Прогноз качественного изменения вводимого жилья
По данным Росстата России, за 2012 год введено 65,2 млн.кв.м. жилой недвижимости – 104,7% от показателя 2011 года. В 2011 году объем ввода жилья составил 62,3 млн. кв. м, или 106,6% к соответствующему периоду предыдущего года, и был практически достигнут целевой показатель по вводу жилья в объеме 63 млн. кв. м, установленный Приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2011-2013 гг.[12] (далее – Приоритетный национальный проект).
На основе данных Росстата по вводу жилья, динамики роста ВВП, объема добавленной стоимости в строительстве, объемов финансирования мероприятий государственной поддержки в жилищной сфере, а также опираясь на исходные параметры жилищной сферы, обозначенные в Государственной программе, Приоритетном национальном проекте и Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 гг. (далее – ФЦП «Жилище») прогноз объемов ввода жилого фонда рассматривается для трех вариантов: консервативного (инерционного), инновационного и форсированного.
Кроме того, в прогнозе учтено влияние поправочных коэффициентов, учитывающих возможную стагнацию итогового ввода жилья в связи с увеличением масштабов строительства и динамику уровня административных барьеров.
По консервативному варианту целевые индикаторы Государственной программы, Приоритетного национального проекта и ФЦП «Жилище» не достигаются.
Инновационный вариант направлен на достижение заданных Приоритетным национальным проектом и ФЦП «Жилище» параметров и сопоставим с параметрами Государственной программы.
При форсированном варианте рассматривается возможность дополнительного финансирования отдельных мероприятий в жилищной сфере, и целевые показатели достигаются ранее, чем в инновационном варианте, кроме того предусматривается их значительный рост в период до 2030 года.
При реализации форсированного варианта также учитывалось возможное дополнительное финансирование мероприятий по развитию жилищного строительства, содержащихся в Государственной программе, в том числе направленных на поддержку реализации региональных программ жилищного строительства, создания на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства, объектов инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной) строительства арендного жилья, содействия строительству муниципального жилья для предоставления его малообеспеченным гражданам на условиях социального найма, региональных программ по обеспечению жильем молодых семей, в том числе проживающих в сельской местности.
Кроме того, при реализации форсированного варианта учитывалось, что средства федерального бюджета в жилищной сфере будут в приоритетном порядке направляться на поддержку строительства нового жилья, а не на вторичный рынок. К 2030 году доля указанных средств будет достигать 48 процентов.
Также принималась во внимание возможность дополнительного имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) для финансирования региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с одновременным продлением срока деятельности указанной организации.
Объем жилищного фонда с учетом выбытия жилья рассчитывался на основе значений объема жилищного фонда в 2011 году с ежегодным приростом в количестве, равном прогнозному значению жилищного строительства в соответствующем году по трем сценариям. Принималось, что ежегодное выбытие жилищного фонда соответствует объему ввода жилья, введенного пятьюдесятью годами ранее – в промежуток с 1962 по 1980 год.[13]