Система управления производством «Канбан».Основные правила системы «Канбан».
Система управления производством «Канбан» -система оперативного планирования производственных запасов и материальных потоков между отдельными производственными операциями. Система управления производством и снабжением, разработанная в Японии (фирмой "Тойота") с использованием методов логистики. Основными принципами функционирования системы являются своевременнаяпоставка продукции заказчику, усиленный контроль за качеством продукции на всех этапах производства, тщательная наладка оборудования, исключающая выпуск брака, сокращение числа поставщиков комплектующих изделий,максимальное приближение предприятий смежников к месту расположения головного, как правило, сборочного завода.
Сущность системы КАНБАН.При помощи системы канбан регулируется количество выпускаемой на заводе продукции. Главное преимущество системы канбан заключается в предотвращении перепроизводства. Цель системы канбан — производить только необходимую продукцию в требуемом количестве и в нужное время.
На все производственные участки завода, включая линии конечной сборки, строго по графику поставляется именно то количество сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, которое действительно необходимо для ритмичного выпуска точно определенного объема продукции. Канбан система - система эффективной синхронизации многоэтапного производства и материально-технического обеспечения, осуществляемая с помощью карточек производственного заказа и карточек отбора (карточек канбан).
Канбан - карточка или табличка, прикрепляемая к контейнеру с материалами, которая координирует подачу и отгрузку материалов на производственной линии.
Канбан карточки прикрепляются к комплектующим изделиям, поступающим на конвейерную линию, и формирующих своим обращением текущий производственный график адаптивного типа.
На карточке: наименование детали; номер детали; количество деталей; адрес получателя детали; адрес отправителя детали. Цвет карточки: Синий — производственный канбан (между производственной линией и зоной выдачи); красный — складской канбан (между складом и зоной выдачи); Зелёный — межцеховой канбан(между цехами, производствами заводами и.т.д.).
Cхема движения контейнеров с картами "канбан" – после завершения операций на предыдущем участке деталь с карточкой передается на промежуточный склад, откуда централизованно поступает на последующий участок обработки.
В системе канбан на предыдущих этапах производства выпускается ровно столько деталей, сколько было изъято последующим процессом. Закончив один процесс, рабочие изымают детали у предыдущего процесса. Они берут столько, сколько нужно, и тогда, когда нужно. Сигналом для изъятия служит заказ потребителя. Такая система производства называется вытягивающей.
Правила системы «Канбан»
1.Последующий технологический этап должен «вытягивать» необходимые изделия с предшествующего этапа в необходимом количестве, в нужном месте и в строго установленное время.
2.На участке производства выпускается такое количество изделий, какое «вытягивается» последующим участком.
3.Бракованная продукция никогда не должна поступать на последующие производственные участки.
4.Число карточек «Канбан» должно быть минимальным.
5.Карточки «Канбан» должны использоваться для приспособления производства к небольшим колебаниям спроса.
6.Производство продукции в больших количествах, чем указано в карточках, запрещается;
7.различные детали должны изготавливаться в той последовательности, в какой подавались карточки.
Необходимые условия для внедрения системы «Канбан»: сбалансированность производства; сокращение времени переналадки оборудования; автономный контроль качества продукции на рабочих местах.
Первый принцип — бирка должна находиться в таре с деталями или прикреплена к ним. Второй принцип — два канбана на рабочем месте, то есть на одном рабочем месте допускается иметь две нормы деталей. Этот принцип распространяется только на мелкие и средние детали, транспортировка которых осуществляется в специальной таре — данный принцип устанавливает время на транспортировку деталей. Третий принцип — отсутствие бракованных деталей на производственной линии (конвейере), так как если бракованные детали будут попадать на конвейер, будет отсутствовать стабильная работа транспортировщика и работа конвейера. Четвертый принцип — формирование новой схемы складского хозяйства:
- склад должен быть один, максимально приближённый к конвейеру;
- самообслуживание: транспортировщик движется по складу и сам собирает в тележку необходимые детали и сборочные единицы;
- деталии КИ в нужном количестведолжны быть подготовленныедля транспортировщика работниками склада, одним из самых важных факторов является отсутствие пересчёта, либо скорый пересчёт (мерная, ячеистая тара).
Применение JITв сервисе
Многие сервисные фирмы успешно используют систему ЛТ. Точно так же как в производстве, применимость каждого метода и использование соответствующих компонентов ЛТ зависят от характеристики рынка данной фирмы, технологии производства и технологического оборудования, профессиональной подготовки работников и общей культуры фирмы. В этом смысле сервисные фирмы мало отличаются от производственных.
Примеры JIT:группы для решения орг. проблем, поощрение за аккуратное отношение к работе,повышение качества, упорядочение производственных потоков, пересмотр применяемого оборудования, выравнивание загрузки мощностей, устранение ненужных видов деятельности, реорганизация обслуживающей инфраструктуры, внедрение «вытягивающего» (создающего среду для JIT) спроса, кооперация с партнерами.
Принципы успеха JIT:поддержка руководства, обязательность сотрудников, поощрение дисциплинированности.
1)Фирма Honeywell расширяет деятельность своих кружков качества, перенося опыт с производства в сервисные подразделения. Другие корпорации, причем совершенно разные, для улучшения, обслуживания используют похожие подходы. British Airways использовала кружки качества как основу своей стратегии для предоставления новых сервисных услуг.
2)Лидеры в сфере обслуживания, такие как Mc Donald's, Disneyland и Speedi-Lube, давно поняли важность аккуратного отношения к работе. Результатом их следования этому принципу является то, что быстрее протекают сервисные процессы, легче внести усовершенствование и потребители замечают, что качество обслуживания возрастает.
3)Повышение качества.Единственным рентабельным путем повышения качества является увеличение устойчивости производственного процесса. Высокое качество процесса обеспечивается непосредственно на месте выполнения технологической операции, что гарантирует постоянство и однородность выпускаемой продукции и услуг.
4)Упорядочение производственных потоков.Упорядочение потоков, основанное на
системе JIТ, может коренным образом улучшить выполнение процесса. Federal Express Corporation изменила схемы авиарейсов с "исходная точка—место назначения" на "исходная точка—узловой аэропорт", где груз перегружают на следующий самолет, направляющийся к месту назначения. Это было революцией в транспортной авиа индустрии.
5.Устранение ненужных видов деятельности. Операция, не создающая стоимости, является кандидатом на ликвидацию. Операция, которая создает стоимость, может быть кандидатом на усовершенствование для обеспечения стабильности технологического процесса или снижения времени выполнения задачи.
6.Внедрение "вытягивающего" спроса.
Вследствие специфического характера производства и потребления в сфере обслуживания для нормального функционирования сервисного бизнеса необходимо "вытягивание" спроса (реагирование на спрос). Поэтому многие сервисные фирмы переносят свои операции в "отдаленные точки" или места "контакта с потребителем".