Производство продукции машиностроительного комплекса
В период до 2030 года
Вид деятельности | 2011 г.* отчет | 2020 г.* | 2030 г.* | 2020 г. к 2011 г., %** | 2030 г. к 2011 г., %** | ||||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||
Производство машин и оборудования | 1,8 | 4,3 | 5,0 | 8,2 | 10,8 | ||||
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 1,3 | 3,1 | 3,6 | 6,1 | 8,6 | ||||
Производство транспортных средств и оборудования | 2,3 | 7,1 | 7,8 | 14,7 | 19,3 |
* В текущих ценах, трлн. рублей.
** В сопоставимых ценах, %.
Необходимо отметить, что значительную долю в машиностроительном комплексе занимает производство специальной продукции для нужд обороны и обеспечения национальной безопасности, развитие которого в долгосрочной перспективе характеризуется интенсивной реализацией мероприятий, направленных на повышение научно-технического и производственно-технологического потенциала. При этом данные мероприятия сопровождаются значительными объемами финансирования как из федерального бюджета, так из внебюджетных источников. Таким образом, в прогнозный период одним из основных факторов развития машиностроительного комплекса будет являться развитие производства оборонно-промышленного комплекса. При этом в структуре машиностроения будет наблюдаться увеличение доли соответствующих видов деятельности.
В рассматриваемой перспективе развитие машиностроения будет характеризоваться опережающими темпами роста по сравнению с развитием промышленного производства в целом.
Вместе с тем в средне- и долгосрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказать сдерживающее влияние на динамику развития машиностроения, в том числе:
волатильность внутренней и внешней экономической ситуации, которая может повлечь изменения текущих тенденций увеличения инвестиционной активности юридических лиц, роста денежных доходов населения, увеличения экспортных поставок (включая военно-техническое сотрудничество);
сокращение объемов государственной поддержки машиностроительного комплекса, связанное в том числе с изменением подходов к формированию расходов федерального бюджета;
изменение внутренней и внешней рыночной конъюнктуры вследствие завершения текущих интеграционных процессов (в части ЕЭП, ВТО), в том числе в связи с ограничениями возможностей реализации мероприятий по поддержке реального сектора экономики.
Под влиянием указанных рисков темпы развития машиностроения могут сократиться в 2030 году относительно уровня 2011 года до 231%, в частности, темп роста производства машин и оборудования могут снизиться до 214%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – до 253%, транспортных средств и оборудования – до 271 процента.
В настоящее время на долю авиационной, судостроительной, радиоэлектронной, ракетно-космической, автомобильной, станкостроительной промышленности, а также транспортного машиностроения приходится около 60% от общего объема производства машиностроительного комплекса, в связи с чем ситуация в указанных секторах будет в значительной степени определять перспективы развития машиностроения в целом. При этом развитие данных секторов в долгосрочной перспективе в значительной степени будет определяться предполагаемыми к реализации государственными программами Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», в рамках которых будут определены ключевые направления и параметры государственной поддержки их развития.
Авиационная промышленность
Среднегодовые темпы роста производства продукции авиационной промышленности в 2007-2011 гг. составляли порядка 101-102 процентов.
В настоящее время авиационная промышленность по ряду основных направлений характеризуется низким инженерно-техническим и производственно-технологическим уровнем, который должен обеспечивать соответствие российской авиационной промышленности мировым тенденциям развития данного сектора и рынка авиационной техники, в связи с чем к основным проблемам авиастроения в настоящее время относятся:
зависимость эффективности функционирования авиационной промышленности от поставок продукции военного назначения (при этом по ряду позиций существует тенденция сокращения рентабельности продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу и военно-промышленному сотрудничеству, что накладывает ограничения на возможности аккумулирования финансовых ресурсов для развития гражданских сегментов данного сектора машиностроения;
недостаточный технологический уровень развития производства авиационной техники, ее узлов и агрегатов, отсутствие эффективной системы 1-го и 2-го уровней поставки комплектующих для финальных интеграторов, что приводит к снижению эффективности производственных процессов;
высокая трудоемкость и низкие объемы производства, что приводит к высокой себестоимости выпускаемой продукции и соответственно, накладывает ограничения на инвестиционную деятельность организаций;
отсутствие достаточного количества квалифицированного производственного персонала, современных сертифицированных систем управления производственным процессом и контроля качества выпускаемой продукции, что в значительной степени снижает ее технологическую конкурентоспособность;
низкий уровень развития системы гарантийного и послепродажного обслуживания авиационной техники, что снижает привлекательность российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Вместе с тем для авиационной промышленности в настоящее время характерен ряд факторов, позволяющих создать потенциал для ее развития на долгосрочную перспективу, к которым в том числе относятся:
наличие крупных интегрированных структур, консолидирующих конструкторские и производственные ресурсы в отдельных технологических направлениях (авиастроение, вертолетостроение, двигателестроение);
значительный объем поставок на рынках военной авиационной техники;
разработка и вывод на рынок новой авиационной техники.
