Инновации как фактор развития отрасли
Одной из приоритетных целей развитых стран любого рынка мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокого уровня жизни населения.
Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей экономики. Россия перед стратегическим выбором, от которого зависит ее экономическое развитие в предстоящие десятилетия. Необходимость такого выбора обусловлена как внутренними, так и внешними причинами.
Российская экономика в последние годы заметно оживилась, однако снижающиеся приросты свидетельствуют об исчерпании внутренних резервов развития. Необходимо шире использовать внутренние источники экономического роста, в числе которых инновации.
Имеются и внешние факторы, заставляющие менять стратегию. Развитие страны на протяжении последних двух с лишним веков в процессе технологической эволюции прошло 5 волн, каждая из которых сформировала определенный тип технологического уклада. Последний, пятый уклад начал формироваться с середины 80-х годов, его основой стали достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, в освоении космического пространства, спутниковой связи и т. д.
На этом фоне начался переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирование инвестиций. Развитые страны разрабатывают шестой технологический уклад, который будет определять конкурентоспособность продукции на мировых рынках в 10 – 20-е годы XXI века. В экономике России прослеживается наличие одновременно третьего, четвертого и пятого укладов с преобладанием третьего и четвертого. Если Россия не включится в процесс разработки шестого технологического уклада, то может оказаться далеко от мирового научно – технического прогресса, под контролем мощных высокотехнологических транснациональных компаний, будет оставаться поставщиком природного сырья и рынком сбыта далеко не лучшей импортной продукции.
Одно из главных условий вхождения России в категорию развитых стран – активная инновационная политика во всех отраслях национальной экономики и, прежде всего, в промышленности.
Результатом инновационной деятельности является интеллектуальный продукт. Интеллектуальным продуктом называют результат деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения потребностей (в товарной или нетоварной формах) его потребителей.
К интеллектуальному продукту относятся:
· научно – техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, экспортные системы, модели, изобретения, рационализаторские предложения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия;
· продукция информатики − программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, радио и телепрограммы и др.;
· продукты культуры.
Выделяют три типа инноваций: продуктные; технические и процессные; организационно-управленческие.
Продуктные инновации являются самым распространенным типом инноваций, при этом их характер различается от предприятия к предприятию. Для одних − это полная смена ассортимента или существенное расширение номенклатуры, выходящее за пределы традиционного профиля, для других − повышение потребительских качеств продукции традиционного профиля с учетом запросов потребителя. Выпуск новой продукции осуществляется иногда на старом оборудовании без изменения технологии, в других случаях освоение новой продукции сопровождается внедрением новой для предприятия технологии и закупкой соответствующего оборудования.
Технические инновации − это введение в эксплуатацию нового оборудования. Эти инновации обусловлены переходом к выпуску новой продукции или необходимостью значительного улучшения качества уже выпускаемых изделий. Процессные инновации дают возможность использовать новые технологические процессы для производства как традиционных, так и новых товаров.
Организационно-управленческие инновации призваны сопровождать освоение новой продукции. Они характеризуются организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях руководства предприятием. Помимо изменения структуры управления организационно-управленческие инновации включают и другие мероприятия, целью которых является повышение эффективности и совершенствование методов управления производством и персоналом. В качестве управленческих нововведений могут также рассматриваться инновации в социально-трудовой сфере.
Инновации для российских предприятий являются главным средством сохранения своих позиций на рынке.
Жизненный цикл инноваций охватывает 4 этапа . На первом этапе осуществляются фундаментальные исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания.
Для второго этапа характерны прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер.
На третьем этапе подготавливается конструкторско – технологическая документация, а промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий.
Четвертый этап – коммерциализация новшества - продолжается от момента запуска его в производство до появления на рынке в качестве товара.
Потребность в инновации в наибольшей степени актуальна на последнем этапе жизненного цикла товара. Однако создание инновационного задела и постоянное внедрение новых разработок являются основой успеха деятельности промышленных предприятий. В российской практике предприятия, успешно осуществляющие инновационную деятельность, стремятся внедрять каждый год в производство и выводить на рынок на менее 2-3 новых разработок. При выводе продукции на рынок для инноваторов наиболее уязвимыми остаются такие виды деятельности, как политика ценообразования и создание каналов сбыта. В части ценообразования предприятие может руководствоваться той или иной методологией определения цены в зависимости от конкретных тактических задач продвижения своей продукции на рынок и удержания определенной его доли.
Инновации на предприятиях носят комплексный характер, разные типы инноваций связанны по целям и результатам внедрения. Комплексные инновации − взаимосвязанные изменения в ассортименте продукции, в технологии и оборудовании, в организации управления.
Выделяют также восходящие (исследования, генерирующие новые знания) и нисходящие инновации (разработки продукции для рынка на основе имеющихся знаний).
Выход российских товаров на мировые рынки показывает низкую конкурентоспособность отечественных технологий и наукоемкой продукции. Доля наукоемкой продукции в экспорте российской обрабатывающей промышленности составляет менее 1%. Доля России в общемировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукции оценивается в 0,3%
Число инновационно – активных предприятий промышленности возросло . При этом инновационные процессы часто не направлены на повышение конкурентоспособности российских товаров. Доля инновационной продукции в выпуске промышленности снижается, а увеличение объемов производства происходит за счет тиражирования старых образцов.
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции наиболее высока в машиностроении и металлообработке (10,3%), химической и нефтехимической промышленности (6,9%),пищевой промышленности (5,4%), черной металлургии (4,8%). В электроэнергетике и топливной промышленности она составляет 1,2% и1%соответственно. В среднем доля инновационной продукции в промышленности составляет 4,4%.