Для населения и тарифов на услуги организаций ЖКХ
в 2016-2030 гг. (по вариантам)
Вариант | 2011-2015 | 2016-2020 | 2021-2025 | 2026-2030 | 2016-2030 | |
Рост цен на газ для населения (до указанного в скобках года – оптовых цен, далее – включая надбавки ГРО и ПССУ), % | 1 (2020) 2 (2019) 3 (2018) | |||||
рост тарифов на электроэнергию для населения на розничном рынке с учетом сверхнормативного потребления (включая льготные категории), % | 155-1651) | |||||
Соотношение цен (тарифов) на электроэнергию для населения (без учета оплаты населением засверхнормативное потребление) и цен для прочих категорий потребителей, на конец периода ( раз) | 0,77 | 0,99 1,1 1,2 | 1,3 1,4 1,7 | 1,7 1,7 1,7 | ||
Тепловая энергиярост тарифов, % | 163-164 | |||||
Справочно: Рост тарифов на услуги ЖКХ, % | ||||||
160-161 | ||||||
Инфляция (ИПЦ), % | 134-134,5 | |||||
1) Без учета оплаты за сверхнормативное потребление.
Повышение тарифов на тепловую энергию также будет ограничиваться, учитывая его существенное влияние на рост тарифов на услуги организаций ЖКХ для населения (свыше 50% в корзине коммунальных услуг), за счет чего инфляция в России остается выше, чем в других странах.
Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период определялся с учетом: поэтапного перехода теплоснабжающих организаций на регулирование цен методом доходности на инвестируемый капитал (RAB-регулирование); стимулирования производства тепловой энергии мощностями, работающими в режиме комбинированной выработки и сокращения производства тепла низкоэффективными самостоятельными котельными; перераспределения расходов топлива между производством электрической и тепловой энергии, а также снижения объема перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией. Также предполагается, что в прогнозный период в организациях теплоснабжения существенно вырастет производительность труда и сократятся потери тепла при передаче теплосетями по мере их обновления, произойдет оптимизация издержек.
Вместе с тем рост тарифов на теплоэнергию во всех сценариях будет превышать инфляцию за счет роста цен на энергоносители и повышения оплаты труда (из-за ее значительного отставания от других сфер деятельности экономики), потребности в инвестициях, а также вследствие сокращения объемов полезного отпуска по мере расширения оплаты за услуги по показаниям приборов учета.
Учитывая это, для ограничения роста тарифов следует оптимизировать механизмы установления регулируемых тарифов путем перехода на долгосрочное тарифообразование методами долгосрочной индексации и доходности инвестированного капитала с использованием относительной меры эффективности (бенчмаркинга) подконтрольных операционных расходов регулируемой организации, обеспечить контроль за проведением процедур закупки топливно-энергетических ресурсов и ценообразованием на поставляемые локальными монополиями нерегулируемые виды топлива (уголь, мазут) и других материальных ресурсов со стороны органов антимонопольного регулирования.
Аналогичная практика должна быть распространена на сферу водоснабжения и водоотведения.
Врезка 4. Риски опережающего роста коммунальных тарифов В целях стимулирования регионов к реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию теплового хозяйства и водоснабжения, сформирована новая нормативно-правовая база. Она включает в себя Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», разрешающие устанавливать органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) тарифы выше установленного ФСТ России предельного максимального уровня для возмещения затрат на реализацию утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ. Вместе с тем в условиях слабой конкуренции в этих секторах, общей отсталости коммунальной инфраструктуры и высокого износа объектов теплоснабжения и убыточности производства тепла (котельными), отставания в разработке муниципальных схем теплоснабжения, практики установления тарифов на затратной основе существует риск роста тарифов, значительно превышающего прогноз в среднесрочной перспективе до 2020 года исходя из необходимого объема инвестиций для модернизации теплоэнергетики. Потребность в инвестициях для сокращения износа существующих объектов до нормативного оценивается 1,5 трлн. рублей в ценах 2013 года. По оценкам, компенсировать ее возможно при проектируемых ограничениях роста тарифов только при переходе от модели «затраты +» на долгосрочное регулирование. |
Динамика стоимости оплаты услуг грузового железнодорожного транспортавлияет на развитие экономики, хотя ее влияние на инфляцию менее значимо, чем динамика цен на энергоносители.
