Глобализация или американизация?
Едва ли Вы найдете крупные города на земле без кафе McDonalds, не покрытые сетью вещания MTV и где люди не носили бы джинсы Levi's.
Мы же рассмотрим пример Walt Disney Company, которая была основана в 1923 г. и является второй по величине медиакорпорацией в мире после Time Warner. Компания работает по четырем основным направлениям: производство кинофильмов (студии Walt Disney Pictures, Touchstone, Hollywood Pictures и Miramax), тематические парки и курорты (Walt Disney World и Disneyland), потребительские продукты и медиа. По итогам 2005 финансового года доходы The Walt Disney Company составили 32 млрд дол.
Большую часть продуктов Disney легко экспортировать, так как герои мультфильмов долго были популярны за границей.
Следует заметить, что Disney фактически не владеет парками в полном объеме, но получает лицензионные платежи и бесплатную рекламу своих товаров. Диснейленд Токио, открытый в 1982 г., был успешным проектом. Сложнее дела обстоят в Европе, где ЕвроДисней, был охарактеризован как «культурный Чернобыль». Стало ясно, что концепция товара может быть универсальной, однако она требует адаптации с учетом особенностей локальной культуры, национального законодательства и даже производственных возможностей. Интересы и потребности потребителей в разных странах отнюдь не одинаковы. Компания изменила название на Диснейленд Париж, потом, с учетом национальных особенностей, изменилось и предложение.
Рассмотрим стратегию компании на примере Китая, в котором в 80-х Disney начал показывать мультфильмы по телевидению. Disney показал старые мультфильмы, чтобы познакомить китайцев с основными героями Disney. Фильм Mulan был выпущен в мировой прокат в 1998 г. Кино было основано на древней китайской истории девочки, которая вступает в ряды в китайской армии, в то время, когда женщинам не разрешали бороться. Disney использовал фильм как способ проникнуть на китайский рынок. Потом Disney стал продвигать свои товары. Затем был построен парк в Гонконге.
Присутствие Disney на китайском рынке действительно дало стране потенциал для экономического роста, появились новые рабочие места. Создание таких мультфильмов, как «Русалочка», «Красавица и Чудовище» (Европа), «Книга Джунглей» (Южная Азия), «Мулан» (Китай), «Мухаммед, последний пророк» (Ближний Восток), «Король Лев» (Африка), к сожалению, не главная цель компании, а лишь средство для получения максимально возможной прибыли.
В марте 2006 г. компания Disney объявила об инвестировании средств в российскую анимацию и о создании российского подразделения, которое будет контролировать все проекты Disney в России. Интерес Walt Disney к российскому кинопроизводству связан с увеличением доли отечественного кино в кассовых сборах – в 2005 г. она составила около 30% от 346 млн дол., которые заплатили зрители России и СНГ за билеты. При этом мультипликационные фильмы собрали в России более 15 млн дол., из них на долю единственного российского мультфильма в широком прокате «Алеша Попович и Тугарин Змей» пришлось 1,73 млн дол. Однако к окончательному решению об инвестициях в российскую анимацию, считают участники рынка, Disney подтолкнул успех фильма «Князь Владимир», который за первый уикенд собрал более 2 млн дол. – больше, чем «Шрек-2».
Всемирные коммуникации, такие как Интернет, спутниковая связь и т.д., обеспечивают качественный скачок в способности различных стран использовать информацию, становясь, таким образом, участником глобального информационного пространства. Далее складывается единая глобальная взаимосвязанная экономика, в рамках которой разрушается национальная замкнутость, сбыт изделий внутреннего производства во все возрастающей степени определяются нуждами внешней торговли, а также происходит ускорение финансовых потоков и движения капитала через национальные границы, увеличение миграции рабочей силы из одной страны в другую, расширение позиций многонациональных корпораций, чьи филиалы разбросаны по всему миру и связаны через электронные сети, упрощение технологического обмена. В области природных ресурсов какой-либо национальный суверенитет лишен, с позиции глобализации, всякого смысла и все страны функционируют в ситуации дефицита ресурсов, вследствие чего вынуждены взаимодействовать в деле жизнеобеспечения на планете.
Необходимо отметить, что процесс глобализации идет на микро- (политика компаний) и макро- (внешняя государственная политика) уровнях. Оба уровня находятся в тесной взаимосвязи, но не всегда цели и интересы государства и компаний совпадают.
Единого мнения о противоречиях, возникающих в процессе глобализации, не существует. Это можно объяснить тем, что глобализация – это комплекс процессов, происходящих в таких сферах, как экономика, технология, политика, социальная сфера. Основные импульсы глобализации действительно идут именно от экономики. Как правило, рассматриваются такие проблемы этого процесса, как разрушительность глобальной конкуренции, конвертирование «мировой» валюты в сырьевые ресурсы других стран, увеличение разрыва между развитыми странами и всем остальным миром, проблемы глобальной экономической безопасности, серьезное обесценение ресурсов при одновременном возрастании значения технологий и знаний, неравномерность распределения трудовых ресурсов и т.д.
Экономической основой глобализации является повсеместное распространение рыночной экономики. Теперь конкуренция реализуется на мировом уровне, постепенно проникая во все сферы социокультурной системы. На самом деле, защищая собственные экономические интересы, каждая страна сражается за свою социокультурную модель. Именно через рынок, формируя вкусы потребителей, можно навязать определенные ценности конкретной страны. В подтверждение приведем фрагмент доклада Б. Клинтона о положении страны в 2000 г.: «Для полномасштабной реализации возможностей нашей экономики мы обязаны выйти за пределы наших границ и подготовить условия для такой революции, которая сметет барьеры и сформирует новые связи между государствами и людьми, экономическими системами и культурами, а именно – для глобализации» (доктрина «Формирование мира»).
Охватывая не только экономику, но и все другие сферы общественной жизни, глобализация сегодня выражается в установке единых правил для всех.
Компании несут ценности определенной страны, как правило, страны базирования. Это защищает экономические интересы определенных стран, а как известно лучшая защита – это нападение.
Основа сегодняшней глобализации – массовое производство, массовое потребление, массовая культура. Западные компании часто устанавливают стандарты качества, появляясь на внутренних рынках. Это является и благом для местных потребителей и стимулом для национальных компаний к повышению стандартов. В то же самое время это может нести угрозу не только национальным производителям, но и культурным традициям страны, национальным интересам.
Вопросы
1. Каким вы видите будущее процесса глобализации?
2. Что является корнем проблем, возникающих в процессе глобализации, по вашему мнению?
3. Какие пути решения проблем, возникающих в процессе глобализации, вы видите?
Задачи
1. Если Россия продает в Германию природный газ, а Германия в Россию – станки, можно ли считать это международным разделением труда, международной кооперацией труда, международным разделением других факторов производства или первым, вторым и третьим вместе?
2. Россия купила в Польше сушеный картофель, произведенный совместным российско-польским предприятием. Какие формы международной экономики были задействованы в этой сделке?