Производство основных видов нефтепродуктов

(млн. тонн)

Наименование продукции 2011 г. отчет 2020 г. 2030 г. 2020 г. к 2011 г., % 2030 г. к 2011 г., %
A вар. 1, 2 вар. A вар. 1, 2 вар. A вар. 1, 2 вар. A вар. 1, 2 вар.
Индекс по виду деятельности 23.2 «Производство нефтепродуктов», % 102,9 100,2 102,4 100,3 102,1 107,6 118,9-119,3 109,9 141,1-141,7
Нефть, поступившая на переработку 258,2 243,0 254,0 225,0 256,0 94,1 98,4 87,1 99,1
Автобензин 36,7 42,7 49,2 48,4 59,6 116,3 134,1 131,9 162,4
Дизельное топливо 70,3 77,9 88,1 83,7 108,8 110,8 125,3 119,1 154,8
Топочный мазут 73,2 46,2 48,0 23,4 19,7 63,1 65,6 32,0 26,9

Варианты развития нефтеперерабатывающей промышленности отличаются как объемами переработки нефти, программами вводимых мощностей, так и строительством новых нефтеперерабатывающих предприятий.

В вариантах 1 и 2, практически не отличающихся, прогнозируется завершение строительства нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Нижнекамск Республики Татарстан с использованием механизмов государственно-частного партнерства, строительство нового НПЗ к 2020 году на одном из конечных пунктов нефтепроводов таможенной территории Российской Федерации производственной мощностью по первичной переработке нефти 6 млн. тонн, а также НПЗ регионального значения в отдельных субъектах Российской Федерации. В результате реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих заводов глубина переработки нефти вырастет до 80,2% в 2020 году и 91,4% к 2030 году.

К 2020 году переработка нефти намечается на уровне 254 млн. тонн, в 2025 году – 256 млн. тонн с последующей стабилизацией на этом уровне до 2030 года. Спрос внутреннего рынка на нефтепродукты прогнозируется с ростом при снижении объемов экспорта. Темп роста внутреннего спроса в 2020 году на автобензин и дизельное топливо составит 126% и в 2030 году – 148% к уровню 2011 года. Потребление топочного мазута сократится к 2020 году на 16% и к 2030 году на 22% к уровню 2011 года.

Экспорт нефтепродуктов сократится до 117,5 млн. тонн в 2020 году с последующим снижением к 2030 году до 104 млн. тонн. При этом экспорт светлых нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) увеличится к 2020 году на 30% и к 2030 году на 70% к уровню 2011 года. Экспорт топочного мазута сократится к 2020 году на 42% и к 2030 году на 94% по отношению к 2011 году. В структуре экспорта нефтепродуктов доля светлых нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) в 2020 году составит более 47% и в 2030 году около 70 процентов.

С учетом предполагаемой реконструкции, модернизации и строительства новых нефтеперерабатывающих предприятий инвестиции в основной капитал за период 2012-2030 гг. ожидаются в объеме 7,8 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.

Производительность в нефтеперерабатывающем секторе к 2030 году по сравнению с 2011 годом из расчета выпуска светлых нефтепродуктов из одной тонны переработанной нефти возрастет на 39 процентов.

Согласно принятой и утвержденной программе инновационного развития ОАО «НК «Роснефть», с учетом ввода новых мощностей в 2012-2015 гг., производительность труда в нефтепереработке в 2015 году возрастет до 18 тыс. тонн комплексной мощности НПЗ/чел. (рост на 55,2% к 2011 году), а глубина переработки нефти достигнет 87 процентов.

При разработке прогноза учитывались внесенные изменения в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (продлевающие оборот в России автомобильных бензинов и дизельного топлива класса «Евро-2» до 31 декабря 2012 г., класса «Евро-3» – до 31 декабря 2014 г., класса «Евро-4» – до 31 декабря 2015 г. и по классу «Евро-5» срок не ограничен), а также утвержденная Правительством Российской Федерации Энергетическая стратегия России на период до 2030 года и утвержденная Минэнерго России генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года.

