную смесь, должен находиться в зоне, где исключается его травмирование при внезапном опрокидывании бетоновоза. Очистку поднятых кузовов автомобилей самосвалов после разгрузки бетонной смеси следует производить скребками или лопатами с удлиненной рукоятью. При укладке бетонной смеси стреловыми и башенными кранами бетонщик должен знать правила строповки бункеров-бадей, сигналы, подаваемые крановщику, безопасные приемы работы с применением бункеров-бадей.
При укладке бетонной смеси запрещается:
· производить подъем бункера бадьи, не убедившись в надежности строповки;
· открывать затвор при его заклинивании в подвешенном состоянии бункера;
· работать с неисправным механизмом открывания затвора;
· раскачивать подвешенную бункер-бадью.
При уплотнении бетонных смесей глубинными, площадочными вибраторами рабочий-бетоншик должен знать: правила безопасной работы с ручными электрическими машинами, а также правила гигиены и санитарии при работе с виброинструментом.
При уплотнении бетонных смесей запрещается:
· работать с неисправным вибрационным оборудованием;
· в отсутствие дежурного электрика самостоятельно подключать Вибрационную технику к распределительным электрощитам;
· работать с виброоборудованием без вибрационной защиты;
· работать без резиновых перчаток и сапог.
Сигналы машинисту крана должно подавать одно лицо, знающее порядок обмена сигналами. Запрещается подъем сборных железобетонных конструкций, засыпанных снегом, землей, защемленных другими конструкциями. Доподъема конструкции монтажник должен проверять соответствие массы, указанной в маркировке конструкции, грузоподъемности крана. Элементы конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового (капронового) каната.
Причины производственного травматизма при монтажных работах. Обеспечение временной устойчивости конструкций при монтаже. Выбор такелажных приспособлений и их расчет. Организация рабочего места на высоте.
3.1. Особенность монтажных работ. Причины травматизма Трудовые процессы, связанные с монтажом строительных конструкций, являются наиболее сложными и опасными, так какзначительный объем работ (до 80 %) приходится выполнять на большой высоте в условиях, когда исключена возможность эффективного использования средств коллективной защиты работающих от падения с высоты. Для улучшения условий безопасности труда в последнее время внедряются наиболее прогрессивные методы монтажа строительных конструкций: конвейерный, крупноблочный, безвыверочный, метод подращивания, поворот вокруг шарнира полностью собранных на земле конструкций башенных сооружений и др. Тем не менее уровень производственного травматизма при монтаже строительных конструкций остается высоким. Современные методы монтажа строительных конструкций, основанные на заводском изготовлении отдельных элементов зданий и сооружений, способствуют увеличению производительности труда, сокращению сроков строительства, снижению его стоимости и значительно улучшают условия труда рабочих. Характер индустриального строительства делает возможным его осуществление при максимальном обеспечении безопасности работ монтажников. Совершенствование монтажа конструкций ведется по следующим основным направлениям: снижение массы конструкций, укрупнение размеров и сокращение количества типоразмеров сборных элементов, унификация размеров элементов применительно к различным типам зданий, сооружений. Технология монтажа конструкций имеет ряд особенностей, связанных с конструктивным решением возводимого объекта, что диктует выбор способа монтажа конструкций и методы механизации и выдвигает требования безопасного производства работ, присущие конкретному виду строительства. Современная строительно-монтажная площадка представляет собой сложный производственный комплекс, характеризующийся специфическими особенностями. Как и многие строительные работы, монтаж конструкций может выполняться в любое время года. Большую часть года строители – монтажники вынуждены работать в условиях низких или высоких температур и интенсивного солнечного облучения. Значительную часть рабочего времени монтажник проводит на высоте, достигающей иногда десятков метров. Поэтому их труд требует повышенного нервно – психического напряжения, непрерывного контроля за положением своего тела в пространстве, выполнения согласованных общих трудовых операций, производимых несколькими рабочими. Такая работа требует кроме специальных знаний и соответствующей квалификации еще высокой организованности и дисциплины. Монтажникам приходится часто работать в стесненных условиях