Территориальная структура инвестиций в основной капитал в 2000-2011 гг.
(в фактических ценах, %)
Центральный федеральный округ | 26,1 | 26,7 | 25,9 | 26,5 | 25,9 | 24,2 | 23,1 | 21,9 |
в том числе: Москва | 13,4 | 12,6 | 12,5 | 11,5 | 11,0 | 9,3 | 8,0 | 7,8 |
Московская область | 4,4 | 5,0 | 5,0 | 6,0 | 5,5 | 4,8 | 4,3 | 3,6 |
Северо-Западный федеральный округ | 10,0 | 13,4 | 13,8 | 12,4 | 11,9 | 11,7 | 12,2 | 11,7 |
в том числе: Санкт-Петербург | 3,1 | 4,3 | 4,1 | 4,5 | 4,2 | 4,2 | 4,4 | 2,7 |
Ленинградская область | 1,7 | 2,3 | 2,7 | 1,9 | 1,9 | 2,4 | 3,0 | 2,8 |
Южный федеральный округ | 9,3 | 6,8 | 6,9 | 7,4 | 8,0 | 8,9 | 9,8 | 9,5 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 2,2 | 2,6 | 2,7 | 3,0 | 3,0 | 3,3 | 3,4 | 3,2 |
Приволжский федеральный округ | 17,7 | 16,9 | 16,6 | 17,1 | 16,9 | 16,0 | 15,8 | 15,6 |
Уральский федеральный округ | 21,5 | 16,4 | 16,9 | 16,6 | 16,9 | 16,8 | 16,4 | 17,3 |
Сибирский федеральный округ | 8,5 | 9,6 | 10,2 | 10,6 | 10,8 | 10,5 | 10,7 | 11,3 |
Дальневосточный федеральный округ | 4,6 | 7,7 | 7,0 | 6,5 | 6,7 | 8,6 | 8,6 | 9,4 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Значительные различия в капиталоемкости прироста производства, определяющие пространственную структуру инвестиций, имеют под собой как факторы конъюнктурного характера, влияние которых на экономический рост будет исчерпано в среднесрочной перспективе, так и факторы долгосрочного характера, которые будут влиять на пространственные пропорции распределения инвестиций достаточно долго.
К числу первых относится наличие резервов производственных мощностей, особенно пассивной части основных фондов, что обеспечивает возможность увеличения выпуска во многих отраслях лишь вследствие увеличения спроса, без нового строительства и реконструкции.
К числу вторых относится отраслевая структура производства и инвестиций. В регионах с преобладанием добывающих отраслей и низким уровнем инфраструктурной обеспеченности инвестиции вкладываются в капиталоемкие долгосрочные проекты, которые обеспечат прирост производства в будущем. При этом инвестиции в развитие инфраструктуры необходимы для создания условий для экономического роста, однако прямой вклад от инвестиций может не давать значительного прироста добавленной стоимости в краткосрочной перспективе. В перспективе освоение природных ресурсов северных и восточных районов страны потребует значительных инвестиций в долгосрочные капиталоемкие сырьевые проекты. Необходимость реализации крупных инфраструктурных проектов также сохранится в долгосрочной перспективе.
В структуре суммарных инвестиций в основной капитал около 20% приходится на бюджетные инвестиции. При этом основными получателями бюджетных инвестиций являются два региона: Центральный и Приволжский федеральные округа, за которыми следует Северо-Западный округ, минимальную долю бюджетных инвестиций получает Уральский округ. Распределение внебюджетных инвестиций, которое определяется коммерческими критериями, осуществляется более равномерно. Абсолютными лидерами в привлечении внебюджетных инвестиций являются Уральский и Центральный федеральные округа, обладающие наиболее привлекательными инвестиционными условиями. Общая доля двух округов составляет более 40% от всех внебюджетных инвестиций в российскую экономику.
Системным фактором межрегиональной дифференциации являются пространственные дисбалансы в развитии инфраструктуры.
По данным экспертов комплексная оценка инфраструктурной обеспеченности показывает ее значительные различия даже на уровне крупных макрорегионов – федеральных округов, при переходе к субъектам Российской Федерации различия возрастают многократно. Интегральный коэффициент инфраструктурной обеспеченности, включающий оценку обеспеченности социальной, инженерной, транспортной, информационно-коммуникационной, энергетической, рыночной инфраструктурой составляет в Центральном федеральном округе 130% к среднему по стране (в Москве – 193%, в Дальневосточном округе – 86%, Северо-Кавказском округе – 81%). Устранение этих диспропорций и создание в регионах инфраструктуры, обеспечивающей условия для эффективного производства, останется в числе важнейших задач на долгосрочную перспективу.
Анализ обеспеченности регионов различными видами инфраструктуры показывает, что наиболее существенное влияние на межрегиональную дифференциацию темпов роста ВРП оказывают различия в обеспеченности транспортной инфраструктурой. Согласно комплексной оценке обеспеченность транспортной инфраструктурой в Центральном округе составляет 147,4% к среднему по России, в Дальневосточном округе – 83,3%, в Сибирском – 80,1 процента.
Основные дисбалансы между развитием регионов и транспортной инфраструктуры состоят в следующем:
наметившееся отставание темпов развития транспортной и энергетической инфраструктуры в крупнейших городских агломерациях от темпов роста самих агломераций;
слабое развитие транспортной инфраструктуры в восточной части страны, в том числе связывающей восточные регионы между собой, отсутствие выхода в опорную транспортную сеть страны (отсутствие железнодорожного сообщения с крупными городами северо-востока страны);
недостаточное развитие сети морских портов, способных обеспечить полноценную интеграцию российской экономики в мировую экономику;
практическое отсутствие в регионах крупных аэропортов-хабов, неразвитость сети региональных аэропортов и межрегиональных связей;
недостаточная пропускная способность и невысокое качество автомобильных дорог, отсутствие автодорожных обходов крупных городов – региональных центров, неразвитость системы современных высокоскоростных видов транспорта;
отсутствие современных пограничных переходов, обеспечивающих полноценное экономическое взаимодействие приграничных территорий, прежде всего с КНР и странами Европейского Союза.
Пространственное развитие Российской Федерации характеризуется крайне неравномерным распределением инновационного потенциалаи еще более неравномерным его использованием. Около 70% затрат на технологические инновации приходится на три федеральных округа: Центральный, Уральский и Приволжский. В структуре производимых инновационных товаров, работ и услуг доминирует Приволжский федеральный округ (Республики Башкортостан и Татарстан, Самарская и Ульяновская области), на долю ПФО приходится более 40% инновационной продукции, вторым является Центральный округ (Москва, Московская, Липецкая и Ярославская области), но доля округа в динамике снижается и в затратах на инновации, и в производстве инновационной продукции.
Региональная дифференциация других показателей, характеризующих инновационную систему регионов, таких как численность занятых исследованиями и разработками, число организаций в инновационной сфере, ряд других дают примерно такую же картину: сильную дифференциацию по субъектам Российской Федерации и очень высокий уровень концентрации в небольшом количестве субъектов Федерации. Комплексная оценка сравнительного уровня инновативности субъектов Российской Федерации, включающая оценку инновационного потенциала, инновационной активности и региональной поддержки инноваций, показывает лидирующие позиции Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Калужской, Самарской, Томской, Ульяновской, Тверской областей, Республики Татарстан.