При форсированном сценарии (вариант 3) более высокие темпы развития экономики и опережающие темпы модернизации заводов, а также реализация крупных проектов в нефтепереработке будут способствовать достижению показателей по переработке нефти варианта С.

По варианту А с учетом сокращения добычи нефти намечается снижение объемов переработки нефти до 243 млн. тонн в 2020 году и до 225 млн. тонн к 2030 году. Экспорт нефтепродуктов снизится до 110 млн. тонн в 2020 году и до 80 млн. тонн в 2030 году при росте внутреннего потребления нефтепродуктов соответственно до 105 и 115% к уровню 2011 года. В результате реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих заводов глубина переработки нефти вырастет до 80,1% в 2020 году и 88,7% в 2030 году.

Суммарные инвестиции в 2012-2030 гг. прогнозируются в размере 4,5 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.

По варианту С намечается строительство дополнительно к вариантам 1 и 2 нового НПЗ после 2020 года на одном из конечных пунктов нефтепроводов таможенной территории Российской Федерации производственной мощностью по первичной переработке нефти порядка 6 млн. тонн. Объем переработки нефти прогнозируется несколько выше, чем по другим вариантам, и намечается довести до 256 млн. тонн в 2020 году и до 262 млн. тонн к 2030 году. Экспорт нефтепродуктов ожидается также несколько выше других вариантов и снизится до 119 млн. тонн в 2020 году и до 113 млн. тонн в 2030 году при росте внутреннего потребления нефтепродуктов до 117% в 2030 году к уровню 2011 года. В результате реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих заводов глубина переработки нефти вырастет до 79,9% в 2020 году и 90,3% в 2030 году.

Суммарные инвестиции в 2012-2030 гг. прогнозируются в размере 8,8 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.

Машиностроительный комплекс

Машиностроительный комплекс является одним из ключевых секторов экономики, уровень развития которого в значительной степени определяет состояние экономического потенциала Российской Федерации, ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках, а также обороноспособность государства.

Доля машиностроительного комплекса в обрабатывающих производствах экономики Российской Федерации по итогам 2011 года по объему отгруженной продукции составила около 20%. В общем объеме отгруженной продукции машиностроительного комплекса доля транспортных средств и оборудования составляет около 48%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 27%, машин и оборудования – 25 процентов.

В 2010-2011 годах рост производства машиностроительного комплекса составил 22-15% соответственно, что является одним из наиболее высоких индексов роста обрабатывающих производств. Это, в свою очередь, обусловлено интенсивным увеличением инвестиционной активности со стороны юридических лиц и объемов потребительского спроса в части высокотехнологичных товаров вследствие восстановления экономической конъюнктуры после мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. (индекс производства продукции машиностроительного комплекса в 2008 и 2009 году составил 98-66% соответственно).

Вместе с тем на машиностроительный комплекс оказывает влияние ряд негативных общесистемных факторов, ограничивающих его развитие, к которым в том числе относятся технологическая отсталость отдельных производств, высокая материало- и энергоемкость производства, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на НИОКР), зависимость от поставок импортных комплектующих, зависимость экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитической конъюнктуры.

С целью нивелирования негативного влияния указанных факторов в настоящее время при активной государственной поддержке реализуются мероприятия, направленные на устранение существующих ограничений и создание производственно-технологического потенциала, обеспечивающего интенсивное и опережающее развитие секторов машиностроения в средне- и долгосрочной перспективе, в том числе в части стимулирования реализации перспективных инвестиционных проектов, НИОКР, повышения эффективности основной деятельности ключевых предприятий, совершенствования системы производства и поставок продукции специального назначения, стимулирования спроса на продукцию.

Так, на реализацию указанных механизмов по итогам 2011 года (без учета расходов на реализацию ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы») из федерального бюджета было направлено более 220 млрд. рублей, что в значительной степени способствовало достижению отмеченных показателей развития машиностроения.