Сдерживающее влияние на рост оплаты стоимости перевозки грузов окажет государственное регулирование инфраструктурной составляющей тарифа. При этом основной задачей государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки является соблюдение баланса между обеспечением конкурентоспособности российской экономики и развитием инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В долгосрочной перспективе рост регулируемых тарифов по рассматриваемым вариантам будет приближен к инфляции в связи с высокой долей транспортной составляющей в конечных ценах с целью недопущения снижения конкурентоспособности отечественных товаров.
Для обеспечения безубыточной деятельности OAO «РЖД» необходимо продолжить работу по оптимизации операционных и инвестиционных затрат, в том числе путем применения типовых расценок на объекты капитального строительства, методов технологического аудита при анализе инвестиционных проектов, а для финансирования инвестиционных проектов – привлекать заемные средства, ликвидировать перекрестное субсидирование убыточных видов деятельность (например пассажирских перевозок) за счет грузовых тарифов.
Убытки от регулируемых государством пассажирских перевозок в дальнем следовании будут сокращаться за счет опережающей индексации пассажирских перевозок, при этом в среднесрочной перспективе потребуется сохранение практики субсидирования потерь в доходах от государственного регулирования пассажирских перевозок в дальнем следовании. В части формирования тарифов в пригородном сообщении существенное влияние окажет реализация концепции развития пригородных пассажирских перевозок, в том числе в части решения вопросов о сохранении в долгосрочной перспективе практики финансирования услуг инфраструктуры при этих перевозках за счет бюджетных средств, а также покрытия в полном объеме выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний за счет средств региональных бюджетов.
Инфляция
Инфляция на потребительском рынке в России будет оставаться более высокой, чем в развитых странах примерно до 2022-2023 годов.
Этот эффект будет связан с несколькими основными факторами: ожидаемым ослаблением обменного курса рубля; ожидаемым ростом мировых цен на зерно и продовольствие опережающим ростом тарифов – на услуги инфраструктурных компаний для населения в связи с ликвидацией перекрестного субсидирования, а также опережающим ростом тарифов на услуги в сфере ЖКХ[18] по мере высокого износа коммуникаций и необходимости покрытия инвестиционных затрат, доведения их до самоокупаемости. Кроме того, на рост цен будет оказывать влияние общее повышение заработной платы и доходов населения, поддерживающее рост платежеспособного спроса населения.
В последующий период темпы инфляции приблизятся к уровню развитых стран на фоне укрепления курса рубля, постепенного ослабления роста мировых цен на продовольствие. При этом постепенно будет снижаться влияние динамики мировых цен на продовольственное сырье на российскую потребительскую инфляцию по мере роста доли добавленной стоимости в ценах на продовольственные товары, увеличения доли непродовольственных товаров и услуг в потребительской корзине, развития рынка услуг, реформирования и повышения эффективности ЖКХ по мере обновления основных фондов.
Инфляция и рост тарифов на услуги ЖКХ
( 2015 год = 1)
Инфляция поинновационному сценарию в период с 2016 по 2022 год будет оставаться на уровне 4,7% в среднем за год к предыдущему году за период (для сравнения: в 2012-2015 гг. – 5,5 % в среднем за год со снижением к концу периода до 4,9%) вследствие ослабления курса рубля и за счет высокого роста тарифов на услуги ЖКХ.
Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги прогнозируется в размере 7,6-7,8%, на прочие услуги – 4,6-4,8%. (в 2012-2015 гг. – 5,9%). Рост цен и тарифов на услуги снизится до 5,5-5,8% (в 2012-2015 гг. – 7%), рост цен на товары замедлится незначительно – 4,2-4,4% в среднем за год (в 2012-2015 гг. – 5%).
В период 2023-2030 гг. инфляция снизится до 2,9% в год в среднем за период на что, прежде всего, повлияет прогнозируемое укрепление обменного курса рубля. Рост цен на товары замедлится до 2,3-2,5% в среднем за год, что соответствует параметрам роста цен в развитых странах.
Темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги уменьшатся почти вдвое по сравнению с предыдущим периодом – до 4-4,2% за счет расширения конкурентной среды во всех сферах, сокращения издержек по мере обновления основных фондов и внедрения новых ресурсосберегающих технологий. Рост платежеспособного спроса населения в большей степени начнет ориентироваться на рыночные услуги, что определит опережающий рост цен на них (4-4,2%) относительно инфляции.
