Мировая экономика: консервативный рост
В долгосрочной перспективе рост мировой экономики будет определяться темпами научно-технического прогресса, возможностями использования капитальных и человеческих ресурсов.
В развитых странах в условиях демографических и экологических ограничений рост экономики будет опираться на рост производительности труда под влиянием научно-технического прогресса. Усиление глобализации будет способствовать возможностям догоняющего роста в развивающихся странах, расширяя доступ к достижениям мирового технологического развития путем улучшения восприимчивости к передовым технологическим достижениям и предпринимательского климата.
Основной вариант прогноза мировой экономики исходит из достаточно благоприятных тенденций роста населения и производительности труда, а также возможности мягкого разрешения долгового кризиса в ключевых странах в среднесрочный период.
Основными тенденциями мирового развитиястанут:
- восстановление сбалансированности экономик и поддержание относительно высоких темпов технологического прогресса и роста производительности труда;
- увеличение продолжительности жизни в пенсионном возрасте в соответствии с прогнозами ожидаемой продолжительности жизни для сохранения достигнутого уровня производительной активности населения;
- снижение объемов бюджетного дефицита США и стран Западной Европы до уровня, обеспечивающего возможность рыночного обслуживания государственного долга, сбалансированного по внешним и внутренним источникам уровня сбережений;
- уменьшение дисбалансов международной торговли и платежей, более быстрая динамика потребления в странах с высоким уровнем сбережения, сокращение уровня избыточных трудовых ресурсов в развивающихся странах;
- распространение современных технологий и стандартов потребления в развивающихся странах и превращение группы ведущих развивающихся стран в лидеры мирового экономического роста;
- развитие глобальных коммуникаций и экспансия относительно молодых рынков в Азии, Африке и Латинской Америке;
- трансформация мировой валютно-кредитной системы и приведение ее в соответствие изменяющимся соотношениям уровней и динамики экономического развития отдельных стран и регионов, появление новых мировых резервных валют.
Базовый–основной сценарий прогноза является относительно благоприятным. Динамика мирового ВВП в 2013-2030 гг. оценивается на уровне 3,5%, что ниже среднего роста в 2001-2008 гг. (около 4%), но примерно соответствует среднему темпу роста в период 1980-2010 годов. В то же время нарастание демографических, природных ограничений, а также повышение требований к финансовой сбалансированности будет препятствовать возвращению мировой экономики на высокие докризисные темпы роста в 4% и более в год. В среднесрочный период сценарий предполагает постепенные структурные реформы и оптимальные темпы фискальной консолидации, не подрывающие возможности роста. Среднегодовой глобальный рост в период до 2020 года составит 3,7%. Динамика развивающихся стран будет опережать динамику развитых, однако этот разрыв будет сокращаться. К концу второго десятилетия глобальный экономический рост замедлится до 3-3,5%, что будет связано с:
- сокращением численности трудоспособного населения в ведущих развитых странах и замедлением темпов роста трудовых ресурсов в развивающихся государствах;
- постепенным снижением роста производительности в быстрорастущих азиатских странах по мере сокращения разрыва со странами - лидерами;
- замедлением темпов роста производительности труда вследствие снижения темпов накопления основного капитала, ограничения финансирования фронта фундаментальных исследований и опытно-конструкторских разработок;
- усилением экологических ограничений, связанных с ростом затрат на обеспечение сохранения приемлемой среды обитания и экологических стандартов производства и потребления не только в развитых, но и в развивающихся странах.
Замедление темпов роста будет происходить на фоне трансформации сложившихся тенденций глобализации, смещения акцента с либерализации финансовых рынков к более свободному обмену технологиями и человеческим капиталом, переориентации ранее доминировавших в мировой экономике направлений движения капитала и других факторов производства, перестройки системы мировых валютно-кредитных отношений, формирования и укрепления новых региональных центров глобальных интеграционных процессов.
