Глобализация или американизация?

Едва ли Вы найдете крупные города на земле без кафе McDonalds, не покрытые сетью вещания MTV и где люди не носили бы джинсы Levi's.

Мы же рассмотрим пример Walt Disney Company, которая была основа­на в 1923 г. и является второй по величине медиакорпорацией в мире после Time Warner. Компания работает по четырем основным направлениям: производство кинофильмов (студии Walt Disney Pictures, Touchstone, Hollywood Pictures и Miramax), тематические парки и ку­рорты (Walt Disney World и Disneyland), потребительские продукты и медиа. По итогам 2005 финансового года доходы The Walt Disney Company составили 32 млрд дол.

Большую часть продуктов Disney легко экспортировать, так как герои мультфильмов долго были популярны за границей.

Следует заметить, что Disney фактически не владеет парками в полном объеме, но получает лицензионные платежи и бесплатную рекламу своих товаров. Диснейленд Токио, открытый в 1982 г., был успешным проек­том. Сложнее дела обстоят в Европе, где ЕвроДисней, был охарактери­зован как «культурный Чернобыль». Стало ясно, что концепция товара может быть универсальной, однако она требует адаптации с учетом осо­бенностей локальной культуры, национального законодательства и даже производственных возможностей. Интересы и потребности потребите­лей в разных странах отнюдь не одинаковы. Компания изменила назва­ние на Диснейленд Париж, потом, с учетом национальных особенностей, изменилось и предложение.

Рассмотрим стратегию компании на примере Китая, в котором в 80-х Disney начал показывать мультфильмы по телевидению. Disney пока­зал старые мультфильмы, чтобы познакомить китайцев с основными героями Disney. Фильм Mulan был выпущен в мировой прокат в 1998 г. Кино было основано на древней китайской истории девочки, которая вступает в ряды в китайской армии, в то время, когда женщинам не раз­решали бороться. Disney использовал фильм как способ проникнуть на китайский рынок. Потом Disney стал продвигать свои товары. Затем был построен парк в Гонконге.

Присутствие Disney на китайском рынке действительно дало стране потенциал для экономического роста, появились новые рабочие места. Создание таких мультфильмов, как «Русалочка», «Красавица и Чудови­ще» (Европа), «Книга Джунглей» (Южная Азия), «Мулан» (Китай), «Мухаммед, последний пророк» (Ближний Восток), «Король Лев» (Аф­рика), к сожалению, не главная цель компании, а лишь средство для получения максимально возможной прибыли.

В марте 2006 г. компания Disney объявила об инвестировании средств в российскую анимацию и о создании российского подразделения, ко­торое будет контролировать все проекты Disney в России. Интерес Walt Disney к российскому кинопроизводству связан с увеличением доли отечественного кино в кассовых сборах – в 2005 г. она составила около 30% от 346 млн дол., которые заплатили зрители России и СНГ за биле­ты. При этом мультипликационные фильмы собрали в России более 15 млн дол., из них на долю единственного российского мультфильма в широком прокате «Алеша Попович и Тугарин Змей» пришлось 1,73 млн дол. Однако к окончательному решению об инвестициях в российскую анимацию, считают участники рынка, Disney подтолкнул успех фильма «Князь Владимир», который за первый уикенд собрал более 2 млн дол. – больше, чем «Шрек-2».

Всемирные коммуникации, такие как Интернет, спутниковая связь и т.д., обеспечивают качественный скачок в способности различных стран использовать информацию, становясь, таким образом, участником гло­бального информационного пространства. Далее складывается единая глобальная взаимосвязанная экономика, в рамках которой разрушается национальная замкнутость, сбыт изделий внутреннего производства во все возрастающей степени определяются нуждами внешней торгов­ли, а также происходит ускорение финансовых потоков и движения ка­питала через национальные границы, увеличение миграции рабочей силы из одной страны в другую, расширение позиций многонациональ­ных корпораций, чьи филиалы разбросаны по всему миру и связаны через электронные сети, упрощение технологического обмена. В облас­ти природных ресурсов какой-либо национальный суверенитет лишен, с позиции глобализации, всякого смысла и все страны функционируют в ситуации дефицита ресурсов, вследствие чего вынуждены взаимодей­ствовать в деле жизнеобеспечения на планете.

Необходимо отметить, что процесс глобализации идет на микро- (поли­тика компаний) и макро- (внешняя государственная политика) уровнях. Оба уровня находятся в тесной взаимосвязи, но не всегда цели и инте­ресы государства и компаний совпадают.

Единого мнения о противоречиях, возникающих в процессе глобализа­ции, не существует. Это можно объяснить тем, что глобализация – это комплекс процессов, происходящих в таких сферах, как экономика, тех­нология, политика, социальная сфера. Основные импульсы глобализа­ции действительно идут именно от экономики. Как правило, рассмат­риваются такие проблемы этого процесса, как разрушительность глобальной конкуренции, конвертирование «мировой» валюты в сырь­евые ресурсы других стран, увеличение разрыва между развитыми стра­нами и всем остальным миром, проблемы глобальной экономической безопасности, серьезное обесценение ресурсов при одновременном воз­растании значения технологий и знаний, неравномерность распределе­ния трудовых ресурсов и т.д.

Экономической основой глобализации является повсеместное распрос­транение рыночной экономики. Теперь конкуренция реализуется на ми­ровом уровне, постепенно проникая во все сферы социокультурной сис­темы. На самом деле, защищая собственные экономические интересы, каждая страна сражается за свою социокультурную модель. Именно че­рез рынок, формируя вкусы потребителей, можно навязать определенные ценности конкретной страны. В подтверждение приведем фрагмент доклада Б. Клинтона о положении страны в 2000 г.: «Для полномас­штабной реализации возможностей нашей экономики мы обязаны вый­ти за пределы наших границ и подготовить условия для такой револю­ции, которая сметет барьеры и сформирует новые связи между государствами и людьми, экономическими системами и культурами, а именно – для глобализации» (доктрина «Формирование мира»).

Охватывая не только экономику, но и все другие сферы общественной жизни, глобализация сегодня выражается в установке единых правил для всех.

Компании несут ценности определенной страны, как правило, страны базирования. Это защищает экономические интересы определенных стран, а как известно лучшая защита – это нападение.

Основа сегодняшней глобализации – массовое производство, массо­вое потребление, массовая культура. Западные компании часто устанавливают стандарты качества, появляясь на внутренних рынках. Это яв­ляется и благом для местных потребителей и стимулом для нацио­нальных компаний к повышению стандартов. В то же самое время это может нести угрозу не только национальным производителям, но и куль­турным традициям страны, национальным интересам.

Вопросы

1. Каким вы видите будущее процесса глобализации?

2. Что является корнем проблем, возникающих в процессе глобализа­ции, по вашему мнению?

3. Какие пути решения проблем, возникающих в процессе глобализа­ции, вы видите?

Задачи

1. Если Россия продает в Германию природный газ, а Германия в Россию – станки, можно ли считать это международным разделением труда, международной кооперацией труда, международным разделением других факторов производства или первым, вторым и третьим вместе?

2. Россия купила в Польше сушеный картофель, произведенный совместным российско-польским предприятием. Какие формы международной экономики были задействованы в этой сделке?


Наши рекомендации