на временных подмостях и стремянках на относительно большой высоте, а также перемещаться в пределах монтируемой конструкции. Большую часть рабочего времени монтажники приводят в вынужденной, а иногда и неудобной позе (сильно согнувшись вперед, назад, вниз или вбок), испытывая при этом существенную нагрузку от напряженного состояния тела. Вместе с тем повторяющиеся быстрые перемещения рабочих по вертикальным лестницам, монтажным мостикам и возводимым конструкциям представляют для организма значительную нагрузку. В монтажных процессах применяют различные машины и механизмы. Однако, несмотря на непрерывное развитие механизации работ, до настоящего времени ряд операций выполняют вручную, что приводит к дополнительному изическому и нервному напряжению, утомлению. Кроме физической нагрузки монтажники постоянно испытывают нервное напряжение под влиянием психологических факторов (сознание опасности падения и травмирования при выполнении работ на высоте). Такая опасность может быть связана с отсутствием защитных ограждений на рабочих местах, большой скоростью или порывами ветра, от которогопроисходит раскачивание монтруемых конструкций, что затрудняет точную их установку в проектное положение. Опасность выполнения монтажных операций возрастает также при отсутствии видимости крановщиком непосредственно установки сборных элементов. Существующие методы связи и сигнализации недостаточно совершенны, а поэтому не могут заменить крановщику прямого обзора и дать ясную картину ситуации на рабочих местах. Сознание монтажниками того, что имеется потенциальная опасность падения с высоты, порождает неуверенность в работе, скованность движений. Состав монтажных работ при возведении зданий и сооружений различного назначения представляет комплекс рабочих процессов: а) установка монтируемого элемента и временное его закрепление; б) окончательная выверка монтируемого элемента; в) сварка стыков, замоноличивание конструкции. Монтажные процессы, как и всякие технологические, состоят из ряда рабочих операций, выполняемых в строгой последовательности, вызванной особенностями конструктивного решения (табл. 6). Анализ причин травматизма при монтаже строительных конструкций показал, что большая часть несчастных случаев с людьми вызвана: обрушением (падением) монтируемых конструкций; падением рабочих с высоты; несовершенством и ошибками при выборе монтажной остастки (такелажные работы), несовершенством или неисправным состоянием механизмом и машин, а также электроустановок и другими факторами (недостаточной освещенностью, неудовлетворительной последовательностью выполнения рабочих операций и т. п.). Таблица 6 Технологическая структура монтажных работ Рабочие процессы Рабочие операцииПодготовка места монтажника и Строповка элемента. Перемещение монтажногоподачи элемента приспособления. Подача элемента к месту монтажа. Установка. Предварительная выверка. ВременноеПредварительная установка элемента закрепление элемента. Проверка положения элемента. ОкончательнаяОкончательная выверка и выверка. Исправление положения детали изакрепление элемента закрепление ее. Расстроповка. Выравнивание арматурных выпусков. ОчисткаСварка закладных деталей закладных деталей. Установка анкеров и накладок. Сварка закладных деталей. Устройство гидроизоляции. Установка инвентарнойЗамоноличивание стыков опалубки. Антикоррозийное покрытие деталей. Бетонирование стыков Падение монтажников-верхолазов с высоты происходит при наводке, установке и закреплении элементов сборных конструкций при расстроповке, окончательном оформлении узлов и особенно при перемещении на новое рабочее место. При анализе причин травматизма по рабочим процессам следует выделять в отдельную группу операции по разгрузке элементов на приобъектном складе. Эта работа не входит в комплекс процесса монтажа конструкций, но так как ее выполняют рабочие, занятые на монтаже конструкций и обслуживающие монтажные механизмы, причины несчастных случаев при разгрузке монтажных элементов следует рассматривать в общем объеме причин травматизма монтажного комплекс работ. Результаты анализа показываю что при возведении, например, крупнопанельных зданий, около 10 % все случаев травматизма на монтажной площадке приходится на разгрузочные работы; наибольшее количество трав; возникает при операциях, связанных предварительной установкой элементе (до 35 %); процессы по подготовке монтажногоместа, подаче элемента окончательной выверке и сварке 335 ладных деталей дают примерно равно количество случаев травматизма (около 20 %); послемонтажные