Динамика мировой торговли предполагает постепенное сокращение существующих дисбалансов. В американской экономике посткризисное восстановление будет опираться на рост инвестиций и увеличение нормы сбережения, потребление, напротив, будет расти в азиатских странах и прежде всего в Китае. Отсутствие роста мировых цен на сырьевые товары сократит торговый профицит в странах-экспортерах сырья. Растущая географическая диверсификация отраслевых и межотраслевых цепочек добавленной стоимости будет создавать условия для ускоренного развития процессов прямого иностранного инвестирования. При этом будет наблюдаться дальнейшее увеличение доли прямых инвестиций, направляемых в сектор услуг. Развитие транснациональных компаний, имеющих производственную базу в развивающихся странах, в ближайшее десятилетие станет одной из ведущих стратегий встраивания этих стран в мировую экономику и будет способствовать увеличению экспорта капитала из них в развитые и другие развивающиеся страны. В то же время развитые страны будут оставаться нетто-донорами прямых иностранных инвестиций. Более низкие трудовые и энергетические издержки во многих развивающихся регионах будут способствовать перемещению из развитого мира трудоемких и энергоемких производств, а также выходу этих стран на траекторию потенциального роста.
В долгосрочной перспективе повышается роль демографического барьера роста. Проблема изменения возрастного состава населения в пользу более пожилых возрастов и соответственно роста коэффициента демографической нагрузки будет актуальна для большинства стран, но наиболее остро ситуация сложится в Японии и странах Евросоюза. Это будет значительно сдерживать возможности экономического развития, несмотря на меры по увеличению активного возраста населения, особенно в условиях проведения политики ограничения миграции.
Другим ограничением экономического роста развитых стран в среднесрочной перспективе будет являться необходимость консолидации (снижения) бюджетных расходов для преодоления долгового кризиса и сокращения бюджетного дефицита в развитых экономиках. Ограничение бюджетных расходов будет проходить на фоне сохранения определенных стимулов предпринимательской и промышленной активности для сохранения потенциала экономического роста. Постепенно будут реализовываться структурные реформы для стимулирования потенциального объема производства, в том числе меры поддержки роста занятости и стабилизации рынка труда и меры по подготовке стран к решению проблем, связанных со старением населения.
В базовом сценарии предполагается, что экономика развитых стран будет расти в среднем на 1,5-2% в год. При этом удельный вес стран Еврозоны, США и Японии в общем объеме мировой экономики снизится с 40% в 2010 году до 28% в 2030 году.
Рост экономики США будет оставаться достаточно высоким. В 2013-2030 гг. экономика будет расти в среднем на 2% в год (в 1980-2010 гг. – 2,7%). При этом к концу первого десятилетия ожидается волна замедления роста численности населения в трудоспособном возрасте по мере выхода на пенсию населения военного бэби-бума. Пик этого замедления придется на середину второго десятилетия, после чего рост населения США в трудоспособном возрасте возобновится, но на уровне ниже 1% в год. Экономический рост будет обеспечиваться ростом инвестиций в исследования и разработки, что будет компенсировать снижение численности экономически активного населения. Рост производительности труда в прогнозный период составит 1,4-1,5% в год. При этом демографические тренды могут ослабить экономический рост в 2020-2030 годах.
Более сильные демографические ограничения, обусловленные тенденцией старения населения Еврозоны, будут сдерживать рост европейской экономики: среднегодовые темпы роста за период 2013-2030 гг. не превысят 1,5%, что ниже среднегодовых темпов роста со времени образования Евросоюза в 1991 году, достигавших без учета спада 2009 года почти 2%. Среднегодовой темп роста экономически активного населения существенно сократится: с 0,8% в среднем за период 1991-2010 гг. до 0,1% за период 2013-2030 годов. Рост экономики будет обеспечен ростом производительности труда в среднем на 1-1,2%, что примерно соответствует среднегодовому росту за период с 1991 по 2010 год.