В долгосрочной перспективе с учетом существующего потенциала развитие авиационной промышленности при активной государственной поддержке (на развитие авиационной промышленности в соответствии с проектом государственной программы «Развитие авиационной промышленности» в период 2013-2025 годов из федерального бюджета в настоящее время предполагается направить более 700 млрд. рублей без учета ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы») будет определяться эффективностью реализации мероприятий, направленных на решение обозначенных проблем.
Так, по инновационному варианту предполагается, что среднегодовой темп роста производства продукции в авиационной промышленности в период до 2020 года составит порядка 107%, объем производства в 2030 году относительно 2011 года увеличится в 2,6 раза.
Необходимо отметить, что к 2015 году объем производства продукции авиационной промышленности относительно уровня 2011 года увеличится более чем на 50%, к 2020 году, относительно уровня 2015 года увеличение составит порядка 15%. Таким образом, в период до 2015 года при активной государственной поддержке будет внесен значительный вклад в динамику развития данного сектора машиностроения до 2030 года.
Указанная динамика развития авиационной промышленности будет достигнута в том числе благодаря реализации мероприятий в части:
доработки самолета SSJ-100 и расширения его продаж на внутреннем и мировом рынках, реализации проектов военно-транспортной авиации (в том числе Ан-70, Ан-124, Ил-76), разработки и вывода на рынок магистрального самолета МС-21, новых и модернизированных образцов военных самолетов;
наращивания объемов продаж серийно выпускаемой гражданской и военной вертолетной техники, а также запуска в производство вертолетов, находящихся в завершающей стадии создания или модернизации (Ми-38, Ка-62, Ми-26Т2, Ка-226Т и других), разработки и запуска в производство новых модификаций боевых, транспортно-десантных, специальных учебных вертолетов, вертолетных комплексов с беспилотными летательными аппаратами, легких вертолетов (размерностью 2,5 т и 4,5 тонн);
повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, в том числе за счет использования новых технологий и материалов;
развития сервисной сети и системы послепродажного обслуживания авиационной техники, расширения присутствия продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта;
повышения производственного и технического потенциала предприятий авиационной промышленности путем реализации проектов по техническому перевооружению действующих и созданию новых мощностей (ожидается, что к 2025 году рентабельность продаж самолетов достигнет порядка 11%, вертолетов – 8 процентов);
реализации в полном объеме в соответствии с утвержденными параметрами государственной программы вооружения.
Планируется, что в период 2012-2025 гг. будет поставлено около 3,4 тыс.самолетов и 5,6 тыс. единиц вертолетов гражданского и военного назначения, доля российской продукции к 2025 году на мировом рынке военных и гражданских самолетов составит 11% и 3% соответственно, военных и гражданских вертолетов – 16,5% и 12% соответственно.
Кроме того, активное государственное стимулирование в 2011-2020 гг. создания в авиационной промышленности научно-технического задела позволит сформировать базу для реализации перспективных проектов в области создания новых видов продукции в 2021-2030 годах.
Вместе с тем, в случае снижения объемов государственной поддержки авиастроения и сокращения расходов на реализацию государственной программы вооружения, предприятия будут ограничены в возможности аккумулирования финансовых ресурсов на развитие гражданского сектора авиационной промышленности, в связи с чем будет отмечаться снижение эффективности реализации указанных мероприятий. В данной ситуации поконсервативному сценариюразвития обозначенные темпы развития авиационной промышленности в 2030 году относительно уровня 2011 года могут быть снижены до 156 процентов.