работы по замоноличиванию конструкции и заделке стыков приводят к незначительном количеству травм (до 10 %). Анализ причин случаев тяжелого травматизма говорит о несовершенств технологии отдельных рабочих процессов, в частности по установке, выверке и закреплению монтируемых элементов. Падение монтируемых конструкций а также самих рабочих и травмирование монтажной оснасткой происходит при выполнении операций по установке и временному закреплению монтируемых конструкций. Обрыв монтажных петель разрушение недоброкачественных изделий и нарушение режима эксплуатации механизмов связаны с операция ми по подготовке и подаче монтируемых изделий. Для выявления монтажных операций, имеющих наибольшую опасность для работающих, целесообразно проводить детальное изучение указанных рабочих процессов в производственных условиях монтажной площадки. Следует особо отметить, что методы монтажа являются определяющими факторами технологии производства; монтажных работ и должны обязательно содержать в проектной документации решение вопросов безопасности, подкрепленное необходимыми инженерными расчетами. 3.2. Монтажные приспособления для временного закрепления конструкций Монтажные приспособления классифицируют по функциональному назначению (удерживающие – подкосы, растяжки, распорки; ограничивающие – упоры, фиксаторы; универсальные – связи, кондукторы), по количеству элементов конструкций, устанавливаемых с помощью одного приспособления (одиночные, групповые), а также поконструктивному решению (линейные, плоскостные, пространственные). Монтажная оснастка должна удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.012–75 и техническим условиям на конкретные монтажныеприспособления. Конструкция монтажных приспособлений должна обеспечивать: быстрое и свободное выполнение операций, связанных с их установкой или снятием и выверкой элементов конструкций зданий и сооружений; устойчивость элементов конструкций зданий и сооружений до их закрепления в соответствии с проектом; ремонтопригодность и взаимозаменяемость узлов и деталей. Ограничивающие и регулирующие устройства монтажных приспособлений должны обеспечивать точностьвыверки конструкций, а масса монтажных приспособлений, устанавливаемых вручную, не должна превышать: подкосов, растяжек, связей при длине до 3 м – 18 кг; то же, при длине до 6 м – 35 кг; распорок – 5 кг; струбцин – 7 кг; кондукторов – 50 кг. Масса отдельных деталей монтажных приспособлений, собираемых вручную на месте установки конструкций зданий, не должна превышать 20 кг, а длина – 6м. Несущие элементы монтажных приспособлений должны быть рассчитаны на сочетание следующих нагрузок: от массы устанавливаемых конструкций зданий и собственной массы приспособлений с коэффициентом надежности по нагрузке – 1,1; от регулировочных винтов, домкратов при выверке установленных конструкций зданий с коэффициентом надежности по нагрузке – 1,2; от воздействия ветра – в соответствии с главой СНиПа по нагрузкам и воздействиям. При проектировании стальных конструкций монтажных приспособлений следует руководствоваться не только главой СНиПа по проектированию стальных конструкций, но и учитывать требования к материалам для изготовления монтажных приспособлений конкретных типов, цвета и окраски, допуски в предельных отклонениях элементов и деталей монтажных приспособлений при их изготовлении в зависимости от вида обработки, а также климатические условия. 3.3. Обеспечение прочности и устойчивости конструкций в процессе монтажа Состояние конструкций в процессе монтажа отличается от их состояния во время эксплуатации как по условиям опирания и закрепления, так и по действующим нагрузкам. Устойчивость монтируемых конструкций в процессе монтажа является одним из наиболее решающих факторов профилактики производственного травматизма. В практике монтажа строительных конструкций имели место потери прочности и устойчивости конструкций из-за недостаточного учета по различным организационно-техническим причинам степени воздействия на них монтажных нагрузок. Это приводило к обрушению зданий и несчастным случаям, что влекло за собой значительный экономический исоциальный ущерб. Поэтому при разработке ППР, а также на монтаже вопросам обеспечения прочности и устойчивости конструкций должно быть уделено особое внимание. В основном исходя из условий безопасности производства монтажных работ приходится рассматривать два состояния конструкций во время монтажа: при подъеме и после установки в проектное положение до момента устройства связей. В некоторых случаях возникает необходимость в проверке состояния конструкции при ее перемещении, т.