Прогноз инфляции
(прирост цен в %, в среднем за год)
вариант | 2012-2015 гг. | 2016-2030 гг. | 2016-2030 гг. | |||
2016-2020 | 2021-2025 | 2026-2030 | ||||
Инфляция (ИПЦ) | 5,5 | 5,0 5,0 4,3 | 3,9 3,7 3,5 | 2,7 2,6 3,0 | 3,8 3,7 3,6 | |
Товары | 5,0 | 4,6 4,6 3,5 | 3,5 3,3 2,6 | 2,3 2,0 1,8 | 3,5 3,3 2,6 | |
продовольственные | 5,0 | 5,4 5,4 4,2 | 3,7 3,4 3,0 | 2,1 2,5 | 3,8 3,6 3,2 | |
непродовольственные | 4,9 | 3,9 3,9 2,8 | 3,4 3,1 2,2 | 2,2 2,0 1,5 | 3,1 3,0 2,3 | |
Услуги | 7,0 | 5,8 5,8 6,4 | 4,7 4,7 5,4 | 3,5 3,9 4,9 | 4,7 4,8 5,6 | |
в том числе услуги организаций ЖКХ | 9,3 | 8,3 8,1 7,4 | 6,5 5,7 5,5 | 3,6 3,5 3,6 | 6,1 5,7 5,5 | |
прочие услуги | 5,9 | 4,7 4,8 | 3,9 4,3 5,4 | 3,5 5,1 | 4,4 5,5 | |
Справочно: | ||||||
Обменный курс | 3,5 | 4,0 4,1 0,6 | 2,4 1,6 0,3 | -1,2 -1,7 0,2 | 1,7 1,3 0,4 | |
Реальные располагаемые доходы населения | 4,6 | 4,2 4,7 6,6 | 3,6 4,5 5,9 | 2,9 4,1 4,3 | 3,6 4,4 5,6 |
Инфляция вфорсированном сценарии в период с 2016 по 2022 год будет несколько ниже, чем в инновационном – на уровне 4,1% в среднем за год, что будет определяться крайне умеренным ослаблением курса рубля. Вследствие этого динамика роста тарифов на услуги ЖКХ будет более умеренной – 6,9-7,1% в год за счет более низкого роста цен на энергоносители, ориентированных на цены мировых рынков в рублевом эквиваленте.
В период 2023-2030 гг. инфляция будет выше, чем в инновационном сценарии – 3,2% в год в условиях сохранения умеренного ослабления курса рубля. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (4,1-4,3%) будет чуть выше из-за более высокой динамики цен на энергоносители, при этом уровень цен на них будет ниже. Вместе с тем инфляционные риски в форсированном сценарии могут быть более высокими, поскольку сценарий предполагает существенно больший рост денежной массы и потребительского спроса, чем инновационный сценарий.
В условиях консервативного сценария в период с 2016 по 2022 год инфляция будет чуть выше, чем в инновационном сценарии и составит в среднем 4,8%. В этот период ожидается более значительное ослабление обменного курса, которое будет компенсироваться более умеренным ростом доходов населения.
За период 2023-2030 гг. ежегодный рост цен в среднем составит 3% против 2,9% в инновационном и 3,2% в форсированном сценарии. В данном варианте рост тарифов ЖКХ будет выше, чем в инновационном варианте за счет более высокой динамики цен на энергоносители при практически стабильном курсе рубля, а на рыночные услуги – ниже в связи с более умеренным ростом платежеспособного спроса населения. Рост цен на товары будет практически одинаковым.
Динамика цен производителей в промышленности во всех вариантах в прогнозный период в основном будет определяться конъюнктурой и динамикой мировых цен с учетом обменного курса рубля.
В инвестиционном секторе, включая используемые им материальные ресурсы, основное влияние на динамику цен будет оказывать спрос покупателей, особенно в видах деятельности, производящих неторгуемые товары (работы) при низкой конкуренции импорта.
В капитальном строительстве рост цен будет замедляться на фоне снижения инфляции. На снижении стоимости также будет сказываться укрепление рубля и увеличение доли машин и оборудования в объемах инвестиций.
В консервативном сценарии дефлятор в промышленности будет выше инфляции из-за более высокого роста цен в энергетическом секторе, а также из-за более слабого рубля, чем в инновационном и форсированном вариантах. При этом дефлятор капитальных вложений будет несколько отставать от инфляции (примерно на 0,2 п.п. в среднем за год) на фоне более низкого инвестиционного спроса.
В инновационном сценарии дефлятор инвестиций в целом за период соответствует динамике потребительских цен, а в форсированном на 0,5 п.п. в год превышает инфляцию. Дефлятор промышленного производства в этих сценариях будет ниже инфляции на фоне более крепкого рубля и умеренной динамики цен в энергетическом комплексе.