Показатели рыночной власти фирм
Понятие «рыночной» или «монопольной власти» базируется на сравнении анализируемых рынков с рынком совершенной конкуренции. Наиболее типичным индикатором при этом является взаимосвязь «предельные издержки – цена». Чем больше цена фирмы отклоняется от предельных издержек, тем больше рыночная власть фирмы, и, соответственно, несовершеннее рассматриваемый рынок. Основным свидетельством рыночной власти фирмы являются полученная прибыль и величина доходности капитала.
Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть фирмы, называют показателями монопольной власти. К ним относят:
К числу таких показателей относят:
· коэффициент Бейна (норма экономической прибыли);
· коэффициент Лернера;
· коэффициент Тобина;
· коэффициент Папандреу.
Все эти показатели основаны на оценке либо экономической прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками.
Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль, получаемую на единицу инвестированного капитала:
(1.9)
где: — бухгалтерская прибыль; - нормальная прибыль; - собственный капитал фирмы.
В условиях совершенной конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма прибыли будет одинаковой (нулевой) для всех видов активов. Если норма прибыли какого-либо актива фирмы выше конкурентной нормы, то этот вид инвестирования становится более предпочтительным, а рынок не конкурентным.
Нормальная прибыль представляет собой разницу между бухгалтерской и экономической прибылью. Для акционерных обществ нормальная прибыль равна максимальному доходу, который бы получили акционеры, инвестировав свои средства в другие проекты с тем же уровнем риска. Для определения уровня риска принято сравнивать возможные проекты инвестирования с вложением денег в государственные ценные бумаги, имеющие нулевой уровень риска.
Существует ряд сложностей при исчислении коэффициента Бейна. Во-первых, проблематично разграничение экономической и бухгалтерской прибыли. В расчетах часто используют бухгалтерские величины, что приводит к искажению реальной стоимости капитала и амортизации.
Во-вторых, при проведении расчетов необходимо учитывать расходы на нематериальные активы (реклама, научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки). Осуществляются эти расходы, как правило, единовременно, а доход приносят в течение нескольких лет. Если в издержки не включается размер амортизации нематериальных активов, то норма доходности искажается.
В-третьих, для сравнения норм доходности инвестирования капитала необходимо учитывать степень рискованности капиталовложений. В странах с развитым финансовым рынком, если акции компании котируются на бирже, то оценить рискованность вложений можно, используя ряд соответствующих показателей.
Индекс (коэффициент) Лернера является показателем степени конкурентности рынка. Его применение базируется на использовании данных о предельных издержках фирмы и эластичности спроса.
При условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом через показатель эластичности спроса по цене. Исходя из этого положения, Лернер предложил индекс, определяющий монопольную власть:
(1.10)
где: Р - цена; МС - предельные издержки; Ed- ценовая эластичность спроса.
Если эластичность спроса не зависит от цены, то индекс Лернера постоянен. Интервал значений индекса находятся от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть фирмы. Следовательно, индекс, равный нулю, характеризует рынок совершенной конкуренции, а равный единице — монополии.
При расчете индекса возникают трудности, связанные с отсутствием информации о предельных издержках фирмы. Определить величину предельных издержек можно по формуле:
(1.11)
где: AVC - средние переменные издержки; r - нормальная норма прибыли; d — норма амортизации (в долях); К — величина капитальных активов; Q - объем выпуска продукции.
Если в расчетах использовать прямые средние издержки вместо предельных, то величина будет отклоняться от коэффициента Лернера тем сильнее, чем выше норма прибыли, амортизации и величина капитальных активов и чем ниже величина Q.
Индекс Лернера связывают с показателем концентрации продавцов на рынке олигополии, если рынок описывается моделью Курно. Для i-ой фирмы, согласно модели, предельная выручка составит:
(1.12)
В модели Курно предполагается, что устанавливающая объем продаж i-ая фирма исходит из того, что объем продаж другой фирмы неизменен, то есть.:
(1.13)
Умножив второе слагаемое на Р/Р и Q/Q и приняв предельную выручку как предельные издержки, получим индекс Лернера:
· для фирмы:
(1.14)
где: — рыночная доля фирмы; -ценовая эластичность спроса;
· для отрасли:
(1.15)
где: HHI- индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана.
Экономисты Кларк, Дэвид и Уотерсон установили зависимость индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности ценовой политики фирм:
· для фирмы:
(1.16)
· для отрасли:
(1.17)
где — показатель согласованности ценовой политики фирм.
Показатель принимает значения от нуля (модель равновесия Курно) до единицы (заключение картельных соглашений между фирмами). Чем выше согласованность ценовой политики фирм, тем ниже становится зависимость индекса Лернера от доли, которую занимает фирма на рынке или от концентрации фирм для отрасли.
Показатель можно определить, построив линейную регрессионную модель зависимости индекса Лернера от доли фирмы на рынке:
(1.18)
где .
Согласно модели Курно, при картельном соглашении индекс Лернера не зависит от доли продавцов, а при некорпоративном поведении фирм — линейно зависит (а=0).
Коэффициент Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (рыночная цена ее акций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени:
(1.19)
где: СР - рыночная стоимость активов фирмы; Св - восстановительная стоимость активов фирмы.
Преимущество этого индекса в том, что он прост в расчетах, т.к. не использует параметры норм доходности и предельных издержек. Индекс Тобина принимает значение выше единицы в том случае, если оценка активов фирмы фондовым рынком выше их восстановительной стоимости. В этом случае фирма получила, либо ожидает получить положительную экономическую прибыль. Как показывают следования, фирмы с высоким значением индекса обладают монопольной рентой: т.е. или выпускают уникальные товары или используют уникальное оборудование. Небольшое значение qi позволяет сделать вывод о том, что фирма действует на конкурентном или регулируемом рынке.
Коэффициент монопольной власти Папандреу (коэффициент проникновения) показывает в процентном отношении изменение объема продаж данной фирмы при изменении цен конкурентов на аналогичную продукцию на один процент:
(1.20)
где: - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; - цена конкурента; - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, который определяется как отношение потенциального увеличения выпуска продукции к росту объема спроса на товар, вызванного понижением цены (0 1).
Выражение определяет перекрестную эластичность спроса на товар фирмы, т.е. показывает возможность переключения спроса потребителей на товар фирм-конкурентов. Коэффициент характеризует возможность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем выше любой из этих сомножителей, тем ниже монопольная власть фирмы.
Коэффициент Папандреу характеризует наличие товаров-заменителей на рынке и ограничения по мощности конкурентов и основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. При наличии монопольной власти влияние на объем продаж фирмы изменений цены других конкурентов весьма низкое. В то же время показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не является показателем монопольной власти, т.к. его величина зависит от двух факторов, противоположно влияющих на монопольную власть: от числа фирм, действующих на рынке и от уровня заменяемости товара. Чем выше число фирм, действующих на рынке, тем ниже их взаимозависимость и ниже показатель перекрестной эластичности. На рынке совершенной конкуренции и на рынке монополии перекрестная эластичность спроса стремится к нулю. В то же время влияние ценовой политики других фирм зависит от ограничения по производственной мощности, т.е. от возможности увеличить объем своих продаж. Следует отметить, что в практических расчетах коэффициент Папандреу используется редко.