Таким образом, тенденции развития машиностроения до 2020 года будут связаны как с общесистемными факторами развития (в части объемов спроса на инвестиционную и потребительскую продукцию машиностроения, поставок специальной продукции для обеспечения обороны и безопасности), так и реализацией мероприятий, направленных на устранение ограничений развития отдельных секторов машиностроительного комплекса, что будет способствовать технологическому перевооружению предприятий, увеличению НИОКР, направленных на создание новых конкурентоспособных видов продукции, создание новых и развитие действующих машиностроительных предприятий, в том числе совместных с зарубежными партнерами (в соответствии с проектами государственных программ на поддержку развития машиностроительного комплекса в период 2012-2020 гг. из федерального бюджета предполагается направить более 2,8 трлн. рублей без учета ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы»).

При эффективной реализации указанных мероприятий, обусловленной в том числе сохранением запланированных в настоящее время параметров их финансирования, а также с учетом увеличения инвестиций в основной капитал и роста реальных располагаемых доходов населения в 2020 году относительно уровня 2011 года более чем на 83% и 46% соответственно, предполагается, что среднегодовой темп роста продукции машиностроительного комплекса по инновационному варианту в период до 2020 года составит порядка 107%. Кроме того, повышение конкурентоспособности продукции российского производства по отношению к импортным аналогам в совокупности с реализацией механизмов государственного регулирования рынка высокотехнологичных товаров, в том числе в части стимулирования спроса, приведет в конечном итоге к интенсификации процессов импортозамещения на внутреннем рынке по отдельным продуктовым сегментам.

В период 2021-2030 гг. на этапе завершения реализации запланированных в настоящее время мероприятий, направленных на устранение ограничений развития отдельных секторов машиностроительного комплекса, развитие машиностроения в целом будет определяться в большей степени общесистемным фактором в части динамики спроса на продукцию российского производства (увеличение инвестиций в основной капитал и рост реальных располагаемых доходов населения в 2030 году относительно уровня 2020 года составит более 73% и 50% соответственно), которая в свою очередь в значительной степени будет зависеть от уровня конкурентоспособности данной продукции, достигнутого в том числе по итогам реализации указанных мероприятий, в связи с чем в 2030 году относительно уровня 2020 года ожидается увеличение объемов производства продукции машиностроительного комплекса на 73,2%. При этом данная динамика является оценкой развития машиностроительного комплекса относительно общесистемных факторов, которая может быть уточнена на этапах реализации программных документов развития соответствующих секторов промышленности.

Таким образом, предполагается, что производство продукции машиностроительного комплекса в 2030 году относительно уровня 2011 года увеличится более чем в 3,2 раза.

Развитие машиностроительного комплекса в период до 2030 года также будет определяться основными параметрами научно-технического развития реального сектора экономики, таким образом, в связи с возможным изменением направлений развития отдельных секторов промышленности, которое может быть связано в том числе с интенсивным внедрением и разработкой качественно новых продуктов и технологий (например, в части внедрения новых материалов, разработки и применения новых энергетических установок, изменения подходов к разработке и производству радиоэлектронной продукции) текущие прогнозные параметры развития могут быть уточнены.

Необходимо отметить, что помимо секторов, развитие которых определяется общесистемными факторами, такими как динамика спроса, и для которых характерны достаточный уровень развития производства и насыщение внутреннего рынка (например, в части бытовой техники и электроники), а также секторов, развитие которых зависит в значительной степени от реализации механизмов государственного регулирования в соответствующих сферах деятельности, и связанных с производством продукции специального назначения (авиационная, судостроительная, радиоэлектронная промышленности), в структуре машиностроительного комплекса существуют сектора со значительным уровнем потенциального спроса на их продукцию (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство строительно-дорожной техники и технологического оборудования), в отношении которых при активном участии бизнеса и государственном регулировании соответствующих товарных рынков в долгосрочной перспективе может отмечаться их интенсивное развитие (более высокими темпами роста, чем по машиностроению в целом).

Наши рекомендации