Оценка качества труда работника, стимулирование и мотивация труда
Качество труда работника -Совокупность свойств процесса трудовой деятельности, обусловленные способностью и стремлением работника выполнить определенное задание в соответствии с установленными требованиями.
Оценка труда- мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства.
Цели проведения оценки труда персонала: 1) Рациональное использование специалистов. 2)Повышение эффективности труда работников, мотивации и ответственности за порученное дело. 3) Определение профессиональных качеств работников. 4) Планирование дальнейшего обучения персонала, разработка кадровых программ обучения и развития персонала 5)Планирование профессионального развития и карьеры. 6)Организация обратной связи сотрудникам о качестве их работы
Этапы оценки труда на конкретном рабочем месте предполагают: описание функций; определение требований; оценку по факторам (конкретного исполнителя); расчет общей оценки; сопоставление со стандартом; оценку уровня сотрудника; доведение результатов оценки до подчиненного.
В настоящее время на большинстве предприятий утвердился конкретный вид оценки работников - аттестация. Однако практика показала ее достаточно формальный характер и вследствие этого малую эффективность. Главная причина такого положения в несовершенстве методики оценки.
Варианты оценки труда персонала:
5. Балльный метод - один из наиболее широко используемых методов оценки труда, включает в себя определение степени проявления нескольких отдельных факторов, в результате – количественный рейтинг заданных критериев в баллах.
6. Метод «Управление по целям» - основан на оценке достижения работником намеченных организацией целей в установленные сроки, дорогостоящий метод.
7. Вынужденный выбор – метод основан на отборе наиболее характерных для данного работника характеристик, соответствующих эффективной и неэффективной работе. На основе балльной шкалы рассчитывается индекс эффективности.
8. Описательный метод - оценщик описывает преимущества и недостатки поведения работников по выбранным критериям, используя заранее составленные стандарты результативности труда.
9. Метод оценки по решающей ситуации - основан на использовании списка “правильного” и “неправильного” поведения работника в отдельных, так называемых “решающих” ситуациях.
10. Оценка“360° ” - сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами и подчиненными +самооценка.
11. Анкетирование - оценочная анкета (стандартизированный набор вопросов или пожеланий), сравнительная анкета, анкета заданного выбора (задаются основные характеристики и перечень вариантов поведения).
12. Метод классификации. Оценщик должен распределить всех работников поочередно, от лучшего до худшего, по какому-нибудь одному общему критерию.
Стимулирование труда-система сознательно организуемых форм и методов воздействия на коллектив и отдельных работников для обеспечения их заинтересованности в высокоэффективном труде.Мотивация-Внешние или внутренние побуждения субъекта к деятельности во имя достижения определенных целей.
Стимулы— это внешние раздражители, способствующие повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека. Стимулами являются вознаграждение, повышение по службе, управленческое воздействие руководителя, страх, ответственность, стремление к самовыражению и многие другие. Т.о., стимулы — это блага (предметы, ценности и т. п.), которые могут удовлетворить потребности человека при выполнении им определенных действий.
Отличие стимулов от мотивовзаключается в том, что стимулы характеризуют определенные блага, а мотивы — стремление человека получить их.
Та или иная форма стимуляции труда только тогда становится побудительной силой, когда превращается в мотив, т. е. когда принимается личностью, отвечает какой-либо потребности человека. Например, чтобы денежная премия стала мотивом поведения и деятельности работника, необходимо осознать ее как справедливое вознаграждение за труд. Тогда стремление человека заслужить премию способствует повышению эффективности труда.