е. переводе из одного положения в пространстве в другое. Как правило, подъем конструкций по условиям производства работ не может выполняться за ее опорные точки. Это влечет за собой изменение характера внутренних усилий в элементах по сравнению с проектными условиями, например: балка, рассчитанная на изгиб и предназначенная для установки на двух опорах, при зацеплении ее за средние точки работаеткак консольная; усилия в элементах фермы, подвешенной к крюку крана за средние узлы верхнего пояса, меняют свой знак на противоположный – верхний пояс и раскосы, рассчитанные на сжатие, работают на растяжение. Способы монтажа строительных конструкций должны выбраться с учетом обеспечения прочности, устойчивости и неизменяемости формы конструкций на всех стадиях монтажа. Способы обеспечения прочности и устойчивости конструкций в процессе монтажа разрабатывают в ППР, при этом каждый конструктивный элемент или блок независимо от формы, массы и размера должен быть проверен на воздействия монтажных нагрузок. Монтаж каждого участка начинают со связевой панели или с другой пространственно устойчивой части здания или сооружения. При невозможности или нецелесообразности соблюдения такого порядка монтажа применяют временные связи (расчалки, распорки и т.п.) по проекту. После установки конструкций в проектное положение, но до момента установки связи, также возникают специфические условия ее работы. Условия изгиба колонны при ее перемещении отличаются от условий изгиба после ее установки. Колонна после установки на фундамент, до закрепления ее на высоте, работает на изгиб от горизонтальных ветровыхнагрузок, как балка, заделанная одним концом. Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение, производят только после временного или постоянного их закрепления по проекту болтами, пробками, электроприхваткой с установкой связей, распорок, расчалок и т.п. Расчалки для временного закрепления конструкции изготовляют из стального каната одинакового диаметра в каждой паре и располагают с углами наклона к горизонту, и к плоскости расчаливания (в горизонтальной плоскости) не более 45°. Расчалки прикрепляют к специальным якорям или конструкциям способами, исключающими ослабление натяжения, и располагают за пределами движения транспорта и монтажных механизмов. При отсутствии специальных указаний в проекте (ППР) расстроповки конструктивных элементов, соединяемых заклепками или болтами повышенной точности, осуществляют только после установки в узле не менее 30 % заклепок или болтов и 10 % пробок, в случаях, когда общее ихчисло в узле более 5. Расстроповку конструктивных элементов, соединяемых электросваркой, воспринимающих монтажные нагрузки, осуществляют только после заделки узлов соединений проектными сварными швами или прихваткой, размеры которых определяются проектом, а расстроповку конструкций, не воспринимающих монтажные нагрузки, – после выполнения прихваток, длина которых должна быть не менее 10 % длины проектных монтажных швов данного соединения, но не короче 50 мм; до расстроповки в дополнение к указанным должны быть установлены временные или постоянные связи, распорки или расчалки согласно ППР. При монтаже многоярусных или многоэтажных зданий или сооружений установку конструкций каждого вышележащего яруса производят только после надежного закрепления элементов конструкций нижележащего яруса, в частности при монтаже многоэтажных зданий с железобетонным каркасом до начала монтажа очередного этажа на предыдущем должны быть полностью сварены все стыки (соединения ригелей и колонн, колонн между собой, плит перекрытия и др.) изамоноличены бетоном, причем бетон должен достичь 100 %-ной прочности. При перемещении конструкций также требуется проверка их прочности и устойчивости. Так, при переводе в вертикальное положение стропильных ферм, собранных горизонтально, верхний пояс стойки и раскосы испытывают изгиб из плоскости, на который они в проекте не рассчитаны. Кроме того, при проверке сборных железобетонных конструкций на монтажные условия нужно учитывать еще один фактор, от которого зависит прочность конструкций: отпускную прочность бетона по времени отгрузки изделия с завода – изготовителя (она должна составлять не менее 70 % проектной прочности). Следовательно, прежде чем определить технологию монтажа конструкций, следует проверить их прочность и устойчивость в заданны условиях. Эта проверка производится по формулам строительной механики и нормам проектирования стальных