В целом в мировой экономике будет сохраняться тенденция глобализации рынков с опережающим ростом мировой торговли и продолжающимся сокращением разрыва в уровне доходов между развивающимися и развитыми странами. Так, если ВВП по паритету покупательной способности на душу населения в Китае и Индии в 2010 году составил соответственно 16% и 8% от уровня США, то в 2020 году этот показатель увеличится соответственно до 28% и 11%, в странах СНГ этот показатель увеличится с 24% до 32% от уровня США. К 2030 году в Китае и Индии ВВП на душу населения от уровня США составят 39% и 15%, в странах СНГ – 43 процента.
Экономический глобальный рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, на долю которых будет приходиться более 40% всего мирового роста. Суммарно экономики этих двух стран в 2010 году обеспечили около 19% мирового выпуска, в 2020 году их размер превысит 26% от мирового ВВП, а к 2030 году – более 30%. Рост экономики Китая в период до 2030 года замедлится и составит в среднем 5,5-6% в год по сравнению со среднегодовым ростом на 10% в 1980-2010 годах. Уникальная демографическая ситуация, являвшаяся преимуществом Китая, будет постепенно превращаться в сдерживающий фактор развития. Темпы роста трудовых ресурсов начали замедляться уже после 2011 года, а начиная с 2015 года до конца прогнозного периода в Китае ожидается ускорение сокращения экономически активного населения. Значительное сдерживающее влияние будут оказывать энергетические и экологические барьеры. В то же время, учитывая относительно невысокий базовый уровень, среднегодовые темпы роста производительности труда будут существенно выше, чем в развитых странах – на уровне 6% в среднем за год. В 2017 году экономика Китая обгонит экономику США и станет крупнейшей в мире.
Неблагоприятные демографические тренды будут ослаблять экономический рост и в других развивающихся странах, в Индии и Бразилии рост трудовых ресурсов уже в середине второго десятилетия не превысит 1,5 процента.
Произойдет сдвиг мирового производства в Тихоокеанский и Индоазиатский регионы. В основном варианте прогноза объем мировой экономики к 2030 году увеличится по сравнению с 2010 годом в 2 раза.
Темпы прироста мировой экономики по вариантам прогноза
Варианты | 2010 г. | 2011-2015 гг. | 2016-2020 гг. | 2021-2025 гг. | 2026-2030 гг. | 2030 г. к 2010 г., раз | |
Мир | основной А | 5,1 | 3,6 3,1 | 3,8 3,0 | 3,4 2,8 | 3,2 2,3 | в 2,0 в 1,7 |
США | основной А | 2,4 | 2,2 1,5 | 2,2 1,5 | 2,0 1,5 | 2,1 1,4 | в 1,5 в 1,3 |
Доля США в мире* | основной | 19,3 | 18,6 | 17,3 | 16,1 | 15,1 | |
Еврозона | основной | 2,0 | 0,6 | 1,8 | 1,6 | 1,6 | в 1,3 |
А | 0,2 | 1,1 | 1,1 | 0,8 | в 1,2 | ||
Доля Еврозоны в мире* | основной | 15,3 | 14,0 | 12,4 | 11,3 | 10,4 | |
Япония | основной | 4,5 | 0,8 0,5 | 1,0 0,4 | 0,9 0,4 | 0,8 0,0 | в 1,2 в 1,1 |
А | |||||||
Доля Японии в мире* | основной | 5,8 | 5,3 | 4,7 | 4,1 | 3,7 | |
Китай | основной А | 10,4 | 8,1 7,6 | 6,2 5,5 | 5,1 4,4 | 4,2 3,3 | в 3,1 в 2,8 |
Доля Китая в мире* | основной | 13,6 | 15,6 | 18,1 | 19,9 | 21,1 | |
СНГ без России | основной А | 6,0 | 4,5 4,0 | 5,3 4,5 | 4,9 4,1 | 4,1 3,3 | в 2,5 в 2,2 |
Доля СНГ без России в мире* | основной | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 |
*По паритету покупательной способности, сопоставления 2008 года
Экономический рост в странах СНГ в целом будет опережать рост мировой экономики. Страны по-прежнему будут сильно зависеть от экономической динамики России и уровня интеграционных связей Единого экономического пространства, а динамика цен на энергоресурсы будет оказывать на рост экономик стран Содружества разнонаправленное влияние.
Темпы роста ВВП стран Таможенного Союза и Украины, %
2010 г. | 2011 г. | 2012-2030 гг. | 2030 г. к 2010 г., раз | |
Белоруссия | 7,7 | 5,3 | 3,8 | в 2,2 |
Украина | 4,1 | 5,2 | 5,1 | в 2,7 |
Казахстан | 7,3 | 7,5 | 5,5 | в 3,0 |
Прекращение роста цен на нефть будет ограничивать рост внутреннего спроса в нефтедобывающих экономиках и вести к коррекции стоимости национальных валют. Прежде всего это касается экономик России, Казахстана, Азербайджана. Развитие интеграционных процессов станет дополнительным фактором роста экономик Казахстана, России и Белоруссии. При этом наибольшее позитивное влияние интеграция может оказать на экономику Белоруссии при условии достижения устойчивости платежного баланса и бюджетной системы. В условиях отсутствия воздействия внешних и внутренних шоков возможности роста белорусской экономики до 2030 года оцениваются около 4 процентов.
В Казахстане перспективы экономического роста до 2030 года будут определяться достаточно благоприятной демографической ситуацией и расширением сырьевой базы роста. Промышленная политика будет сконцентрирована на увеличении производства нефти, развитии транспортного машиностроения и реализации долгосрочных инфраструктурных проектов. В долгосрочной перспективе экономический рост может опираться на усовершенствованную региональную транспортную инфраструктуру, которая будет способствовать развитию ряда отраслей, связанных с экспортным и энергетическим секторами. При этом должны продолжаться реформы, направленные на диверсификацию экономики и развитие несырьевой промышленности. В этом случае среднегодовые темпы роста экономики Казахстана на протяжении всего прогнозного периода будут составлять около 5,5% с тенденцией к некоторому замедлению к 2030 году.
На Украине сохранится сильная зависимость экономической динамики от экспорта. Спрос со стороны основных экспортных рынков (России и ЕС) останется очень важным источником роста, так же как и динамика мировых цен на сталь. Относительно низкая база позволит украинской экономике поддерживать темпы роста, существенно превышающие среднеевропейский уровень. Вероятно расширение дефицита счета текущих операций, связанное с ростом внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, что может привести к периодическим шоковым коррекциям в экономике. В целом долгосрочная траектория роста закрепится немного выше 5% с некоторым замедлением к концу периода.
Реализация ряда негативных рисков, которые могут вести к более низкому росту мировой экономики, представлена в варианте А.
Вариант А предполагает возможность замедления темпов роста мировой экономики, вызванного более жесткой необходимостью решения проблем уменьшения и ликвидации глобальных финансовых, валютно-кредитных и структурных диспропорций, накопившихся во время фазы подъема длинного цикла, начавшейся во второй половине ХХ века. Эти диспропорции проявились, но не были ликвидированы в ходе мирового кризиса 2008-2009 годов, что вызвало резкое замедление темпов восстановления мировой экономики с признаками начала в 2012-2013 гг. длительной депрессии в развитых странах Европы и в Японии.
Замедление темпов в 2013-2020 гг. может происходить на фоне относительного ослабления тенденций финансовой глобализации, переориентации ранее доминировавших в мировой экономике направлений движения капитала и других факторов производства, перестройки системы мировых валютно-кредитных отношений, формирования и укрепления новых региональных центров глобальных интеграционных процессов.
Факторами более существенного по сравнению с основным вариантом торможения экономического роста в 2013-2030 гг. также могут стать более значительное сокращение численности трудоспособного населения в ведущих развитых странах, замедление темпов роста производительности труда и усиление экологических ограничений.
В условиях реализации варианта А за период 2013-2020 гг. среднегодовой рост экономики США замедлится до 1,4%, Еврозоны будет менее 1%, ВВП Китая будет находиться на уровне 6%, динамика стран БРИК замедлится до 5,4% (6,2% в основном варианте), рост мировой экономики замедлится до 3% (3,7% в основном варианте), а ее объем в 2030 году увеличится по отношению к 2010 году в 1,7 раза.